Основные черты и особенности месопотамии. Периодизация истории месопотамии Этапы исторического развития месопотамии

1 этап. 3 тыс. до н.э. На Юге Ирана началось обустройство земель, жители перешли на оседлое земледелие.Появление Шумеров (28-24 века до н.э.) – народа, не относящегося к семитской языковой семье. Версии возникновения Шумеров:

1.Пришли с Севера

2. Жили на этой территории изначально

Постепенно деревни начинают превращаться в города, единого государства не возникает из-за нежелания городов объединяться. Возникновение номового государства - маленькая административная единица. Междоусобицы между городами. Богатые урожаи, поля плодоносят дважды в год. Большую часть урожаев забирала себе аристократия (военная и жреческая). Крестьяне берут зерно в долг у аристократов, попадая в зависимость. Появление должников, в последствие переросших в рабов. Возникновение трехчленной системы общества. Деспот - Крестьяне и ремесленники - рабы. Некоторые города, созданные на Востоке: Урук - один из древнейших городов, правитель Гильгамеш, Ур - культурный центр. Город храмов.

Лагаш, Ларса.

Некоторые особенности Шумеров: одежда из шерсти, мастерски обрабатывали этот материал; обувь из соломы, дерева и кожи. Шумеры были приземистыми и брили подбородки.

3-1тыс до н.э. Кочевники пришли завоевывать Шумеров. Переселение народов. Появление письменности.

2 этап. Аккадское завоевывание 24 век до н.эСемиты из-за своих неплодородных земель продвигаются к Шумерским землям. Акад - место, где строят город - столицу семитского захватческого гос-ва. Семиты безграмотны, но сильны в сражениях. Шумеры сдаются в плен, чтобы хоть как-то сохранить свой род. (Переднеазиатская особенность) Почти бескровное завоевание Шумерского гос-ва. Основные проблемы из-за голода. Население осталось на своих местах и сохранило свои права и привилегии, но ресурсы в руках семитов. Семиты - скотоводы кочевники, перенявшие ирригационные системы Семиты создают единое крупное гос-во - Акад (24-22 век до н.э.) Семиты, особенности внешности: курчавые черные волосы, бороды, горбатые носы. Создают единую систему каналов, которое улучшало экономическое положение за счет сбора двух урожаев. Строительство новых городов и усовершенствование старых.

Соц. Структура: Население Шумера - неполноправное, а царь - семит.

Социальная структура:

1. Семиты, аккадцы, царь и аристократия

2. Свободные аккадцы (производители)

3. Шумеры (аристократы) - мушкенум «склонившийся ниц» (сохраняли имущество и рабов)Но собственность принадлежала аккадцам(шумеры лишь пользовались)

4. Рабы и у шумеров и у аккадцев.

СарбонДревнеаккадцкий - самый крупный и могущественный правитель Акада,расширял земли. Акадцы быстро освоили клинопись и выучили шумерский язык

Переняли литературные памятники Шумеров и свели их в единое целое. Создали акадций язык.

За счет своих завоеваний расширялся ареал применения аккадского языка, и он стал международным языком Передней Азии (2 тыс. до н.э.)

3 период. 22 век до н.э. -На Юг Месопотамии пришли кутии (гутии).Проматывали набранные богатства, не делая ничего и не развиваясь. Не грамотные и без желания учиться. Царство продержалось 100 лет.

21 век до н.э. Освободительное движение под командованием Ура.Юго-западную часть Месопотамии объединил Ур.

Гуде - царь кутиев (одет в теплую одежду, в шапочке, горское происхождение)

4 период. 20 век до н.э. Гос-во 3-я династия Ура. Не считали правление Кутиев за период.

Социальный строй:

Акадцы царь, аристократия

Свободные акадцы

Мушкенумы

Создание модели экономики древних гос-в.У царя, как наместника бога, все и земля и вода и люди; люди лишь живут.

У царя 50% земли в личном пользовании, 25% богу под храм, 25% производителям

Земли царя обрабатывают мушкенумы или рабами храма 2/3 земли у царя и бога

Мушкенумы включаются в государственное хоз-во. Крестьяне платят налоги царю.

