Миг 29 русские витязи. Пилотажная группа "Стрижи"

«Стрижи́» - авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России . Была сформирована 6 мая 1991 года на базе 234-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка . Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба . Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29 .

Стрижи

МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи»
Основная информация
Полное название Пилотажная группа
«Стрижи»
237-го Центра показа авиационной техники ВВС России им. И. Н. Кожедуба
Годы существования 6 мая 1991 года - н.в.
Страна СССР
Род войск ВВС России
Место базирования Кубинка (авиабаза)
Московская область
Цвета

белый, синий, красный

Знаки отличия
Эмблема
Самолёты
Истребители 6 - МиГ-29
Официальный сайт АГВП "Стрижи"
Медиафайлы на Викискладе

«Стрижи» базируются на расположенном в 60 километрах от Москвы аэродроме Кубинка . Лётчики Кубинки первыми в СССР освоили одиночный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях: 1 мая 1946 года они впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. Сегодня Кубинка известна как школа № 1 пилотажного мастерства в России. В начале мая 2011 года пилотажная группа «Стрижи» отпраздновала своё 20-летие новой лётной программой. Спустя пять лет, 21 мая 2016 года, пилотажная группа «Стрижи» отметила уже четвертьвековой юбилей, который они праздновали совместно с «Русскими Витязями».

История группы

Пилотажная группа «Стрижи» входит в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк 16-й воздушной армии . Свою историю он ведёт с 1950 года, когда началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка. Костяком лётного состава стали лётчики-пилотажники. Главной задачей полка была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой , первый из которых состоялся 1 мая 1951 года.

В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29 . В 1986 году состоялся визит группы из шести МиГ-29 на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские истребители четвёртого поколения. В 1990 году перед лётчиками эскадрильи, летавших на МиГ-29 была поставлена задача освоить пилотаж в плотном строю в составе шести самолётов. Пилоты летали с интервалом и дистанцией около 3-х метров, выполняя сложный комплекс фигур.

Начало полётов

В 1988 году два самолёта МиГ-29 посетили авиасалон в Фарнборо , через год их продемонстрировали в Ле-Бурже . Готовясь к международному дебюту, лётчики задумались об имиджевой стороне своей деятельности. Для самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ придумали оригинальную раскраску - белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы - чёрные стрижи на красном фоне. Эти верткие птицы и дали название группе - в историю группа вошла под именем «Стрижи».

Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа считается 6 мая 1991 года. В тот день «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолётах с оригинальной окраской и новым названием . Первым командиром АГВП Стрижи стал гвардии майор Дятлов Александр Михайлович.

1990-е годы

В мае 1991 года «Стрижи» посетили Швецию . Полёты могли наблюдать только коллеги и немногочисленные представители СМИ , так как на авиабазу Уппсала широкие массы шведского народа доступ не получили. На широкой публике «Стрижи» появились в мае 1992 года, когда группу пригласили принять участие в грандиозном воздушном празднике на авиабазе Реймс , проводившимся в честь 50-летия прославленного полка «Нормандия-Неман ». За два года группа дала 50 выступлений на воздушных праздниках и официальных показах в Кубинке и различных городах России.

В 1993 году группа принимала участие в авиасалоне МАКС-93 , а осенью того же года посетила Бельгию и Таиланд . В декабре «Стрижей» пригласили участвовать в авиасалоне LIMA-93. В Малайзию самолёты доставлялись в разобранном виде военно-транспортными самолётами. Тогда авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».

В 1994 году «Стрижи» приняли участие в воздушном празднике на аэродроме Шпренгер в Германии. В мае 1995 года эскадрилья выполняла функцию эскорта самолёта лидера Ту-160 над Поклонной горой во время грандиозного воздушного парада в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В августе того же года приняли участие в авиасалоне МАКС-95 .

