Презентация обществознание 8 человек природа общество. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Тест по обществознанию Человек, общество, природа для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Выберите неверное утверждение.

1) природа — это естественная среда обитания человека
2) природа — это всё, что возникло вместе с человеком
3) под природой понимают биосферу планеты Земля
4) природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность

2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и на­ходящаяся под их воздействием, называется

1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой

3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельно­стью человека, — это

1) биосфера
2) литосфера
3) гидросфера
4) ноосфера

4. Высший тип мыслительной деятельности

1) понимание
2) поведение
3) разум
4) гениальность

5. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы

1) сердца
2) эндокринной системы
3) мозга
4) нервной системы

6. Выберите неверное выражение.

1) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы
2) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами
3) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали
4) возникновение государства означало переход человече­ства от первобытного стада к общественной организа­ции людей

7. Выберите неверное выражение.

1) мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма
2) мораль выражает личные или общественные ценности
3) мораль является одним из социальных регуляторов по- ведения человека
4) мораль устанавливается государством и поддерживает­ся его принудительной силой

8. Антропологи называют современного человека

1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) человек работающий
4) человек разумный

9. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в

1) Африке
2) Европе
3) Азии
4) Австралии

10. Биологическую теорию происхождения человека разработал

1) В.И. Вернадский
2) Ч. Дарвин
3) Вольтер
4) Э. Фромм

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие социальные регуля­торы поведения человека в обществе .
Мораль, религия, способности, традиции, обычаи.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологиче­ского вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Латинские термины

А) Homo habllis
Б) Homo erectus
В) Homo neanderthalensis
Г) Homo sapiens

Термины на русском языке

1) человек прямоходящий
2) неандерталец
3) человек разумный
4) человек умелый

3. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами.

А) мораль
Б) экосистема
В) нижняя часть атмосферы
Г) разум

1) биосфера
2) ноосфера

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Первыми __________ (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и __________ (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление __________ (3). Люди научились выражать абстрактные __________ (4) вода вообще , зверь вообще . Это привело к возможности обучать потомство ___ (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) собирательство
Б) орудия труда
В) земледелие
Г) язык
Д) скотоводство
Е) понятия
Ж) слова

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» и выполните задания.

«Он услышал за своей спиной какое-то сопение — не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая край­нюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно по­нурилась. Волк, верно, был болен: он всё время чихал и кашлял.
Вот это по крайней мере не кажется, — подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море всё так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать -и в конце концов понял, в чём дело. Он шёл на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море — Ледовитый океан. Этот корабль —
китобойное судно, заплывшее далеко к вос­току от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова зали­ва, которую видел когда-то, и всё стало ясно и понятно.
Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Об­мотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсхо­довано. Ружьё и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, ос­тались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они всё еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.
Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведёрко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, пре­жде чем начать путь к кораблю — очень тяжёлый, как он предвидел».

1) Дайте определение понятия природа . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» повествует о выживании человека в условиях дикой природы. Брошен­ный товарищем, герой рассказа идёт по канадской тундре. По пути он преодолевает различные трудности, а в конце рассказа вынужден вступить в схватку со старым и боль­ным волком, из которой выходит победителем. На основа­нии приведённого отрывка, напишите не менее трёх ка­честв путника, которые помогли ему выжить в живой природе без помощи других людей.

3) Напишите три примера позитивного влияния общества на природу.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть от­вергнуто» (Б. Спиноза ).
2. «Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И.В. Гёте ).
3. «Природа создавала свои творения, преследуя свои це­ли, но её цели — узы и цепи для человека» (М. Горь­кий ).

Ответы на тест обществознанию Человек общество природа
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-2.
Часть 2
1-способность
2-4123
3-2112
4-БАГЕЖ

>> Человек, общество, природа

6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь человека, общества и природы

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?

Взаимодействие человеческого общества и природы

История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.

На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису.

Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.

Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.

Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.

Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».

В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

Дополнительное чтение

Красная книга природы

Красная книга - это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).

Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.

Подведем итоги

Природа - естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

Проверьте свои знания

1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».

Практикум

Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Человек, общество, природа

1. Докажите, что человек существо биосоциальное?

2. Назовите главные отличия человека от животного

3. Как человек реализует себя в обществе?

Практическое задание: запишите в два столбика из приведенного ниже списка признаки, характерные для человека

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Природа- естественная среда обитания человека

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Человек- венец природы?

1.Человек наделен разумом

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

3.Создание своих собственных законов, среди которых на первое место вышли требования морали

Или человек – звено цепи?

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Тема эссе: Человек венец природы или звено в цепи?

Домашнее задание: §2 , творческие задания на тему: « Глобальные экологические проблемы современности», «Организации, созданные для защиты природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе (учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст...

Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК

28.10.2013 9134 0

Эпиграф к уроку:

Каждое живое существо должно свык­нуться с тем, что оно - опытный экземп­ляр природы, а не окончательный вариант.

Вильгельм Швёбеяь - немецкий ученый, публицист, афорист

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человече­ского общества.

Учащиеся должны знать, что:

1)природа - это естественная среда обитания человека;

2)ноосфера - область планеты, охваченная активностью чело­века, его разумной деятельностью;

3)нормы морали стали регулировать отношения людей;

4)человечество постепенно поднимается на новую ступень раз­вития.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)природа;

2)биосфера;

3)ноосфера;

4)общество;

5)моральные нормы.

Учащиеся должны уметь:

1)раскрывать основные значения понятий;

2)определять роль природы в жизни человека и общества;

3)аргументировать свои ответы;

4)определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

Ход урока

I.Изучение нового материала.

1.Работа с таблицей.

Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме (в графу «Знаю»), вторую и третью колонки оставьте незаполнен­ными до тех пор, пока не будет изучен текст параграфа.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

2.Работа в группах.

Изучение данного учебного материала лучше всего провести с использовани­ем одного из приемов технологии критического мышления - модель Зиг­заг.

Условия. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.

Затем учитель обращает внимание на материал учебника и со­вместно с учениками ставится цель урока, кратко обсуждается те­ма. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по час­тям, а потом из частей создается общее знание.

Весь материал разбивается на 4 части.

Первые номера отвечают за раздел «Что такое природа?».

Вторые - «Связь человека с природой».

Третьи - «Человек - венец природы?».

Четвертые - «Вершина пирамиды или звено в цепи?».

Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят - только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.

Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, доско­нально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изу­чен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и на­чинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые - свою.

И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по пара­графу.

Заполняется вторая колонка таблицы «Узнал».

Закрепление можно организовать как групповую работу, где учащиеся чита­ют дополнительный материал, анализируют его, отвечают на вопросы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Теория «Гея»

В конце 60-х годов появилась теория, которую решили назвать по имени древнегреческой богини Земли. Согласно этой теории живые существа - не пассивные жертвы среды обитания, они спо­собны воздействовать на нее. Иначе говоря, наша планета ведет себя как гигантский живой организм, в котором все живые сущест­ва взаимодействуют между собой, обеспечивая его устойчивость.

С позиции этой теории можно объяснить некоторые факты, от­носящиеся к зарождению жизни. В то время в атмосфере Земли содержалось 90 процентов двуокиси углерода. Это создавало сверхпарниковый эффект, благодаря которому на Земле поддержи­валась теплая температура. Но Солнце постепенно разогревапось. Почему же не произошло перегрева Земли? По мнению английско­го ученого Лавлока, одного из создателей теории «Гея», это объяс­няется наличием на Земле живых существ. Например, первые бак­терии потребляли двуокись углерода, что приводило к отсасыва­нию его из атмосферы и тем самым ограничивало способность этого газа создавать парниковый эффект. Позже, около 3,7 млрд лет назад, появились первые формы сине-зеленых водорослей, ко­торые стали использовать солнечный свет для производства пита­ния. Но одновременно они вырабатывали кислород. Со временем в атмосфере накопилось заметное его количество, что привело к ох­лаждению планеты и заложило первоосновы той жизни, которая известна нам сегодня.

В соответствии с этой теорией прогнозируют и будущее. Если начнется глобальное потепление климата, то Землю спасет планк­тон. Он станет выбрасывать в атмосферу больше определенного газа, в результате появятся частицы серы, что, в свою очередь, уве­личит образование капель воды, значит, и облаков. Облака будут сильнее затенять поверхность Земли и отражать обратно в косми­ческое пространство больше солнечного света. Таким образом, по этой теории, на разогревание Солнца Земля ответит деятельностью, обеспечивающей охлаждение среды обитания.

За годы своего существования теория привлекла на свою сто­рону самых разных сторонников. Так, промышленники и произво­дители довольны тем, что из нее вытекает вывод о способности нашей матери-природы пережить даже обильные промышленные загрязнения. Лавлок готов согласиться с этим, но добавляет, что тогда, быть может, на смену человеку придет более устойчивый к загрязнениям биологический вид.

Жизнь - высшая ценность

Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого со­ловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть - привиле­гия живого - позволяет ощутить единство с миром природы. Вот почему пение живой птицы отгоняет смерть, начинавшую одоле­вать императора, как только тот добавил к механическому при­дворному церемониалу еще и искусственного соловья.

В мире созданных человеком материальных вещей многое цен­но. Но живое более ценно. Этому выводу даются разные обоснова­ния. Одни считают, что живое - это творение Божье, которое все­гда выше созданного руками человека. Другие утверждают, что органическое превосходит искусственное прежде всего потому, что первому присуща внутренняя целесообразность, тогда как послед­нему - лишь внешняя (служить удовлетворению определенных по­требностей человека).

