Синквейн содержание на фотографии которой меня нет. Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — Гипермаркет знаний

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», проведёте анализ этого рассказа, рассмотрите образы героев и основную мысль.

Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали его рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». На этом уроке вы познакомитесь с его рассказом «Фотография, на которой меня нет».

Это глава большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».

«Последний поклон» - воспоминая писателя о близких ему людях, о детстве, о родной Сибири (рис. 2). Вот как он пишет об этом:

«У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства. Более того, мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Рис. 2. Природа Сибири ()

Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев (рис. 3) пишет:

«В основном добил страницы детства, которые начал ещё в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

Рис. 3. В. П. Астафьев ()

Начинал Виктор Петрович Астафьев как детский писатель. И об этом периоде литературной деятельности писал так:

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю свою жизнь не лишать себя этой радости».

А писатель Евгений Носов (рис. 4), близкий друг Астафьева, сказал о нём:

«Есть в нём что-то такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв и не старец-кудесник, но есть у него к людям особое слово - и в книгах его, и изустно».

Рис. 4. Е.И. Носов ()

Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» - это простой мальчик из таёжной деревни Виктор Потылицын и его бабушка. Казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих конкретных людей скрывается судьба целого поколения.

Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон», писали Астафьеву: «Вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

Главная тема «Последнего поклона» - это взросление молодого человека, становление личности мальчика. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», казалось бы, повествует о простом случае, произошедшем с деревенским мальчишкой, но выходит на главную тему - тему памяти, человеческой и исторической.

Повествование в рассказе ведётся от лица героя. Начинается рассказ с сообщения о том, что из города приехал фотограф:

«Не просто так приехал, по делу - приехал фотографировать».

Нужно сказать, что приезд в деревенскую школу фотографа в описываемое время - большое событие. Фотограф - важная персона, ему стараются угодить, расположить его удобно: так, чтобы он и снимал правильно, и чтобы снимок всем понравился.

«И фотографировать он будет не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы».

Всем селом принимается решение, куда поселить фотографа:

«Такую персону, как фотограф, не подходяще учителям оставлять у себя».

У учителей нет условий, которые могли бы удовлетворить фотографа, и поэтому все стараются и находят для этого человека грамотного, делового, всеми уважаемого - Илью Ивановича Чехова:

«Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то дед, не то его отец. Он сам давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве».

Фотографу, конечно, в доме Чехова будет удобней всего. Деревенский люд решил, что это самое подходящее место. Туда и определяют фотографа. Настолько все были удовлетворены своей находкой, что появляется троекратный повтор:

«Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».

Все переживали, чтобы было удобно жить фотографу, чтобы получилась, состоялась эта фотография:

«Всем хотелось угодить, чтобы оценил он заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал».

Жизнь ребят в деревне во многом может рассказать о взаимоотношениях людей того времени. Это довоенные годы - годы перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. Главный герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Вот как об этом пишет

«Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу: прилежные ученики сядут впереди, средние - в середине, плохие - назад - так было решено. Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли ни прилежанием, ни поведением. Нам и на середину было рассчитывать трудно. Быть нам сзади, где и не разберёшь, кто заснят? Ты или не ты? Полезли мы в драку, чтобы боем доказать, что мы - люди не пропащие... Но ребята прогнали нас из своей компании, даже драться с нами не связались. Тогда пошли мы с Санькой на увал и стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался. Ухарски гикая, ругаясь, мчались мы не просто так, в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили, вывалялись, начерпали полные катанки снегу».

Это стало причиной той самой болезни, из-за которой на фотографии не оказалось главного героя рассказа:

«Ночью наступила расплата за отчаянный разгул: у меня заболели ноги. Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу - тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль».

Дальше читатель встречает людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. В первую очередь это его бабушка, которая сопровождает всё его детство, которая взяла внука на воспитание после смерти матери.

