Конюхов на веслах. Весельная лодка, на которой Фёдор Конюхов пересек Тихий океан

Около двух третей маршрута длиной в 5500 морских миль (или 9000 километров) в океане уже преодолел отважный российский путешественник на одиночной весельной лодке. К мысу Горн он рассчитывает приплыть к концу февраля.

ПЛОХИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ЭКОЛОГОВ

Испытания штормами, погодой, физическую усталость - это только одна сторона тягот кругосветки. Не менее (а то и более) трудно пройти испытание одиночеством. За первые полтора месяца пути к лодке лишь единожды подплывали дельфины:

«Большая стая. Очень меня порадовали и повеселили. Долго крутились под лодкой, изучали. Наверное, недоумевали, что здесь делает человек» , - описывает Конюхов. - Вообще океан пустой, нет ни китов, ни дельфинов, даже альбатросов очень редко вижу. Если убрать из моего распорядка ежедневный звонок в Москву по спутниковому телефону, можно подумать, что есть только Океан и я. Больше никого. Где семь миллиардов человек?»

У Конюхова для экологов плохие новости: это шестой его поход в южных широтах с 1990 года, и с каждым разом путешественник видит все меньше и меньше представителей фауны. Переживает: «Мы за эти 30 лет опустошили океан, съели и истребили все живое. Мне кажется, я имею право так говорить. У меня точные наблюдения. Когда ты идешь на яхте или на весельной лодке, ты видишь все детали, замечаешь все мелочи. С борта научно-исследовательского судна такое наблюдение не проведешь».

Впереди огромный океан, самый большой океан на планете – Тихий. Пусть он окажет Федору теплый прием.
Следить за маршрутом путешественника в реальном времени можно .

Справка «СВ»

1990-91 – кругосветное плавание на яхте «Караана» (Сидней – Сидней, Австралия)
1998-99 – кругосветная гонка «Around Alone» на яхте «СГУ» (США – ЮАР – Новая Зеландия – мыс Горн – Уругвай – США)
2005 – кругосветное плавание на яхте «Алые Паруса» Англия – Тасмания – мыс Горн – Англия.
2008 – плавание вокруг Антарктиды (Олбани – Олбани, Австралия)
2009 – перегон яхты «Алые Паруса» из Новой Зеландии (Окленд) на Фолклендские острова.

22 декабря 2013 года из чилийского порта Конкон в открытый океан вышла весельная одноместная лодка. Конечной точкой маршрута значился австралийский город Мулулаба. На борту лодки был всего один член экипажа - Федор Конюхов.

12 декабря 2012 года, в свой день рождения - ему сейчас 62 - путешественник объявил о намерении пересечь Тихий океан на гребной лодке без заходов в порты и без сопровождения. Произошло это в Англии, куда Конюхов прилетел на утверждение окончательной версии лодки под рабочим названием "К9". По решению Конюхова эта лодка сохранила классический дизайн и формы его предыдущей лодки "УРАЛАЗ", на которой он в 2002 году за 46 суток пересек Атлантику.

Лодку изготовили из карбона. Корпус - 9 метров длины и 1,6 метра ширины, разделен на 5 водонепроницаемых переборок. Показательно, что все строители "К9" и сами профессиональные мореплаватели, имеют опыт одиночных морских переходов на веслах. В частности, главный менеджер по строительству англичанин Чарли Питчер дважды пересекал Атлантический океан в одиночку на весельной лодке. Среди создателей есть и гребцы, пересекавшие на веслах Индийский океан.

Впрочем, Тихий океан некорректно сравнивать с другими. "Атлантика - это маршрут в 3 тыс. миль, который возможно преодолеть за один сезон, - поясняет Конюхов. - Тихий океан на участке Чили - восточное побережье Австралии имеет протяженность маршрута 9 тыс. морских миль. Понятно, что в один сезон я не уложусь. Стартовать планирую летом (декабрь в Южном полушарии), а финишировать поздней осенью, штормов на подходе к Австралии мне не избежать. Лодка должна выдержать колоссальные нагрузки, и мне потребуются самые современные технологии, последние разработки в области океанских весельных проектов. Потому я пригласил в проект действующих океанских гребцов".

Позже лодка вместо безликого "К9" получила название "Тургояк".

Тургояк - крупное пресное озеро в Челябинской области около города Миасса. Очень живописное. Кроме своих красот, знаменито тем, что летом на нем проходят всероссийские регаты на Кубок Конюхова. Здесь же - дом-музей путешественника. Как напоминают устроители регаты, именно на этом озере он восстанавливается после сложных экспедиций и черпает вдохновение для своих новых проектов.

