История создания басни осел и мужик. Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Задачи:

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы : беседа - диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока.

Организационный момент.

Подведение к теме урока.

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь - второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

с печальным шумом обнажалась.» (А. С. Пушкин).

«Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели». (Н. Некрасов).

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест». (Тютчев Ф. И.).

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло». (А.А. Фет).

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? (В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими. Литература 19 века называется классической.

Как вы думаете почему? (потому что ее изучают и читают до сих пор) .

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Объявление темы урока.

Одним из писателей - классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. (На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

Сообщение биографических сведений.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? (баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов - баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?(ответы детей).

Работа над определением.

Давайте запишем, что такое басня.

Басня - небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня - рассказ? (сообщает о каком - то событии, имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? (басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) - художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое - высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение - прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль - нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм - краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

Работа с басней «Свинья под дубом»

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? (да).

Выделите 2 части. (Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? (разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? (она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? (она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? (она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова - невежа и невежда.

Запишем: Невежа - невоспитанный человек. Невежда - человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык - умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Работа с басней «Волы и Ось»

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

В чем особенность басни? (написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось - деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? (волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? (о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство).

Работа над басней «Осел и мужик».

Чтение басни (читают 2 ученика)

Как осел справлялся со своими обязанностями (очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? (он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? (мужик)

В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).

Подведение итогов урока.

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? (Литература 19 века).

С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня - небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? (олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Домашнее задание

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

Эта статья содержит краткие содержания 47 самых известных басен Ивана Андреевича Крылова

Крылов, басня «Волк и ягнёнок» – краткое содержание

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Крылов «Волк и Ягнёнок». Художник Е. Рачев

Крылов, басня «Волк на псарне» – краткое содержание

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Крылов «Ларчик». Иллюстрация к басне

Крылов, басня «Лебедь, Щука и Рак» – краткое содержание

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и ныне там». (См. полный текст басни.)

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Крылов, басня «Лев на ловле» – краткое содержание

Собака, Лев, Волк и Лиса договорились делить между собой поровну всю добычу, которую каждый из них поймает. Первой изо всех Лиса изловила оленя. Троё её товарищей сошлись на делёж. Лев разодрал оленя начетверо, взял первую часть себе «по договору», вторую – тоже себе, «как льву», третью – потому что он из четверых сильнее всех, а насчёт четвёртой предупредил: к ней «из вас кто лапу лишь протянет, тот с места жив не встанет».

Крылов, басня «Лжец» – краткое содержание

Любитель приврать, «из дальних странствий воротясь», рассказывал знакомому про чудеса заморских стран. Он уверял, что за границей не бывает ночи, а в Риме есть огурец размером с гору. Собеседник лжеца заметил, что чудес немало и в России. Например, мост, к которому они сейчас приближаются, особенный: ни один лжец не сможет по нему перейти реку – он обязательно упадёт в воду. Приехавший из-за границы обманщик тут же стал говорить, что римский огурец размером, может, и не с гору, а с дом, да и дома в Италии очень маленькие. Подойдя ещё ближе к реке, лжец предложил приятелю не ходить на мост, а лучше поискать броду.

Крылов, басня «Лисица и виноград» – краткое содержание

Голодная Лисица залезла в виноградный сад, но не смогла достать ни одной сочной кисти: все они висели слишком высоко. Пробившись попусту целый час, Лисица пошла прочь, говоря, что виноград кислый и неспелый – с него можно лишь набить оскомину.

Крылов, басня «Лисица и Сурок» – краткое содержание

Сурок встретил Лисицу, которая пожаловалась ему, что её несправедливо лишили должности в курятнике за взятки. Причитая, Лисица рассказывала, как среди кур она недосыпала ночей и недоедала куска, но всё равно стала жертвой клеветы. «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху», – ответил Сурок.

Так, говорит Крылов, и среди чиновников многие клянутся, что честны, не воруют и доживают последний рубль, «а смотришь, помаленьку, то домик выстроит, то купит деревеньку».