- Так я и знала! Так я и знала! - проснулась и заворчала бабушка. - Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» - повысила она голос. - Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи!».

В этом отрывке автор очень ярко высвечивает речь бабушки, которая полна диалектов, говоров, свойственных для этой сибирской деревни. Это и разговорная речь, и народные выражения, характерные для жителей деревни. Через поведение героев читатель представляет не просто конкретную жизненную ситуацию, но и определённые социальный срез, определённый уровень жизни и определённую эпоху.

«Бабушка зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками - ищет подходящее лекарство. Припугнутый ее голосом и отвлеченный ожиданиями, я впал в усталую дрему.

- Где ты тутока?

- Зде-е-е-ся. - по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.

- Зде-е-еся! - передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом. Спирт она втирала основательно, досуха, и все шумела: - Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала? И одной рукой натирала, а другой мне поддавала да поддавала: - Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…

Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке - лечит она меня».

Хотя бабушка и ругает мальчика, читатель видит, что и она его очень любит, и герой по-доброму относится к бабушке (рис. 5).

Рис. 5. Бабушка и внук, рассказ «Фотография, на которой меня нет» ()

Следующая фраза говорит об ироничном отношении:

«Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с моего лица шипучей от спирта ладонью».

Несмотря на то что бабушка злится, что ребёнок заболел, она готова ему помочь и готова его вылечить. Она будит старика (деда), посылает его растопить баню. К утру баня готова, ребёнка парят берёзовыми вениками, укутывают, натирают.

Но стоит вспомнить, что не один Витька катался с горы, а с ним был ещё его друг Санька. И вот такова ребячья дружба, что Санька готов поддержать друга и тоже не идти фотографироваться:

«Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.

- Ладно! - решительно сказал Санька. - Ладно! - еще решительней повторил он. - Раз так, я тоже не пойду! Все! - И под одобрительным взглядом бабушки Катерины Петровны проследовал в середнюю».

Помимо бабушки, её тепла, внимания к ребёнку, мы можем говорить о других людях в деревне. Очень интересным является повествование автора о том, каковы деревенские дома, деревенские окна. В частности, он рассказывает о всех хозяйках, которые по-своему украшали и утепляли деревенское окно. И вновь, уже с другой стороны, высвечивается грань личности бабушки:

«Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.

Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев.

Бабушка объяснила причуду эту так:

- Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочел о том же: рябина от угара - первое средство».

Мы видим, как автор внимательно и тонко описывает народные приметы, мудрость, накопленную годами. Но вместе с тем, нужно отметить две точки зрения: с одной стороны, это понимание ситуации маленьким ребёнком - Витей, а с другой стороны, появляется взгляд уже взрослого человека - писателя, прожившего жизнь. Не зря автор вводит фигуру писателя Александра Яшина.

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Вот как герой рассказывает о сельском учителе в момент, когда учитель приносит фотографию ещё болеющему мальчику:

«- Какой это там лешак ломится?.. Милости просим! Милости просим! - совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить».

Мы видим, какое уважительное отношение появляется у бабушки к учителю. Даже одежде неприлично висеть в кути, нужно её унести её в более подобающее место.

Уважительно к учителю относится не только бабушка героя, но и вся деревня, и все ученики. Вот как Астафьев описывает учителя:

«Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали».

Этот человек остался в памяти ребёнка именно благодаря своим душевным и профессиональным качествам.

Рис. 6. Учитель в гостях у главного героя ()

«Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу».

Рассмотрите, как себя ведут жители села, что они делают по отношению к учителям:

«Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребеночка доглядят, полечат, если надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитем. Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки - и к сапожнику Жеребцову снесли, который ни копейки не взял, и к утру, к школе все было готово».

Уже с позиции своего времени Виктор Петрович Астафьев удивляется тому, в какой школе работали эти учителя. С удивлением он пишет о том, как эти городские, интеллигентные люди оказались в деревенской школе.

