Николай Заболоцкий — Я воспитан природой суровой: Стих. Николай Алексеевич Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

В последние годы жизни Николай Алексеевич Заболоцкий создал целый ряд стихотворений, ставших впоследствии хрестоматийными. Произведение «Я воспитан природой суровой» — гимн природе и взгляд на место человека в мире.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору — 50 лет. Жить ему оставалось только 5 лет. Поэт много пишет после периода молчания, когда, из опасений за свою свободу, он больше занимался переводом. Все созданное в это время войдет в его очередной прижизненный сборник, четвертый по счету. Стихотворение по духу и форме напоминает .

По жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф, композиция одночастная, единая. Лирический герой — сам автор.

Первая строка не отсылает читателя к детству поэта под Казанью, где он рос. Школу воспитания «природой суровой» он прошел в Хабаровском крае, куда был сослан по обвинению в антисоветской агитации. Именно там поэт научился ценить каждую былинку, видеть красоту в простоте, среди природы чувствовать себя свободным, не бояться за свою жизнь так, как приходилось бояться среди людей. Его манит спокойствие и цикличность природы. Даже в ее кратковременных явлениях он видит отблеск вечности.

Эпитеты: очарованных трав, беспредельных полей, светящейся пыли. Метафоры: запрокинув лицо в небосвод, подорожника твердый клинок, заливая лучами. Олицетворение: ручей, задыхаясь, поет. Сравнение: жизнь как пыль. Кульминационная метафора: жизнь текла сквозь листы. Повтор слов усиливает зримость этого образа.

Аллегория: государстве ромашек. Поэт ощущает таинственную жизнь цветов, в которой есть место и порядку, и законам, и общим для всех целям. В описанном пейзаже можно узнать не только север, но и приметы средней полосы России. Одуванчик в чужих краях — тот же, что и растет у дома близких сердцу людей. Дума поэта глубока, много в ней горечи и потерянности. Он надеется излечиться от боли и горя среди трав и звезд. Лирический герой хотел бы проникнуть в думы вековых деревьев, научиться у них принимать жизнь. Возможно, эта «ночь до утра» нужна ему и для того, чтобы выплакаться.

Поэт и переводчик Н. Заболоцкий после многих лет ссылки и почти полного запрета на творчество, сумел вновь возвысить свой поэтический голос. За несколько лет до смерти он пишет стихотворение «Я воспитан природой суровой», навеянное размышлениями о прошедшей жизни.

Несколько лет в лагерях не сломили Заболоцкого – напротив, настроили его на философский лад. Свои идеи он облек в поэтическую форму. Краткий анализ “Я воспитан природой суровой” по плану поможет понять, что именно хотел сказать поэт своим современникам и потомкам. Использовать его можно на уроке литературы в 8 классе. Благодаря разбору ученикам будет проще понять материал.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.

Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .

Метафоры “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты” .

Олицетворение “ручей, задыхаясь, поет” .

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Тема

Свое произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, ее неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это – родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики: с одной стороны автор описывает красоту природы, с другой же – говорит о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.

Оно написано анапестом с перекрестной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты” .
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет” .

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

Стихотворение «Я воспитан природой суровой» было написано в 1953 г. зрелым поэтом. Вся жизнь Заболоцкого прошла в больших городах, Москве и Ленинграде, и только детство – на природе, в помещичьем имении близ Казани, где отец работал агрономом и управляющим. Зрелый поэт возвращается к ценностям детства и переосмысливает их.

В этот период своего творчества поэт почти не обращался к выражению в стихах своей гражданской позиции, опасаясь новых запретов и гонений. Поэт вынужден был прибегать к намёкам и иносказаниям, как «государство ромашек» в данном стихотворении.

Стихотворение напечатано впервые в журнале «Дружба народов» № 4 за 1956 г.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к пейзажной лирике, которая, в лучших традициях поэзии 19 в., неотделима от лирики философской.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь к родной природе.

Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.

Композиционно стихотворение распадается на 2 части. В первых двух строфах лирический герой делится своей особенностью – видеть тихую и незаметную жизнь растений. Ему «довольно заметить» простое растение и наблюдать его жизнь. Довольно для счастья и удовольствия.

В первой же строке герой указывает на причину такого отношения к природе: «Я воспитан природой суровой». Инверсия подчёркивает последнее слово-эпитет. Сурова природа родины поэта – средней полосы России. Понятия о прекрасном у человека закладываются сызмальства. Природа действительно стала воспитательницей, привив лирическому герою эстетические предпочтения.

Последние 3 строфы написаны в условном наклонении. Лирический герой описывает, как провёл бы чудесную весеннюю ночь до рассвета. Герой мечтает остаться неподвижным, лежать, внимать, думать. Но это не означает бездействия. Герой занимает активную жизненную позицию, перемещается из реальности в «государство ромашек», край, где поёт ручей.

Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав . Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

Метафоры создают зрительные образы «обычных простых растений», делая их яркими индивидуальностями: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника острый клинок».

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Сравнение, выраженное творительным падежом («жизнь потоком светящейся пыли всё текла бы»), создаёт образ звёздной ночи, где между небом и землёй установлена непрерывная связь.

Для лирического героя важно место, где он наслаждается жизнью, совершенно конкретное и, вместе с тем, такое, где герой будет в безопасности, где его невозможно найти: государство ромашек, край, где поёт ручей (метафоры). Там лирический герой вбирает в себя думы «беспредельных полей и дубрав» (эпитет).

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты). Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Некоторые рифмы необычны, свежи: у края – с утра я . Эта составная рифма отличается одни согласным звуком.

неожиданные эпитеты и метафоры. (" Одуванчика шарик пуховый, / Подорожника твердый клинок"). Найдите ещё подобные примеры и покажите их особую выразительность, позволяющую читателю по-новому взглянуть на мир.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.


Где ручей, задыхаясь, поет,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ И ИДЕЮ СТИХОТВОРЕНИЯ Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.