Презентация: "Андрей Рублев" презентация к уроку по истории (6 класс) на тему. Андрей рублев Презентация на тему андрей рублев по мхк

Презентация по слайдам

Текст слайда: Андрей Рублев


Текст слайда: Условным годом рождения Рублева принято считать 1360-й (в 1960 г. ЮНЕСКО отметило его 600-летний юбилей). Первое упоминание о нем - в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.


Текст слайда: На мировоззрение художника повлияло: Победа на Куликовом поле; Экономический подъем Московской Руси; Рост самосознания русского народа, атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV-XV веков


Текст слайда: Образы и стиль Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII - нач. XIII вв.


Текст слайда: Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. XIV и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.


Текст слайда: Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Панов И.Г. Андрей Рублев 1996


Текст слайда: Даниил Черный был ближайшим другом Андрея Рублева; вместе с ним он расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1425-1427). Брусилов Станислав. Андрей Рублев и Даниил Черный


Текст слайда: Когда речь идет о многофигурных и многочастных ансамблях, подобных владимирским фрескам, не легко разобраться, где писал Рублев, а где близкие ему художники, такие, как его товарищ и «спостник» Даниил Черный. Черный В. Андрей Рублёв


Текст слайда: В науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой Круг достоверных произведений (наличие исторических свидетельств) : стенные росписи Успенского собора во Владимире; икона «Троица»; фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря.

Слайд №10


Текст слайда: Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага. Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд №11


Текст слайда: г.Москва. Памятник иконописцу Андрею Рублёву у входа в Спасо-Андроников монастырь. Памятник установлен в 1985 году, скульптор О. Комов В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Слайд №12


Текст слайда: Образы этого величайшего иконописца московской школы, овеянные неземными миром и гармонией, оказали огромное влияние на все русское иконописание. Удальцова Ю.А. Андрей Рублев

Слайд №13


Текст слайда: В 1988 году, в тысячелетний юбилей Крещения Руси, Собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых.

Слайд №14


Текст слайда: Андрей Рублев скончался в ночь на 28 января 1430 года, «на память Игнатия Богоносца» и похоронен под соборной колокольней Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, где уже долгие годы монашествовал и входил в число соборных старцев. С именем Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но впитавший и многие достижения мировой, в первую очередь византийской, христианской культуры.

Слайд №15


Текст слайда: Список литературы: А.С. Орлов " История России ", Москва 2002 В.А. Плугин "Мировоззрение Андрея Рублева", изд. "Московский Университет", Москва 1974 В.О. Ключевский "Курс русской истории", II том, Москва 1916

Жизнь и творчество

Русского иконописца

Андрея Рублёва

учитель Мировой Художественной Культуры ГБОУ СОШ №84 Петроградского района

Санкт-Петербург


Андрей Рублёв - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

Андрей Рублёв - русский иконописец, канонизированный православной церковью в лике преподобных святых, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.



«Искусство Андрея Рублёва - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»

По мнению искусствоведов, тщательно изучающих жизнь и творчество русского иконописца «Андрей Рублёв возрождает античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».



Родился, по всей вероятности, иконописец в Московском княжестве (по другим источникам в Новгородском) около 1360 г. Источники смолчат и о настоящем имени иконописца, ведь АНДРЕЙ РУБЛЁВ – имя, принятое в монашестве, вымышленный псевдоним.

Происходил Андрей Рублёв из образованных кругов, отличался необыкновенной глубиной и тонкостью восприятия, о чём свидетельствует всё его творчество.



Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв».

Упоминание имени Андрея Рублёва последним, согласно

тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем уже достаточно признанным и уважаемым мастером, чтобы принимать участие в почётном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского.


Второй раз в летописи

Андрей Рублёв упоминается

в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным

в Успенском соборе во

Владимире. Прошло всего

3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у иконописца уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.


Творчество Андрея Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой православной традиции в иконописи.

В 1420-х годах, как свидетельствуют летописи, Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Чёрным руководит работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи, как и многое другое, к величайшему сожалению, не сохранились.


В 1411 или 1425-27 годах Рублёв создаёт свой шедевр - «Троицу». Традиционный

библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии,

он поместил в центре композиции единственную чашу,


а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.

Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к

другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.


На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.

Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы.

Дом воплощает Божие Домостроительство.


На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.



В 1478 году игумен Троицкого Сергиева монастыря старец Спиридон скажет об Андрее «удивительный и прославленный иконописец, инок Андроникова монастыря, отличался такими добродетелями, что удостоился необычных дарований и настолько преуспел в совершенствовании, что не находил времени для мирских дел».