Читатель легко может себе представить, какой была довоенная школа в русской далёкой сибирской деревне:

«А в какой школе начали работу наши учителя!

В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».

Автор словно восстанавливает черты прошлого, черты жизни нашего народа. Посмотрите, как он говорит о том, что трудно сейчас, наверно, представить - каким образом учитель организовал появление в школе тетрадей и карандашей:

«Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. На школьном дворе из плах соорудили временный ларек «Утильсырье». Вверх дном перевернули школьники деревню. Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра - старых самоваров, плугов, костей, тряпья.

В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами».

В таких обстоятельствах формируется характер подростка, его будущее представление о жизни:

«Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было - один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник».

Удивительно, что герой помнит, как учитель не просто учил, но и порой учился сам у ребят, как уважительно относился он к тем знаниям, которыми обладали деревенские мальчишки. Вот описание посещения леса:

«Учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо.

Как он много знал! И что кольца у дерева - это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из березы делают фанеру; из хвойных пород - он так и сказал, - не из лесин, а из пород! - изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже».

Описан случай в лесу, когда учитель видит змею и защищает детей:

«Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться».

Позже дети понимают, что учитель первый раз видел змею, но это не остановило его:

«Учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживет и погонится».

Идейным центром рассказа становятся последние его абзацы:

«Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей. И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа.

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк.

Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями - ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.

Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были» (рис. 7).

Рис. 7. Фотография, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева ()

«Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Автор утверждает, что история - это не только войны, не только перевороты. История страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране. Писателю дорого детство. Эта фотография запечатлела не только время, она смогла дать возможность человеку вспомнить о каких-то моментах его жизни. Фотографии - это память человека и память народа.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева - это своеобразный портрет эпохи, изображённый словесными средствами.

Полистайте фотоальбомы своей семьи. Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Как судьба человека отразилась на истории страны? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к родственникам, чтобы они вам рассказали, потому что фотография - это наша память.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Astafiev.ru» ()
  2. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» ()
  3. Интернет портал «Nsportal.ru» ()

Домашнее задание

  1. Составьте характеристику образов главного героя, его бабушки и учителя из рассказа «Фотография, на которой меня нет».
  2. Принесите фотографию из семейного альбома и подготовьте рассказ о ней.
  3. Прочитайте 2-3 рассказа из книги В.П. Астафьева «Последний поклон».

Урок литературы в 8 классе

Тема урока: «Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Цели урока:

Об p азовательная – углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом; пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

P азвивающая – формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книги В.П. Астафьева, семейный фотоальбом, оформление доски «Старые фотографии», фотоальбом «Летопись Красносельцовской школы»

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие.

2.Вступительное слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом… На каждой странице – фотографии. Такие разные…На них - самые близкие для меня люди. Вот на одной из фотографий я - совсем маленькая, у мамы на руках…А вот здесь я пошла в первый класс. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает этот альбом. Он совсем старый, невзрачный, но очень дорог мне и моей семье.

Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Потом появились вот такие альбомы. Поэта Анатолия Берлина старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Дальних лет мгновенные картинки,

Как магнит, приковывают взгляд

Магией старинных фотоснимков,

Что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре.

Человеческая память… Она хранит то, что было самым важным... . Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Жизни мгновенья летят, словно ветер,

И не поймать их, не остановить.

И только фото мгновения эти

Фотографии, пожалуй, можно считать запечатлёнными мгновениями жизни. Особое место занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Вот их сколько! Выпускники нашей Красносельцовской школы разных лет… (на классной доске). Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Мне очень хочется, чтоб сегодня на уроке мы вернулись с вами в прошлое, чтобы «ласковыми нежными руками память прикоснулась к нам…» Откройте тетради, запишите тему урока «Память прикасается к тебе…»

По-моему, литература - одна из таких школьных дисциплин, которая заставляет нас задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно. И сегодня на уроке у нас разговор пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно такой писатель - Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

3. Индивидуальное сообщение об Астафьеве
В.П.Астафьев. Писатель. Личность. Человек. Гражданин.

