Врач Тибетской медицины при дворе Николая II - Петр Бадмаев. Петр бадмаев и тайны тибетских лам Объяснение свойств лекарственных ингредиентов

Петр Бадмаев
У него было два имени. Никто не знал его возраста: сам он в 1920 году утверждал, что ему 110 лет, дочь - что 112. Его крестил Александр III. Говорили, что он имеет абсолютную власть над самим Распутиным. Что вылечил его от импотенции. Что консультирует царскую семью и, пользуясь своим положением, продвигает собственные креатуры на высшие государственные посты. Его и любили, и боялись - причем и монархисты, и революционеры в одинаковой степени. Точно известна только его фамилия - Бадмаев. Он - самый таинственный русский врач XX века.
Потомок Чингисхана
Датой своего рождения Бадмаев во всех документах называл… 1810 год (умер он в 1920-м).
Дочь его, появившаяся на свет в 1907 году, уверяла, что на момент ее рождения отцу было сто лет! Требуя выпустить его из тюрьмы, куда он в 1920 году попадал неоднократно (впрочем, к счастью, всегда ненадолго), Бадмаев писал: «Я, старик 109 лет, известный всей России»… Насчет известности он не преувеличивал - может, и в вопросе о возрасте был точен? Правда, строгий словарь Брокгауза и Эфрона без всякой романтики называет год его рождения: 1849. Никаких документов, подтверждающих эту дату, тем не менее нет. А по внешнему виду Бадмаеву легко можно было дать и 50, и 100. Мужской силы он не утратил до последних дней… Его отец, Засогол Батма, был скотоводом и кочевал по Агинской степи. Жамсаран (это имя дали ему при рождении) был самым младшим из семи сыновей, детство и раннюю юность провел возле отцовских стад. Старший ребенок в семье, Цультим (Сультим), шестилетним мальчиком был отобран ламами для обучения тибетской медицине в дацане. Отбор был очень строгий: исследовали слух, зрение, обоняние, осязание, определяли душевные качества ребенка. Обучение продолжалось двадцать лет. Цультим стал врачом Степной думы -- выборного органа бурят. Старый Засогол честолюбиво решил отправить одного из сыновей в классическую русскую гимназию в Иркутск. Встал вопрос - которого? Именно Цультим посоветовал послать младшего брата, Жамсарана. В 1854 году в Забайкалье разразилось моровое поветрие - тиф. Генерал-губернатором Восточной Сибири был граф Муравьев-Амурский, он приказал для борьбы с эпидемией найти самого сведущего в медицинской науке Тибета местного врача. Бурятский совет старейшин назвал Цультима. Семейное предание говорит, что тот потребовал роту солдат: «Лекарства - моя, солдата - ваша. Кордон держать». Эпидемию остановили. Согласно семейной легенде, на вопрос о награде Цультим ответил так: скрестил руки на груди и прикоснулся пальцами к плечам, намекая на офицерские погоны. Он хотел быть русским военным врачом. Губернатор написал в столицу о необычном целителе. В 1857 году Цультим был уже в Петербурге, лекарским помощником в Николаевском военном госпитале, а в 1860 году открыл аптеку тибетских лекарственных средств и вызвал к себе Жамсарана, который с золотой медалью окончил гимназию. В 60-е годы он жил у брата и перенимал у него врачебную науку Тибета. Бывал в православном храме Св. Пантелеймона Целителя. В эти годы, уже зрелым человеком, он принял важнейшее решение - креститься.
Сам он писал: «Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков. Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спасителя озарило все мое существо». Так у него появилось второе, русское имя - Петр. Но с буддизмом Бадмаев не порывал: когда в Петербурге был заложен дацан, буддийский храм, сын скотовода принял участие в финансировании строительства. Настоятель храма Св. Пантелеймона Целителя сам привез Бадмаева в Аничков дворец, где и произошла его встреча с крестным отцом - наследником престола, будущим Александром III. Государь-наследник спросил Жамсарана: до какого колена у бурят принято изучать свою родословную? - Принято до девятого, но я учил до одиннадцатого, потому что в одиннадцатом колене род наш происходит от Чингисхана, - был ответ.
Так потомок Рюрика окрестил потомка Чингисхана. Имя Бадмаев выбрал в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица. Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника после второго покушения на него (тогда Иоанн получил несколько ударов ножом).
Китай должен быть русским!
В 1871 году Петр Александрович поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно - в Медико-хирургическую академию. Оба учебных заведения он окончил с отличием, но его врачебный диплом остался в академии. Дело в том, что выпускник должен был давать клятву, что лечить будет лишь известными европейской науке средствами, - Бадмаев же мечтал посвятить себя врачебной науке Тибета, все секреты которой были собраны в старинном трактате «Жуд-Ши». По выходе из университета он попал в Азиатский департамент министерства иностранных дел и вскоре отправился в длительную экспедицию по Монголии, Китаю и Тибету. Как дипломат он прощупывал там политическую ситуацию: Россия боролась за влияние на Востоке. Как ученый Бадмаев вплотную занялся делом своей жизни -- переводом тибетского медицинского трактата.
После нескольких экспедиций Бадмаев-дипломат написал и подал государю памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМа и худо-бедно достроенной к началу восьмидесятых. План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет).
Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Крестный отец Бадмаева, к тому моменту уже двенадцать лет как император, наложил на письмо резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». (Советские источники переврали резолюцию - вместо «необычайно» написали «несбыточно». Отчего же несбыточно? Проживи Александр подольше, может, и Китай был бы наш)…
За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника. Правда, прожект о присоединении Китая Бадмаев использовал не только для блага Отечества, но и для собственного обогащения. Известно, что он вместе с Витте был инициатором закрепления России на Дальнем Востоке. В 1916 году он и его «агент влияния» генерал Курлов основали акционерное общество по строительству железной дороги из Казахстана в Монголию. В письме Распутину целитель просил содействовать получению субсидии на этот проект, обещая за посредничество 50 тысяч рублей. Тогда же Бадмаев обратился к царю с предложением организовать снабжение «всей России» мясом и молоком из Монголии. Он пытался получить под это дело субсидии у царя, но был отодвинут Витте, который писал: «Доктор Бадмаев когда ездил в Монголию и Пекин, то вел себя там так неудобно и двусмысленно, что я прекратил с ним всякие отношения, усмотрев в нем умного, но плутоватого афериста». После этого Бадмаев отказался от своих грандиозных планов и ограничился железнодорожными аферами и разработкой золотых рудников в Забайкалье. Впрочем, и эти предприятия принесли ему, по некоторым данным, до 10 млн рублей.
Ключ к «Жуд-Ши»
Тибетские связи Бадмаева были разветвлены и таинственны. Долгое время считалось, что первым русским подданным, посетившим закрытый тибетский город Лхасу, был бадмаевский стипендиат и ученик Цыбиков. Между тем формально первыми русскими в Лхасе были буряты-паломники, тоже русские подданные, а первым русским ученым, побывавшим там, - именно Петр Александрович. Но с кем и о чем он там говорил - тайна по сию пору. Как бы то ни было, именно ему удалось то, что многим казалось в принципе невыполнимым: он перевел-таки на русский язык трактат «Жуд-Ши». Поэма была зашифрована, прямой перевод ничего не давал, требовалось найти опытных лам-целителей, которые знали ключ к шифру. Петру Александровичу это удалось.
