Как правильно пишется среднее техническое образование. Как пишется «среднее специальное» или «среднеспециальное»? Сельское и рыбное хозяйство

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное - это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) - это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% - это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование - не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование).) Под термином «Т. о.» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Т. о. относятся технические и технологические дисциплины, которые изучаются на геологических, химических, физических, биологических и др. факультетах университетов (См. Университеты), на агрономических и зооветеринарных факультетах с.-х. вузов, в медицинских, педагогических и др. институтах и средних специальных учебных заведениях. Значение вспомогательного Т. о. возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт средняя общеобразовательная школа, закладывающая основы технических знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнического обучения (см. Политехническое образование).

Система специального Т.о. в СССР включает отрасли: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Т. о. см. специальные статьи, например Горное образование, Транспортное образование и др.).

Специалисты с высшим Т. о. готовятся в политехнических и индустриальных институтах, отраслевых втузах (в том числе заводах-втузах (См. Завод-втуз)), на технических факультетах некоторых университетов, а также в высших технических военно-учебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отдельных группах втузов, например Авиационные институты, Энергетические институты). Число втузов в СССР составляет около Курсовой проект) (например, в машиностроительных институтах-по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3-5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям - 6-9). Студенты проходят учебную практику в учебных мастерских, на учебных полигонах и т. п. и производственную практику (См. Производственная практика) на предприятиях. Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (См. Дипломный проект) (или дипломной работы (См. Дипломная работа) экспериментального характера). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по научному уровню эквивалентную квалификации, которая присваивается, например, выпускникам высших технических учебных заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й профессиональной академической степени - Магистра.

Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях (См. Средние специальные учебные заведения) по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям). Учебные планы средних технических учебных заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5-4 года (для окончивших 8-летнюю школу) и 2,5-3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только специальные знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производственному обучению (600-700 часов учебного времени), в процессе которого учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производственной работе и производственной практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения - защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).

Для получения Т. о. без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также факультеты (отделения) при дневных высших и средние специальные учебные заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Т. о. на 6-12 мес больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнические факультеты (1- 3-й курсы), которые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается научно-исследовательской работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня научных исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислительные центры, в некоторых - научно-исследовательские институты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технических наук наряду с глубокими математическими, физическими, экономическими знаниями, в системе советской высшей школы созданы Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, ряд инженерно-математических факультетов во втузах и т. д. Научные и научно-педагогические кадры по техническим наукам готовятся преимущественно в аспирантуре (См. Аспирантура) втузов и научно-исследовательских институтов.

В условиях научно-технической революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также система повышения квалификации (См. Повышение квалификации) и переподготовки руководящих инженерно-технических работников и специалистов. В институтах повышения квалификации (См. Институты повышения квалификации), на курсах при предприятиях, организациях и учебных заведениях специалисты с высшим и средним образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективные методы научной организации производства, труда и управления. В вузах созданы факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде институтов (например, в Уральском политехническом институте, Московском институте управления и др.) - факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства. В МГУ, московских авиационном, энергетическом, инженерно-физическом. институтах, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Ленинградском технологическом институте, Новосибирском университете и др. созданы специальные факультеты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.

Значительных успехов достигло Т. о. в др. социалистических странах, где число студентов и учащихся, получающих Т. о., непрерывно растет и составляет в некоторых странах (например, в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40-50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям народного хозяйства и национальным особенностям стран. В ряде стран (например, в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4-5 лет). Профессиональные инженеры готовятся главным образом для практической деятельности, инженеры-магистры - для научно-исследовательских и проектных организаций. В НРБ Т. о. близко по структуре советскому Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистических странах: Варшавский и Познанский политехнические институты, Краковская горно-металлургическая академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технические университеты, Фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнический институт, Высшая техническая школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнические институты и т. д.

В капиталистических странах высшее Т. о. осуществляется в университетах и специализированных высших технических учебных заведениях, среднее - в университетских колледжах и других средних технических учебных заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т. о., выдаётся диплом инженера, который не даёт права вести инженерную работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инженерной квалификации соответствующими инженерными обществами; она присуждается при наличии нескольких лет стажа практической работы и сдачи специальных экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).

