Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Но не путай никогда



Кошка, гладить, кровать.

Расти, красивый, написать.

Телевизор, кот, медведь.

Зеленый, бегать, прекрасный.

Весна, Челябинск, Настя.


Зима заканчивает…ся в л…су ст…ит полная т…шина.

Зима заканчивае тся, в л е су

ст о ит полная т и шина.



Весело – весел –

Услышали – л –

Полюбоваться – по –

Смотреть – е –

Прилетели – и –

Повеселели


Растаял в поле снег, леса повеселели,

Даль заливных лугов лазурна и ясна,

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и сильней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней.

И.Бунин



Буквы О и А в корне лаг - и - лож -


Посмотрим, что изменится. Попробуем сформулировать орфографическое правило.

Изл а г а ть

Изл … гать

Изл о жение

Изл … жение


Уважаемый ученик! Твое предл…жение интересно. Пол…гая, что правила грамматики усугубляют твое незавидное пол…жение в школе, ты предл…гаешь их отменить. Сл…гаемые твоей жизни - это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предпол…жения, но ты своей искренностью распол…гаешь нас к себе. Нужно прил…жить усилия, чтобы одолеть трудности языка.

Слайд 2

Проверка домашнего задания

1. «Кто больше?» Подберите слова с морфемами: воз- и воз- (1 вариант); низ- и низ- (2 вариант). Сделайте выводы о правописании согласной з на конце приставки и в корне.

Слайд 3

–ЛАГ-//-ЛОЖ- Пол гать А ГА Пол жить О Ж

Слайд 4

Прочитайте 4 глагола и 4 имени существительных с корнем – лаг- (-лож-), взятых из словаря. Объясните написание о или а в корне. Бывают ли слова с корнем – лаг- без приставок? А с корнем –лож-?

Слайд 5

Прочитайте составленные дома предложения (упр.436) Разберите письменно по составу слово расположиться.

Слайд 6

Знакомство с правописанием букв о-а в корне -раст- (-рос-)

Рассмотрите таблицу на с.169. Попробуем самостоятельно по таблице вывести правило. С каких слов начиналось предыдущее правило? 2. Назовите корень, данный в заголовке. 3. Какие буквы выделены в таблице крупно? Почему?

Слайд 7

4. Какая же буква пишется? Посмотрите в нижнюю графу таблицы. 5. Как вы думаете, почему не выделена буква, перед которой пишется о? 6. Продолжите правило. 7. Как вы думаете, почему в название корня не включен корень –ращ-?

Слайд 8

Тренировочные упражнения

Запишите предложение. О каком герое идёт речь? Отчуждённый несчастьем своим от общества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С.Тургенев) Слова с корнем –раст- - -рос- разберите по составу.

Слайд 9

Дорога добра

Слайд 10

Шагаем, подпрыгивая! Улыбаемся! Всем весело!

Слайд 11

Поворачивайся в разные стороны, пританцовывая!

Слайд 12

Прыжки 1-2 - на правой ноге, 3 – 4 - на левой ноге!

Слайд 13

Приседаем и встаем! Никогда не устаём!

Слайд 14

Танцуем парами

Слайд 15

Шагаем друг за другом. Вперед 4 шага, Назад 4 шага! Ребята, давайте Жить дружно!

Слайд 16

Синтаксическая минутка

Разберите предложения по членам предложения. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой… Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. (Л.Толстой)

Слайд 17

Выполните упражнение 437 (2 строчки)

Слайд 18

РАСТ-РАЩ-РОС

О пишем в корне рос-: вырос, перерос, подрос Раст-и ращ- всегда пишем с буквойа ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль, подросток.

Слайд 19

Словарная работа

Маршрут - Правильный

Слайд 20

Тренировочные упражнения

Запишите слова с корнем – раст- - -рос- в два столбика: с а с о Зар..сли, выр..щенные, р..стения, пор..сль, р..сточек, отр..сль.