В 1996 году приняли участие в гидроавиасалоне «Геленджик-95», а также побывали за границей, приняв участие в авиашоу на финской базе Оулу . 1997 год ознаменовался богатой программой выступлений на авиашоу в болгарском городе Варна , визитом в Голландию в составе российской военной делегации, выступлением на МАКС-97 , а также выступлением над Тушино на воздушном празднике в честь 850-летия Москвы . На международном авиасалоне в Финляндии в 1997 году командир группы Николай Дятел занял первое место в одиночном пилотаже.

В 1998 году группа выступила на гидроавиасалоне в Геленджике , посетила Оренбург и Екатеринбург . Приняла участие в учениях «Боевое содружество-98» на полигоне Ашулук под Астраханью. В 1999 году выступила на МАКС-99 .

2000-е годы

2001 год, открывший новое тысячелетие, стал в чём-то рубежным и для «Стрижей». Ряды группы пополнились новыми лётчиками. Программу сольного пилотажа стал отрабатывать гвардии подполковник Вадим Шмигельский, и в октябре 2001 года на празднике в Астрахани он выполнил свой первый показ. Начали осваивать групповой высший пилотаж гвардии подполковник Михаил Логинов, гвардии майоры Валерий Морозов, Игорь Соколов, Сергей Осяйкин, Дмитрий Копосов, гвардии капитан Алексей Прохоров. Зима и весна прошли в напряжённых тренировках, а в сентябре 2002 года группа блестяще выступила над морским заливом в Геленджике во время очередного гидроавиасалона.

В последующие годы группа активно участвовала в авиашоу в России и за рубежом. В 2007 году семёрка самолётов МиГ-29 , взлетев с ВПП авиабазы Кубинка, взяла курс на Астрахань - промежуточный пункт маршрута - с конечной целью аэродром Эль-Айн в Объединённых Арабских Эмиратах . «Стрижи» приняли участие во всех показах авиасалона МАКС. 9 мая 2010 года группа пролетела над Красной площадью совместно с «Русскими Витязями» во время воздушной части парада Победы .

В начале июня 2011 года появилась информация о том, что пилотажная группа будет расформирована .

В начале мая 2012 года группа совместно с «Русскими Витязями » должна была принимать участие в выставке KADEX-2012 в Астане. Визит, однако, был сорван по неизвестным причинам, несмотря на имеющиеся международные договорённости и длительную подготовку. В запланированные дни лётчики выполнили перелёт через Энгельс в Челябинск , однако разрешения на пересечение границы и перелёт в Казахстан от российского правительства так и не получили . 5 мая группа вернулась в Кубинку.

2 июня 2012 «Стрижи» в составе ромба в сложных метеоусловиях провели показ на праздновании 70-летия 1 Ленинградского Краснознаменного командования ВВС и ПВО над аэродромом Пушкин Ленинградской области.

Запланировано участие группы в праздновании 100-летия российских ВВС в августе 2012 года .

Группа приняла участие в праздновании 100-летия сербских ВВС в сентябре 2012 года .

В августе 2018 года в рамках военно-технического форума «Армия-2018» «Стрижи» продемонстрировали новую формацию: «звезда».

3 ноября 2018 года авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" провела показательные выступления в Краснодаре в рамках празднования 80-летия Краснодарского высшего военного авиационного училища

Совместные полёты с «Русскими Витязями»

Кроме того, пилот из состава АГВП «Стрижи» Сергей Осяйкин и пилот «Русских Витязей» Александр Богдан помимо выступлений в своих пилотажных группах совместно выступают с парным пилотажем на Су-57 (ПАК ФА).

Программа выступлений

Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой самолётов, а также одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолётов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполнили «бочку ». Этого (в смешанном строю из разных типов самолётов) не удавалось ещё никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации . Не так давно у группы появился новый элемент программы, когда шестёрка «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 6 мая исполняется 25 лет со дня первого выступления авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" Военно-воздушных сил (ВВС, с 1 августа 2015 г. - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России.