В 1898 году появилось первое на русском языке издание древнего руководства в переводе Бадмаева с его обширным предисловием. В 1991 году по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева «Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши». Правда, издана лишь теоретическая часть трактата - о судьбе практической мы расскажем чуть позже… В России к концу XIX века врачебная наука Тибета завоевала огромную популярность. На прием к Бадмаеву - исключительно демократичному врачу - записывались и рабочие, и министры.
В энциклопедии Брокгауза о Бадмаеве говорилось: «Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных». По отзывам пациентов, половbне больных от бадмаевского лечения становилось лучше, половине - хуже. Наследника Бадмаев не лечил, но пользовал членов царской семьи, министров, а позже - большевистских комиссаров. Гонораров он не брал, но получил в подарок от царицы икону Казанской Божией Матери в окладе с бриллиантами. Кстати, и в революционные годы он не скрывал своей близости ко двору и даже бравировал этим.
В память его дочери врезалась сцена: старик, раскинув руки, стоит перед вооруженными матросами и кричит: «Стреляйте, сволочи!» Матросня не решилась выстрелить. Все знавшие его поражались: откуда в буряте - представителе традиционно смирного и кроткого народа - такая неукротимая энергия и временами ярость?
Обид Бадмаев не прощал, на критику реагировал немедленно: в 1904 году он выиграл иск против доктора Кренделя, который обвинил его в преждевременной смерти одного из пациентов. При Советской власти мстительный Крендель донес на Бадмаева, и того забрали в ЧК. Впрочем, забирали его пять или шесть раз, и об этом ниже.
И даст он тебе такой травки…
Но, пожалуй, самой скандальной в биографии Бадмаева стала все-таки распутинская тема. Если с царской семьей он был в ровных и прекрасных отношениях, с Распутиным все далеко не так однозначно. Советские историографы, романисты и даже режиссер Элем Климов, вообще-то не склонный доверять сплетням, сделали из Бадмаева какого-то распутинского двойника, шарлатана-оккультиста, придворного интригана… Больно уж колоритен оказался типаж. Потомкам Петра Александровича долго еще пришлось восстанавливать его доброе имя.
Александр Блок в работе «Последние дни императорской власти» обвиняет Бадмаева в том, что он дружил с Распутиным и протолкнул Протопопова на пост министра внутренних дел. Увы, Блока ввели в заблуждение. Протопопов был бадмаевским пациентом, и опытный врач попросту не стал бы рекомендовать на такой пост тяжелобольного человека. Именно по этому поводу (Протопопов был возмущен отказом Бадмаева оказать протекцию) между ними произошло такое резкое столкновение, что Петр Александрович выгнал Протопопова из своего дома.
Правда, вскоре извинился за непозволительную для врача горячность и передал, что в качестве больного Протопопов может по-прежнему бывать у него. В знакомстве же знаменитого врача с Распутиным считала себя виноватой молодая вторая жена Бадмаева - Елизавета Федоровна. Ей было интересно поглядеть на человека, о котором шла молва по всей России, и Распутин несколько раз появился в доме. Но между знаменитым целителем и столь же знаменитым «старцем» дружбы не получилось - напротив, возникло противостояние. Это подтверждает сохранившаяся записка Бадмаева
Николаю II.
«При представлении сведений о Распутине»: «Он играет судьбами епископов, над которыми благодать Божья. К тому же он способствует назначению на министерские посты людей, ему угодных. Для блага России и для охранения святая святых православные люди должны принять серьезные, глубоко продуманные меры для того, чтобы уничтожить с корнем зло, разъедающее сердце России». Святая святых -- это, конечно, императорская семья: бурят Бадмаев, как все истинные сыны Востока, был убежденным монархистом и сторонником жесткого правления. И после революции неоднократно предсказывал, что большевики кончат тем же. Здесь он опять не ошибся… Что до пресловутой «травки» («И даст он тебе такой травки, что ой как бабы тебе захочется!» - говорит Распутин в романе Валентина Пикуля «Нечистая сила») -- все опять-таки обстояло не совсем так. Распутин не страдал импотенцией, Бадмаев не лечил «старца» от нее: просто одна из трав, которые Бадмаев прописал Распутину от головной боли (следствие частых запоев), оказала внезапный побочный эффект - вызвала усиление определенных желаний…
Голова, кстати, тоже прошла. Видимо, кровь отлила.
Мы бы и Толстого к ногтю!
Временное правительство после допроса выслало Бадмаева за границу, но уехал он недалеко, в Финляндию. Большевики в ноябре 1917-го разрешили ему вернуться - согласно легенде, он лечил революционных матросов от сифилиса.
Он продолжал принимать больных, несколько раз был арестован за «контрреволюционную агитацию» (язвительный старик так и не научился держать язык за зубами). Японский посол предложил ему уехать в Японию, но Бадмаев отказался. Были конфискованы его особняк в Петрограде, земли на Дону и в Забайкалье, но ему оставили приемную на Литейном и деревянный дом на Ярославском проспекте. После очередного ареста он писал председателю ПетроЧК Медведю, что он «по профессии интернационал» и лечил лиц всех сословий и партий, на основании чего и просил его освободить.
Аргумент не подействовал: двужильный старик был отправлен в Чесменский концлагерь на окраине Петрограда, где пробыл полгода. Там он заболел тифом (жена дежурила у тифозного барака, ее не впускали), но выкарабкался - поистине не было предела выносливости этого человека! Впрочем, опыт борьбы с тифом был у него с бурятских времен…
Наконец его выпустили: слава ценителя Бадмаева брала свое, лечиться нужно было и чекистам…
- Приходите, приму, - сухо сказал Бадмаев коменданту, выходя на волю. - Можно без очереди.
- Мы не белая кость, можем и в очереди постоять, - гордо ответил комендант.
- Ой, не верится! Власть стоять не любит, люди в ней так меняются, что себя не узнают…
- Ну вот вы опять! - взорвался комендант. - Что мне вас, снова сажать?
- Это не я сказал, а Толстой, - поджал губы Бадмаев.
- Был бы жив Толстой - мы бы и его к ногтю, - пробурчал большевик…
30 июля 1920 года Бадмаев умер у себя дома, на руках у жены.
За три дня до смерти он отказался от всякого лечения. Умирая, взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустит прием больных и будет продолжать его врачебное дело. Дочери незадолго до смерти отца видели в церкви, стоявшей близ деревянного дома на Ярославском, таинственный свет среди ночи…
Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде, лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 году расстрелян.
Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков. Внуки-то и добиваются реабилитации бадмаевской памяти - и весьма преуспели: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», заходит речь о том, чтобы назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ…
В том же таинственном архиве лежит и неизданная, третья часть «Жуд-Ши» - практические рекомендации по изготовлению драгоценных лекарств. Эту тайну Бадмаев завещал жене, а она сохранила ее для грядущих поколений. Впрочем, для непосвященного это не более чем бесполезный бумажный хлам. Но человек, посвятивший расшифровке рукописи и изучению врачебных тайн Тибета всю жизнь, легко поймет бадмаевские записи. Но пока эскулапы разводят руками - никто не понимает, с помощью чего добивался он своих сенсационных результатов (всегда задокументированных). Впрочем, книга его еще ждет своего часа…

