Социология физической культуры и спорта лекции. Раздел i

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - направление социологии, связанное с изучением места и роли физич. культуры и спорта в системе обществ. отношений, их соц. сущности, закономерностей их развития и функционирования в различн. конкретно-историч. условиях. Основными направлениями социологич. анализа физич. культуры и спорта (Ф.К. и С.) являются: изучение ее обществ.-историч. природы, соц.-экономич. детерминированности, места и роли в обществ. жизни; процессов взаимодействия и взаимовлияния Ф.К. и С. с др. формами деятельности - трудовой, образовательной, досуговой и др.; соц. функций ФК и С; изучение места ФК и С в образе жизни и культуре основных соц.-демографич. групп об-ва; анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию массовой ФК; исследование воздействия спортивного зрелища на массовую аудиторию; изучение специфики процессов формирования личности, включенной в сферу спортивной деятельности, особенностей ее личностной структуры. К основным соц. функциям физич. культуры и массового спорта относятся: физич. совершенствование человека, оздоровительная, воспитательная, производственная, рекреационная, разумной организации досуга, коммуникативная, соц. интегрирования. Применительно к спорту высших достижений выделяются такие функции, как соревновательная, социализирующая, политич., престижная, зрелищная. Ф.К. и С. выступают как сфера самосовершенствования и самоутверждения человека, их рассматривается как важное направление соц. политики. Роль Ф.К. и С. в жизни об-ва, характер их воздействия на человека выходят далеко за рамки функции развития физич. качеств. Физич. совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых различн. сфер его жизнедеятельности: производственной (развитие и совершенствование человека как главной производительной силы об-ва, повышение его работоспособности); оздоровительной (сохранение и укрепление здоровья, удлинение активного периода жизнедеятельности человека); досуговой (рациональная свободного времени с использованием активных форм отдыха, профилактика нарушений и борьба с различн. формами девиантного поведения) и др. Принципиальное значение имеет социально интегрирующая функция Ф.К. и С. Она реализуется в развитии таких социально значимых черт, как коллективизм, способность к общению и переживанию. Совместные занятия Ф.К. и С. оказывают воздействие на формирование и укрепление малых групп, развитие внутригруппового общения, стабилизацию морально-психологич. климата в коллективе (производственном, в семье). Важнейшей для С.ф.к. и с. задачей является изучение факторов наиболее полной реализации гуманистич. потенциала данной формы соц. деятельности в жизни каждого человека, объективных и субъективных условий достижения подлинной массовости Ф.К. и С. К первой группе факторов относятся уровень развития материальной базы Ф.К. и С, подготовка соответствующих квалифицированных кадров; ко второй - переориентация обществ. и индивидуального сознания в отношении ценностей физич. культуры, формирование устойчивых мотиваций физич. совершенствования, превращение оценки уровня развития физич. культуры в один из критериев оценки уровня культуры человека в целом. Особое место в структуре С.ф.к. и с. занимают проблемы спорта высших достижений, к-рый, в отличие от массового спорта, выходит за рамки досугового времяпрепровождения и является своеобразной трудовой деятельностью, направленной на достижение максимально высоких рез-тов. Современная спортивная как способ самореализации личности - это не просто проявление физич. сил человека, "игры мышц и мускулов", а в большинстве случаев проявление и утверждение личностного потенциала в единстве духовного и физич. начал. Лит.: Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 1974; Степовой П.С. Спорт, идеология. М., 1984; Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. 1. Спорт, воспитание. М., 1988. ИМ. Быковская, Н.Г. Валентинова.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА" в других словарях:

    Казанский государственный университет культуры и искусств - Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

    МИЛЬШТЕЙН Олег Александрович - (р. 1936) российский социолог. Один из создателей современной российской социологии спорта. Кандидат педагогических наук (1967), доцент (1968). Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1999). Член Международного комитета… … Социология: Энциклопедия

    Жолдак, Владимир Иванович - (1928 г. р.) выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1952). Специалист в области социологии физической культуры и спорта, управления физкультурно спортивным движением и организации производственной… …

    Исмаилов, Асомиддин Исмаилович - (1949 г. р.) выпускник Таджикского института физической культуры (1972), социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1996). Специалист в области теории юношеского спорта, социологии физической… … Большая биографическая энциклопедия

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - в классической социологии определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и… … Социология: Энциклопедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2010-2011 года - … Википедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России с 2010 года - … Википедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Виноградов, Петр Алексеевич - (28. 06. 1858, Москва 18. 03. 1910, Москва) Окончил МУЖВЗ, в 1885 получил звание клас. худ. арх. Работал на строительстве Александровских казарм (Подольское ш., 8), в 1887 95 университетских клиник на Девичьем Поле. В 1895 97 работал участ. архит … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Социология физической культуры и спорта Учебник , Лубышева Л.. Приведены основные понятия и категории социологии как науки об обществе, общее представление о социологии физической культуры и спорта, ее месте в системе социальных наук. Рассмотрены…

Возникновение, развитие, цель и задачи социологии

физической культуры и спорта

Социология - это наука, изучающая развитие и функционирование общества, его социальные институты и организации, а также проблемы совместной жизни людей как представителей различных социальных групп.