Крылов, басня «Листы и корни» – краткое содержание

В прекрасный летний день пышные листы одного дерева хвалились своей красотой и густотой, тем, что они дают тень для отдыха пастухам и привлекают под сень свою танцоров и певцов. «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», – раздался вдруг голос из-под земли. Листы спросили, кто смеет так надменно возражать. «Мы корни дерева, которые питают вас, – был ответ. – Красуйтесь, но помните, что вы обновляетесь с каждой весной, а если иссушится корень, то не станет ни дерева, ни вас».

Крылов, басня «Любопытный» – краткое содержание

Один Любопытный посетил Кунсткамеру (выставку редкостей) и рассказывал приятелю, что видел там крохотных букашек и козявок размером менее булавочной головки. «А каков из себя слон? – спросил приятель. – Ведь и он там». «Слона-то я и не приметил», – развёл руками Любопытный.

Крылов, басня «Лягушка и Вол» – краткое содержание

Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.

Мораль басни: среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.

Крылов, басня «Лягушки, просящие царя» – краткое содержание

Лягушкам в болоте надоело народоправство, и они стали просить у Зевса себе царя. Верховный бог откликнулся: с неба в болото шлёпнулся Монарх – большой осиновый чурбан. Так как чурбан был велик, лягушки вначале в страхе попрятались, но потом, осмелев, стали подползать к нему. Кто поудалей начали подпрыгивать совсем близко к «царю», некоторые даже садились на него верхом, а он лишь молчал. Быстро наскучив с таким царём, лягушки стали просить у Зевса другого. Тот послал к ним на болото Журавля. Этот государь не баловал своих подданных. На суде его правых не было. Объявляя всех виновными, Журавль тут же всех и поедал. Такой царь оказался для лягушек куда хуже первого. Они опять стали просить нового. Но Зевс сказал, что раз лягушками не угодил ни первый, ни второй его выбор, пусть живут с тем царём, какой есть.

Крылов, басня «Мартышка и Очки» – краткое содержание

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, охуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Крылов «Мартышка и очки»

Крылов, басня «Мор зверей» – краткое содержание

Царство зверей подверглось страшному мору. Лев, созвав всех лесных и степных обитателей, предложил попробовать прекратить мор принесением жертвы богам. Этой жертвой должен был стать самый грешный из зверей. Лев сам тут же исповедовал свои грехи: он часто безвинно драл овечек, а иногда – и пастухов. Выбежавшая Лиса заявила, что это совсем не большой грех: овечкам даже честь, что их съедает сам царь зверей, а пастухи – общие враги всех хищников. Другие сильные звери – Медведь, Тигр и Волк – тоже покаялись в тяжких грехах, однако глядя на их когти и зубы, собравшиеся признали, что серьёзных проступков за ними нет. Но когда мирный травоядный Вол сознался, что как-то раз во время голода стянул у попа клок сена, собрание зверей загудело от возмущения. Вол был обречён на жертвоприношение и взвален на костёр.

Крылов, басня «Музыканты» – краткое содержание

Один сосед, сильно хваливший своих певчих, зазвал к себе другого – послушать их. Музыканты загорланили громко, но без всякого лада и строя – «кто в лес, кто по дрова». Сосед-слушатель заметил, что «хор горланит вздор». «Ты прав, – ответил ему пригласивший. – Но зато все мои музыканты хмельного и в рот не берут».

«По мне уж лучше пей, да дело разумей», – выводит мораль Крылов.

Крылов, басня «Обоз» – краткое содержание

Обоз с горшками спускался с крутой горы. Запряжённый в первый воз добрый конь стал медленно спускать по круче ношу с горшками. Шедшая сзади молодая лошадь стала ругать доброго коня: он, дескать, идёт чересчур осторожно, да при этом ещё иногда цепляет воз за камни. Но когда самой этой лошади пришла очередь идти со своей телегой вниз, она не выдержала напора груза, стала кидаться вбок, упала в канаву и перебила все горшки.

И в людях, говорит Крылов, нередко заметна слабость обличать чужие ошибки. А как сам примешься за дело, так «напроказишь вдвое хуже».