Компания Neways знаменует 1998 год новой серией уникальных оздоровительных продуктов. Новинки уникальны по нескольким причинам. Их родиной является Россия, точнее Бурятия, откуда в середине прошлого века в Санкт-Петербург прибыл Петр Бадмаев - знаток тибетской медицины. Он перевел на русский язык основополагающий медицинский трактат "Жуд Ши", создал первую в Европе клинику Тибетской медицины, стал лекарем при царском дворе Александра III и Николая II. Медицинское наследие Петра бадмаева стало достижением его потомков. Один из них - доктор Владимир Бадмаев, передал некоторые из рецептов старого Мастера фирме Neways. Так древние тибетские прописи, материализованные в продуктах Neways, вернулись в Россию. Диапозон действия новых продуктов очень широк. Их можно применять с оздоровительной целью, а также для решения многих проблем, связанных с той или иной патологией.

МАСКЛИОН

Мужская формула. Говорят, что "простата (предстательная железа), – второе сердце мужчины". Заболевания простаты – наиболее частая проблема у мужчин старше 50 лет. С возрастом гормональная активность у мужчин снижается, в частности, падает уровень тестостерона. Эти изменения вызывают перестройку предстательной железы, ее доброкачественное увеличение (аденома). Другое частое заболевание пожилого возраста – снижение половой активности вследствие недостатка тестостерона. Растительная формула Масклион повышает уровень циркулирующего в организме тестостерона. В то же время она нормализует образование некоторых стероидных гормонов, создавая гормональный баланс в организме.

Показания к применению.

  • 1.Психологические проблемы мужчин пожилого возраста (раздражительность, депрессия, снижение жизненного тонуса).
  • 2.Импотенция.
  • З.Аденома простаты.
  • 4.Хронический простатит.
  • 5.Профилактика заболеваний простаты у лиц старше 40 лет.
  • 6.Воспаление мочевого пузыря.
  • 7.Необходимость увеличить мышечную массу.

Противопоказания. Рак простаты.


НИКОРОЛ

Курение – "домоклов меч", висящий над современным человечеством. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от рака легких, от сердечно – сосудистых заболеваний, вызванных никотином. Поэтому каждое новое средство против курения представляет огромный интерес. NEWAYS предлагает травную формулу Никорол в виде леденцов. Смысл данной формулы в том, чтобы сделать вкус табака индифферентным или неприятным. При этом подавляется тяга к курению. Важно подчеркнуть, что успех зависит также от психологического настроя курильщика, от его желания бросить курить. Употребление Никорола не влияет на вкусовые ощущения от приема пищи. Добавка в формулу трав – антиоксидантов позволяет очистить организм от шлаков, образующихся вследствие курения, что крайне необходимо курильщику – хронику.

Показания к применению.

  • 1.Пристрастие к курению во всех его формах и проявлениях.
  • 2.Хронический бронхит курильщиков.

ФИТОМАКС

Правильное питание поддерживает баланс сил в организме, что определяет состояние здоровья. Доктор П. Бадмаев писал: "Если мы думаем о том, как сохранить хорошее здоровье, то должны придерживаться правильного питания, а не заниматься только очисткой организма". Чтобы хорошо усваивать питательные вещества и тем самым поддерживать здоровье, крайне важна нормальная работа органов пищеварения. Травная формула Фитомакс улучшает работу пищеварительного тракта. Она состоит из 3 групп трав и минералов. Ингредиенты первой группы улучшают продвижение пищи по кишечнику. Ингредиенты второй группы усиливают действие первой. Третья группа обеспечивает нормальное переваривание и всасывание питательных веществ. Фитомакс содержит " травы горького, острого и вяжущего вкуса, что стимулирует основные; функции организма. Относительно ослабленные вкусы – соленый, кислый и сладкий – также представлены в формуле.

Показания к применению.

  • 1.Оздоровление организма.
  • 2.Признаки нарушенного пищеварения: запоры, повышенное газообразование, чувство переполнения желудка, изжога, тошнота, отрыжка.
  • 3.Избыточный вес (в сочетании с другими методами лечения ожирения).
  • 4.Очистка кишечника от шлаков (в сочетании с другими средствами).
  • 5.Аллергия.

МЕГАПРИН

Данная формула, известная около 1300 лет, использовалась д – м П.Бадмаевым как противовоспалительное и противоболевое средство. Исследование химического состава формулы показало, что кора белой ивы содержит салицилаты, очень близкие по действию к аспирину. Другие компоненты подавляют аллергию, нейтрализуют вредные окисные соединения, успокаивают нервную систему. Известно, что салицилаты препятствуют образованию в сосудах сгустков крови. Поэтому их используют для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. В отличие от аспирина, который раздражает желудок, натуральные салицилаты лишены этого свойства. Кроме того, формула содержит травы, стимулирующие выработку желудком защитной слизи.