Первокирпичики социологии - статусы и роли. Первые составляют статистическую, а вторые - динамическую структуру общества. Совокупность больших социальных групп называется социальным составом населения. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами, а совокупность социальных институтов - социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, с социальными ролями.

Социология не может существовать, не добывая самой разнообразной информации: например, мнения тренеров о данной системе спортивной тренировки, характер досуга и спортивные интересы школьников и т.д. В первую очередь, исследователь использует оригинальную статистику, публикации. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, анализе документов, путем социологического наблюдения или социального эксперимента. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать прогнозы, практические рекомендации.

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней осуществляются такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, больших и малых групп, социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных дисциплин принадлежит и социология физической культуры и спорта.

Социология физической культуры - специальная социологическая теория, изучающая социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта, внутренние закономерности их развития, взаимосвязь с социальными институтами, влияние на изменение в социальной структуре и в целом на общественный прогресс.

Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

  • выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.);
  • имеет развитую инфраструктуру и материальную базу;
  • ведет активную подготовку профессиональных кадров.

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с прочими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное научное знание, основанное на конкретных социологических исследованиях и обобщениях научных достижений в иных областях, исследующих физическую культуру м спорт как объект научного познания: психологии, педагогики и др.

Предмет социологии ФК и С - социальные отношения, механизмы взаимодействия в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология ФК и С является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретно-социологические исследования дают возможность анализировать состояние потребностно-мотивационной сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень отношения к физической культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры к совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.

Цель научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» - исследование ФК и С как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образе жизни людей.

Как учебная дисциплина социология ФК и С имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт. Ее изучение вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология ФК и С призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий.

Задачи социологии ФК и С сводятся к двум социально-значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии ФК и С является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы:

1 группа - объективные факторы , определяющие массовость физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:

  • nуровень развития материальной базы;
  • nподготовка профессиональных кадров.

2 группа - субъективные факторы:

  • nформирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
  • nформирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;
  • nформирование потребностей в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значима для социологии ФК и С задача разрешения социальных проблем спорта.

Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями: спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена - вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.

В связи с определением цели и приоритетных задач социологии ФК и С можно представить следующим образом структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии ФК и С построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий.

Социология ФК и С, являясь по совей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.

Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры.

Социология ФК и С выполняет присущие всякой другой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснения явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция.

Мировоззренческая функция социологии ФК и С заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология ФК и С призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта.

Современный период развития социологии ФК и С представлен многочисленными комплексными социологическими исследованиями, связанными с изучением развития и функционирования физической культуры и спорта, а также их влияния на формирование личности, определения критериев сформированности физической культуры личности.

Одним из основных направлений исследований социологии ФК и С является изучение путей и средств формирования ценностного отношения общества и личности к физической культуре.

Логика развития физической культуры и спорта на современном этапе требует изучения таких проблем как: «Спорт и молодежь»; «Спорт и прогресс»; «Спорт и гуманизм»; «Спорт и образование»; «Физическая культура, спорт и свободное время»; «Спорт и семья»; «Спорт и образование»; «Расовые проблемы профессионального спорта»; «Социальные проблемы детского и школьного спорта»; «Социализация в спорте» и др.

Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

Выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);

Имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

    ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей

Е. В. Стопникова Координационный комитет спартианского движения, Россия

Применительно к социологии спорта можно выделить ее узкий (непосредственный) и широкий объект исследования. Непосредственно она изучает , а широким объектом ее изучения является весь комплекс связанных со спортом явлений - физическое воспитание, физическая рекреация, олимпийское движение и т.д. Это проявляется в различных названиях данной научной дисциплины и ее разделов. Наряду с названием «социология спорта» авторы публикаций используют другие названия: «социология физического воспитания», «социология физических упражнений (двигательной деятельности)», «социология », «социология тела/телесности», «социология олимпизма» и др.

Специфика проблематики (основных направлений, проблем и задач) социологического исследования спорта связана в первую очередь с тем, что речь идет именно о социологическом исследовании, об исследовании, в ходе которого используется понятийный аппарат и методы социологии. Поэтому, чтобы определить проблематику социологического исследования спорта, необходимо уточнить те основные понятия социологии, которые определяют специфически социологический аспект изучения любых социальных явлений, включая спорт.

Основные социологические понятия

Центральное понятие социологии, играющее особенно важную роль в определении специфического предмета ее исследования, - понятие асоциальная система». Под системой понимают целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Одна система может быть элементом системы более высокого порядка, и элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Основными элементами социальной системы являются люди, их общественные связи, отношения, взаимодействия, а также социальные группы, социальные институты. Социальная система интересует социолога как исследователя в первую очередь с точки зрения ее влияния на поведение человека.