Андрей Рублёв скончался 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.

Похоронен иконописец возле колокольни в Андрониковом монастыре Спасского собора.


Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря Ок. 1592 г .

Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Лицевое Житие

преподобного

[ф. 304, III, № 21 / М.8663

(Троицк. III-21)], л. 230

(л. 227 по изд. 1853 г.)


В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.

Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.


1 слайд

Московский Государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ) Презентацию выполнил студент группы КМ-1-05 Карсанов Э.М. Научный руководитель: Жилина Н.В. Москва, 2007

2 слайд

3 слайд

Введение В этой презентации рассмотрены личность и иконы Андрея Рублёва. Иконописание - одна из ярких глав в истории Руси. Иконописание является неотъемлемой частью современной культуры Росси. В культуре каждого народа всегда присутствовал характерный образ живописи. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу, но тем не менее время жизни Андрея Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.

4 слайд

Андрей Рублев Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают, что родился он в средней полосе России, приблизительно в 1360 году, и до 1405 года принял монашество с именем Андрей. Самые ранние сведения о художнике восходят к московской Троицкой летописи. Мы знаем очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть основания предполагать, что именно он в свои ранние годы украшал евангелие Христово Благовещенского собора и, в частности, выполнил миниа тюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела.

5 слайд

В 1408 году по почину московского великого князя было решено укра сить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчи ков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора.

6 слайд

Троица Умение объединить единым, эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева. Но безусловно вершиной в искусстве художника является Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

7 слайд

В двадцатых годах 15 века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенного над его гробом. В состав иконостаса и вошла икона "Троица", как высокочтимый храмовый образ Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что "взиранием на святую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего".

8 слайд

В иконе Рублёва отброшены все бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. В Рублевском толковании известного библейского сюжета внимание сосредоточено на трех ангелах, на их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующая новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благославляет чашу. Средний ангел - Сын - изображенный в евангельских одеждах Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.

9 слайд

Жест правого ангела - Святого Духа - завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Символика и многозначность образов "Троицы" восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия (и изображения), как дерево, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность. характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для окружения художника.

10 слайд

Спас в Силах Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия Икона входит в состав деисусного чина, происходящего из Спасо-Преображенского собора Твери. Христос представлен восседающим на престоле на фоне трех, вписанных одна в другую сфер. Его правая рука приподнята в благословении, в левой - Евангелие. В сферах изображены написанные «гризайлью» престол и подножие Христа, серафимы, «колеса» и символы евангелистов - ангел, орел, лев и бык (подписи к ним не сохранились). По белым листам Евангелия надпись черной темперой. Буквы крупные, вытянутых пропорций; их палеографические признаки соответствуют XV в., скорее его первой половине.

11 слайд

Богоматерь Владимирская Изображение Богоматери поясное, голова склонена вправо. Кисти рук на одном уровне: правой она поддерживает младенца, левая приподнята к груди. Младенец обнимает Богоматерь за шею левой рукой, прижимаясь щекой к ее лицу, правая рука лежит на груди Богоматери. Ножки младенца до ступней закрыты хитоном, левая повернута так, что видна ступня. Вохрение плавное светлой охрой по оливковому санкирю с легкой подрумянкой. Мафорий Богоматери темно-вишневый с золотыми каймами и кружевом, на челе и левом плече золотые звезды. Чепец и хитон синие. Хитон младенца охристый, пояс и клав синие, разделка одежд золотая. Нимбы намечены белильной обводкой. Фон и широкие поля светло-охристые, почти желтые.

12 слайд

Иконографической особенностью иконы является расположение рук Богоматери на одной линии, т.е. левая рука написана несколько ниже, чем на древней иконе. Икона входит в круг раннемосковских памятников рубежа XIV - XV вв., созвучных искусству Рублева. В XIX в. создание иконы приписывалось московскому митрополиту Петру. Впервые соотнес икону с рублевским стилем И.Э. Грабарь. Живопись на обороте датируется XIX в. Икона является, возможно, самым первым московским списком древней иконы Богоматери Владимирской XII в. Она была написана для Успенского собора во Владимире взамен унесенного в Москву первообраза в 1395 г. или позже, в 1408 г., когда Даниил Черный и Андрей Рублев расписывали владимирский Успенский собор.

13 слайд

Архангел Михаил Икона «Архангел Михаила с деяниями» в ходе мемориальных работ 1392 г.

14 слайд

Апостол Павел 1408 год В руках у него Евангелие, символизирующее приверженность учению Христа и показывающее, что апостол является одним из авторов Библии.