Из этого положения следует вывод о необходимости очень бе­режного отношения ко всему живому. Прервать естественный ripo - цесс развития и эволюции живого, длящийся миллионы лет, допус­тимо лишь в том случае, если, к примеру, это способствует сохране­нию человеческой жизни (например, уничтожение болезнетворных микробов, мухи це-це и т. д.).

Вопросы и задания:

1.Из теории «Гея» различные ученые делают противополож­ные выводы. Одни считают, что земная жизнь сознательно (то есть в соответствии с определенной целью) управляет своей средой. Другие убеждены, что природа действует в полном соответствии с дарвиновской теорией эволюции: бессознательно, без какого-либо разумного плана. Просто все дело в том, что при наличии в мире более 30 млн биологических видов жизнь обладает огромной спо­собностью к самосохранению. А как вы считаете? Свое мнение ар­гументируйте.

2.Согласны ли вы с утверждением, что совершенно недопус­тимо, к примеру, во имя строительства автострады, увеличиваю­щей человеческую мобильность, заливать бетоном те участки, в которых только и могут выжить определенные виды живых су­ществ? Аргументируйте свою позицию.

3.Обсудите возможности и перспективы следующего прогноза. Некоторые ученые считают, что можно высвободить силы «Геи», для того чтобы зародить жизнь на Марсе. Согласно этому предло­жению, для того чтобы разогреть планету, сделать так, чтобы по ее поверхности снова потекли реки, нужно выпустить в атмосферу Марса достаточное количество хлорфторуглерода, который даст начало парниковому эффекту. Затем надо будет внедрить на Марс стойкие микроорганизмы из сухих долин Антарктиды. Эти кро­шечные создания путем фотосинтеза будут создавать кислород. А поскольку им не будут мешать ни хищники, ни соперники, они смогут очень быстро размножиться и покрыть всю поверхность планеты. После этого можно будет приступить к заселению ее людьми. И тогда посев, произведенный с помощью космических кораблей, приведет к появлению в космосе первого потомка Земли.

Ш Словарь

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая круп­ная экосистема Земли.

Ноосфера - «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Природная система - совокупность элементов живой и (или) неживой природы, находящихся в определенной связи и отноше­ниях между собой и образующих относительно устойчивое единст­во и целостность.

К разделам «Человек - венец природы?» и «Вершина пирамиды или звено в цепи?»

Понимание человеком своего места и роли в природе историче­ски изменчиво. Так, архаическим культурам было свойственно по­нимание человека как части великого природного организма, боже­ственного и живого. Единство человека и природы отражалось в мифах. В ритуалах человек также пытается символически выразить свою общность с природой.

С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, вы­делением социальных групп, возникновением городов и госу­дарств, появлением ремесленной техники, начатков наук отноше­ние человека к природе меняется. Хотя наука пока не теряет связи с мифом, но начинают применяться количественные методы при изучении природы, появляются астрономия и геодезия. В Древней Греции зарождается дедуктивная наука, выводящая теоремы из ак­сиом. Так, и греческой, и индийской наукам издавна был известен закон, получивший имя Пифагора, однако в индийских текстах он лишь приводится, тогда как Евклид его доказывает. Вместе с тем многие древнегреческие мыслители наделяли душой природные явления. Например, Платон и Аристотель даже звезды считали одушевленными.

В эпоху средневековья в европейских странах господствовало христианское вероучение. Природа здесь уже не есть нечто суще­ствующее само по себе, ее бытие порождено Богом.

При этом человеку в природе отводится центральное место.

Постепенно зарождалась идея о безграничных возможностях человека в познании и преобразовании природы. Так, еще в сред­ние века появилась идея о том, что человек творит математические сущности.

В новое время вместе с идеями французского философа Декар­та стало утверждаться отношение к человеку как высшей ценности и единственно разумному и одухотворенному началу в мире. По сути, растения и животные стали рассматриваться как машины, не имеющие внутреннего мира. Это в дальнейшем помогло преодо­леть все сомнения по поводу проводимых над животными опытов. Вместе с тем отдельные мыслители нового времени хотя и не оду­шевляли природу, но все-таки наделяли ее достоинством. В ее су­ществовании и развитии видели проявление истинного, доброго и прекрасного, что человек обязан почитать и любить.

Но не эти воззрения определяли общественное сознание людей индустриальной эпохи. Все более утверждалась идея главенства активного, творческого человека, стоящего над враждебной ему и косной природой, которую предстоит полностью преобразовать с учетом потребностей людей. Такие представления станут в даль­нейшем одним из источников экологической опасности.