А вот самым дотошным почитателям подвигов путешественника, которые попытаются выяснить этимологию названия лодки, боюсь, придется отказаться от затеи. Миссия невыполнима. Дело в том, что происхождение термина Тургояк не совсем очевидно даже для краеведов. Предположительно, слово из башкирского языка, но убедительного толкования топонима нет. Вариантов перевода множество, один нелепее другого: от "Стоп нога" до "Большая курица". Есть и романтическая версия: озеро получило свое название от старинной легенды о любви юноши Тура и девушки Гояк.

Как бы там не было, но "Тургояк" уже вошел в историю самых невероятных путешествий. "Первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно, - констатировал в поздравительной телеграмме Конюхову президент Путин. - Вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана".

Покорение стихии, как всегда, далось тяжело. Маршрут через Тихий океан пролегал в коридоре 30-35 градусов Южной широты, и в этих широтах Федору пришлось огибать острова Робинзона Крузо, Пасхи, Питкерн и другие. Пройдя первую половину пути (4000 миль) лодка вошла в зону атоллов, многие из которых до сих пор не обозначены на карте. В этой части океана слабое судоходство и в случае аварийной ситуации помощи можно ждать неделю и более, в отличие от Атлантического океана, где по статистике помощь яхтсменам приходит в течение суток. "Главная трудность такого рода испытания состоит в его монотонности, - признался Конюхов. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более 2,5 часов в сутки. Меня не выбросило на острова или рифы, я избежал столкновений с судами, не получил никаких травм, и, конечно, мой подход к берегам Австралии в идеальную погоду и безопасная высадка - все это благодаря молитвам".

Мотив рекордного плавания - не столько наука и спортивный интерес. Во всяком случае, так утверждает сам Конюхов. Рекорд - ради молодого поколения, которому он хочет привить дух романтики.

"Я путешествую, чтобы люди больше мечтали", - говорит путешественник. Добавляя, что его следующая цель - перелет вокруг Земли на воздушном шаре.

Тихий океан Конюхов пересек на весельной лодке-одиночке за 160 дней при плане в 200 дней. Прежнее лучшее достижение составляло 273 дня. Такой результат показал 52-летний англичанин Джим Шекдар.

Досье "РГ"

Федор Конюхов родился в 1951 году на Украине, на берегу Азовского моря, в селе Чкалово. По профессии судоводитель (Одесское мореходное училище и Ленинградское арктическое училище), художник и скульптор (Бобруйское художественное училище), почетный академик Российской академии художеств, автор 3 тыс. картин. Член Союза писателей РФ, автор 12 книг.

Совершил 4 кругосветных плавания. Первый в мире человек, который достиг 5 полюсов: Северного географического (трижды), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты) и полюса яхтсменов Мыс Горн. Первый гражданин России, поднявшийся на "7 Вершин мира".

В 2010 рукоположен в дьяконы и принял сан священника в Свято-Никольском храме Запорожья.

У него большая семья: жена, два сына и дочь, четыре внука и две внучки.

Эта 9-метровая лодка построена по особому спецпроекту и по последнему слову техники. На первый взгляд, болид Формулы-1 просто отдыхает по сравнению с тем, что мы увидели здесь!

В нее можно подняться, сесть на сидение самого Федора Конюхова и почувствовать себя настоящим путешественником.

Лодка состоит из нескольких герметичных отсеков.

Через этот отсек попадаешь сначала в рубку.

Здесь можно увидеть многочисленные приборы для связи и навигации.

Есть и автопилот, который позволяет выдерживать заданное направление в автоматическом режиме, поэтому во время гребли не собьешься с курса ни при каких обстоятельствах даже в сильный шторм.

Это своеобразная келья великого путешественника, спроектированная специально под рост Федора Филипповича. Правда, я с трудом себе предсталяю, как здесь можно спать во время шторма. Находясь в этой спальне воочию понимаешь, что Федор Конюхов — совершенно уникальный человек.

Точно также невероятным кажется, что он мог проплывать в среднем по 100 км в день в течение почти полугода!

Солнечные батареи — в таких условиях без них никуда.

Иллюминатор (окно спальни) — на корме лодки.

И еще здесь есть весла — единственный «двигатель» на судне, кроме самого Федора, конечно. Ни парусов, ни мотора на лодке не обнаружено.