Слайд 21

Слайд 22

Работа с текстом Зачем возрастаю? Снегурка спросила меня. Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня… Ф. Сологуб

Слайд 23

Умей отличать: возрастать растаять росинка Ч. а с о (росы)

1 слайд

2 слайд

Обучающие: Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар. Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями. Уметь конструировать предложения по аналогии. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление. Развивать исследовательские навыки. Учиться анализировать, высказывать свои предположения. Воспитывающие: Воспитывать интерес к богатству русского языка. Цели урока:

3 слайд

Организационный этап. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. Этапы урока:

4 слайд

Проблемный вопрос: « Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда-А?». Организационный этап.

5 слайд

Вставьте пропущенные буквы: О или А? Распол..житься на опушке, прил…гать усилия, к…саться мяча рукой, нежное прик…сновение, комнатное р…стение, молодой р…сток, выр…щивать рассаду. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

6 слайд

Составьте с корнями –лаг-лож-, -кос-кас-, -раст-(-ращ-),-рост- словосочетания. Запишите полеченные словосочетания, объясняя условия выбора гласной.

7 слайд

Лингвистическая сказка. -За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски». Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда. С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку. Этап изучения нового материала.

8 слайд

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Физкультминутка

9 слайд

Запись предложений и объяснение условий выбора орфограммы. 1. Лица лыжников были покрыты весенним загаром. 2. Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл (Ч.) 3. Сегодня все звезды так пышно огнем голубым разгорались. (А. Фет.) 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица) Этап первичной проверки знаний.

10 слайд

Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке». Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый. Придумайте с одним из слов словосочетание «прилагательное+существительное « и запишите в тетрадь. Например: загорелый мальчик. Этап закрепления знаний.

11 слайд

Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно. Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д. заг…рать на солнце г…релые спички к…снуться рукой к…сание мяча разг…релся спор ог…рок свечи разг…релся костер паровозная изг…рь к...сается дна сг…ревшая листва Этап самопроверки.

Буквы О – А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-

Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ» Локтионовой Н.А.


Цель

Знать:

  • В каких случаях происходит чередование гласных О – А в этих корнях
  • Слова-исключения правописания корней

-раст-, -ращ-, -рост-.

Уметь:

  • Распознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
  • Обосновывать выбор гласных в этих корнях

Синтаксическая пятиминутка

  • Разберите предложение по членам
  • Объясните правописание пропущенной буквы.
  • Разберите по составу слово распол…гался.

Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.


Пробное действие

Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан

Предпол..жить ответ выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос, научиться применять правило написания вариативного корня.

Тема урока: Буквы а – о в корнях

- раст- , -ращ- , -рос .


Понаблюдаем вместе!

произ ра ст ает вы ро с ла

вы ра щ ивать за ро с ли

ра ст ение водо ро с ли

  • Объясните условие выбора гласных О – А в корне.

Слова-исключения

Р о стов

Р о сток

Р о стислав

Р о стовщик

Отр а сль


Буквы о а в корнях рос- раст- ращ-

Р О С

О напишем в корне рос- :

Вырос, перерос, подрос .

Р А СТ -, Р А Щ -

Но не путай никогда:

В раст- и ращ- напишем а .

Выр о с , р а ст ение, р а щ у.

Исключения:

Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль.


Алгоритм действий

  • Выделить корень
  • Определить конечную согласную в корне
  • Помнить исключения
  • Сделать вывод

Вставьте пропущенные буквы

выр..стет тюльпан

выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

А.Шопенгауэр


Первичное закрепление во внешней речи

  • Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.


Выр..стили

Подр..сли

Отр..сль

Взр..щённый

Р..стки

Разр..статься

Пор..сль

Вр..сли


Выр..стили

Подр..сли

Взр..щённый

Разр..статься


Скороговорка

Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.




Тестовое задание

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  • Зар…сли, прил…гать
  • Предпол…жение, водор…сли
  • Подр…стать, изл…жение
  • Отр…щивать, ул…жить

Дополнительное задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.


Рефлексия

  • Какую цель мы поставили на уроке?
  • Достигли ее? Докажите
  • В чем вы испытали затруднения?
  • Что вам помогло их преодолеть?

Домашнее задание

1)параграф 85, (выучить правило),

  • упр. 454, 455(по выбору)
  • упр. 456 (устно)
  • А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-