Социальная система включает в себя различные формы и виды социальной деятельности людей, их социальные связи и отношения, на основе которых осуществляется и протекает их совместная жизнь.

Анализ человеческой деятельности и ее различных форм - производственной, политической, художественной, правовой, медицинской, педагогической и др. - является одной из важнейших задач социологии. Простейшим элементом любого вида социальной деятельности людей, их социальных отношений и взаимодействий является социальное действие. Понятие «социальное действие» впервые было введено в социологию и научно обосновано Максом Вебером, который считал, что социология - наука о социальном взаимодействии (действии индивидов, направленных друг к другу). В понимании М. Вебера, социальное действие имеет как минимум две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и, во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Поэтому любое социальное действие должно включать в себя: действующее лицо; потребность в активизации поведения; цель действия; метод действия; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат действия. К совершению социальных действий человека побуждают определенные потребности, интересы, мотивы, установки и другие элементы мотивации.

Социальные (общественные) связи и отношения весьма разнообразны. Разделяют, в частности, безличные и личные социальные связи (отношения). Безличные социальные связи 1 это связи, основанные на общественном разделении труда, на базе которых общество делится на социальные слои, и связи, основанные на национальных, расовых, религиозных и других различиях, которые делят общество на национальные, расовые, религиозные слои (группировки). Личные общественные связи обусловлены полными или частичными непосредственными контактами человека во всех сферах жизни.

Процесс, в ходе которого люди действуют и реагируют на действия других, в социологии называют социальной интеракцией (взаимодействием). Существуют два уровня социологического анализа социального взаимодействия - микроуровень и макроуровень. На микроуровне анализируется социальное взаимодействие людей друг с другом (иногда в группах, иногда в парах), т.е. межличностное взаимодействие, а на макроуровне - социальное взаимодействие крупных общественных структур, например, социальных институтов.

Важным элементом социальной системы является ее нормативная подсистема. Она включает в себя ценности, нормы и санкции. Ценности характеризуют цели социальной системы. Нормы указывают на предпочтительные средства достижения этих целей, регламентируют предполагаемые стандарты поведения. Они устанавливают формы поведения: а) ожидаемые от членов социальной системы (предписывающие нормы), б) запрещенные для них, в) разрешенные, но не обязательные и г) предпочтительные, но не обязательные. Для обеспечения строгого соблюдения норм и следования установленным ценностям в социальной системе вводятся санкции. Позитивные санкции “ это те награды, которые индивиды получают за то, что следуют установленным целям системы и добиваются их подходящими средствами, а негативные санкции _ наказания, которые получают за то, что не следуют установленным целям системы или за то, что используют негодные средства для достижения этих целей.

Используемое в социологии понятие «культура» характеризует процесс и результаты деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые он оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности. Ценности выступают для людей как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые определяют характер и направленность различных форм и областей их деятельности, социальных отношений. Для характеристики набора ценностей отдельного индивида или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделяемых и поддерживаемых той более широкой социальной системой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), используется понятие «субкультура».

Для социологической характеристики личности и ее места в социальной структуре используются прежде всего такие понятия, как социальный статус и социальная роль.

Каждый человек в социальной системе занимает определенное место, определенную позицию, которые предусматривают выполнение им определенных прав и обязанностей. Например, он может быть музыкантом или рабочим, отцом или матерью и т.д. Понятие «социальный статус» характеризует положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и определяющее его права, обязанности и привилегии.

Под социальной ролью понимают относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса, т.е. совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе.

В рамках социологического анализа человек выступает как «homo sociologicus», т. е. в первую очередь рассматривается как личность, которая выполняет совокупность социальных ролей, следуя нормам, образцам поведения, принятым в данной социальной системе.

При анализе всякой социальной системы внимание социолога сосредоточено также на изучении связанных с этой системой социальных общностей, групп, слоев {категории), организаций и институтов.

Социальная общность - это действительное, реальное (а не мнимое, условное) объединение людей, участвующих в тех или иных социальных процессах, осуществляющих (непосредственно или опосредованно) ту или иную совместную деятельность и, значит, так или иначе связанных друг с другом. Социальные общности крайне разнообразны. Различают социальные общности демографические, этнические, политические, культурные, территориальные и т.п.

Общности людей с устойчивыми взаимодействиями, наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов называют социальными группами. Социология изучает различные виды социальных групп. Особенно важное значение она придает изучению так называемых «малых групп», т.е. таких групп, в которых социальные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Поэтому малую группу в социологии иногда называют также «контактной группой». От малых групп отличают «большие группы», т.е. социальные группы, которые имеют большое число членов и основаны на разного типа связях, не предполагающих обязательных личных контактов.