Так что перспектива идти 17 тысяч км на веслах кажется абслолютно нереальной. Но Федор первый, кто сделал это!

Вот так эта фантастическая лодка выглядит вживую:

(фото с блога Федора Конюхова).

Чем наполнена наша жизнь? Семья, работа, встречи с друзьями, неожиданные проблемы, приятные новости... Пока каждый занят рядовыми делами, где-то посреди Тихого океана бросает по волнам небольшую лодку - человек в ней сутки напролет гребет, изредка прерываясь на часовой сон. Это обычная жизнь путешественника Федора Конюхова

22 декабря 2013 года от причала города Конкон (Чили) отошла одноместная лодка, на ней Федор Конюхов на веслах собирается пройти 8000 морских миль (15 000 км) через Тихий океан. Каждый вечер Федор связывается по спутниковому телефону с сыном Оскаром, который от имени отца ведет дневник плавания. «Вокруг света» публикует самые яркие отрывки из дневника .

Крайний день 2013 года, на берегу идут приготовления к Новому году, а здесь все так же. Хотел выпить вина, но за десять минут до полуночи приборы зафиксировали танкер, идущий на меня. Пришлось отложить празднование и начать маневры по «уворачиванию» от судна, которое в итоге прошло в трех милях (5,5 км) по корме. Но я рад, что встречаю Новый год в пути и могу наблюдать величие Тихого океана.

Все как в кругосветном одиночном походе. Физически сложнее, но психологически легче. Навигация на весельной лодке простая: смотрю карту маршрута, курс и скорость... Больше всего меня волнуют коммерческие и рыболовные суда. Они идут очень быстро (по отношению к скорости весельной лодки). Не успеет силуэт судна появиться на горизонте, как через полчаса он уже с лодкой на траверзе (направление, перпендикулярное курсу судна. - Прим. «Вокруг света » ).

Веду тяжелейшую борьбу со стихией. Признаюсь, не думал, что будет так тяжело. Непрерывная борьба со шквальными ветрами и перехлестывающими через борт волнами. Весла выбивает из рук. Я постоянно мокрый насквозь. Одежду не менял более недели. Течение Гумбольдта и юго-западные ветра сносят меня на север. Ежечасно молю Господа о смягчении стихии.

Ночью волнами занесло на борт трех маленьких кальмаров, я их почистил и обдал кипятком. Получилось хорошее добавление к обычному сублимированному меню (замороженные, затем высушенные продукты питания, сохранившие полезные свойства. Весят меньше, перед приемом пищи разбавляются кипятком. - Прим. «Вокруг света » ).

Сегодня поймал тунца. Выпустил за кормой блесну и на скорости 2,5–3 узла (4,6–5,5 км/ч. - Прим. «Вокруг света » ) приступил к ловле. Через пару часов катушка затрещала. После некоторых усилий вытащил небольшого тунца, сантиметров 40 в длину. Как раз то, что мне нужно, большего размера не стоит, на борту нет холодильника. Пока разделал, почистил и приготовил рыбу, ушло больше часа. В итоге - уха из тунца и некое подобие сашими (тонко нарезанное сырое мясо). Так что сегодня у меня обед гурмана с отличным видом на океан, но скоростью пришлось пожертвовать.

С начала плавания желудок ощущает всю «прелесть» сублимированных продуктов. Каждый день мне нужно разводить в кипятке и съедать по несколько порций этой «специальной еды». Энергии от таких обедов я получаю страшное количество. И такую же страшную изжогу в придачу.

Провел техинспекцию лодки. Промазал герметиком все палубные люки (они начали протекать), сменил колесики на гребном сиденье. Надел маску и окунул голову в воду - днище покрыл слой противной зеленой слизи. Это предвестник того, что скоро появятся нарастающие моллюски - придется нырять и счищать их специальным инструментом.

Днем устроил себе небольшой отдых, смог почитать. У меня на борту всего пара книг. Сегодня читал «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Увлекся, полезная книга. Так что суточный переход будет меньше обычного.

Сложно рассчитать, сколько еще времени пробуду в океане, поэтому установил режим экономии всего: продуктов и газа. Когда перейду за половину пути, можно будет строить более точные прогнозы и корректировать рацион. Я все надеюсь на рыбу. В первые дни в плохую погоду ничего не ел, держался на внутренних запасах, а сейчас не могу, есть хочется 24 часа в сутки. Все время голодный. Сильно похудел.