Показания к применению.

  • 1.Воспалительные заболевания суставов и мягких тканей
  • 2.Воспалительные заболевания нервной системы (радикулиты и др.)
  • 3.Головные боли различного происхождения
  • 4.Профилактика тромбообразования при болезнях сердца и сосудов
  • 5.Очистка организма от кислотных радикалов (после облучения и химических воздействий)

ОРИТОЛ (глазная формула)

Среди новых продуктов компании NEWAYS особое место занимает травная формула Оритол. Она предназначена для борьбы с болезнями глаз, поражающими лиц пожилого и старческого возраста, – катарактой и макулярной дегенерацией, т.е. разрушением центральной части сетчатки глаза. В числе биологически активных веществ, содержащихся в Оритоле, крайне важны лютеин и зеаксантин. От них зависит состояние роговицы, хрусталика и сетчатки глаза. Кроме того, формула содержит витамины А, С, Е, антиоксиданты и флавоноиды, которые укрепляют мышцы и связки глаза, повышают остроту зрения.

Показания к применению.

  • 1.Катаракта – начальная и зрелая стадия.
  • 2. Макулярная дегенерация.
  • 3.Профилактика глазных болезней в старческом возрасте.

Дозы. Принимать по 2 табл. 2 раза в день в течение 2 – 3 месяцев. Противопоказания. Не рекомендуется детям.


ГАРМОНИЯ

Женская формула. Уникальная пищевая добавка, содержащая несколько целебных трав. Она богата магнием, кальцием, марганцем и калием в органической, легко усвояемой форме. Формула обладает " противовоспалительным действием, восстанавливает защитные силы организма, омолаживает женщину. Под ее воздействием нормализуется соотношение между гормонами. Формула снимает психологическую нестабильность, свойственную предменструальному синдрому и климаксу.

Показания к применению.

  • 1.Предменструальный синдром.
  • 2.Психологические проблемы. Раздражительность, тревога, беспокойство, низкая самооценка, снижение полового влечения.
  • 3.Болезни женской половой сферы: хронические воспалительные процессы половых органов, в частности, хламидиоз; доброкачественные новообразования женских половых органов, эндометриоз.
  • 4.Бесплодие, вызванное воспалительными заболеваниями.
  • 5.Профилактика преждевременного старения женщины.

ЮВИТОЛ

Травная формула Ювитол создана на основе тибетской медицины. Она стала известна в России благодаря д – ру Петру Бадмаеву. Рецептуру составляют 23 травы. Каждая из них представлена в очень малой дозе, но в совокупности формула обладает мощным оздоравливающим и лечебным действием. Ювитол прошел проверку в ведущих медицинских центрах США и Западной Европы, где была подтверждена его эффективность. Ювитол нормализует свертываемость крови, снижает уровень холестерина и других жиров, активизирует иммунную систему, оказывает антиоксидантное действие. Все это позволило отнести Ювитол к разряду адаптогенов, или биопротекторов.

Показания к применению.

  • 1.Нарушение периферического кровообращения: эндартереит, болезнь Рейно.
  • 2.Трофические язвы (в сочетании с другими методами лечения) и др.
  • 3.Ишемическая болезнь сердца.
  • 4.Снижение памяти, последствия нарушений мозгового кровообращения.
  • 5.Ослабление защитных сил организма.
  • 6.Оздоровление лиц пожилого возраста.
  • 7.Необходимость улучшить физические показатели у спортсменов.

КАРДИОЛ

КАРДИОЛ (коэнзим Q10). В конце 70 – х годов нашего столетия сна-, чала в Японии, а затем в США появился новый продукт – коэнзим Q10. С того времени его употребляют миллионы людей во всем мире. Коэнзим Q10 – природное вещество, не обладает никакими побочными действиями. Он зарегистрирован в США и других странах как, пищевая добавка. В организме коэнзим Q10 участвует в образовании главного поставщика энергии для клеток – АТФ (аденозинтрифосфата). Употребление коэнзима Q10 восполняет дефицит энергии и это оказывает выраженный оздоровительный эффект. Кардиол улучшает "работу сердечной мышцы, стимулирует иммунную систему.

Показания к применению.

  • 1.Сердечно – сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, сердечная недостаточность, гипертония, гипотония, выхаживание больных после операций на сердце.
  • 2.Болезни десен: парадонтоз, перидонтит
  • 3.Болезни или состояния, со сниженным иммунитетом.
  • 4.Хронические заболевания печени: хронический гепатит, цирроз.
  • 5.Оздоровление лиц старческого возраста.

Побочные действия. Изредка возможна скоропреходящая тошнота, что не является основанием для отмены продукта.


АРТРИН

Артрин – древняя тибетская пропись, которой широко пользовался д – р П.Бадмаев для лечения артритов (воспаления суставов). Формула не только снимает признаки воспаления, но также позволяет приостановить болезненный процесс. Входящие в Артрин травы повышают защитные силы в воспаленных тканях, улучшают их кровоснабжение, предупреждают разрушение суставных поверхностей. Травы содержат природные салицилаты, босвелиевые кислоты (противовоспалительное действие), азулены и галлотанины (обезболивающее действие). Уникальным компонентом является спорогенная молочная палочка – микроорганизм, живущий в кишечнике. При тяжелых артритах, других воспалительных процессах возникает дисбактериоз, который усугубляет течение болезни. Молочная палочка позволяет восстановить нормальный баланс микробов в кишечнике и тем самым благотворно влиять на состояние больного.

Показания к применению:

  • 1.Хроническое воспаление суставов, включая ревматоидныи артрит.
  • 2.Подагра
  • 3. Дисбактериоз кишечника

Противопоказания. С осторожностью принимать при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, беременности, в детском возрасте – до 12 лет)


ФЕМИКС

В разные времена и в разных цивилизациях женщины использовали травы для того, чтобы сохранить молодость, женственность и привлекательность. Современная наука подтвердила целебные свойства этих трав и показала, что содержащиеся в них питательные вещества и витамины позволяют преодолеть стрессы, тревогу, напряжения и усталость. Женская формула Фемикс содержит экстракт проросшего овса – мощный источник энергии и жизненной силы. Магний смягчает признаки предменструального синдрома, оказывает успокаивающее действие. Под влиянием витаминов В5 и ВЗ снимаются раздражительность, подавленное настроение и тревога. Листья крапивы – прекрасный тоник гормональной и репродуктивной системы. Компоненты формулы дают женщине ощущение полноты жизни, уверенности в себе и укрепляют связь с окружающими ее людьми.