"Стрижи" - российская авиационная группа высшего пилотажа, сформированная начале 1990-х гг. из летчиков 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка 16-й воздушной Краснознаменной армии ВВС СССР (ныне - 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба, 237 гв. ЦПАТ, авиабаза Кубинка, Московская обл.).

С 1967 г. 237-й авиаполк специализировался на демонстрациях авиатехники и высшем пилотаже, в 1983 г. летчики полка первыми в ВВС СССР приступили к освоению легкого фронтового истребителя МиГ-29. Название "Стрижи" было предложено пилотами группы, позднее оно было одобрено командованием.

В разные годы в состав группы входили более 25 военных пилотов. В настоящее время группа (2-я авиационная эскадрилья 237 гв. ЦПАТ) использует шесть истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ ("учебно-боевой", двухместная модификация). Программы показательных полетов включают групповой высший пилотаж в плотном строю в составе четырех или шести самолетов, синхронный парный пилотаж, одиночный высший пилотаж.

История выступлений группы

Первый демонстрационный полет "Стрижей" состоялся 6 мая 1991 г., эта дата считается днем рождения группы. Первое зарубежное выступление прошло в октябре того же года в ходе дружеского визита делегации советских ВВС в расположение Упландского авиаполка Королевских ВВС Швеции (авиабаза Уппсала).

С 1991 г. "Стрижи" регулярно участвуют в показах авиационного мастерства на авиашоу в российских городах и за рубежом - во Франции (1992, 2013), Малайзии (1993, 2015), Бельгии (1993), Таиланде (1993), Китае (1993, 2004, 2008, 2012, 2013, 2014), Монголии (1993), Венгрии (1994), Германии (1994), Казахстане (1994, 2014), Швеции (1995), Финляндии (1997), США (1997), Болгарии (1997), Нидерландах (1997), Чехии (2005), ОАЭ (2005, 2006, 2007, 2013), Индии (2013), Сербии (2014) и др.

Полеты истребителей группы строем в форме ромба, как отдельно, так и в составе "Кубинского бриллианта" (девятки самолетов совместно с Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" , которая также базируется в Кубинке), - традиционный элемент программы Международного авиационно- космического салона (МАКС, Жуковский, Московская обл.), Парада Победы на Красной площади в Москве, Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

"Стрижи" участвовали в программах празднования 850-летия Москвы (1997), 290-летия Екатеринбурга (2013), в "Гидроавиасалонах" в Геленджике и др.

Аварии и происшествия

За историю существования "Стрижей" с самолетом группы произошел один авиационный инцидент. 27 июля 2006 г. при взлете из пермского аэропорта Большое Савино МиГ-29УБ (бортовой номер "01 синий") сразу после взлета не смог набрать высоту, упал и загорелся. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался, один из летчиков получил травму голени. Авария произошла из-за попадания птиц в оба двигателя истребителя.

Будущая смена самолетов

Планируется, что в течение 2016 г. пилоты "Стрижей" пересядут с МиГ-29 на более современные машины. В январе 2016 г. главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что решение о том, на каких самолетах "Стрижи" будут выступать в 2017 г., примет министр обороны РФ. Ранее, в 2013 г., вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что пилотажная группа со временем освоит самолеты МиГ-35.

Основной состав авиагруппы

Сергей Осяйкин

Командир авиагруппы "Стрижи", подполковник

Ведущий группы (соло, встречный пилотаж)

В 1994 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1997-м – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. За время службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет составляет 1700 часов. На высший пилотаж летает с 2000 г. Военный летчик 1 класса.

Дмитрий Зубков

Левый ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29С, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1400 часов. Военный летчик 1 класса.

Дмитрий Рыжеволов

Правый ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, Як-130. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1100 часов. Военный летчик 1 класса.

Денис Кузнецов

Хвостовой ведомый, майор

Выпускник Уссурийского СВУ 1997 г. В 2002-м окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29СМТ, Як-130. Общий налет составляет 1200 часов. На высший пилотаж летает с 2007 г. Военный летчик 1 класса.