Эту пустоту вокруг нельзя передать словами. В последние дни, когда боролся с непогодой, я не слишком задумывался об этом. Но когда на радаре появился японский корабль Onahama Maru, все изменилось. Я впервые глубоко осознал одиночество. Сам я корабль не видел да и не знаю, отобразился ли я на их радарах. В местах, где пролегает мой путь, на сотни миль вокруг нет ни единой души. Ощущение такое, будто ты попал туда, где нет вообще ничего...

Мне сегодня снилось, что я хожу по земле, по зеленому полю. Это так здорово. Когда прозвенел будильник, я не хотел просыпаться, стараясь продлить эти моменты. На лодке я передвигаюсь на коленях, ползаю из каюты на палубу и обратно. В полный рост практически не встаю, да и ходить здесь некуда.

Последнее время болят кости рук, такое ощущение, что их скручивает. Когда гребу, боль не так сильно ощущается, а вот ложусь отдыхать, и начинает тянуть и крутить. Не могу расслабиться и отдохнуть. Из-за этого за сутки спал всего три часа. Почти 50 дней качки, болтанка не прекращается ни на минуту. Лодка в движении, все мышцы тела напряжены, даже когда лежу в каюте.

Одиночные пешие экспедиции

1. март - май 1990 г., 72 дня
Первый в России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Старт - мыс Локоть (о. Средний)
2. нояб. 1995 - янв. 1996 г., 64 дня
Первый в России одиночный поход к Южному полюсу. Старт - залив Геркулес

Одиночные плавания

1. окт. 1990 - июнь 1991 г., 224 дня
Первая в России кругосветка на яхте «Караана». Старт и финиш - Сидней (Австралия)

2. март 1993 - авг. 1994 г., 518 дней
Кругосветка на двухмачтовом кече «Формоза». Старт и финиш - Тайвань

3. нояб. 1998 - апр. 1999 г., ~ 224 дня
Американская гонка Around Alone 1998/99 на яхте Open 60 «СГУ». Старт и финиш - Чарлстон (США)

4. нояб. 2000 - фев. 2001 г., ~ 90 дней
Французская кругосветная парусная гонка Vendee Globe на яхте Open 60 «СГУ». Старт и финиш - Ле-Сабль-д’Олонн (Франция)

5. окт. - дек. 2002 г., 46 дней и 4 часа
Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Старт - о. Гомера (Канары), финиш - о. Барбадос

6. фев. 2004 г., 14 дней и 7 часов
Пересечение Атлантического океана на яхте «Алые паруса». Старт - о. Гомера (Канары), финиш - о. Барбадос

7. дек. 2004 - июнь 2005 г., 190 дней
Кругосветка на яхте «Алые паруса». Старт и финиш - Фалмут (Англия)

8. янв. 2007 - май 2008 г., 102 дня
Австралийская гонка Antarctica Cup. Старт и финиш - Албани (Западная Австралия)

9. дек. 2013 - июнь 2014 г., ~ 200 дней
Пересечение Тихого океана на весельной лодке «Тургояк». В процессе. Старт - Конкон (Чили)

Фото: Федор Конюхов, Оскар Конюхов

12 декабря 2012, в свой день рождения Федор Конюхов официально представил новый проект – переход через Тихий океан на весельной лодке. Фёдор Конюхов планирует пересечь Тихий океан на гребной лодке по маршруту континент – континент в режиме нон-стоп, без заходов в порты и без сопровождения.

В декабре 2012 состоялся визит в Англию, входе которого был окончательно утвержден дизайн 9-ти метровой лодки (рабочее название лодки «К9») и принято решение строить лодку на восточном побережье Англии (рядом с городом Ипсвич).

Разработкой дизайна занимался Филиппа Моррисона, он же проектировал 7-ми метровую гребную лодку «УРАЛАЗ» для Федора Конюхова на которой он пересек Атлантический океан за 46 суток и установил мировой рекорд. Проект оказался очень успешным и по чертежам лодки УРАЛАЗ были изготовлены более 20 океанских лодок.

За последние 10 лет проекты океанских весельных лодок претерпели сильные изменения, но что касается дизайна лодки и обводов корпуса, Федор Конюхов решил сохранить классический дизайн, повторяющий формы предыдущей лодки «УРАЛАЗ». Новая лодка имеет корпус 9 метров длины, ширина корпуса 1.6 метра, 5 водонепроницаемых переборок, два типа рулевого устройства (стационарный и аварийный), достаточно большие объемы для хранения продуктов и оборудования, при этом вес лодки Тургояк меньше лодки УРАЛАЗ, так как корпус выполнен из углеволокна.