5 период. 20 век до н.э. 2 волна семитского переселения. На восточном Средиземноморье

Амориты/Амореи сражаются жестоко и воинственно. Дальше идут на Север Месопотамии. На Юг продвигаются очень медленно из-за: освоения севера, строят города(Мари). Идут к пересечению Тигра и Евфрата. Столица Вавилон (19 в. до н.э)

6 период. Древний, Старовавилонское царство 19-16 век до н.эСамый известный царь - Хаммурапи(сер 18 века). Юг сопротивляется захватчикам Вавилона.

В Заграсских горах племена Эламитов, которыепринадлежат драведической языковой семье. Воинственные горцы. Совершают набеги. На севере в Мари (княжество) заявляют о своей самостоятельности.

Хаммурапи заключает пакт о ненападении с Землемимом. Хаммурапи направляет войска в Ур и захватывает их, но в войне с Эламитами проигрывает. Зато прокладывает границу. Перебрасывает войска в Мари и захватывает его, сжигает.

Вавилон включает в себя почти всю территорию Месопотамии. Международная держава.

Хаммурапи создает судебник «Законы царя Хаммурапи» - свод судебных положений. Семейное, уголовное право, наказания за преступления, аренда, положение рабов. Три части судебника: вступление(Хаммурапи получает законы из рук бога солнца(верховного); законы действуют для всех слоев населения). Новый строй:

Хаммурапи и аристократия

Свободные амориты

Акадцы и шумеры - мушкенум

Рабы, количество которых увеличивается(военнопленные и задолжники).

Раб - объект права. 1/3 земли богу, 1/4 - производителям. Меняется пантеон богов. Приоритеты меняются. При потомках Хамурапи, государство слабеет и ослабляется его боеспособность

7 период. Каситский Вавилон16 век-12 века до н.э.С Загроса приходят Каситы. Без письменности и культуры. Уменьшается кол-во ирригационных каналов.Из-за авторитета Хаммурапи с Вавилоном не воевали даже при каситах. Касты жили за счет богатств, накопленных Хаммурапи.Выучили акадцкий язык и аморитскую письменность.

8 период. 12 век. 3-я волна семитского переселения Арамеи.Появление Ассирии, не пустило арамейские орды на Север. Арамейцы и Холдеи.Нововавилонское и Холдейское царство. Ассирия включала в свои границы Месопотамии, включая Вавилон на правах особой автономии. За счет браков дипломатия.

Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях 2 . Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина 3 . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления 4 .

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй 5 . В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных сх занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин.

Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной 6 . От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.). Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

Столь же величественными как и культовые постройки были и дворцы правителей, начавшие строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером их может служить дворец в городе Кише, один из самых древних в Передней Азии. Подобно другим дворцам он воспроизводил в своем плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон, помещений. Стены его колонного зала были инкрустированы композициями из перламутра, воспроизводившими сцены битв.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.

Повествовательный рельеф зародился очень рано в культуре Двуречья. Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до н. э. воскрешают перед нами круг основных забот древних обитателей долины Тигра и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по большей части, обряды поклонения богине плодородия Инанне, показ тучных стад домашних животных, налитых соками созревших колосьев. Подобная процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена в рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из Урука начала 3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде). Форма кубка расчленена на ряд поясов, что позволило мастерам развернуть свое повествование по этапам. На внешнем фризе обозначены мотивы речного сельского пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий показывает вереницу мерно двигающихся по берегу реки баранов. Выше расположено столь же мерное шествие людей, несущих блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен церемонии поклонения богине и приношения ей даров. Фризообразное распределение фигур на плоскости, развернутое поясом, расположение нескольких поясов друг над другом, подобно строчкам текста стали принципом построения рельефных композиций, утвердившимся в искусстве Передней Азии на многие века. Этот же принцип был использован и резчиками цилиндрических печатей-амулетов, знаков личной собственности. Самые ранние печати воспроизводили то, что более всего занимало воображение людей того времени - сцены охоты, стада животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня, сказка находят многообразное отражение в печатях. Фантастика в изображении людей и животных сочеталась с точным знанием облика, умением передать естественную красоту движений.

Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру. как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии 7 .

Повествовательное изображение проявилось и на стеле, названной исследователями “Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (75 см) каменная плита, посвященная победе правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом, как-бы заложила основы нового вида повествования - исторического рельефа. На одной из сторон изображена огромная фигура верховного бога города Лагаша - Нингирсу, который заносит палицу над сетью с барахтающимися в ней врагами. На другой стороне, в четырех размещенных друг над другом регистров, показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания погибших, сцена терзания коршунами трупов поверженных врагов. В самом рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни упоения победой. Собственно, изображаются не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное множество раз. Это нерасчлененность людской массы, выявленная в нем грубая сила и производят на зрителя устрашающее впечатление готовностью снести все живое на своем пути, абсолютностью своего повиновения власти вождя 8 .

Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие, как бы родственны между собою. Все в них: поза, возведенные к небу глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля (из г. Мари) и каменная статуя бога Аб-У из г. Эшнуна. Наивные и несложные образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены единой печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва,

Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. Его правитель Саргон 1 (Шаррукин - “ Истинный царь”), названный учеными Древним, объединил почти весь север и юг, слив их в единое Аккадское государство. Его преемник Наран - Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, после подавления шумерийской аристократии окружил себя столь же активными людьми неаристократического происхождения. Это дало свои результаты. В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание было начертано на отдельной табличке. Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки народам всех времен. Это потребность в дружбе, восхваление верности, жажда личной славы, страсть к подвигам и приключениям, неистребимый страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее стремление к бессмертию. При сравнении вавилонского эпоса и шумерских текстов можно выделить шесть эпизодов:

  • 1. “Гильгамеш и страна живых”
  • 2. “Гильгамеш и небесный бык”
  • 3. “Потоп”
  • 4. “Смерть Гильгамеша”
  • 5. “Гильгамеш и Агга из Киша”
  • 6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство” 9 .

Многие эпизоды вавилонского эпоса бесспорно восходят к шумерским поэмам о Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда у нас нет прямых аналогий, можно отыскать примерные темы и мотивы, заимствованные из шумерских мифологических и эпических источников. Но вавилонские поэты никогда не копируют шумерский текст. Что же касается линии сюжета - неудержимого рокового хода событий, которые приводят мятущегося, дерзающего героя к неизбежному горестному прозрению, - то здесь вся заслуга, несомненно, принадлежит не шумерам,а вавилонянам.

Гильгамеш не был единственным героем Шумера. Его предшественники, Эннеркар и Лугальбанда, пользовались у шумерских поэтов не меньшей популярностью. Можно сказать, что у шумеров была целая эпоха героев. На этом стоит остановиться подробнее. Все историки вынуждены считаться, главным образам благодаря трудам английского ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические эпохи”, относящиеся у разных народов к разным периодам, вовсе не являются литературным вымыслом, а представляют для истории цивилизации этап общественного развития.

Есть все основания полагать, что древние эпические сказания Шумера были впервые записаны на глиняных табличках только через 5 -6 столетий после окончания “героического века” и, разумеется, после значительной переработки, проделанной жильцами и писцами. И поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэмы было Двуречье. Разумеется, между эпосом шумеров, греков, индийцев и германцев существует ряд немаловажных различий. Например, шумерские героические сказания, независимо от их величины, повествуют о каком-нибудь одном подвиге, одном эпизоде и совсем не связаны друг с другом. Впервые объединили сравнительно короткие и отрывочные поэмы в довольно сложный, длинный, но единый эпос вавилонские поэты. Однако, в этих поэмах не найдешь пластичности и динамизма, которыми славятся, например, гомеровские “Илиада” и “Одиссея”. В отличие от индоевропейского героического эпоса в шумерских эпических поэмах женщины, во всяком случае смертные, не играют почти никакой роли. И, наконец, чисто формальное отличие: шумерские поэты добивались ритмического рисунка прежде всего путем повторов с небольшими вариациями. Они не пользовались строками определенного размера.

Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.

Статьи:

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье — это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе - в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Письменность

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки — более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Астрономия

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света — «висячие сады Семирамиды».

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки для формирования основ ци­вилизации.

1)В начале III тысячелетия до н. э. обра­зовались первые небольшие гос-ва в южной части страны, в исторической обла­сти Шумер.

2)Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. 3)Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий.

4)В XXIV-XXIII вв. политический центр пере­мещается в центральную часть Месопота­мии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии.

5)От Аккадского царства, рухнувшего под на­тиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

6)В начале II тысячелетия до н. э. в меж­дуречье Тигра и Евфрата существовало не­сколько государств, среди которых возоб­ладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: а)старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э.), б)средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), в)период полити­ческого ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, г)нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завер­шившийся завоеванием страны Персией.

7)С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни.

8)В восточной ее части еще в конце III тысячелетия до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: а)староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), б)среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.) и в)новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия пу­тем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

25. Месопотамия в VI – IV тыс. д. н.э..

В середине и второй половине VI тысячелетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наиболее характерного поселения - Хассуна - носит название хассунской культуры.

Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). В это время уже сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство, ибо хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен. Орудия труда остаются каменными, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига сосудов применяют специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами.

В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изменения, связанные с новой культурой, называемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявляется в развитии различных производств. Халафская керамика покрывается двухцветной росписью с геометрическими и зооморфными мотивами, применяется техника глазури, изготавливаются лепные и фигурные сосуды. Камень применяется при строительстве зданий и для мощения улочек. Из меди уже изготавливаются кинжалы и долота. Однако мастера-ремесленники работают в рамках общины и обеспечивают ее своими изделиями.

В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, н-р, быка.

Самым древним из этих поселений было поселение Эреду (совр. Абу-Шахрейн) на берегу Персидского залива (6 тыс. до н.э.). Археологи обнаружили здесь остатки 12 храмов, примерно 1000 могил из сырцового кирпича, где люди были захоронены с личными вещами, посудой, пищей, домашними животными (например, собаками). Ученые предположили вначале, что это особая археологическая культура, но анализ керамики показал, что Эреду принадлежит к истокам этапа Эль-Убейд. Сам этот этап (последняя треть V - начало IV тысячелетия до н. э.) характеризуется наличием системы оросительных каналов, расцветом ремесел: керамического, металлургического, ткачества. Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10 га. Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами.

Убейдская культура приобрела колоссальный размах и широко распространила в тогдашнем мире свои связи и влияние. Раскопки в Чога-Мами и Телль-Авайли показали сочетание в этих поселениях элементов Самаррской и Убейдской культур. Раскопки российской экспедиции в Сирии обнаружили убейдскую расписную керамику в поселении Телль-Хазна I.

Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (середина - вторая половина IV тысячелетия до н. э.).

Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Особой отраслью становится ювелирное производство, славящееся изделиями из драгоценных металлов и камней. Развивается внешний и внутренний обмен. Из соседних областей в страну ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни, вывозятся зерно и продукты ремесла. Поселения увеличиваются в размерах, центром такого раннего города выступает храм, а иногда целый храмовый комплекс. Монументальные храмы, богато украшенные колоннами, фресками, мозаикой, ярко подчеркивают рост экономического потенциала страны. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков - протописьменный период.

Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества.

По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Значительную роль в жизни общины играли также такие должностные лица, как главный судья, старейшина торговых агентов.

Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце IV тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср - появляется бронза, в строительстве все более широко применяется обожженный кирпич. На земле Урука возносится к небу на высокой платформе так называемый «Белый храм» бога неба Ана. В Телль-Браке был возведен храм «священного ока». В изобилии встречаются в Телль-Браке печати, служившие знаками собственности. С целью захвата рабов и другой добычи совершаются военные походы. Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляются толстыми и высокими стенами. Поселения Протописьменного периода были разобщены и экономически, и политически, но были связаны религиозными узами. Культовым центром в это время был и надолго сохранил это значение город Ниппур, где почитался общешумерский верховный бог Энлиль и находился его храм Экур.


Похожая информация.