Василий Дудников

Левый крайний ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, МиГ-29, МиГ-29СМТ. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1000 часов. Военный летчик 1 класса.

Сергей Синькевич

Правый крайний ведомый, майор

В 2004 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. За время службы освоил самолеты L-39, Ту-134, МиГ-29. Общий налет на данных типах самолетов составляет 1350 часов. Военный летчик 1 класса.

"Видео предоставлено Агентством "Военинформ" МО РФ"

«Стрижи» — это авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-Воздушных Сил России созданная на базе 234 гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка. Официальным днём рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи» на сверхзвуковых реактивных фронтовых истребителях МиГ-29. «Стрижи» располагаются на авиабазе ВВС России Кубинка в Одинцовском районе Подмосковья.

Основной состав пилотажной группы АГВП «Стрижи» в 2017 году:

  • Ведущий — подполковник Сергей Осяйкин
  • Левый ведомый — майор Дмитрий Зубков
  • Правый ведомый — майор Дмитрий Рыжеволов
  • Хвостовой ведомый — майор Денис Кузнецов
  • Левый крайний ведомый — майор Василий Дудников
  • Правый крайний ведомый — майор Сергей Синькевич

«Русские Витязи» — единственная в мире авиационная группа, показывавшая фигуры высшего пилотажа на тяжёлых строевых истребителях Су-27. Группа «Русские Витязи» была сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1 эскадрильи 237 гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка. Как и «Стрижи», они базируются на подмосковной авиабазе Кубинка. Первое выступление «Витязей» состоялось через четыре с половиной месяца после официального дня рождения группы, 24 августа 1991 года, на первом польском авиашоу в Познани. С 2016 года на «Витязи» летают на двухместных многоцелевых тяжёлых истребителях Су-30СМ.

Основной состав пилотажной группы АГВП «Русские Витязи» в 2017 году:

  • № 1 — командир авиагруппы, гвардии полковник Андрей Алексеев
  • № 2 — гвардии капитан Владимир Кочетов
  • № 3 — гвардии подполковник Александр Богдан
  • № 4 — гвардии подполковник Сергей Щеглов
  • № 5 — гвардии подполковник Олег Ерофеев

Зачем нужны «Стрижи» и «Русские Витязи»?

Российские пилотажные группы создавались с целью привлечения молодёжи в авиацию, но главное — для демонстрации возможностей передовой авиационной техники ВВС и взаимодействия с лётчиками других стран.

Пилоты АГВП имеют классную квалификацию «лётчиков 1 класса» и общий налёт свыше 1000 часов. Самолеты «Стрижей» и «Витязей» не отличаются от строевых машин ничем, кроме окраски (цвета российского триколора). В боевых действиях самолёты участия не принимают.

Совместные полёты «Стрижей» и «Русских Витязей»

15 марта 2003 года состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями». Одной из наиболее узнаваемых фигур высшего пилотажа стал гигантский ромб, состоявший из четвёрки МиГ-29 и пяти Су-27. Этот пилотажный строй получил имя «Кубинский бриллиант».

В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации. Уже несколько лет подряд «Стрижи» и «Витязи» летают девяткой над Красной площадью 9 мая и представляют Россию на международных авиасалонах.

Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-29

  • Длина — 17,32 м
  • Размах крыла — 11,36 м
  • Высота — 4,73 м
  • Нормальная взлётная масса — 15 300 кг
  • Максимальная скорость полёта — 2450 км/ч на высоте, 1500 км/ч у земли
  • Вооружение — ракеты средней дальности — 2 х Р-27(Т), ракеты ближнего боя — 6 х Р-73, пушка — ГШ-301 (30/150)

Тактико-технические характеристики истребителя Су-30СМ

  • Длина — 21,9 м
  • Размах крыла — 14,7 м
  • Высота — 6,36 м
  • Нормальная взлётная масса — 24900 кг
  • Максимальная скорость полёта — 2125 км/ч на высоте, 1350 км/ч у земли.
  • Вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, 6 управляемых ракет средней дальности и 6 ракет ближнего боя, свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).

