Современная риторика россии. Выдающиеся ораторы Искусство риторики - это правильно развитое дыхание при произношении речи

«Роль риторики в современном обществе» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 3. РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 4. РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 ЛИТЕРАТУРА 18 ВВЕДЕНИЕ Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии. Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку.

Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. 1. ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАНЫ ЯЗЫК, РЕЧЬ И СЛОВО? Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения.

Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь. Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего сильнее на земле - печаль - И долговечней - царственное Слово. (А. Ахматова) Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере". С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА. Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая". Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия.

Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести! Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил РИТОРИКУ как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой.

Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи. В античности риторику называли "царицей всех искусств". В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.

Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно. 2. РОЛЬ ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.

Н. Рыленков Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности.

В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. " Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования. Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.

Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности.

Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". , Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений. Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине. Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека. Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Академик Д.С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного.

Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. " Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. В этом в седело. Н.М. Карамзин говорил: " Язык и словесность суть главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки " 3.

РОЛЬ РИТОРИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

страны. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых пр... отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего... Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправл... Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного пу...

РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ

Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организ... Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятель... Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в об... Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концен...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества.

Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка.

Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА 1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист №12. – 2008 г. – 38 с. 2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г. 3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г. 4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195 5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г. 6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30 7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

ПОД-СЕКЦИЯ 6 Язык, речь, речевая коммуникация

Здорикова Ю.Н.

Доцент, кандидат филологических наук

Ивановский государственный химико-технологический университет

РИТОРИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном научном и образовательном пространстве риторика является одной из актуальных и востребованных наук, которая постоянно совершенствуется и находит свое применение в новых разнообразных формах. Сегодня проводятся многочисленные риторические конференции, мастер-классы, школы, тренинги и мн.др. Интерес к этой науке неслучаен: знание риторики позволяет достичь эффективной коммуникации, склонить к своей точке зрения, избежать речевого манипулирования и др. Современная риторика базируется на мощном арсенале исследований, накопленных со времен античности. Во все времена большое значение придавалось работе со словом, именно слово играло главенствующую роль на протяжении многих тысячелетий. Еще Протагор писал: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны» .

В современном понимании риторика определяется не только как теория, мастерство и искусство красноречия. Исследователи, опираясь на накопленный опыт, отмечают, что при определении понятия «риторика» важно учитывать три составляющие: мысль, нравственное чувство и красоту. И поэтому современный риторический идеал красноречия «сохраняет черты, определившие его с древности, и по-прежнему строится на триединой гармонии мысли, красоты и добра» . Неслучайно как одно из требований к личности оратора называется то, что оратор должен быть высоко нравственным человеком, он должен быть известен обществу, ему должны доверять .

В современной риторике много нерешенных проблем и вопросов. Подробно об этом пишет проф. В.И. Аннушкин в статье «Спорные вопросы риторического образования» . Один из таких вопросов - Является ли риторика частной наукой, частным знанием, или ее проблематика распространяется на многие науки и является всеобщей? Этот вопрос имеет важное значение в практике преподавания, поскольку «особенно же востребованы наука и искусство убедительной и целесообразной речи в области гуманитарного знания, поскольку всякая интеллектуальная профессия связана с речевым мастерством». Следующую проблему В.И. Аннушкин обозначает так: Существуют ли постулаты речевой (риторической) педагогики как теории и искусства обучения эффективной речи? Если да, то каковы они? Этот вопрос возникает, поскольку «наша практика обучения речине готовила к критической оценке того реального и многообразного мира коммуникаций, в котором живет современный человек». Описание законов риторики находим, например, в работе А.К. Михальской . Это закон диалогической речи, закон близости содержания речи интересам и жизни адресата, закон конкретности речи, закон движения, закон эмоциональности, закон эстетического удовольствия.