Он умер /по временным меркам сравнительно недавно/ в ноябре 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка. Давайте совершим туда заочную экскурсию

4. Заочная экскурсия в деревню Овсянка.

5. Слово учителя.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

В. П. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири. Называется она «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Дома вы должны были его прочитать.

Глав­ные герои рас­ска­за «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет» – это про­стой маль­чик из та­ёж­ной де­рев­ни Вик­тор По­ты­ли­цын и его ба­буш­ка. Ка­за­лось бы, это кон­крет­ные люди, ре­аль­ные судь­бы. Но за судь­ба­ми этих кон­крет­ных людей скры­ва­ет­ся судь­ба це­ло­го по­ко­ле­ния.

Очень мно­гие люди, когда про­чи­та­ли ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «По­след­ний по­клон», пи­са­ли Аста­фье­ву: «Вы пы­та­лись на­пи­сать о себе и своей ба­буш­ке, а на самом деле опи­са­ли всех нас».

Рас­сказ «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет», ка­за­лось бы, по­вест­ву­ет о про­стом слу­чае, про­изо­шед­шем с де­ре­вен­ским маль­чиш­кой, но вы­хо­дит на глав­ную тему – тему па­мя­ти, че­ло­ве­че­ской и ис­то­ри­че­ской.

6. Работа со словом «Память»

В толковом словаре Ожегова мы находим следующее определение слова «память»

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

А вот как говорит о памяти сам В.П.Астафьев: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»

Давайте сегодня попробуем выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

7. Беседа с элементами комментированного чтения

- Каков сюжет рассказа?

- В какое время и где происходят события в рассказе?

- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы ?

-Какие детали указывают на бедность жителей деревни

- Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь?

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Расскажите или прочитайте

- Расскажите, какой оказалась «расплата» за отчаянный поступок?

- Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

Даль­ше мы, читатели, встре­ча­ем людей, к ко­то­рым герой мальчик ис­пы­ты­ва­ет ду­шев­ную при­вя­зан­ность. В первую оче­редь это его ба­буш­ка, ко­то­рая со­про­вож­да­ет всё его дет­ство, ко­то­рая взяла внука на вос­пи­та­ние после смер­ти ма­те­ри.

-Какой вы представляете себе бабушку?

-Какие ассоциации возникают у вас вообще со словом «бабушка»?

А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Какой Астафьев изобразил свою героиню?

- Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

/ окна в доме /

/цветы в доме/

/отношение бабушки к людям/

Екатерина Петровна - хранительница семьи, защитница детства, ей бьёт земной поклон автор книги. Она была самым дорогим для него человеком.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти… Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

-Почему писатель говорит о чувстве вины?

Именно бабушке отведено в рассказе особое место

Какие ключевые слова мы можем записать, обобщая образ бабушки, Катерины Петровны?

-Вспомним, с какой целью приезжает фотограф в деревню?

-Кто был инициатором этого события?

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

-Как относились деревенские жители к учителям?

- В какой школе они начинали работать? Зачитайте.

-Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?

- А давайте вспомним эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?

- Почему главный герой запомнил своего учителя?

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе . Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдали себя учительской работе.
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.

«В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

- Какиеключевые слова мы запишем, говоря об учителе ?

Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.

- Живя рядом с такими личностями, каким должен вырасти, по вашему мнению, Витя?

- Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию ?

Вывод: Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история» .

Пожелтевшая школьная фотография дорога автору. Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния. А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

-Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

-А что эта память дает нам?

-Обратитесь к тем ключевым словам, которые мы записали. Прочитайте их.

Все перечисленные слова составляют тот духовный опыт , который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей.

В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

8. Рефлексия.

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ПАМЯТЬ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

9. Творческая работа учащихся . /Учащиеся пишут синквейны и зачитывают их/

10. Слово учителя.