Происшествия

12 декабря 1995 года при заходе на посадку в 25 километрах от расположенной во Вьетнаме авиабазы Камрань произошло столкновение трёх самолетов Су-27 «Русских Витязей» со склоном горы, закрытой облаками. Пилоты возвращались с международного авиасалона «Лима‑95». В результате столкновения самолёты полностью разрушились, четыре члена пилотажной группы — подполковник Борис Григорьев, майоры Александр Сыров, Hиколай Кордюков, и Hиколай Гречанов — погибли. После трагедии в течение почти года эскадрилья «Русских витязей» не поднималась в воздух. С 1996 года «Витязи» возобновили полёты.

В 2006 году самолёт МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» упал сразу после взлёта из пермского аэропорта Большое Савино. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался. Причиной аварии стало попадание птиц в оба двигателя. На месте падения самолёта жертв и разрушений не было.

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Стрижи Общее описание

Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи»

Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 80-х годов, когда самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС).

Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 г., когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». В первый состав группы вошли подполковник Кутузов А.Н. - ведущий, капитан Каташинский А.Г., капитан Макаренко А.П., майор Захаров А.Е. майор Шерстнёв А.П., майор Галуненко В.Т., майор Евдокимов В.В.

В октябре 1991 г. «Стрижи» впервые выступили и за границей на авиабазе Уппсала в Швеции, а в мае 1992 г. группа из 6 МиГ-29 поразила своим мастерством французских зрителей на празднике, посвященном 50-летию эскадрильи «Нормандия-Неман». В последующие годы «Стрижи» с достоинством представляли авиацию нашей страны в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 г. пилотажная группа «Стрижи» удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».

С 1993 г. «Стрижи» — непременные участники международного авиасалона МАКС. В 1996, 1998, 2002, 2004 и 2006 гг. их пилотажу рукоплескали зрители гидроавиасалона в Геленджике, а в 2003 и 2005 гг. - Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

В 2004 г. в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название «кубинский бриллиант». Именно в таком строю «Стрижи» участвовали в воздушной составляющей парадов над Красной площадью 9 мая 2008, 2009 и 2010 гг.

2011 г. стал годом 20-летия со дня образования пилотажной группы. 6 мая на торжествах по случаю юбилея в Кубинке собрались представители всех поколений «Стрижей», ветераны Центра показа авиационной техники и просто любители авиации. Мастерство высшего пилотажа, показанное летчиками в небе, ярко свидетельствовало, что сегодняшнее поколение не только бережно хранит, но и умножает традиции прославленной эскадрильи.

С 16 по 21 августа «Стрижи», возглавляемые гвардии подполковником Валерием Морозовым, выступили на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2011», где в сложной и насыщенной летной программе демонстрировали высший одиночный и групповой пилотаж, показав разнообразие пилотажных порядков в строях «Ромб», «Колонна», «Плотный Ромб».

МиГ-29 - российский фронтовой истребитель, созданный в ОКБ Микояна и Гуревича. Впервые поднявшись в воздух более 35 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Именно на МиГ-29 выступает знаменитая пилотажная группа "Стрижи".

К концу 1960-х годов Воздушным силам СССР требовался высокотехнологический, хорошо сбалансированный истребитель с хорошей поворотливостью. В 1969 году правительство объявило конкурс на разработку перспективного фронтового истребителя (ПФИ). Согласно предъявленным требованиям, новый самолет должен был иметь большой радиус действия, возможность использования коротких и малоподготовленных взлетно-посадочных полос, превосходную поворотливость, скорость выше двух тысяч километров в час и тяжелое вооружение. В конкурсе приняли участие конструкторские бюро Сухого, Яковлева и МиГ. Победителем стало ОКБ Микояна и Гуревича.