Целый ряд вопросов связан со школьной и вузовской риторикой: Каков объем предмета современной школьной риторики? Чем отличается традиционный курс «развитие речи » от риторики? Как школьная и вузовская риторика способствуют формированию языковой личности учащегося? Риторика позволяет достичь успешной речевой коммуникации. Поэтому целесообразно в курсе вузовской риторики сформировать у студентов такие умения и навыки, как: 1) научиться готовиться к публичному выступлению, 2) при построении речи уметь использовать риторические приемы, направленные на достижение поставленной задачи (в зависимости от вида ораторской речи), 3) практиковаться в произнесении речей перед сокурсниками и широкой аудиторией, 4) научиться анализировать речь другого человека.

Одной из форм работы на занятиях по риторике являются риторические тренинги. О пользе речевых тренингов писали многие известные ораторы. Риторический тренинг сегодня - одна из инновационных форм обучения. Самим своим названием [тренинг] «он утверждает приоритет новых форм над старыми “консервативными” формами, которыми могли бы быть названы просто семинар или “двухдневная учеба”» . Техника речи включает правила артикуляции, дыхания, работу над дикцией, знакомство с правилами логического чтения, темпа речи. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания. Каждый выступающий должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие и избегать монотонности речи. Для оратора важно правильно поставить дыхание - дышать глубоко, уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Очень полезна для развития техники речи работа над поговорками и скороговорками.

Многообразие риторических форм и жанров, научных исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день риторика - одна из самых востребованных и постоянно развивающихся наук, изучение правил и законов этой науки приведет к успеху специалиста любой области знаний, поскольку именно риторика учит эффективное общению.

Литература

1. Аннушкин В.И. Спорные вопросы риторического образования // Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 3-8.

2. Доклад В.И. Аннушкина на XIV Международной конференции по риторике и культуре речи // http://www.rhetor.ru/ sites/default/files/ 1.%20 Аннушкин_Доклад_на_14_конф.%2014%20февраля%20для%20сайта.doc.

3. Здорикова Ю.Н. Речевой тренинг студентов как одна из форм совершенствования культуры речи // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции / Под ред. Ю.В. Щербининой, М.Р. Саввовой. - М.:МПГУ, 2011. - С. 156-160.

4. Колесникова Л.Н. Профессиональная культура педагога-ритора // Материалы ХIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 года / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С.201.

5. Колесникова Л.Н. Риторика и нравственное воспитание личности // Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV международ. конф. по риторике. - М., 2000. - С. 15-16.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М.-Л.: Наука, 1969.

7. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 2001.

8. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - М.: Издательский центр «Academia», 1996.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор

Конфуций

С помощью речи человек выражает мысли, чувства и желания, обращаясь к чувствам и разуму своих слушателей. Современная риторика это не просто овладение навыками правильной речи, но и умение достичь определенного результата путем использования речевых средств.

Таким образом, риторический текст должен отвечать одной важной цели: высказать мысли и употребить факты так, чтобы подвести слушателей к должному итогу, для которого речь собственно и произносилась.

Менеджер, как, впрочем, и любой оратор, должен владеть материалом выступления. Это залог ораторского искусства. Известно, что общение между людьми может быть плодотворным и эффективным лишь в том случае, когда слова достигают сердца человека и попадают ему внутрь.

Глядя на основные этапы становления риторики, можно с убежденностью сказать, что данное утверждение касается на сто процентов и публичной речи. Она будет успешной тогда, когда возымеет должное действие в разуме и сердце слушателя. Но для этого нужен усердный труд, речь необходимо отрабатывать.

Изучив основные законы риторики, можно понять, какими недостатками «одарена» та или иная речь. К ним относятся:

  • монотонность;
  • сухость;
  • неубедительность;
  • скучное повествование.

Риторика как искусство красноречия призвана служить людям

Это значит, что методы риторического воздействия должны быть законными и убеждать слушателей, а не принуждать. Некоторые люди негативно относятся к риторике именно по той причине, что считают ее служителем зла. Ведь речь — это оружие, и им можно злоупотреблять. Но разве может являться поводом для пренебрежения речью знание того, что ею можно злоупотребить? Конечно, нет.

Жесткая риторика опасна и неприемлема. Менеджер должен придерживаться ригоризма или строгого соблюдения нравственных принципов, всякий раз переосмысливая, насколько порядочны его взгляды и отношение. Риторика и этика идут рука об руку.