Закончить урок сегодня мне хочется высказыванием известного академика Д.С.Лихачёва:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

11. Домашнее задание

Вернувшись сегодня из школы, найдите дома и возьмите, по­ли­стай­те фо­то­аль­бо­мы своей семьи. Посмотрите, какие со­бы­тия изоб­ра­же­ны на ваших се­мей­ных фо­то­гра­фи­ях? Какую ис­то­рию может по­ве­дать ста­рая фо­то­гра­фия? Если вам неиз­вест­на ис­то­рия ваших се­мей­ных фо­то­гра­фий, об­ра­ти­тесь к маме, папе, род­ствен­ни­кам, чтобы они вам рас­ска­за­ли эту историю, по­то­му что фо­то­гра­фия – это наша па­мять.

12. Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то прикосновение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».

Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)





Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)


Тема памяти в рассказе

Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»


В.И.Даль

Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить, сознанье о былом.

С.И.Ожегов

Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта


Кластеры

Память



Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

(М. Лермонтов)

Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

(Цицерон)


Тема памяти в рассказе

Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

«Прошлое – родина души человека»


Школьная фотография жива до сих пор… В гуще ребят, в самой середке – учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке…”


Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом действия.
  • Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
  • Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

задумался…

испытал…

Закончите предложение.


Домашнее задание

  • 1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
  • 2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Дударева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхнедеревенская СОШ»

Тема урока: В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока: углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание и выявить проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Ход урока:

    Оргмомент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кому нравится проводить время в общении с друзьями и делиться своими мыслями. Здравствуйте те, кто любит литературу.

II . Стадия вызова:

Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

1. Ответ по кругу.

Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

- Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, делающее его взрослее, серьезнее, получает урок жизни).

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является составной главой из большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». (см. выставку книг Астафьева)

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?!
Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

- Цель нашего урока: выяснить, какие проблемы раскрываеюся в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

3. Кластеры

Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)

У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография – это память, личная память.

    Стадия осмысления содержания.

Мы убеждаемся, что сюжет рассказа очень прост; событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении имеет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное?

Какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?

Приезд фотографа в деревню было большим событием
(жизнь в родном краю была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный - всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)
-Меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице.
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)

Почему главный герой запомнил своего учителя?
(учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя)

Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»)
-Как вы представляете себе эту фотографию?
- Почему Санька отказался идти фотографироваться
(
он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)

Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев? Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?

- Вывод: мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.

- Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? – Почему так произошло? – Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?

- Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

-Вывод: эта фотография является для него нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.

Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?

- Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.

Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.

Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

4.Работа над языком произведения.

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?

(используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский колорит).

Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа:

катанки – это...

куть – это...

магарыч – это...

прострел – это...

сарана – это...

талина – это...

туес – это...

увал – это...

швырок – это...

5. Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”

Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

- Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

6. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат маленькие листочки. Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.

2. Герб достижений

Итоги нашего урока я прошу вас подвести самостоятельно, заполните «Герб достижений» (см. листки): что вам сегодня удалось понять, что было полезно, что может вам пригодиться в дальнейшем.

(учащиеся заполняют и озвучивают свои «Гербы достижений»)

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

7.Домашнее задание

Закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось словами Ф.М. Достоевского: « Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание… может послужить вам во спасение».

- Полистайте фотоальбомы своей семьи.

Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к маме, папе, бабушке, дедушке, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2.Составить презентацию «Фотографии рассказывают о себе»

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

Об этом я уже раньше знал(а):

Это было полезно:

Это может мне пригодиться:

Урок литературы в 8 -а классе

Проектная технология в рамках личностно-ориентированного обучения

Тема: Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Цель: показать непреходящее значение памяти как нравственной ценности.