Предметом пристального внимания социологов является групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. Процессами групповой динамики являются, к примеру, коммуникационные связи между членами группы, руководство и лидерство, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

От социальных групп отличают такие совокупности людей, которые имеют какую-то общую черту или признак (например, слесари, квалифицированные рабочие, выпускники средних школ и т.п.), т.е. лиц, ранжированных по таким параметрам, как возраст, пол, место проживания и т.п. Для их характеристики в социологии используется понятие «социальный слой» или «социальная категория».

Известный американский социолог Питирим Сорокин ввел в научный оборот понятие «социальная стратификация». Это понятие характеризует упорядочение социальных слоев, их расслоение по какому-то критерию т богатство, власть, престиж и т.д.

К числу основных понятий социологии, определяющих цели, задачи, основные направления и проблемы социологического исследования, относятся также понятия «социальный институт» и «социальная организация».

Понятие «социальный институт» используется для характеристики той системы ролей, статусов и санкций, предписывающих индивидам определенные правила поведения, которая создается для того, чтобы закрепить жизненно необходимые для человеческого общества типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Следовательно, под социальным институтом понимается система социальных связей, сплетение социальных ролей, статусов, норм, посредством которых закрепляются (удерживаются в определенных рамках) стандартизированные образцы поведения в групповых процессах для реализации значимых общественных ценностей. Например, социальный институт семьи включает в себя: 1) совокупность значимых общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) стандартизированные образцы поведения (забота о воспитании детей, их физическом и духовном развитии, семейные правила и обязательства); 3) система ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, братьев и т. п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь. К числу других фундаментальных социальных институтов относят государство, науку, систему средств массовой информации, воспитание, образование и т.д.

Процесс образования социального института называют процессом институционализации. Он выступает как процесс замены спонтанного, стихийного поведения социальных групп на ожидаемое, регулируемое путем создания в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса и содействующей удовлетворению некоторой общественной потребности.

Понятие «социальная организация» используется в социологии в двух смыслах. В широком смысле под социальной организацией понимается любая организация в обществе, в узком смысле - социальная подсистема организации, т.е. система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели. В соответствии с таким узким пониманием социальной организации к ее существенным признакам относят: наличие цели (целей); совокупность функциональных положений (статусов) и ролей, распределение этих ролей по правилам с ориентацией на поставленную цель; правила, регулирующие отношения между ролями; формализация значительной части отношений и целей и т.д.

Под влиянием внутренних и внешних факторов в рамках социальной системы происходят различные социальные процессы - последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы, ее подсистем.

Социальные процессы крайне многообразны. При социологическом исследовании социальных процессов важно различать:

а) процессы функционирования социальной системы, обеспечивающие воспроизводство ее качественного состояния, и процессы развития, обусловливающие переход социальной системы к качественно новому состоянию;

б) функциональные социальные процессы, т.е. способствующие осуществлению основных функций социального объекта, и дисфункциональные процессы, препятствующие реализации данных функций.

При изучении личности особенно важное значение социология уделяет анализу процесса ее социализации, т.е. приобщению личности к социальным ролям, функциям, нормам, культурным ценностям, формированию соответствующих способностей, знаний, умений, интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д. - другими словами, всех тех качеств, которые необходимы личности для включения в систему общественной жизни, для активной, творческой социальной деятельности в обществе. Процесс социализации осуществляется в течение всей жизни человека и определяется как педагогическим (т.е. сознательным, целенаправленным) воздействием на человека в системе образования, воспитания и обучения, так и стихийным воздействием широкого круга других факторов социальной среды (профессии, жилищных условий, семейного и внесемейного общения и др.).

В проблематику социологического исследования входит изучение социальной мобильности. Различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, т. е. когда индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса (например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства). Вертикальная мобильность связана с переходом индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой, с изменением его социального статуса. Примером может служить служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Особую разновидность социальных процессов составляют социальные движения - религиозные, молодежные, политические, революционные и др.

Предметом социологического анализа может быть не только общество в целом, но и отдельные его элементы - определенный социальный процесс, социальный институт, социальная общность, социальная сфера жизни и т.д. - например, труд, образование, кино, семья. Главная цель социологического исследования каждого из этих объектов состоит в том, чтобы определить его место в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы.

Таковы основные положения, касающиеся понятийного аппарата, особенностей, целей и задач всякого социологического исследования. Они являются исходными при определении проблематики социологического анализа спорта.

Предмет социологии спорта

При исследовании спорта и всех связанных с ним явлений социология спорта выделяет свой особый предмет исследования. Главная познавательная цель социологического анализа явлений сферы спорта состоит в том, чтобы определить их место в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы, их социальный статус и социальные функции, связи с другими социальными явлениями.

Использование указанных выше понятий позволяет конкретизировать данную цель социологического исследования, определить связанные с ней задачи, дает возможность выделить специфически социологический предмет исследования при анализе явлений сферы спорта.