Новая лодка Тургояк построена из прочного материала углеволокна (carbon) путем формирования в матрице. Подробнее о строительстве .

Менеджером по строительству лодки и её техническому вооружению выступал англичанин – Чарли Питчер. Стоит отметить, что сам Чарли дважды пересекал Атлантический океан в одиночку на весельной лодке за 52 дня и за 35 суток. В 2013 года он стартовал с Канарских островов и спустя 35 суток финишировал на Антигуа, установив новый мировой рекорд для одиночек. Подробнее .

Менеджером проекта выступает другой известный океанский гребец, организатор гонок через океаны на весельных лодках – Саймон Чак (Simon Chalk). Этот англичанин имеет в своем активе 6 переходов через Атлантический океан и 2 перехода через Индийский океан на весельных лодках. Подробнее .

Организация такого масштабного проекта как пересечение Тихого океана — это супер-задача и нам нужны профессионалы высокого уровня. Если сравнивать Атлантику – здесь маршрут в 3 тыс. миль, который возможно преодолеть за один сезон. Тихий океан на участке Чили, восточное побережье Австралии, имеет протяженность маршрута почти 9 тыс. морских миль. Мы ориентируемся на 180-200 дней в океане и понятно, что в один сезон я не уложусь. Стартовать планирую летом (декабрь в Южном полушарии), а финишировать поздней осенью, штормов на подходе к Австралии мне не избежать. Лодка должна выдержать колоссальные нагрузки, и мне потребуются самые современные технологии, последние разработки в области океанских весельных проектов. Поэтому я пригласил в проект действующих океанских гребцов – Саймона и Чарли, к тому же они оба являются строителями лодок, каждый строил лодку для своих гребных марафонов. Мне также важен опыт Саймона как организатора гонок через океан, логистика Англия – Чили – Австралия достаточно сложная и нам потребуется его опыт. – Фёдор Конюхов

Название весельной лодки — Тургояк

Старт экспедиции. Первый раз Фёдор Конюхов стартовал 14 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (Con Con), регион Вальпараисо, но из-за неполадок с бортовыми аккумуляторами вынужден был вернуться в Кон Кон. Второй старт состоялся 22 декабря 2013, также из Кон Кона. Расчетное время запланированное для пересечения Тихого океана — 180-200 суток. Район финиша – восточное побережье Австралии, ориентировочно город Брисбен.

В рамках подготовки к этой экспедиции Фёдор Конюхов использовал информацию об одиночных переходах через Тихий океан с востока на запад в режиме нон-стоп следующий гребцов: (по материалам сайта www.oceanrowing.com)

  • Anders Svedlun (Швеция). Старт 27.02.1974. Финиш 06.09.1974. Время в пути 191 день. Место старта Чили (Huasco). Финиш острова Западные Самоа. Прошел 6 462 мили.
  • Peter Bird (Англия). Старт 23.08.1982. Финиш 14.06.1983. Время в пути 294 дня. Старт Сан-Франциско (США). Финиш Барьерный Риф (к востоку от Австралии), рядом с рекой Lockhart. Прошел 8 688 миль. Пересек экватор.
  • Jim Shekhdar (Англия). Старт 29.06.2000. Финиш 30.03.2001. Время в пути 273 дня. Место старта Перу. Место финиша остров North Stradbroke (Австралия). Прошел 10 652 мили. Основной ориентир для Фёдора Конюхова.
  • Maud Fontenoy (Франция). Старт 12.01.2005 из Перу (Лима). Финиш Маркизские острова (Французская Полинезия). Финиш 26.03.2005. Время в пути: 72 дня. Прошла 4 217 мили.
  • Alex Bellini (Италия). Старт 21.02.2008. Финиш 12.12.2008. Время в пути 294 дня. Место старта: Перу (Callao). Место финиша – Коралловое море (65 миль от побережья Австралии).
  • Serge Jandaud (Франция). Старт 12.06.2010. Финиш 23.11.2010. Время в пути – 163 дня. Место старта: Перу (Callao). Место финиша остров Wallis.

Фёдор Конюхов попытается пересечь Тихий океан с востока на запад от континента (Южная Америка) до континента (Австралия) без остановок и заходов на острова.

Карта маршрута данного перехода

31 мая 2014 года в 13:13 по местному времени (Брисбен) весельная лодка Тургояк коснулась побережья восточной Австралии, город Мулулаба.

Фёдор Конюхов пересек самый большой океан на планете на весельной лодке, от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 159 дней 16 часов 58 минут.