Крылов, басня «Осёл и соловей» – краткое содержание

Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.

«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль Крылова.

Крылов, басня «Парнас» – краткое содержание

Когда из Греции выгнали языческих богов, на горе Парнас , где раньше обитали музы (девять богинь искусств), начали пасти ослов. Узнав, что раньше на Парнасе музы пели прекрасные песни, ослы решили подражать им. Ослиное стадо стало реветь во все глотки, «как будто тронулся обоз, в котором тысячи немазанных колёс». Прибежавший хозяин поспешил загнать ослов обратно в хлев.

Мораль Крылова: «если голова пуста, то голове ума не придадут места».

Крылов, басня «Пустынник и Медведь» – краткое содержание

Мораль басни: хорошо, когда один старается услужить другому. Но если за дело возьмётся дурак, то его услуги нередко опаснее вражеских козней.

Живший в пустыни отшельник страдал от одиночества. Чтобы завести себе друга, он пошёл в лес и познакомился там с Медведем. Пустынник и Медведь стали неразлучны. Однажды они бродили вместе целый день. Пустынник устал и лёг поспать. Добрый, но простоватый Медведь, карауля сон товарища, начал отгонять лапой садившуюся на него муху. Та была так неотвязчива, что Медведь решил убить её. Взяв огромный булыжник, он ударил муху, севшую Пустыннику на лоб, – и раскроил другу череп.

Крылов, басня «Петух и жемчужное зерно» – краткое содержание

Петух, нашедший в навозной куче жемчужное зерно, решил, что это – вещь совсем пустая, куда бесполезнее сытного ячменного зерна.

Мораль басни: «невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Крылов, басня «Разборчивая невеста» – краткое содержание

Девушка-невеста искала себе жениха, но была слишком разборчивой. Поначалу к ней сватались знатные и именитые люди, однако она во всех находила недостатки: один без чинов, другой без орденов, у третьего нос широк… Года через два женихов стало уже меньше – и свататься стали уже люди «средней руки». Отвечать им взаимностью разборчивая невеста тем более не торопилась. Время шло. Невеста стала уж «девой зрелой». Красота её потускнела. Женихи почти перестали свататься – и невеста «рада уж была, что вышла за калеку».

Крылов, басня «Свинья» – краткое содержание

Свинья, забравшись на барский двор, по своему обычаю извалялась там в помоях и по уши грязной вернулась домой. Пастух спросил, какие диковины она видела у богачей, где, говорят, всё полно бисера и жемчуга. Свинья ответила, что не приметила богатства, видала лишь навоз и сор и рылом изрыла барам весь задний двор.

Крылов сравнивает с этой свиньёй бездарного литературного критика, который «что ни станет разбирать, имеет дар одно худое видеть».

Крылов, басня «Свинья под Дубом» – краткое содержание

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Так и невежда, замечает Крылов, бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Крылов «Стрекоза и Муравей». Художник О. Воронова

Крылов, басня «Тришкин кафтан» – краткое содержание

У Тришки на локтях продрался кафтан. Недолго думая, он обрезал рукава и зашил дыру. Однако теперь все смеялись над короткими рукавами Тришкина кафтана. «Так я же не дурак и ту беду поправлю», – сказал Тришка. Он обрезал фалды и полы, наставил рукава, но его кафтан стал теперь короче камзола.

Вот и иные господа, запутавши дела, поправляют их на манер Тришкина кафтана, пишет Крылов.

Крылов, басня «Туча» – краткое содержание

Большая Туча пронеслась над изнурённым от зноя краем, но потом пролилась большим дождём над морем – и хвалилась этой своей щедростью перед Горой. «В море без тебя воды довольно, – ответила Гора. – А так ты б область целую от голода спасла».