15 слайд

Евхаристия 1422-1427 годы Сень надвратная из иконостаса Благовещенской церкви села Благовещения близ Сергиева Посада. По состоянию на конец 1990 года икона находилась в Государственной Третьяковской Галерее

Вводное слово.

Русские мастера создали в 14-15 вв. многие знаменитые памятники архитектуры. Было построено много храмов, которые украшались фресками, иконами. Образцом в иконописи стали творения Андрея Рублева.

Андрей Рублев причислен к Лику Святых.

Биография.

О жизни гениального Рублева известно очень мало. Предполагается, что он родился в Московском княжестве в 1460(70) гг.

Происходил из семьи ремесленника (рубель – инструмент для накатки кожи). Ещё мальчиком прошел постриг, т.е. стал монахом, в Троице-Сергиевым монастыре.

Что вы помните об этом монастыре?

Современный вид Троице-Сергиевой Лавры.

Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи относится к 1405году. Где говориться, что он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Феофаном Греком.

К сожалению, тот собор, который расписывали они, сгорел, но на его месте построили новый каменный собор, где есть иконы Рублева и Феофана Грека.

Феофан Грек, византийский художник, руководил иконописной мастерской в Москве. Однажды он приметил работы Рублева и понял, каким талантом обладает молодой иконописец и взял его к себе в ученики.

Несколько лет они работали вместе, сначала расписывали стены, а затем принялись за иконы. На каждой иконе изображали какого-нибудь святого и ставили иконы в ряд. Сначала 1 ряд, но места не хватило, затем 2-ой и так до 5-ти рядов. Образовалась целая стена, её называли иконостасом.

Когда Рублев закончил работу в Благовещенском соборе он вернулся к себе в монастырь, и в память о монахе Сергее Радонежском начал расписывать стены Троицкого собора. В это же время написал он свою знаменитую икону “Троица”. Фрески монастыря не сохранились, а икона дошла до наших дней.

Посмотрите на икону, что изображено на ней?

О чем повествует эта икона, вы сейчас прочитаете в учебнике? (С.64)

О ком говориться в христианской легенде?

Как помогли ангелы семье?

Как можно определить, что на иконе ангелы?

Какие цвета использует художник?

В своей работе Андрей Рублёв использовал нежные, светлые и золотистые краски, поэтому его иконы легко отличить от работ других мастеров.

Сравните иконы А.Рублёва и Ф.Грека. (Цвета, четы лица)

Иконы Рублева служили образцом для всех последующих поколений.

Самое интересное, что икона не всегда оставалась такой как сейчас. Её несколько раз подрисовывали, закрашивали другие художники. Так как олифа, самый верхний слой, со временем чернеет, срок её службы от 30 до 90 лет.

Посмотрите на икону, как она сильно изменилась. Она не только была закрашена на несколько слоев, но и прикрыта окладом. В 1904 году с нее постепенно начали снимать слои нанесенных красок, и только 1919 году она стала выглядеть такой, как мы ее видим.

Как писали иконы, вы прочитаете самостоятельно и постарайтесь запомнить этапы изготовления икон (с. 65-66)

1 слайд

2 слайд

Условным годом рождения Рублева принято считать 1360-й (в 1960 г. ЮНЕСКО отметило его 600-летний юбилей). Первое упоминание о нем - в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

3 слайд

На мировоззрение художника повлияло: Победа на Куликовом поле; Экономический подъем Московской Руси; Рост самосознания русского народа, атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV-XV веков

4 слайд

Образы и стиль Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV в., которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII - нач. XIII вв.

5 слайд

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. XIV и первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.

6 слайд

Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Панов И.Г. Андрей Рублев 1996

7 слайд

Даниил Черный был ближайшим другом Андрея Рублева; вместе с ним он расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1425-1427). Брусилов Станислав. Андрей Рублев и Даниил Черный

8 слайд

Когда речь идет о многофигурных и многочастных ансамблях, подобных владимирским фрескам, не легко разобраться, где писал Рублев, а где близкие ему художники, такие, как его товарищ и «спостник» Даниил Черный. Черный В. Андрей Рублёв

9 слайд

В науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой Круг достоверных произведений (наличие исторических свидетельств) : стенные росписи Успенского собора во Владимире; икона «Троица»; фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря.

10 слайд

Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага. Троица, икона из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря, ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

11 слайд

г.Москва. Памятник иконописцу Андрею Рублёву у входа в Спасо-Андроников монастырь. Памятник установлен в 1985 году, скульптор О. Комов В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.