Показания к применению.

  • 1.Универсальная женская оздоровительная формула
  • 2.Функциональные расстройства нервной системы.

Противопоказания. Не принимать подросткам.


КОРОНАКС

Стрессы, недостаток питательных веществ, накапливающая с годами усталость зачастую лишают мужчину самых сладостных жизненных ощущений. Пищевая добавка Коронакс содержит вещества, крайне необходимые для того, чтобы быть молодым, энергичным и мужественным. Компоненты формулы усиливают либидо, повышают физическую силу. Витамин В5 играет важную роль в синтезе гормонов, в частности, тестостерона. Цинк относят к "мужским" минералам. Он поддерживает высокий уровень половых гормонов и обеспечивает выработку спермы. Проросший овес – мощный стимулятор всех энергетических процессов в организме, а растущая на берегах Амазонки Муира пуама снимает стрессы и повышает потенцию.

Показания к применению.

  • 1. Ослабление половой функции у мужчин
  • 2. Функциональные нервные расстройства у мужчин

Противопоказания. Рак предстательной железы (простаты). Не рекомендуется в молодом возрасте (до 25 лет).


ЭКСТРАМИН

В течение многих веков зверобой с успехом применялся для лечения ран. Англичане называли его "бальзамом воинов". Во Франции, Италии и Германии зверобой именуют травой святого; Иоанна, которая охраняет дом от злых духов. В наши дни интерес к этому древнему средству необыкновенно возрос. Исследования, проводимые в США, Европе, показали, что зверобой действительно изгоняет "злых духов", если под ними подразумевать различные тяжелые, заболевания, в частности, депрессивные состояния. Говорят, что зверобой помогает от тысячи болезней.

Показания к применению.

  • 1.Легкая или умеренная депрессия, другие нервно – психические расстройства, синдром хронической усталости.
  • 2.Вирусные и микробные инфекции: грипп, простой или опоясывающий лишай и др. Доказано положительное действие зверобоя на гнойные процессы.
  • 3.Раны и ожоги. Помогает при резаных, рваных и нагноившихся ранах; при образовании гнойных затеков, очищает рану от микробов и вирусов.
  • 4.Используется при ожогах 1, 2, 3 степени; даже при обширных ожогах процесс выздоровления сокращается в 2 – 3 раза.
  • 5.Заболевания сосудов. Усиливает кровоток в сосудах сердца, что способствует насыщению сердечной мышцы кислородом. Это крайне важно при ишемической болезни сердца.
  • 6.Повышает выработку гормона мелатонина в ночные часы, поэтому экстрамин можно рекомендовать для улучшения сна и профилактики склероза.

Противопоказания. С осторожностью применять при беременности, т.к. в редких случаях повышает тонус матки. Учитывая способность зверобоя обострять чувствительность к свету, следует избегать во время приема экстрамина лечение ультрафиолетовыми лучами или длительного пребывания на солнце. Не рекомендуется принимать препараты зверобоя одновременно с антидепрессантами.


АНАТОМИКС

Среди новой серии продуктов Анатомикс занимает особое место. Основой его является физиологически активная сера. Она играет, чрезвычайно важную роль в обмене веществ. С ее участием формируются антитела, гормоны и многие белки, незаменимые аминокислоты. Сера представлена в виде метилсульфонилметана (МСМ) – безопасной пищевой добавки. В природе МСМ содержится во фруктах, овощах, некоторых злаках. При их промышленной обработке МСМ разрушается. Если в пищевом рационе нет достаточного количества сырых продуктов, то потребность организма в сере не удовлетворяется. Таким образом, Анатомикс служит диетическим источником серы. При дефиците МСМ извращается реакция организма на стресс, нарушаются функции внутренних органов, человек больше подвержен аллергии, инфекциям, болезням суставов и кожи.

Показания к применению.

Объяснение свойств лекарственных ингредиентов

Из современного тибетского травника автора Карма Чойпэлэ («Красивое ожерелье из драгоценностей или Объяснение свойств лекарственных ингредиентов»), - в обиходе более известном как «Сборник лекарственных растений в Тибетской медицине», мы приводим два примера того, как современные тибетские врачи описывают лекарственное сырье для своих многокомпонентных препаратов.

Мы выбрали гвоздику и имбирь. Книга, конечно, представляет огромный интерес и в будущем она будет переведена вся. Здесь стоит обратить внимание на то, что тибетский автор врач не приводит химического анализа состава растений, что характерно для европейской научной медицины, хотя и приводит латинские названия по классификации, принятой К.Линнеем.

Считается также, что лечебным образом действует все растение в целом, а не только извлеченные из него химические агенты (флавоноиды, кумарины, дубильные вещества и т.д.)

ГВОЗДИКА


Другие названия: Ла-бам-ка; блестящая (обладающая именем блеска); дэва кусума; божественный цветок и т.д.

Китайское название: Тинг-шанг

Латинское название: Eugenia Caryophyllata

Принадлежность к виду: Семейство гвоздичных.

Внешний вид: Из сочинения «Разъяснение трудных [для понимания мест]»: Бывает двух видов: гвоздика и дикая груша [по тибетски гвоздика - «лиши», а дикая груша - «личжи» (кит.)]. Сказано, что по происхождению похожа на мускат. Суть же различий в том, что бывают гвоздика и дикая груша. [Гвоздика] зёрна имеет большие и грубые (толстые). Привезённые из других [мест] по сравнению с ними [более] тонкие».

Из сочинения «Толкование слов»: «Между «лиши» и «лаши» разницы нет. Маслянистые [плоды], без оболочки, беловатого цвета и мягкие, похожие на уже изученные, такие называют «лаши».

В сочинении «Голубой Сапфир» говорится, что родом она [гвоздика] из-за моря, из страны не-людей (ми-ма йин). Способ же, которым она попала к нам (в Тибет), неизвестен. О происхождении самого растения тоже ничего не сказано. В сущности же, [гвоздика] бывает двух видов: похожая по форме на кувшинчик, крупная, и другая, похожая на медный гвоздик...маленькая. Таким образом, это многолетнее (со множеством листьев) дерево является лекарственным.