Менеджер обязан следить за своим выступлением, в котором не имеет место ложь и полуправда. Речь не должна вводить слушателей в заблуждение, менеджер не имеет права преувеличивать информацию или давать ее недостоверно. Цель риторики: все, что говорится, необходимо подтверждать убедительными доказательствами.

Менеджеру нужно уяснить для себя, зачем нужна риторика, и, принимаясь за роль оратора, войти в роль посредника между слушателем и предметом речи. В отношении обеих сторон должно быть полное равноправие и уважение, нельзя пренебрегать какой-либо одной из них.

Поэтому к предмету беседы, разговора, выступления важно подходить с головой, мудро. Риторика в современном мире, как впрочем, и в античном, да и все времена обязательно граничит с порядочностью, рамками морали и этики она пренебрегать не имеет права. Никакого умышленного дезинформирования слушателя и введения его в заблуждение.

Этапы развития риторики подвели науку красноречия к определенному делению риторических выступлений. В зависимости от цели и назначения они подразделяются на:

  • научные доклады, сообщения, рассказы о деловой поездке и т. п.
  • политическую речь;
  • праздничную, благодарственную речь;
  • приветственное обращение.

Так оратор менеджер может рассказывать о каких-либо личных переживаниях, возможно целью речи является сделать на чем-то акцент, усилить чувства, с помощью речи можно разъяснить положение дел, обозначить какие-либо преимущества в их понимании, целью речи может быть выражение мнения, в этом плане широко распространены дебаты и дискуссии. Здесь хорошую службу может сослужить и невербальная деятельность оратора.

Дар красноречия и талант гениальной речи усиливается способностью менеджера как оратора пользоваться во время выступления памятью. Поэтому практикум по риторике включает в себя обязательную тренировку и ежедневные упражнения на развитие памяти.

Собственно такая тренировка заключается в обычном заучивании каждый день стихотворения или газетной статьи. Но риторика как наука предполагает не просто механическую зубрежку, а развитие и использование направленной и функционирующей памяти. Совершенно не обязательно заучивать крупные отрывки текстов или книги целиком.

Развитая направленная память действует, позволяя менеджеру знать, где, в каком месте найти нужную информацию, в какой литературе, какой источник необходимо поднять, чтобы найти нужные данные, факты, сведения. Сами же сведения можно с легкостью записывать, чтобы не перегружать ими память.

Функционирующая память - прекрасный помощник при проведении дискуссий и переговоров. Запоминание тех или иных событий, их оценка, взаимосвязь деталей очень часто ставят менеджера в выигрышное положение перед аудиторией, слушателями и оппонентами.

Безусловно, все запомнить невозможно, так как память человека все же имеет определенный объем, который в свою очередь также ограничен. Но в тот то и заключается риторика, что это не обычные тренинги с простой зубрежкой материала.

При механическом заучивании, как правило, не участвует продумывание. В то время как именно продуманное, вдумчивое освоение при заучивании материала, позволяет последнему прочно осесть в памяти. Таким образом, укреплению и тренировке памяти оратора способствуют три элемента:

  • концентрация.
  • ассоциации.
  • повторение.

Концентрация позволяет повысить способность воспринимать материал. Она находится в зависимости от нескольких составляющих. Одним из них является - проявление интереса к предмету заучивания. Предмет, который наиболее интересен, будет запоминаться легче и быстрее, на нем легче сосредоточиться и уровень концентрации будет более высок в данном случае.

Второй фактор - это способность отвлечься, отключиться от окружающего мира. Чем в большей степени менеджер будет обладать такой способностью, тем выше у него будет концентрация, а значит и повысится способность запоминать необходимые вещи.

Развитие речи не возможно без развития памяти

Менеджеру, как человеку, который стремится владеть аудиторией и вниманием слушателей, важно знать, как развить риторику речи. А для этого следует развивать короткую, или оперативную, память, то есть, менеджер должен быть способен сохранять информацию в памяти в течение непродолжительного отрезка времени.

Такая память необходима, чтобы оперативно, при чтении, схватывать и запоминать важные ключевые слова и далее на их основе развить формулировки в течение всей последующей речи. Развивать память следует с учетом личных особенностей. Менеджер может иметь склонность к хорошей моторной памяти. Тогда для запоминания ему лучше использовать такой инструмент как записывание.