Социологическое исследование явлений сферы спорта предусматривает ряд основных направлений их анализа.

  • Определение и обоснование социальной природы явлений сферы спорта . Исходный пункт социологического анализа этих явлений обоснование правомерности отнесения их к миру социальных явлений. Необходимо выяснить, какова «природа» изучаемого явления: социальная, биологическая или социобиологическая (биосоциальная). В случае последнего варианта возникает вопрос о соотношении социального и биологического компонентов данного явлений.

Иллюстрацией тех проблем, которые возникают в ходе решения данной задачи, может служить комплекс вопросов о социальном характере телесности человека:

  • о соотношении социального и биологического в физическом и психофизическом развитии человека, а также стихийных и сознательных социальных воздействий на это развитие;
  • о зависимости здоровья человека от биологических и социальных факторов;
  • о социальной или биологической природе ориентации человека на соперничество и др.

После того, как выявлен социальный характер анализируемого явления сферы спорта, важно выяснить, что оно представляет собой как социальное явление. Решение данной задачи предусматривает использование таких социологических понятий, как «социальная система (подсистема)», «социальная структура», «социальная деятельность», «социальное действие», «культура», «социальный институт», «социальная организация», «социальные отношения», «социальный процесс» и др. Система этих понятий как раз и позволяет всесторонне, полно, глубоко охарактеризовать социальную природу изучаемого явления сферы спорта

С этой задачей социологии спорта связан широкий круг разнообразных проблем.

Так, например, при анализе различных явлений сферы спорта речь идет о том, чтобы выяснить, насколько правомерно приписывать им статус социальной деятельности. Этот вопрос является одним из основных при социологическом анализе не только спорта и занятий физическими упражнениями, а также физической (соматической) культуры, но и отдельных их элементов, форм, разновидностей, моделей - спорта высших достижений, «спорта для всех», физической рекреации и т.д. Важное значение при социологическом исследовании сферы спорта имеет оценка различных явлений этой сферы _ «спорта для всех», Олимпийских игр и др. - как особых форм и видов социального движения, а также уточнение целей и задач этого движения, его идеалов и ценностей.

Еще одна группа проблем касается правомерности отнесения телесности человека и спортивной деятельности к сфере культуры. Для решения этих проблем необходим ценностный анализ сферы спорта, изучение функционирования и развития системы ценностей, связанных с телом человека, с занятиями физическими упражнениями и спортом, со спортивным и олимпийским движением, с отдельными видами спорта (например, игровыми) и т.д. Анализ тех ценностей тела (или набора, комплекса этих ценностей), которые служат ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяют его отношение к телу, его поведение и даже стиль (образ) жизни, позволяет выделить различные исторические и современные модели физической (соматической) культуры. На основе изучения ценностей, которые различные социальные группы связывают со спортивной деятельностью, выделяются различные формы спортивной культуры - прагматическая, спортивно-гуманистическая, олимпийская и др.

При уточнении социальной природы физического воспитания, спорта, спортивных организаций, спортивного зрелища, олимпийского движения и других объектов сферы спорта возникает также проблема их оценки и анализа как социальных институтов и организаций. Важное значение имеет выяснение и связанных с ними социальных отношений и процессов. Речь идет, например, о взаимоотношениях между спортсменами, тренера со спортсменами, между спортивными командами, между спортсменами и неспортсменами, между различными спортивными организациями и т.д. Обсуждению социологических проблем социальных организации в спорте посвящен специальный выпуск журнала Международного комитета социологии спорта (Sport Organizations, 1994). В этом ракурсе изучаются другие социальные объекты спортивной сферы. Так, в работе К. Хайнемана и К. Хорха «Социология спортивных организаций» этот вопрос рассматривается применительно к добровольным спортивным организациям в Германии. Предметом исследования являются также вопросы о спортивном клубе как социальной организации, о спортивном зрелище как социальном институте и т.д. Предпринимаются попытки исследования в указанном аспекте олимпийского движения, национальных олимпийских комитетов и т.д.

Важное значение в социологическом анализе того или иного объекта сферы спорта придается его изучению под углом зрения социальных отношений и взаимодействий, которые складываются между людьми и организациями. При изучении социальных общностей (например, спортивного клуба) возникает потребность в исследовании социальных процессов, вытекающих из взаимного воздействия людей друг на друга, сил, объединяющих и раскалывающих эти общности, изменений и преобразований внутри этих общностей. Анализ социальных групп в сфере спорта предполагает изучение их «социальной конфигурации» внутренней структуры группы, т.е. их иерархического и функционального положения, эмоциональных отношений «актеров» друг к другу и тип кооперативных или ориентированных на соревнование образцов действий между ними. В связи с этим возникает ряд проблем, например: 1) какое влияние на достижения группы и ее эффективность, т.е. успехи в спорте, оказывают состав группы, формы коммуникации ее членов, степень кооперации и солидарности, а также наличие конфликтов; 2) каким образом воздействуют достижения в спорте на групповую структуру, положение и взаимоотношения индивидуумов в группе; 3) какое влияние на спортивные достижения и взаимоотношения в группе оказывают структура принятия решения и структура руководства. Предметом социологического анализа являются взаимоотношения между спортсменами, тренера со спортсменами, между спортивными командами, между спортсменами и неспортсменами и т.д.