Высшее Т. о. в США получают, как правило, в 2-3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенаучных и специальных технических дисциплин и завершается присвоением окончившему инженерный факультет степени Бакалавра; второй (примерно 1 год) - направлен главным образом на повышение уровня теоретических знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (например, в Массачусетсском технологическом институте (См. Массачусетсский технологический институт)), которую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в научно-исследовательские и проектные организации. В крупных фирмах организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление производством, а также специфику производства фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система специальных школ и институтов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технических кадров. Во многих технических колледжах и институтах Великобритании обучение строится по системе так называемого слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4-5 лет и предусматривающей чередование (через 3-6 мес ) теоретических занятий с практической работой в промышленности. Во Франции инженерно-технические кадры обычно готовятся в университетах и специальных институтах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения- 4-6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень Лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего - степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на базе институтов и отраслевых технических институтов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1-2 года) обучения - степень магистра наук.

Важнейшие центры Т. о.: в США - Массачусетсский технологический институт (Кембридж), Технологический институт Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологические институты, технические факультеты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. университетов; в Великобритании - технические факультеты и колледжи университетов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ - Горная академия в Клаустале, высшие технические школы в Ахене, Гамбурге, Кельне и др.; во Франции - высшие технические школы и технологические институты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбурге, институты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.

В развивающихся странах Т. о. осуществляют в Индии - Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологические институты, Бенгальский инженерный колледж, инженерные колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме - Рангунский технологический и Мандалайский технический институты; в Египте - Каирский и Александрийский университеты, Эт-Таббинский металлургический институт; в Алжире - Национальная политехническая школа, Аннабский горно-металлургический институт и др.

В соответствии с потребностями научно-технического прогресса во многих странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о., направленные главным образом на качественное совершенствование его.

Лит. см. при ст. Высшее образование и статьях об отраслях спец. образования.

А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.



среднее специальное или среднеспециальное

Слитно или раздельно?

Слово «среднее специальное» пишется раздельно в два слова – среднее специальное .

Правило написания слова

В данной формулировке многие допускают ошибку, употребляя в речи выражение «среднеспециальное » или «средне специальное образование». Чтобы удостовериться, в том, что эти оба выражения неправильны, давайте обратимся к толковому словарю. Слово «средне » может иметь два значения:

  • «так себе», «посредственно», «не совсем качественно»;
  • быть частью сложного слова по типу «среднесуточный» или «среднестатистический».

Согласно первому варианту получается, что образование так себе, средне специальное . Понятное дело, что это абсурд. Во втором варианте «среднеспециальное » получается относительно чего конкретно? И ещё, вы же не говорите «высше профессиональное образование». Правильно сказать – высшее профессиональное , так же и среднее специальное образование.

Примеры

  • Из всех учителей только у Ольги Николаевны было среднее специальное образование.
  • Я поступила в университет, имея диплом о среднем специальном образовании.
  • В среднее специальное учебное заведение можно поступить на базе 9 классов.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 72% ответили правильно)

Средне-специальное образование - это тот вид получения знаний, мнения о котором в современном обществе расходятся. Сегодня мы выясним, так ли оно плохо, как многие говорят.

Что это?

Для начала стоит разобраться, что же это за вид образования такой. Вообще, способов получения знаний существует много. Уже в старшей школе делается выбор: образование среднее и средне-специальное. Но что это такое?

Средне-специальное образование - это то же образование, которое дается школьнику после 9 класса в школе, вплоть до 11. Правда, в отличие от среднего общего, у данного вида учебного процесса существует одно весомое отличие - это получение диплома. Порой он бывает очень полезен. Диплом о средне-специальном образовании - это не только "бумажка". Это еще и практика. Получить данный вид образования можно в техникумах, колледжах и некоторых вузах, которые ведут набор на СПО.

Важной задачей является здесь получение диплома. Средне-профессиональное образование прежде всего направлено на получение каких-либо профессиональных навыков, которые закрепляются на практике. Таким образом, ученики получают навыки, которые отличают их от обычных школьников. Полученные знания, подкрепленные практикой, подтверждаются дипломом. Практическая направленность - это еще одна черта средне-специального образования.

Но почему выпускники колледжей получают дипломы, а не аттестаты? Дело в том, что среднее профессиональное образование - это та отрасль, которая готовит специалистов, готовых работать на предприятиях. Можно сказать, что данный вид получения знаний - это та "ступень", которая незримо стоит между школой и университетом. Школьнику по выпуску требуется аттестат для поступления в вуз, а выпускнику техникума - диплом, при помощи которого он сможет поступить в тот же университет, но зачислен нередко будет уже на второй-третий курс и сможет "продолжить" совершенствование полученных ранее навыков.