Если более развита акустическая память, то при заучивании информация будет лучше восприниматься на слух. Когда менеджер обладает отличной визуальной памятью, для лучшего запоминания ему следует воспользоваться обозначением ключевых слов в тексте, например, раскрасить их в разные цвета или подчеркнуть.

Очень хорошо в данном случае использовать схемы и рисунки для того, чтобы усилить память. Задача менеджера выучить не больше, а лучше, то есть, чтобы даже малый материал был запечатлен в памяти основательно.

При тренировке памяти менеджеру нужно использовать и ассоциативный механизм человеческого организма. Это происходит с помощью создания «мостиков памяти» или ассоциативных рядов. То есть, ключевые слова запоминаются ассоциативно, а предложения при помощи образных связей.

Например, менеджер соединяет каждое ключевое слово с какой-либо ассоциацией. Известно, что заучиваемый материал присоединяется к чему-то, глубоко закрепленному в памяти. Так, к примеру, факты соединяются с какими-либо личными чувствами и таким образом способствуют развитию ощущений, а ощущения остаются в памяти.

Повторение - это неоднократное возвращение к прочитанному или услышанному. Оно создает хорошую среду для запоминания. В сущности, являясь средством, которое способно обеспечить запоминание. Для этого следует:

  • читать вслух - при этом зрение соединяется со слухом и, следовательно, материал усваивается быстрей и легче. Не обязательно повторять большие отрывки, можно перечитывать какие-либо основные, выделенные в тексте моменты;
  • перерывы - лучше заучивать в течение короткого промежутка времени, чем загружать память на протяжении долгого временного отрезка (например, по часу в день, нежели по два часа в один день). Известно, что в перерывах подсознательная память продолжает обрабатывать и закреплять материал в памяти. И чем раньше начать повторение, тем быстрее будет происходить закрепление. Важно загружать память в правильное время, когда она свежа и свободна, а не когда она утомлена;
  • употребление комбинированного повторения - запоминание происходит быстрее, когда предметные области имеют связи соприкосновения.

Для запоминания менеджеру достаточно запомнить начало, конец текста и его основу из ключевых слов, чтобы на данном каркасе с помощью причинных связей воспроизвести все остальное.

Искусство риторики - это правильно развитое дыхание при произношении речи.

Дыхание - важная часть жизнедеятельности человека. В конце концов, с помощью воздуха, который поступает при вдохе, произносятся звуки, речи, поются песни. Дыхание происходит благодаря движению дыхательных мышц.

Правильное дыхание обеспечивается, когда вдох делается через нос. В противном случае, при вдохе через рот, пересыхает гортань, голос садится. Поэтому в основные задачи риторики входит и овладение техникой дыхания. Менеджеру, как оратору, необходимо следить за дыханием и постоянно упражняться в том, чтобы использовать диафрагменное брюшное и боковое дыхание.

Упражнения

Таким образом, дыхание будет глубоким, в котором задействован весь объем легких. При использовании только верхнего дыхания могут возникнуть спазмы, особенно, если подняты плечи. Дыхание считается правильным, когда брюшная стенка округлена, бока растягиваются.

Для тренировки глубокого дыхания следует чаще дышать свежим воздухом, осуществляя около 20 глубоких вдохов. Хорошее упражнение - вдыхать и немного задерживать, оставлять воздух в свободном состоянии на несколько секунд.

Следующее упражнение - произносить звуки «с», «ш», «ф», медленно или толчками набирая воздух. Каждый звук и слово выговариваются медленно и очень протяжно. Еще один тренинг - сохранять нормальный темп речи как можно дольше на одном дыхании.

Наука риторика, культура речи подразумевает использование основного правила при произношении речи: вдыхать воздух следует только в том месте, где по смыслу можно сделать паузу. Правильное дыхание гарантирует богатую и красивую речь, таким образом, менеджеру следует постоянно следить за дыханием. Отточить же технику дыхания можно с помощью дыхательных упражнений, например, применяя материалы народных университетов.