Задачи:

Образовательная –провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, раскрыть своеобразие рассказа; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Развивающая – учить детей выражать свое отношение к прочитанному, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; р азвивать познавательную самостоятельную поисковую деятельность, критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группе, устною монологическую речь. Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, приобретения нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитывать гражданскую позицию, гордость за место, где живешь и учишься,

Технологии: проблемный вопрос, развития критического мышления, проектная.

Методы : частично-поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная

Метапредметные связи-история и литература.

Тип урока-урок новых знаний

Ход урока

    Организационный этап.

Садитесь, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, вы порадуете меня и их своей активной работой.

    Мотивирование уч-ся, определение темы урока.

-Прочитайте отрывок из стихотворения поэта Берлина.

(слайд 1)

Дальних лет мгновенные картинки,

Как магнит, приковывают взгляд

Магией старинных фотоснимков ,

Что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей ,

Памяти отцов и матерей –

Дар, крупицы жизни сохранивший ,

Как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

    Найдите ключевые слова в стихотворении (старинные фотоснимки, прошлое, память ожившая, дар, крупицы жизни)

    Что поэт считает важным?

    Значит, о чем мы будем говорить? (памяти, фотографии)

    Сформулируйте тему урока. (Тема памяти в рассказе…) Слово память очень важно сегодня на уроке.

    Какой может быть главный вопрос урока (В чем значение памяти? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?)

    Этап Активизация опыта уч-ся. Подготовка уч-ся к восприятию и интерпретации рассказа.

    Дома вы прочитали рассказ В.П. Астафьева " Фотография, на которой меня нет »

Кластеры

    Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)

    У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография».

    (Работа в группах).

    Проверка( ученик дописывает кластер на доске) Ассоциации: память, детство, история, семья и т.д.)

Итак, фотография -это прежде всего память. Давайте обратимся к памяти. Я попросила вас принести фотографии из семейных альбомов. Среди них мы видим много старых, пожелтевших снимков. Расскажите о них. (4 чел-ка Ильин М., Чепикова И., Лесной В.,Мельникова М.)

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

    А вот на этой фотографии мой дедушка, Шкадов Петр Иванович, в годы войны он был партизаном в Югославии.

    Какие чувства вы испытывали, рассматривая эти фотографии?

    Почему же мы храним фотографии? (потому что это память о дорогих нам людях, о близких.Фотографии помогают нам помнить о наших предках, о корнях, о своем детстве, о самых счастливых событиях нашей жизни, о жизни своей семьи.

Беседа, выявляющая читательское восприятие

    Обратимся к самому рассказу.

    Какое впечатление произвел он на вас?

    О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

    Как вы думаете, почему рассказ назван именно так? (Название связано и с сюжетом, и с темой и идеей рассказа)

    (Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой)

4 этап Восприятие нового материала.

Анализ рассказа.

    В какое время происходит действие рассказа?(30-е годы, 20 века, Сибирь, родные места писателя)

    Что мы узнаем из рассказа о жизни сибирской деревни в 30-е годы? (Трудная,полная лишений жизнь деревни, живут люди очень бедно, дома топятся печами, в них же готовят еду, в деревне до приезда учителей не было ни одного магазина, школа появилась тоже только после приезда учителя с учительницей.)

Словарная работа

    Вам при чтении встречались незнакомые слова. Значение некоторых из них объясняется в сносках, а некоторых нет. Вспомните или догадайтесь, что значат слова. (2-3 слайды) (полушалок-шаль, небольшой платок; швырок- короткие дрова для топки печи, туес- круглая коробка из бересты, обычно круглая)

Слайд 4

    А как вы понимаете смысл выражений:

парниша-ревун, домовничать, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...?

Как называются эти слова, какова их роль в тексте? (разговорные, диалектные)

Вывод: Эти слова и выражения помогают передать время, отраженное в рассказе, колорит эпохи.

    В чем особенность композиции рассказа? Как он построен? (в форме воспоминаний о детстве, о событиях прошлого)

    От какого лица ведется повествование? (1) От лица рассказчика, он же герой, и автор. Нам сложно провести грань между ними.