В рамках проблематики социологического анализа спорта важное место занимают также проблемы, связанные с такими формами социальных отношений, как кооперация и соревнование, различные формы конфликтов и средства их разрешения, проявления национализма, агрессивности и насилия в спортивной сфере (особенно в международном спорте), те социальные факторы, которые содействуют этому.

Определение социальной природы изучаемого объекта в процессе социологического исследования сферы спорта предполагает и такой интегративный подход, при котором он оценивается и анализируется как целостная социальная система (подсистема).

  • Анализ взаимоотношения и взаимосвязей явлений сферы спорта с другими элементами социальной системы . Важное место среди этих проблем занимают проблемы сходства и различия спорта (или какого-то его элемента, определенной разновидности и т.д.) как определенной формы социальной деятельности по отношению к другим ее видам: например, о взаимоотношении спорта с игровой деятельностью, а также спортивной деятельности с трудовой.

Еще один ряд проблем такого рода - проблемы сходства и различия явлений сферы спорта как определенных форм культуры по отношению к другим ее формам: например, вопрос об отношении спорта и искусства, физической (соматической) культуры и других элементов и форм культуры. Яркой иллюстрацией сложности и дискуссионности проблем, возникающих в рамках данного направления социологического анализа спорта, может служить вопрос о его взаимоотношении с искусством.

Важным предметом социологического исследования являются взаимосвязи явлений сферы спорта с другими элементами социальной системы - социальными общностями, группами, институтами, сферами жизнедеятельности общества (экономической, правовой, военной, политической и другими).

В рамках данной социологической проблематики особенно актуальными являются вопросы о том, существует ли спорт независимо от политики, идеологии, социально-классовой структуры, системы экономических отношений общества, или же он неразрывно связан с ними, о зависимости функций спортивной деятельности, спортивного и олимпийского движения от той социальной системы, в рамках которой они функционируют и развиваются, о влиянии спортивных и олимпийских соревнований на систему международных отношений.

К числу важных относятся также проблемы взаимосвязи спорта с различными социальными процессами, например, вопросы о влиянии научно-технической революции на спорт и относительно обратного влияния спорта на различные социальные процессы, его воздействие на процессы социальной стратификации, мобильности, социокультурные процессы и т.д. Широкий круг проблем возникает при изучении взаимосвязей и взаимодействия спорта с искусством, наукой, религией, средствами массовой информации, а также с институтами социализации _ семьей, школой и др.

Анализ взаимосвязей объектов сферы спорта с другими социальными явлениями предполагает постановку и решение ряда задач.

Одна из них - уточнение социальных функций спортивной деятельности, а также ее форм и видов (например, «спорта для всех», спорта высших достижений, олимпийского движения и т.д.). Речь идет об их социальных функциях в образе жизни людей, в структуре свободного времени, в различных сферах общественной жизни - в производственной сфере, в быту, в системе воспитания, образования и организации досуга населения, в области культуры, экономики, политики и т.д.

Данное направление социологического исследования явлений сферы спорта подразумевает также выяснение их роли и значения в решении разнообразных социальных задач (воспитательных, культурных, экономических и др.) применительно к разным группам населения (детям, женщинам, инвалидам и др.), социальным институтам (семье, школе, армии и др.) и т.д. На основе этого должен быть решен вопрос о социокультурной ценности того или иного социального явления этой сферы. О сложности и дискуссионности данной проблематики можно судить хотя бы по тем проблемам, которые касаются социальных функций, роли и значения современного спорта, особенно спорта высших достижений, или, как его еще называют, «рекордного, элитного спорта». Именно с этим спортом обычно связывают широкий круг не только позитивных, но и негативных явлений, затрагивающих как отдельную личность, так и взаимоотношения людей, народов, стран, наций и т.д. Поэтому естественно желание ученых и общественных деятелей выяснить значение этой разновидности современного спорта, уточнить ее основные социокультурные функции и влияние на человека и общество, понять социальный смысл спортивных рекордов и т.д.

Дискуссии ведутся и относительно социальной роли и значения спорта для различных социально-демографических групп населения. Особенно дискуссионным является вопрос о ценности спорта для детей. В первую очередь речь идет о таких сложных и дискуссионных вопросах: допустимо ли с гуманистических позиций использование спортивных соревнований в системе образования, воспитания и организации досуга детей и подростков? Какова социокультурная ценность этих соревнований? Не приводят ли они к крайне негативным последствиям для личностного развития детей? Возможно ли каким-то образом и каким именно избежать негативного влияния спорта на детей и подростков, как обеспечить его позитивное гуманистическое воздействие на детей и подростков?