Введение

риторика спор красноречие выступление

Почему я выбрала данную тему? Вопрос конечно риторический…Она мне близка, потому что я живу в современном мире и мне ближе понятия современности. Но это, ни в коем случае не дает мне право оставить без внимания историю вопроса, ознакомившись с которой я постаралась выбрать круг тем наиболее понятных мне и захотелось посмотреть как «живет» риторика в наше время.

Эту работу можно сравнить со строительством кирпичного дома. Каждая подтема как его отдельный кирпичик, которые скрепляются между собой цементом уже полученных знаний и навыков. На основе прочитанной литературы я сделала некоторые выводы, которые попыталась объединить в один монолитный текст. У меня нет разделений, есть одна большая мысль ничем не обрамленная.

Современная риторика России

«Каков человек, такова его и речь»,- сказал Сократ,- и когда ему представили юношу, чтобы он оценил его и высказал суждение о нем, философ прежде всего вступил с ним в разговор. Учителя словесности со времен Сократа хорошо знают эту истину. Но, к сожалению, создается впечатление, что в последние десятилетия ее забыли. Многие ли из нас, окончивших не только школу, но и институт, умеют легко, свободно публично выступать или вести беседу?

Если в древние времена риторами были философы, которые оглашали свои труды, завладевали вниманием слушателей и учеников, вкладывали в сознание людей свои суждения о мире, то сейчас этим мастерством должен обладать каждый человек, которому приходиться общаться.

Риторика необходима для всех людей, которым в силу своей профессии приходиться говорить, да и не только. В наше время искусством риторики обладают люди с публичным пространством: журналисты, политики. Но с другой стороны каждый из нас использует свой ресурс - речь.

Сейчас во многих школах есть такой предмет как риторика, но нужна ли она детям? Ведь в школьном возрасте, когда ты стараешься запомнить невозможные формулы и зазубрить несколько глав «Евгения Онегина» - это только борьба за оценку, не более того. Но в жизни каждого из нас наступает такой момент, когда ты задумываешься над тем: «А правильно ли я говорю, слушают ли меня окружающие, смогу ли я убедить оппонента в правильности своих мыслей». Из этого приходит вывод - всему свое время.

Давайте посмотрим, как развивается в наше время риторика как наука, как практическая наука. Некоторые понимают риторику только как красноречие, но это не так. Не только публичные выступления связаны с этой наукой и практической ее частью.

Возьмем, к примеру, сферу бизнеса, любого. Умение вести переговоры - практика, которая строится на основах теории риторики. Продвижение и продажа товара - это возможно только при умении манипулировать сознанием людей и вести беседу так, чтобы собеседник принимал твои условия игры. И одно из самых главных - умение вести спор. Как известно - спор это не только пререкания, носящие оскорбительный характер - это великая способность приводить аргументы и доводы, не ставящие оппонента в неловкое положение, но при этом «невидимое» принуждение принимать нужную сторону.

Хочется привести некоторые правила спора:

Не спорьте о пустяках. Не уподобляйтесь средневековым схоластикам, которые иногда до одурения спорили о том, был у Адама пуп или нет.

Схоластики - последователи схоластической философии, представлявшей соединение греческой философии с учением «отцов церкви». Начало этой философии относится к IX веку, а упадок к XIV - XV векам. Схоластическим мы называем все сухое, бессодержательное, ставящее форму выше содержания.

Во время спора не упускайте из виду главных положений, из-за которых идет спор. Иногда случается, что спорящие, не закончив, спора об основном тезисе, переходят к другому, имеющему лишь второстепенное значение, а от него к третьему и т.д. В конце концов, спор уклоняется в сторону от основного тезиса, и нередко сами спорящие не могут вспомнить, с чего, собственно говоря, начался их спор.

Никогда не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой, большим хладнокровием, так как мысль его работает спокойно.

Относитесь с уважением к чужим мнениям. Если вы считаете их заблуждением, то докажите это спокойно, без насмешек и резких выражений.

Если у вас имеются веские доводы или веские возражения, то не начинайте с них. Приведите сначала другие, не столь веские, но все же верные и убедительные доводы, а в заключение - самый решительный довод.