Принадлежность к двум мирам

Сущность человека двойственна. С одной стороны, он порож­ден природой и поэтому, безусловно, является ее частью. Но с дру­гой - он - единственное существо, способное постигать принципы существования самого себя и природы. Таким образом, человек есть отличное от всего царства природы. Помимо природного, че­ловек включен также и в мир общества. Как социальное существо человек входит в определенные социальные группы и общности, живет и действует в системе определенных общественных отноше­ний, создает искусственную среду обитания - «вторую природу». Как живое существо человек подчиняется общим законам развития биосферы, имеет определенную совокупность видовых признаков; биологически обусловлены половые различия людей, продолжи­тельность детства, зрелого возраста и старости. Передается по на­следству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности, например, в музыке, мате­матике ит. п.

Ряд ученых считают, что от далеких предков люди восприняли и некоторые инстинктивные программы поведения, которые с ге­нами передаются из поколения в поколение. Так, по мнению зна­менитого австрийского врача и исследователя 3. Фрейда, в основе войн лежат древние инстинкты агрессии и разрушения.

Вопрос о том, какое из двух начал - биологическое (природное) или социальное (общественное) - является определяющим в фор­мировании способностей, чувств, поведения человека, остается и сегодня предметом острого спора. Одни исследователи и филосо­фы считают, что решающая роль принадлежит биологическим фак­торам. Именно благодаря им произошло становление и развитие биологического вида. Другие выдвигают на первый план влияние на человека общества и общественных отношений. Лишь с их по­мощью человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыка­ми общественного поведения, способностью трудиться.

Теория, о которой спорят

Есть виды живых существ, вооружения которых сокрушитель­ны, а приемы их применения молниеносны (ядовитые насекомые, змеи). Боевая стычка между соперниками в данном случае неми­нуемо закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. У по­добных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Эту систему инстинктивных запре­тов биологи назвали естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное.

Человек и его ближайшие предки были слабо вооруженными животными, даже укусить и то толком не могли. Поэтому у него изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мо­раль. Но впоследствии человек начал создавать и совершенствовать искусственное оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Иначе говоря, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной моральности.

Вопросы и задания:

1.Наука утверждает, что увеличение сложности системы ведет к ее неустойчивости. Например, при разрушении транспортной се­ти, газо-, водо- и электроснабжения город погибает. А хутор при таком же воздействии выживет (у каждого свой огород, колодец). Отсюда следует, что простейшие, способные питаться множеством веществ, не съедобных для высших существ, выживут при любых потрясениях. Человек же наиболее уязвим.

Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.

2.Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и особенностей его жизни можно отнести к биологически обуслов­ленным, а какие к социально заданным:

-способность овладеть речью;

Умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;

-перенесенные в жизни заболевания;

-членораздельная речь;

-способность мыслить.

3.Существует точка зрения, согласно которой многие живот­ные, чем они генетически ближе друг к другу, тем более друг другу противны, тем более, так сказать, карикатурны друг для друга. Тот же механизм срабатывает и в людях. Проиллюстрировать это мож­но отношением к языкам. Если чужой язык очень далек от родного (для русский - эстонский или китайский), то нам он просто непоня­тен. Более близкий язык (например, немецкий, литовский) уже вы­зывает неприятие в употреблении знакомых корней и слов, и, на­конец, близкие языки (болгарский, украинский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский (вспомним творчест­во Гоголя, Шолохова).

Разделяете ли вы данную точку зрения? Следует ли из приве­денного утверждения, что наиболее враждебно друг к другу могут относиться именно близкие по культуре и духу народы?

Ш Словарь

Естественная среда обитания человека - та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности. На первых этапах становления человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность Земли, но и ее недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей Солнечной системы.

Искусственная среда обитания человека - это та часть окру­жающей среды, которая создана человеком в процессе историче­ского развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа. В состав ис­кусственной среды входят созданные человеком жилища, города, села, дороги, транспортные средства, орудия труда и многое другое.

Домашнее задание: § 8.

8 класс

Тема: Природа, общество, человек.

Ход проведения урока

Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).

Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».

«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.

Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».

  • Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
  • О каких явлениях говорит автор произведения?
  • Каким общим словом можно назвать данные явления?
  • Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?

III. Изучение нового материала

  • 1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.

Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

  • Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.

В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.

В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.

2. Работа с новыми терминами и понятиями.

Природа

в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа

нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты

многообразии проявлений земная оболочка, охвач.жиз.

Что такое общество?

Общество тесно связано с природой.

Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населённая живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.

Ноосфера – это «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Природная система – совокупность элементов живой и (или) не живой природы, находящихся в определённой связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.

Естественная среда обитания человека – та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности (поверхность Земли, её недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть нашей Солнечной системы).

Искусственная среда обитания - это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа (города, дороги, жилище, транспортные средства и т.)

Домашнее задание:

  • ответить на вопрос письменно в тетради (см. приложение 1.)
  • повторить термины.