Работа над созданием истребителя началась в 1974 году, к этому времени стало ясно, что самолеты ПФИ слишком дороги для реализации, поэтому проект разделили на тяжелый перспективный фронтовой истребитель и легкий перспективный фронтовой истребитель. Разработкой последнего и занялся МиГ. Со времени первого полета ЛПФИ, который получил обозначение изделие 9-12, прошло почти 38 лет.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29

Первый вылет МиГ-29 состоялся 6 октября 1977 года, в кабине находился Александр Федотов. На вооружение истребитель приняли в 1984 году, а серийное производство начато двумя годами ранее на базе московского завода № 30 "Знамя труда". С тех пор выпущено более 1500 самолетов МиГ-29 различных модификаций.

Новые самолеты должны были дислоцироваться вблизи линии фронта и обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской армии. Также перед истребителем стояла задача — сопровождать штурмовики, защищая уязвимые самолеты от истребителей НАТО.

Фронтовой истребитель МиГ-29 получил двигатели РД-33 общей тягой более 16 тысяч килограмм. Максимальная скорость самолета — 2450 километров в час, продолжительность полета до 2,5 часа. Истребитель снабжен защитными решетками воздухозаборников и прочным шасси, что позволяет использовать короткие и малоподготовленные взлетно-посадочные полосы.

Интегральное сочленение крыла с фюзеляжем, высокая энерговооруженность, позволяющая выполнять энергичные вертикальные маневры, широкое применение композиционных материалов, простота обслуживания и практически полная гамма вооружений, необходимых для решения задач фронтовой авиации — все это МиГ-29, ставший одним из лучших истребителей конца XXвека. МиГ-29 и сегодня эксплуатируется во многих странах мира.

А в 1988 году именно этот истребитель стал первым советским боевым самолетом, который продемонстрировали на зарубежном авиасалоне. Произошло это в Великобритании. Два истребителя с ботовыми номерами 10 и 53 были полной неожиданностью для Запада. Некоторые фигуры высшего пилотажа, продемонстрированные МиГами на авиасалоне в Фарнборо, до сих пор являются "русским эксклюзивом".

Готовясь к международному дебюту в Британии, пилоты придумали оригинальную раскраску для самолетов МиГ-29 — белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы — черные стрижи на красном фоне. Позже именно эта птица даст название одной из лучших в мире пилотажных групп, а шестерка бело-сине-красных МиГ-29 ни один раз заставит восхищенно взглянуть на небо зрителей во всем мире.

Пилотажная группа "Стрижи"

Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России "Стрижи" сформирована на базе 234 гвардейского Проскуровского авиаполка. В ее состав вошли лучшие летчики подмосковной авиабазы Кубинка. Официальным днем рождения "Стрижей" считается 6 мая 1991 года. В этот день группа дебютировала в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием.

Перед широкой публикой "Стрижи" пролетели спустя год, когда группу пригласили принять участие в воздушном празднике на авиабазе Реймс, которой проводился в честь 50-летия прославленного полка "Нормандия-Неман". За два года пилотажная группа дала 50 выступлений на воздушных праздниках и официальных показах в Кубинке и различных городах России. В 1993 году "Стрижи" приняли участие в авиасалоне МАКС-93, после чего группа посетила Бельгию, Таиланд и авиасалон LIMA—93, проводимый в Малайзии. В этот год "Стрижи" были удостоены звания "Лучшая пилотажная группа мира". В последующие годы группа активно участвовала в авиашоу как в России, так и за рубежом.

В своем активе "Стрижи" имеют большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой истребителей, а также одиночные выступления. Они исполняют такие пилотажные порядки как "пирамида", "молот", "звезда", "стрела", "крест" и "крыло". В 2007 году на авиасалоне МАКС группа из девяти самолетов - четырех МиГ-29 "Стрижей" и пяти Су-27 "Русских Витязей" в пилотажном порядке "Большой бриллиант" выполнили "бочку". Подобное не исполняла ни одна пилотажная группа в истории мировой авиации.

Елена Скутнева, Георгий Коровин, Андрей Скворцов. сайт