В древние времена в Индию из других стран было ввезено большое количество лекарств, но не все они были классифицированы по происхождению, не было ясной методики для этого, и отслежена была лишь малая часть Что касается гвоздики, то известно, что это дерево с тёмно-коричневым стволом средних размеров, с большим количеством отдельных ветвей и веток, растущих прямо. Листья густые, синевато-зелёные, маслянистые и мягкие, напоминающие по форме листья растения «балу» (рододендрон), но по сравнению с ними крупнее, имеют ровные края и более короткий черенок. Растут непарно. Цветы желтоватые, с пятью лепестками и жёлтыми тычинками, образуют соцветия между листьями (растут кучками). Крупные плоды по форме напоминают кувшинчик, маленькие - короткий гвоздик, и те и другие имеют приятный запах.

Место рождения (происхождения): Лхо-браг Марпа-лоцзава (1012-1999, переводчик), во время своего пребывания в Индии, в Ваджрасане, повстречал [известную реликвию] Зуб Победоносного [Будды], который был завёрнут в пальмовый лист и красный шёлк. На листе киноварью была написана буква. Никто из учёных не мог прочесть её, и только один, знающий сингальский язык, сказал, что эта буква южносингальская или из Города Ракшасов на острове
Ланка. С большими трудностями, опасным морским путём попала она сюда. А все горы на том острове покрыты зарослями гвоздичных деревьев, стада слонов водятся там в изобилии, а женщины подобны цветам лотоса. Страна та совершенна и счастлива, земли полны разными драгоценностями, а воды - жемчугом.

Так написано в «Истории освобождения (намтар или жизнеописание)» [великого] лоцзавы и столь же правдоподобной истории, подобной этой, нет. Говорят, что когда сиддха Оржанпа был в стране Уддияна [современная территория Афганистана], там гвоздику называли «гвоздика из города Ракшасов с острова Ланка».

Среди «шести хороших» не имеет себе пары (равных).

Вкус после переваривания: Вкус имеет жгуче-вяжущий, горький. После переваривания - горький.

Действие: Маслянисто-укрепляющее и тепло-смягчающее.

Польза: Полезна при болезнях центрального канала (срог-дзин); болезнях печени у мужчин; нарушениях внутреннего огня; потере аппетита; холодном Ветре и одышке (астма).

«Гвоздика - 6»: гвоздика; табашир; солодка; горечавка; костус; миробалан. Если к этому добавить виноград; шафран; сыть круглую; корицу и гранат, то будет «Гвоздика - 11». Из сочинения «Прекрасный сосуд с амритой»: «Если этот порошок запивать отваром «Девясил^», то излечатся трудноизлечимые болезни, связанные с затруднениями дыхания [одышка, астма, бронхит и т.д.]».



Другие названия: коричневый имбирь

Китайское название: кан-чанг

Латинское название: Zingiber officinale

Принадлежность к виду: Семейство имбирных.

Внешний вид: Из сочинения «Хрустальные чётки (Шэл-прэнг)»: [Имбирь] из Китая и других мест имеет стебель, похожий на соломину, корень в виде клубней, как у адиантума (рерал), примыкающих один к другому по 5-6 клубней как у купены (ра-мне), с волосинками, приятно пахнет. Когда высыхает становится твёрдым и очень приятным на вид.

Это многолетнее [растение] является ценным лекарством. Корень пепельного цвета, по форме похожий на купену, поделен на части, похож на а-ра, не толстый, растёт в разные стороны. Внутри слегка желтоватого цвета, с волосинками, многосегментный. В сухом виде беловатого цвета.

Стебель тонкий и изогнутый, без ответвлений.

Листья жёлто-зелёные, плоские, слегка удлиннённые, остроконечные, жёсткие. Во время роста нижние листья обёрнуты вокруг ствола.

Цветы светло-коричневые, клювообразные, по краям оранжевые, на конце стебля собираются ярусами.

Существуют пять разновидностей имбиря: имбирь (серый имбирь); коричневый имбирь; жёлтый имбирь; красный имбирь и дикий имбирь.

Место рождения (произрастания): Растение растёт на умеренно глинистых почвах (кхонгс рдза юл), на возвышенностях (спо юл), произрастает во внутренних районах страны (Тибета), а также хорошо культивируется в других местах. Дикий имбирь растёт в лесах.

Используемая часть, время сбора и обработка: Используется корень, копают его осенью. Корень очищают от земли, моют, затем разминают, нарезают на части и высушивают.

Вкус после переваривания и действие: Вкус жгучий и вяжущий, после переваривания - горький.

Действие : Согревающее и острое.

Польза: Полезен при болезнях Слизи и Ветра; нарушениях огненной теплоты; возмущениях Крови; сильном белокровии (лейкемии); при плохой циркуляции крови в сосудах.

Составы (в которых употребляется) «Имбирь - 7»; кальцит, укрощённый в молоке хайныка; рододендрон Адамса; костус; змееголовник; девясил; цветы астры; имбирь. Всё это, после соответствующей обработки измельчают в порошок или скатывают в пилюли. Принимают, запивая кипяченой водой при несварении, вспучивании живота и растягивании (вздутии, опущении) желудка, при жаре (изжоге) в груди, кислой отрыжке (или рвоте). Короче говоря, при всех явных заболеваниях Холода.

"Забочусь о тех несчастных страждущих, которые благодаря только тибетской медицине получают и должны получать в будущем красоту жизни — здоровье. Мне лично — представителю этой науки — ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, работая не покладая рук всю жизнь на благо больных, я вполне удовлетворен."

П. А. Бадмаев

О Петре Александровиче Бадмаеве известно немного. В первые годы советской власти труды, да и само имя этого человека были запрещены, последователи его, врачи и ученые-востоковеды были репрессированы. Потому сегодня многие помнят П. Бадмаева лишь по фильму режиссера Элема Климова «Агония», где образ его выведен очень искаженно. Знаменитый врач и выдающийся диагност показан в киноленте как коварный монгол, плетущий дворцовые интриги.

М.Жуковский, Портрет доктора П. А. Бадмаева, 1880 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Петр Александрович, в детстве его звали Жамсаран, родился в Забайкалье примерно в 1851 году. Однако дата эта требует уточнения. Он был седьмым и самым младшим сыном Засогола Батмы, зажиточного монгольского скотовода, который вел свой род от Добо Мергэна, отца Чингисхана. Семья жила в шестистенной юрте и кочевала по сухой Агинской степи. Мальчиком Жамсаран пас овец и был очень горд, что занимался почетным и нужным делом.