Отбросьте ненадежные доводы. Не старайтесь увеличить их количество в ущерб качеству.

Избегайте обоюдоострых доводов. Допустим, что вы сказали: «Да ведь это еще ребенок; к нему нельзя относиться строго». Противник может ответить: «Именно поэтому и надо его сдерживать, чтобы дурные поступки не вошли у него в привычку».

Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами, так как это может показать слушателям ваше беспристрастие. Но, согласившись с этими доводами, постарайтесь выяснить, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречия.

И здесь никуда нельзя уйти от теоретической части. Возьмем, к примеру «32 уловки» философа А. Шопенгауэра, в каждой из которых есть может применяться как совместно с другими, так и по отдельности. Помимо умения спорить, нужно уметь острить - в нужный момент вставить «ловкое» словечко А здесь то как раз и проявляются знания нашего великого и могучего русского языка.

Сейчас издается огромное количество учебной литературы по так называемой черной риторике, но после знакомство с таковой, остается неприятный осадок, так как все книги пропитаны дерзостью и хамством. Но при этом, если ты хорошо владеешь русской речью, имеешь хороший словарный запас и достаточно эрудирован, то из данной литературы можно брать некоторые приемы.

Если обратиться к истории риторики, то невозможно не осветить такую ее часть как судебное красноречие, которое используется и посей день. И ведь это действительно так. Ведь именно от умения убеждать зависит победа одной из сторон «обвинения» или «защиты».

Красноречие есть прикладное искусство; оно преследует практические цели; поэтому украшение речи только для украшения не соответствует ее назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной. С другой стороны, всеми признается, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это - игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия на суде, или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы судебной речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не как источники эстетического наслаждения. Цветы красноречия - это курсив в печати, красные чернила в рукописи.

На эту тему сейчас есть отличная передача «Суд идет», благодаря которой можно оценить умения говорить людей, которые должны привлечь правосудие на свою сторону. Во-первых, очень важно не засорять свою речь бессмысленными вводными предложениями и бессмысленными междометиями, которые могут быть восприняты как неубедительность и неуверенность в своих мыслях.

В суде применима одна из самых изящных риторических фигур - concession. Она заключается в том, что оратор соглашается с положением противника и, став на точку зрения последнего, бьет его собственным оружием; приняв, как заслуженное, укорительные слова противника, тут же придает им другое, лестное для себя значение; или, напротив, склонившись перед его притязаниями на заслуги, немедленно изобличает их несостоятельность.

Это лишь малая толика о судебном красноречии. Огромное количество примеров приведено в хрестоматии русской риторики.

А чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык; богатство слов есть необходимое условие хорошего слога. Строго говоря, образованный человек должен свободно пользоваться всеми современными словами своего языка, за исключением специальных научных или технических терминов. Можно быть образованным человеком, не зная физиотерапии или высшей математики; нельзя,- не зная психологии, истории, анатомии и родной литературы.

Можно проверить себя, отделив известные нам слова от привычных, т.е. таких, которые мы не только знаем, но и употребляем в письме или в разговоре. Мы поразимся своей бедности. Мы большей частью слишком небрежны к словам в разговоре и слишком заботимся о них «на людях». Это коренная ошибка. Старательный подбор слов «на трибуне» выдает искусственность речи, когда нужна ее непосредственность. Напротив, в обыкновенном разговоре изысканный слог выражает уважение к самому себе и внимание к собеседнику. В своей тонко написанной небольшой книжке «L"Art de Plaider» бельгийский адвокат De Baets говорит: «Когда вы приучите себя обозначать каждую вещь тем самым словом, которое на вашем языке в точности передает ее сущность, вы увидите, с какою легкостью тысячи слов будут являться в ваше распоряжение, коль скоро в уме вашем возникло соответствующее представление. Тогда в ваших словах не будет тех несообразностей, которые в ежедневных речах наших ораторов так раздражают чуткого слушателя». У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями.