    Можно ли назвать рассказ автобиографичным? (да, много деталей из биографии Астафьева, имя Витька,и герои,и место действия т.д.)

Работа с кратким словарем литературоведческих терминов.

    Что такое литературная автобиография? (Попытка вернуться в собственное детство, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни.)

    - Какое событие является завязкой действия? (приезд фотографа)

    - Почему его приезд взбудоражил жителей, школу, учеников? (в деревню приезжали редко, это событие, фото бережно хранили)

    Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (всем хотелось угодить ему чтоб хорошо сфотографировал, привыкли проявлять заботу)

    Как школьники готовились к предстоящему событию- фотографированию? (Витька и Санька хотели быть в первом ряду...)

    - Назовите героев рассказа.(Витя, бабушка, учителя, Санька)

А сейчас я предоставлю слово 1 группе.

Представление проектов.

1 группа

Тема нашего проекта-"Образ бабушки в рассказе В.Астафьева" Фотография, на которой меня нет"

    Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

Физкультминутка.

    Закройте на минуту глаза и попробуйте мысленно перенестись на несколько десятилетий назад, представить школу 30-х годов.

-Послушаем 2 группу

Тема проекта-"Школа и ученики 30-х годов"

    Душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

- Приглашаем 3-ю группу

Учащиеся выступают с проектом по теме «Образ учителя в рассказе В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»

    -Как вы понимаете фразу: «Они растворились в памяти народа»? Строки из завершающей части рассказа: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

    - Какие черты учителя из рассказа Астафьева, жившего и работавшего почти 70 лет назад, вы бы хотели видеть и видите в своих учителях (делятся мнениями).

- Обратимся к главному герою рассказа.

Защита проекта учащимися 4 группы по теме «Образ главного героя»

Вывод.

    Прочитаем заключительную часть рассказа. "Школьная фотография жива..."

Почему же эти фотографии не вызывают смеха у рассказчика?(потому что «деревенская фотография – своеобычная летопись народа, настенная его история». История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории.)

    Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности находит Астафьев в своем рассказе и мы с вами.

    Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Итак, о чем же рассказ Астафьева? О том, как быть добрым,

О человеческой памяти,

О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

О любви к родной земле.

    - Вернемся к главному вопросу вопросу урока

    Помогает память нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

    Вот что о значении память сказал Астафьев. (слайд 5)

    Зачитайте высказывания других поэтов, писателей. (на листочках)

Цветаева, Лихачев о памяти.

5. этап Заключительный

Рефлексия.

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах у вас есть памятки.

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.

    Подведем итог нашей работы (слайд 6 Рефлексия)

    Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал... и т. д.

Оценивание проектов

-Дайте самооценку своей работы в группе.(в конце урока заполнить оценочный лист)

9. Домашнее задание. (слайд 7)

На выбор:

1. Придумать сюжет рассказа" «Фотография, на которой я есть».

2. Написать сочинение «Фотография рассказывает».

Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».

В коробке – старых фотографий стопка
без дат, имён. Событий рвётся нить.
Немало тайн таит в себе коробка.
Кто? Где? Когда? Но некого спросить.

Как нашим детям научиться помнить,
суметь свой бег на миг остановить,
задумавшись, где их исток и корни?
Ведь позже будет некого спросить.

Группа 1

Группа 4

Группа 2

Группа 3

Примеры синквейнов

Память.

Хорошая, надежная.

Сохраняет, воспроизводит, воссоздает.

Счастлив обладающий ею.

Здоровье.

Память.

Грустная, угнетающая.

Останавливает, беспокоит, угнетает.

Жить с ней нелегко.

Воспоминание.

Память.

Светлая, радостная.

Помогает, присутствует, живет.

Хорошего человека не забыть.

Радость.

.

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

Правила написания синквейна:

    Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

    Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

    Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

    Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

    Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

Кластер

Кластер