Но семья Батмы была известна в Забайкалье благодаря не только далекому знатному предку, но и заслугам старшего сына Батмы. Сультим (Александр Александрович Бадмаев ) был эмчи-ламой , то есть лекарем тибетской медицины.

В те годы под Читой вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Никаких официальных медицинских средств борьбы против этого страшного недуга не существовало. «Костлявая с косой» ежедневно забирала сотни людей в свою обитель. Эпидемия могла стать реальной угрозой всей России. Среди населения началась паника.

И вот тут кто-то порекомендовал графу Н. Г. Муравьеву-Амурскому разыскать знахаря Сультима Бадмаева и обратиться к нему за помощью. Он с детства обучался врачебной науке Тибета, успешно излечивал от всех болезней людей и скот, поэтому пользовался в Забайкалье большим уважением и известностью.

Сультима скоро нашли. Он согласился помочь и за 20 дней ликвидировал страшную болезнь, раздавая людям пакетики с какими-то порошками.

По рекомендации графа Н. Н. Муравьева-Амурского знахаря пригласили в Петербург, где представили Александру II. Здесь его кресгили и нарекли Александром Александровичем. Монарх повелел: «Награжу всем, что пожелаешь». Он думал, что бурят запросит денег или орден. Но Сультим захотел иметь госпиталь, где мог бы пользовать больных по своей методе, и мундир военного врача.

Просьба была столь неординарна, что изумила многих приближенных царя. Но государь отступать от своего слова не стал и повелел: «Пусть покажет, что может».

В Николаевском госпитале Сультиму отвели палату. В нее поместили тяжело больных сифилисом (все в последней стадии), туберкулезом и раком. За проводимым лечением скрупулезно наблюдали дипломированные эскулапы. И вновь произошло настоящее чудо — все страждущие поправились!

Тибетские лекарства

Медицинским департаментом военного министерства Бадмаев был награжден чином с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам. Кроме того, ему было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств.

Но Александру Бадмаеву как воздух стал необходим помощник, и он просит родителей отпустить своего младшего брата в Петербург. К тому времени Жамсаран уже окончил с золотой медалью Иркутскую русскую классическую гимназию. Родители проводили юношу в столицу.

Оказавшись в граде Петра, молодой человек сразу же поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета и на правах вольнослушателя с правом сдачи экзаменов начал посещать лекции в Императорской медико-хирургической академии.

Завершив обучение, Петр Бадмаев поступает на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. К тому времени он уже принял православие, взяв имя Петр в честь Петра Великого, а отчество — по имени наследника-цесаревича, будущего царя Александра III.

Но довольно скоро Александр Бадмаев умирает, и все его хозяйство — аптека и практика — переходит к младшему брату, Жамсарану.

В 1870-е годы Петр Александрович по роду деятельности неоднократно бывал в Китае, Монголии, Тибете, где выполнял различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. Кроме того, в Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от брата.

Лечением Петр Бадмаев занимался с 1875 года и до конца жизни.

В 1893 году он получил генеральский чин действительного статского советника, а спустя год после смерти Александра III ушел в отставку и полностью посвятил себя тибетской медицине.

С 1837 по 1910 год Петр Бадмаев работал один. За 37 лет он принял в своем кабинете 573 856 пациентов, что подтверждено документами. Цифра сама по себе невероятна — это более 16 тысяч больных в год. Вплоть до самой смерти тибетский врач работал без выходных, праздников и отпусков. Его рабочий день длился 16 часов, но строился очень разумно. Врач выработал привычку через 3—4 часа работы засыпать на 7—10 минут. Возможно, в этом и кроется его исключительная работоспособность.

К слову, из более чем полумиллиона больных, излеченных П. Бадмаевым, более ста тысяч (по свидетельству документов) признавались другими медиками безнадежными.

Диагноз тибетский врач ставил по пульсу. Процедура обычно длилась около минуты. Затем пациент получал талончик с номером порошков, которые он покупал в аптеке в том же здании. Всего больным, приходящим к Бадмаеву, было выдано и продано в аптеке 8 140 276 порошков. За визит рабочий платил один рубль, обеспеченные господа — до 25 рублей золотом.

Среди эзотериков распространена сложнопроверяемая информация, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества «Зелёный дракон». Ввиду отсутствия в тайных организациях какой-либо официальной документации любые аргументы «за» или «против» утверждения этого безосновательны.

Методика пульсовой диагностики

Целитель получал информацию о состоянии пациента, накладывая подушечки пальцев руки на лучевую артерию пациента. Нужно заметить, что освоить пульсовую диагностику — архисложная задача.

Этому ремеслу начинали обучать с 4 лет, но лишь в зрелом возрасте целитель приобретал необходимые навыки и был способен улавливать многие оттенки вибрации кровотока, который мог быть холодным, теплым, горячим; слабым, средним, сильным; плоским, круглым, квадратным или винтообразным; ритмичным, беспорядочным, с нарушенным ритмом, имеющим повторяющуюся мелодику; спокойным, режущим или колющим — всего несколько сотен оттенков.

Кроме того, «говорящими» были и паузы между сердечными сокращениями, то есть между ударами пульса. Законченную картину состояния организма человека и давала вся гамма наблюдений.

Таким образом, целители далекого прошлого установили, что кровь является банком и передатчиком информации, которая надежно сохранялась на движущемся жидком носителе. Никакой мистики в пульсовой диагностике нет. Это всего лишь союз суперчувственного восприятия пальцев и головного мозга врача. К слову, современный эскулап, работающий в поликлинике, исследует пульс только по пяти показателям: частоте, ритму, наполнению, напряжению, скорости.

Существовали и другие диагностические приемы, используемые тибетскими целителями вместе с пульсовой диагностикой. Результаты их кажутся просто невероятными.

Если классический врачеватель способен лишь после более или менее продолжительного обследования констатировать, например, опухоль предстательной железы, то тибетский доктор может предсказать ее появление за 1—2 года. Так он предотвращает болезнь своими лекарствами и рекомендациями.

Кстати, в книге «Петр Бадмаев, крестник императора, целитель, дипломат» родной внук великого врача Борис Гусев описывает, как дедушка поставил Николаю II диагноз по пульсу:

« — Говорят, ваша наука полна таинственности, это верно? — спросил император.