Сейчас очень популярна фраза «Ни что оратор говорит, а как он говорит». Не знаю кто как, а я с этой мыслью полностью согласна. К сожалению, в наше время появилось огромное количество сект - это одно из самых популярных объединений. Создатели сект точно понимают, что они проповедуют, и что должны вложить в сознание людей. Если послушать их проповеди психологически устойчивому человеку, то с первых слов можно понять, что речи их бессмысленны. Но есть те, кто подвластен давлению других людей и не может сопротивляться натиску биополей и т.д.

Если в судебном красноречии главная ценность - целостность мысли, то в этом случае - благозвучность слова. Неважно, что говорит оратор, а как он это делает. Какими образами наполняет речь, какие приемы использует, какими психологическими навыками пользуется. Все это в комплексе дает ошеломительный успех - привлечение тысяч людей, которые принимают чужие жизненные позиции и продвигают чужие идеи, далеко не христианские, аморальные, извращенные. При этом руководители данных «сборищ» являются людьми высокообразованными, эрудированными и умеющие владеть своим словом.

«Владеть своим словом» - звучит? Звучит! Не каждому дано это великое умение. Но есть люди, которых ты никогда не слышал, но знаком с ними заочно. Сейчас я говорю об одном из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Неспроста эпиграфом моей работы служат его слова. Я познакомилась с ним не так давно, к сожалению, я не слышал его речей и выступлений. Но меня потрясла так энергетика, которая исходит из его работ.

Его бесценные работы подвластны пониманию любого человека, который знаком с историей и культурой своей страны. У него, получается, завладеть вниманием читателя, и хочется впитывать все, о чем пишет этот грандиозный человек.

Свое знакомство с Д.С. Лихачевым я начала с книги «Письма о добром и прекрасном».

Это всего лишь письма, но какую смысловую нагрузку они несут, какой душевностью и добротой пропитаны. Начнем с письма «Об искусстве слога и филологии». В этом письме речь идет о том, что филология - это не однозначное понятие, это в переводе с греческого «любовь к слову». Филология дифференцированная наука, которую условно можно разделить на лингвистику и литературоведение. Но при этом роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения - наиболее сложной области литературоведения.

Дмитрий Сергеевич не призывает быть специалистами, профессионалами-гуманитариями. Он говорит о том, что, разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Нужно читать художественную литературу и понимать ее, читать книги по истории и любить прошлое человечества, читать литературу путешествий, мемуары, литературу по искусству, посещать музеи, путешествовать со смыслом и быть душевно богатым.

«Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» Д.С. Лихачев.

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев.

И еще одно письмо о том, как выступать. Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на совещаниях, собраниях, а может быть, с лекциями и докладами как нам - студентам. Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно, выступать. Ему должно быть интересно, изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал, который он доносит до слушателей должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Закончить свою работу хочется такими словами: «Мы идем по жизни, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и жить, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта - опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений»

Список использованной литературы

1.Граудина Л.К. - Русская риторика: Христоматия; напечатано по изданию:Лихачев Д. С. Книга беспокойств.- М., 1991.- С. 431-433, 436-439.

2.Лихачев Д.С. - Письма о добром и прекрасном; М.; 2003, 154 с.

.Лобанов И.Б., Хазагеров Г.Г. - Риторика; ООО «Феникс» 2008,изд 3-е, 379 с.

.Русская культура в современном мире // Новый мир. М., 1991. № 1. стр. 3-9.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

Работа содержит 1 файл

Введение

Риторика – классическая наука о целесообразном и уместном слове – востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании. Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика.

Риторика – это теория, мастерство и искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой – правила, служащие к образованию ораторов.

Роль языка в становлении личности человека

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" – понятием очень многозначным и емким.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

В современных условиях целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня – нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение – сложный процесс, предполагающий стремление к истине, предполагающий умение слышать и слушать другого человека, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Роль риторики в общественной жизни

В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению.

В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением.

Публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.

Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство стало востребованным.

Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного публичного обсуждения общественно значимых проблем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России – очень важная задача сегодня.

Роль риторики в профессиональной деяьтельности

Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности. Здесь ведущую роль играет речевая деятельность.

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Ведь умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения.

Заключение

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершенно необходимо для продуктивной профессиональной деятельности. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.