  • Изучение отношения социального субъекта к явлениям сферы спорта . Эти проблемы связаны с решением двух основных исследовательских задач.

Первая задача - выяснение субъективного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к различным явлениям сферы спорта: уровня знаний о них, мнения о значимости, полезности, ценности этих социальных явлений, интереса к ним и в чем он конкретно проявляется, целей, задач, планов, связанных со спортивной деятельностью и т.п.

Вторая задача - определение реального отношения социального субъекта к спортивным явлениям, его «вовлечение» (включение) в эти виды деятельности. Под «вовлечением в деятельность» (например, в спортивную) в социологии понимают акты поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющие отношение к этой деятельности (в данном случае к спорту).

Социологический анализ «вовлечения» социального субъекта в различные виды социокультурной деятельности, связанные со сферой спорта, предусматривает решение широкого круга проблем: 1) состав популяции, вовлеченной в эту сферу, т.е. какие группы населения имеют то или иное отношение к ней; 2) формы проявления вовлечения в эту сферу; 3) какие социальные факторы (в том числе интересы, потребности, ценностные ориентации социального субъекта) влияют на процесс вовлечения населения в спортивную сферу, содействуют этому процессу или тормозят его; 4) динамика вовлечения (например, спортивной активности) личности, социальных групп и т.д.

К числу разнообразных форм вовлечения в ту или иную деятельность сферы спорта прежде всего относятся разные типы вовлечения: «поведенческое», «познавательное» и «эмоциональное». Поведенческое вовлечение характеризует активность социального субъекта, связанную с той или другой деятельностью (например, физкультурную активность, спортивную активность, активность, связанную с заботой о своем теле и т.д.).

В рамках каждого типа вовлечения выделяются разные виды вовлечения. Например, поведенческое вовлечение в спорт подразделяется на первичное и вторичное. Первичное вовлечение означает активное участие в спорте в качестве спортсмена. Вторичное вовлечение относится к другим формам участия, которых очень много, но которые грубо можно подразделить на две большие группы: участие в «производстве» спорта и участие в «потреблении» спорта.

Еще один параметр процесса вовлечения - «степень вовлечения». Для характеристики этого параметра социологи используют понятия «частота», «продолжительность» и «интенсивность» актов поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющих отношение к тем или иным видам деятельности.

С учетом того, что разные индивиды и социальные группы населения имеют разную частоту, продолжительность и интенсивность вовлечения в обсуждаемые формы социальной активности, выделяют разные модели такого вовлечения. Одна из таких моделей связана с длительным и активным участием человека в той или иной деятельности сферы спорта, когда это участие приобретает статус «карьеры». Особый интерес социологов вызывает, например, проблема спортивной карьеры.

Конкретно-социологические исследования по указанной проблематике занимают существенное место в рамках социологического анализа спорта. Особенно широко распространены конкретно-социологические исследования с целью выяснения отношения населения к физкультурно-спортивной деятельности. В ходе этих исследований ставится задача выяснить субъективное и реальное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом не «абстрактного» социального субъекта, а конкретных социально-демографических групп населения - лиц определенного пола, возраста, определенных профессий, проживающих в определенном регионе, в определенный период времени и т.д. Речь идет, например, об анализе спортивной активности школьников, студентов, работников сферы производства, образования, науки и т.д.: занимаются ли они физическими упражнениями (спортом), какова мотивация этих занятий, какими физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, каков уровень их спортивной грамотности, ценностного отношения к занятиям, каковы причин спортивной пассивности и т.д.

Важной задачей социологического исследования является такие анализ субъективного и реального отношения разных групп населения к олимпийскому движению, идеалам и ценностям олимпизма: изучение мотивов их участия в этом движении, уровня олимпийской грамотности, состояния олимпийского образования, готовности специалистов к его проведению и т.д.

К разряду социологической проблематики следует отнести также изучение субъективного и реального отношения разных социальных групп к культурным ценностям тела\ о каких параметрах физического состояния (о здоровье, телосложении, физических качествах и двигательных способностях и т.п.) они заботятся; в чем конкретно проявляется эта забота; какие средства воздействия на физическое состояние используются; каким образом и т.д.

Предметом анализа в рамках рассматриваемого направления социологических исследований сферы спорта являются не только спортсмены, но также зрители, болельщики, спортивные журналисты, другие лица, так или иначе вовлеченные в данную социальную сфер

Владислав Иванович Столяров

Социология физической культуры и спорта. Учебник

© Столяров В.И., 2004

© РГУФК, 2004

Предисловие

Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС»)

Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет социология ФКС. Эта наука как составная часть социологии и спортивной науки, дает научно обоснованные знания о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями, а также об отношении разных групп населения к ФКС. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды ФКС, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т. д.

В настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения.

Основные задачи курса:

– помочь студентам выработать правильное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных явлений, их месте в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; /11/

– научить студентов применять эти знания для осмысления современных социальных явлений и процессов в сфере ФКС;

– дать студентам такую социологическую информацию об отношении разных групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни;

– сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретно-социологических исследований в сфере ФКС, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Данный учебник призван помочь студентам в овладении этими знаниями и умениями. При этом предполагается, что они уже изучали общую социологию и знакомы с ее основными понятиями и положениями. При подготовке учебника автор использовал материалы ранее опубликованных им книг, статей, учебных пособий, в которых излагаются результаты, полученные в ходе многолетней (более тридцати лет) разработки проблем социологии ФКС. При этом использовались некоторые материалы кандидатских и докторских диссертационных работ его учеников – Аксенова Г.М., Аллакаевой Л.М., Баринова С.Ю, Бариновой И.В., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Ипатова Д.И., Козыревой О.В., Кудрявцевой Н.В., Королевой С.А., Курило С.И., Новиковой С.С., Ольховой Т.Г., Паршикова А.Т., Петлеваного Г.Ф., Поликарповой Г.М., Попова Г.В., Прокопчука Ю.И., Самусенкова О.И., Самусенковой В.И., Сегал Ю.П., Скоробогатова А.Б., Сагалакова Д.А., Хлопкова А.В., Черевач И.В. и др. В учебнике характеризуются подходы к решению проблем социологии ФКС и других ученых – как отечественных, так и зарубежных.

Автор учебника не претендует на исчерпывающую и всестороннюю характеристику всей проблематики социологии ФКС. Основное внимание уделяется наиболее важным, сложным и дискуссионным проблемам этой науки, тем вопросам, которые не получили достаточно полного освещения в других учебных пособиях по социологии ФКС, а также тем проблемам, которые обычно вызывают затруднения при ее изучении.

При выборе стиля и логики изложения автор исходил из требований проблемного метода обучения, необходимость которого /12/ обоснована в современной педагогике. Этот метод требует такого подхода к изложению, при котором сначала характеризуется обсуждаемая проблема (показываются трудности и противоречия в ответе на соответствующий вопрос), формулируются различные связанные с ней точки зрения, аргументы, которыми они обосновываются, указываются пути решения проблемы и лишь после этого формулируется само это решение. В соответствии с этим, автор учебника не рассматривает формулируемые им положения как единственно возможные, окончательные и не подлежащие дальнейшему обсуждению. Напротив, ставится задача показать сложность и дискуссионный характер проблем социологии ФКС, наличие различных (и даже противоположных) подходов к их решению.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов. Содержащаяся в нем информация по различным проблемам социологии ФКС может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере ФКС.

Раздел первый

Социология ФКС как наука

/13/ В данном разделе дается характеристика социологии ФКС как особой науки: ее объектной области, предмета, структуры, места в системе наук, истории становления и развития, а также теоретического и практического значения.

Глава 1. Объектная область, предмет и структура социологии ФКС

При характеристике любой науки прежде всего нужно учитывать ее объектную область – те объекты, которые она изучает.

1.1. Объекты научного познания социологии ФКС

Как известно из логики и методологии науки, объектами науки могут быть:

Фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;

Идеальные конструкты (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.) – объекты, «сконструированные» исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.

Для того, чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия, которые являются основными категориями данной науки. Выделение какого-либо объекта научного исследования на основе используемых понятий всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована. Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук – физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.).

/14/ На первый взгляд, довольно просто указать объекты научного познания и основные категории той науки – социологии ФКС – , характеристике которой посвящен данный учебник. Уже из названия этой науки казалось бы следует, что объектами ее исследования являются физическая культура и спорт, а основными категориями – «физическая культура» и «спорт». Чаще всего именно таким образом и подходят к обсуждаемому вопросу.

Вместе с тем иногда всю объектную область социологии ФКС сводят лишь к одному объекту. Считают, что эта наука изучает, например, только спорт или только физическую культуру, или одну лишь двигательную (физическую) активность. Иногда к числу объектов исследования социологии ФКС помимо этих объектов причисляют и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, тело человека и т. д. В соответствии с этим трактуется и система основных категорий данной науки.

Эти различные подходы к пониманию объектной области и основных категорий социологии ФКС проявляются и в названии данной науки. В отечественной литературе ее чаще всего называют социологией спорта и/или физической культуры. Такое название встречается и в некоторых зарубежных публикациях. Но обычно в них речь идет о «социологии спорта», хотя встречаются и другие названия – «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания и спорта». В качестве отдельных разделов обсуждаемой науки указывается «социология тела», «социология Олимпийских игр», «социология физического воспитания», «социология спортивных организаций», «социология преподавателей физического воспитания и тренеров» и др.