— Ее окружили таинственностью те, кто хотел скрыть ее от людей...

— Вы верите в предсказания?

— Болезнь можно предсказать. Существует предположение...

— А судьбу?

— Я не умею, Ваше Величество.

— Тогда предскажите, чем я заболею и когда, — снова улыбаясь, сказал император.

— Я попрошу руку Вашего Величества... Нет, не ладонь, мне нужен пульс.

Нащупав пульс на руке Николая, дед долго, минуты две, слушал его биение. Потом сказал:

— Пока что я не вижу никаких симптомов заболевания или признаков, предшествующих ему. У вас пульс здорового человека. Вероятно, вы много работаете физически на воздухе?

— Верно! Пилю дрова. Не менее двух часов в день. Люблю!»

Писатель Борис Гусев (справа) - внук знаменитого врача, основателя Тибетской медицины в России Петра Бадмаева

Кроме основной своей работы врача-практика П.Бадмаев много времени и сил отдал переводу на русский язык книги «Жуд-Ши» (основы врачебной науки Тибета). Сразу после публикации она вызвала всеобщий интерес. Однако было немало и критических замечаний со стороны официальной медицины, а Бадмаева подвергли настоящей травле, обвиняя в шаманстве, знахарстве и других грехах. Но наиболее страшные испытания ждали доктора впереди.

В 1917 году он был выслан из России Временным правительством, однако задержан в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) и после месячного заключения возвращен в Петроград. Он вновь стал заниматься медицинской практикой, но еще несколько раз был арестован ЧК.

В 1919 году, пребывая в заключении в Чесменском лагере (в Петрограде, в 5 км от Нарвских ворот), П. Бадмаев дал пощечину коменданту за то, что тот обратился к нему грубо, на «ты». Начальник, естественно, тут же на двое суток определил врача в карцер, где тот стоял по щиколотку в ледяной воде.

И тут случилось несчастье: тибетский целитель, обладавший отличным здоровьем, заболел тифом. Его поместили в тюремный лазарет, где за ним ухаживала жена Е. Ф. Юзбашева. Эта женщина долгие годы была верным помощником и даже заведовала аптекой в имении П. Бадмаева на Поклонной горе. Но, несмотря на тяжелый недуг, требовавший ухода, верный своему врачебному долгу врач уговорил супругу находиться в часы приема на Литейном, 16, где размещалась приемная П. Бадмаева.

Бадмаев с учениками

Вообще Петр Бадмаев мог легко избежать всех напастей, происшедших с ним, если бы принял японское подданство. О том, что он может это сделать, врач получил официальное уведомление властей — за него ходатайствовал японский посол. Он мог беспрепятственно выехать с семьей в Японию. Но Петр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжелый час испытаний и категорически отверг заманчивое предложение.

Умер знаменитый тибетский врач 29 июля 1920 года в своей постели. Хоронили его в жаркий день 1 августа на Шуваловском кладбище. Сейчас на его могиле стоит белый металлический крест с надписью: «Врач — основатель тибетской медицины в России Петр Александрович Бадмаев. Скончался 29. VII. 1920».

Даты рождения нет. Могила, судя по ее состоянию, давно никем не посещается. Ни администрация кладбища, ни прихожане о ней ничего не знают. Вот такая грустная судьба знаменитого человека.

После революции труд П. А. Бадмаева «Жуд-Ши» не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.

Из книги "Феномены, тайны, гипотезы"

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).

Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соприкосновение с тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ее смысл и обращались ко мне с различными вопросами. Поэтому я и решил в печатаемом здесь введении к новому переработанному переводу «Чжуд-ши» ознакомить всех, кто желает отнестись более сознательно к врачебной науке Тибета, с основными ее воззрениями и с различными ее отраслями. Эти сведения изложены в «Чжуд-ши» в сжатой форме и могут пригодиться как врачу в его практической деятельности, так и лицам, привыкшим осмысленно относиться к своему здоровью и своим недугам.

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях и пополнял свои знания сведениями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти ежегодно, в продолжение более чем двадцати лет, приезжали в Петербург и каждый раз жили у меня не менее полугода, давая мне свои указания и советы.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете восточных языков и, главным образом, в Медико-хирургической академии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Чжуд-ши», которое послужило материалом для настоящего труда. При этом нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологию, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицам, привыкшим к европейским медицинским терминам.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различных вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочинения недоступны из-за своей редкости и невозможности попасть в отдаленный Западный Тибет не только частным лицам, но даже и богатым монголо-бурятским буддийским монастырям. Но, благодаря знакомствам на Востоке, мне удается получать редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины, хотя мне их приходилось ждать десятки лет. Подлинные сочинения по медицине, анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии, ботанике и минералогии, хирургические инструменты и различные лекарства, а также и рисунки могут быть приобретены только при помощи людей знающих, которые не часто встречаются в Тибете и сопредельных с ним областях.

Обстоятельства эти являются помехой для ознакомления европейских читателей с результатами трудов целых поколений врачей, работавших в глубине Азии в течение многих веков на поприще врачебной науки с целью облегчить физические и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетий тому назад система скромных тружеников врачебной науки может быть названа и в настоящее время terra incognita для европейского мира. Поэтому позволительно надеяться, что изложение системы «Чжуд-ши» будет встречено с весьма понятным интересом. Тем более что лица, уже ознакомившиеся с этим сочинением, хотя и отдаленные друг от друга временем и расстоянием, единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» считается главным руководством по тибетской врачебной науке. Это, как подробно разъяснено ниже, утверждали: Реман в 1811 году, Чома Де-Кёрез в 1820 году, архиепископ Нил в I860 году, Уайз в 1867 году и А.А. Бадмаев тоже в шестидесятых годах XX столетия – и все внимание этих лиц останавливалось именно на «Чжуд-ши», несмотря на то, что одни из упомянутых ученых изучали тибетскую врачебную науку в бурятских степях Забайкалья, другие – в Индии и в Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины – ее история – нуждается в пополнении, так как система, изложенная в «Чжуд-ши», до сих пор была еще неизвестна в Европе, а Высочайшее повеление о переводе «Чжуд-ши» на русский язык и об издании этого сочинения за счет резервных сумм военного министерства состоялось 1 июня 1860 г.

П. Бадмаев

Тибетское схематическое изображение двух деревьев: первое символизирует собой пищевые вещества (по-тибетски «сай»), а второе – образ жизни (по-тибетски «жод»).