Крылов, басня «Фортуна и нищий» – краткое содержание

Бедолага Нищий, смотря на богачей, удивлялся их жадности. Многие наживали огромные состояния, но с целью ещё удвоить их, пускались в рискованные сделки – и в итоге теряли всё. Богиня удачи Фортуна, сжалившись над Нищим, явилась ему и предложила помощь. Фортуна обещала, что насыпет в ветхую суму Нищего столько золота, сколько она выдержит, но с условием: если сам Нищий вовремя не остановит этот поток, и золото своей тяжестью прорвёт дно, то, высыпавшись на землю, обратится в прах. Фортуна стала сыпать золото в суму. От ветхости та вскоре затрещала, однако осуждавший ранее богатых Нищий теперь по жадности не останавливал золотой дождь, пока дно сумы не прорвалось и просыпавшееся золото не обратилось в прах.

Крылов, басня «Чиж и Голубь» – краткое содержание

Чиж попал в западню. Молодой Голубь стал смеяться над ним, говоря, что его-то уж так не провели бы, но тут же сам запутался в силок. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок», – заключает Крылов.

Крылов, басня «Щука и Кот» – краткое содержание

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Никому не стоит браться за чужое ремесло. Однажды Щука, хорошо ловившая ершей, стала просить Кота, чтобы он взял её с собой на мышиную охоту. Кот отговаривал её, но Щука была упряма, и они вдвоём пошли в амбар. Кот наловил там много мышей, Щука же лежала без воды, чуть живая хвост у неё отъели крысы. Кот с трудом стащил полумёртвую Щуку обратно в пруд.

В своей басне «Осел и Мужик» Крылов осмеивает очередной людской порок имя которому глупость. К чему может привести глупость?! Она может нанести непоправимый ущерб как в материальном, так и в моральном смысле. Ущерб в моральном смысле весьма весом, после такого ущерба не каждый сможет подняться с колен и начать все заново. Недаром существует множество народных поговорок и пословиц предостерегающих нас от глупых, необдуманных поступках.
В басни автор рассматривает двух героев это Мужик и Осел. Принято считать, что осел это животное глупое, то есть, беря в персонажи Осла, Крылов как бы заранее дает установку на его глупые действия и поступки. Но в басни автор ставит Мужика и Осла на один уровень.
«Осел был самых честных правил», честь стоит для него на первом месте, и он честно относится к своей службе у Мужика. Осел честно охранял огород Мужика, не взял от туда ни одного листочка, отгонял ворон с таким упорством, что затоптал все посевы Мужика. Осел невольно нанес весомый ущерб Мужику, на фоне которого вся его честность имела грош цену, все его старания никому оказались не нужны. Возникает вопрос, а зачем тогда была нужна эта честность Осла? Этим сюжетом автор показывает нам иронию и горечь одновременно. Зачем придерживаться каких-то правил, когда ты сам не осознаешь их значимость? Глупый и необдуманный поступок Осла перечеркнул все его старания.
Мужик поступил в свою очередь вдвое глупее, чем Осел. Сначала он нанял Осла, а потом выместил на нем свою злобу. А ведь сам Мужик виноват в сложившейся ситуации. Где же он был когда осел топтал огород? Получается, что он нанял в охранники Осла и оставил все на самотек, ни разу не зашел, не проверил как идут дела, действительно ли Осел тот честных правил. Мы видим очередной глупый и необдуманный человеческий поступок.
Но Мужик, как любят это делать все люди, находит себе оправдание. Недаром говорят: «Сила есть- ума не надо». И увидев, что пропали все труды, «Крестьянин на спине ослиной, убыток выместил дубиной».
Так кто же глупее в басни человек или животное?! Чья глупость была сильнее? На мой взгляд, глупее здесь выглядит мужик, он нанимает глупого Осла, не смотрит за его действиями, а потом ещё и вымещает свою злобу на животном. Многие так же поступают в своей жизни. Мы совершаем множество глупых поступков, которые вредят окружающим и нам самим. Можно морально унизить любого человека, но зачем? Нужно с большей осмотрительностью и обдуманностью относиться к своим действиям, обдумывать каждый свои шаг и тогда мы застрахуем свои действия от глупости и необдуманности.

Мужик решил нанять Осла стеречь огород от ворон и воробьев. Осел оказался очень честным и старательным, он не съел ни одного хозяйско­го листка и добросовестно отгонял птиц от огоро­да Мужика.

Ни с хищностью, ни с кражей незнаком,

Не поживился он хозяйским ни листком И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку…

Несмотря на такую старательную работу Осла, Мужик остался без урожая. Ведь Осел, гоняя птиц, вытоптал все овощи на его огороде, “все примял и притоптал”. Увидев, что натворил Осел, “крестьянин на спине

ослиной \ Убыток выместил дубиной”. При этом Мужик приговаривал:

И ништо! - все кричат, - скотине поделом!

С его ль умом За это дело браться?

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;

Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),

Но, кажется, не прав и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

Мораль басни такова: не стоит поручать важ­ное дело глупцу, ведь заранее известно, что он с поручением не справится.

В противном случае винить нужно того, кто доверил дело некомпе­тентному человеку.

Глоссарий:

        • мужик трахает осла
        • мужик трахает ишака
        • анализ басни осел и мужик
        • Анализ сказки осел и мужик
        • история создания басни осел и мужик

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Осел и Соловей Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень...
  2. Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни - Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила,...
  3. Свинья под Дубом В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки - жадность, небла­годарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума....
  4. Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салты­кова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами ге­нералы, а основы русской жизни. В основе благополучия боль­шой...

Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее

содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, - он просто Осел в подлинности своей натуры. Натуральный Осел. Даже пока не иносказателен. Но вот мужик, чтобы Осел в лесу пропасть не мог, повесил ему звонок на шею. Тоже пока нет ничего иносказательного. Но с этого-то все и началось. Осел надулся: стал гордиться, важничать:

(Про ордена, конечно, он слыхал),

И думает, теперь большой он барин стал...

С этого все и началось.

И, идя вслед за басенной аллегорией, мы должны сказать, что Осел сам по себе не глуп. Но он глупеет на наших глазах, как только из него делают знатного барина. Не Ослы глупы - знать глупа, - так и рвется с языка великого баснописца. Знатность глупа, спесь глупа, незаслуженная гордость глупа, как и все незаслуженное. Это несоответствие естества и положения в обществе оглупляет человека, заставляет его, по Крылову, «надуваться», будит в нем дремлющие дурные инстинкты - ранее спавшую спесь и чванливость.

Так рождаются Ослы. Они вынашиваются не в утробе матери и не в хлеву появляются на свет божий. Сенаторские кресла - вот колыбель Ослов.

Такова, видимо, логика этого рассказа. Хотя сам Крылов его истолковывает иначе. Присмотримся. В «большом барине» не много было чести. Любил он хаживать в чужие огороды и посевы. Но до получения чина это ему сходило с рук. Теперь же все пошло по-иному:

Куда ни сунется мой знатный господин,

Без умолку звенит на шее новый чин.

И Ослу колом ворочают бока.

Да так сильно, что вельможа зачах до осени. Лишь кости да кожа остались у Осла. Конечно, заманчиво истолковать басню в духе: «вельможу», «знатного господина» бьют дубиной. Но это не получается: перед нами мнимый вельможа. Правда, анализировать басни Крылова врознь нет никакой возможности, ибо они -целое, единое и неделимое. И образ Осла как целое проливает некоторый свет и на басню, что мы сейчас разбираем. Но при всем том эта басня говорит и о чем-то другом. О чем же? Сам поэт так истолковал свой рассказ:

И у людей в чинах

С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,

То плут не так еще приметен;

Но важный чин на плуте, как звонок:

Звук от него и громок и далек.

Мораль и отдаленно не реализует басенного рассказа: плут с важным чином уже не плут. Он никогда не будет худ.

Басня «Осел» имела возможность перерасти в нечто значительное. Аллегория работала довольно энергично, ход рассказа был прост и естествен. Но перед «применением» поэт запнулся. Важный чин не стал ни клеймом на плуте, ни громким и далеким звонком: скорее обратное -чин не раззванивает о плуте, а помогает ему хоронить концы. Басни как органического художественного целого не получилось.

Но нам время начать разговор о художественно-артистической деятельности нашего вельможи. Здесь, как и везде, он - вельможа. Место, чин, право на приговор - вот главное в Осле, имевшем, вероятно, какое-нибудь почетное звание.