Получив диплом о среднем профессиональном образовании, вы сможете, как уже было только что сказано, улучшить свои навыки при помощи высшего образования. Кроме того, данный диплом уже дает вам возможность работать на предприятиях и в фирмах по какому-то конкретному направлению. Например, медсестрой или слесарем.

Что такое "хорошо"...

Итак, каждому ребенку после 9 класса дается выбор: продолжать учиться в школе или пойти получать средне-специальное образование. Здесь начинаются серьезные споры и разлады в семьях. Особенно в тех, где мнения и представления детей и родителей об обучении расходятся.

Тем не менее, многие довольно часто предпочитают покинуть стены школы, чтобы получить средне-специальное образование. Оно может быть очным (как у студентов и учеников) или заочным. Заочное средне-специальное образование - явление довольно редкое, так как школьники больше отдают предпочтения привычному "утреннему" режиму.

Довольно весомым преимуществом средне-специального образования является то, что человек, получивший соответствующий диплом, получает еще и знания, подкрепленные на практике. То есть те, кто учатся в колледжах после школы, будут иметь хотя бы самую мизерную практику, которая так необходима при устройстве на работу. Да и работой, хотя бы на первое время, такие ученики будут обеспечены. Ребенок, окончивший 11 классов, получает свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат, с которым идет поступать в университет.

Но в жизни бывают разные ситуации - не всегда людям удается поступить на бюджетное место или оплачивать обучение самостоятельно. Тогда возникает нужда в работе. Но найти себе источник заработка будет не так-то просто: везде требуют опыт работы, который школьник нигде не может набрать.

Так что если вам хочется получить хоть какой-нибудь опыт и первое в жизни рабочее место, то можно получить средне-специальное образование. Правда, здесь вам придется немного "попотеть" и доказать, что вы правы - многие взрослые, да и подростки тоже, довольно часто негативно отзываются о таком способе получения знаний. Давайте разбираться - почему?

Негативные мнения

Уж так устроен мир - все, что отклоняется от общепринятых стереотипов, считается чем-то нехорошим. То же самое касается и получения образования. Бытует такое мнение, что для успешного трудоустройства ребенок должен окончить 11 классов в школе, затем проучиться в университете, получить диплом и только после этого ему будет дано "место под солнцем". Так, средне-специальное образование получает негативные отзывы от родителей и некоторых детей. Говорят, что там не учат, а собирается в училищах и колледжах только "сброд".

На самом же деле, это не совсем так. Да, в училище образовательный процесс устроен несколько иначе - взашей гнать учиться никто не будет, но за последствия на зачетах придется отвечать самому. Так что подобный вид образования подойдет любому человеку, а вот качество полученных знаний зависит только от каждой личности индивидуально. Не нужно говорить, что средне-специальное образование существует только для "слабых". Скорее, наоборот.

Абитуриенту в помощь

Существуют в каждом городе и такие колледжи, которые активно сотрудничают с разными престижными университетами. А это очень помогает абитуриентам, которые после получения диплома о средне-специальном образовании решаются пойти на "вышку". Почему? Давайте разберемся.

Во-первых, такой абитуриент не будет обделен вниманием работодателей - у него уже будет какой-никакой, но диплом. Кроме того, он будет подкреплен уже весомой практикой.

Во-вторых, поступать будет проще. Почему? Все дело в том, что, получив, например, среднее специальное техническое образование, будущий студент сможет поступить на подходящее его диплому направление. А зачислен он будет уже не на первый курс, а, как правило, на третий. Учиться нужно будет меньше, практика будет, по выпуску из вуза - диплом о "высшем" - и вперед - можно работать и зарабатывать себе на жизнь!

Попробовать себя

Среднее профессиональное образование - это прекрасный способ попробовать себя в роли разных рабочих. Таким образом, человек получает прекрасную возможность "примерить на себя" различные области знаний, которые он считает подходящими, подкрепляя их практикой.

Подобные действия способны уберечь людей от ошибки в выборе той или иной специальности при поступлении в университет. Можно побыть поваром, техником, механиком, мастером по маникюру и педикюру, парикмахером, слесарем, системным администратором, иногда бухгалтером - если не понравится, то можно попытать удачу в другой области. Средне-специальное образование зачастую способно поменять взгляды на жизнь и на дальнейшее поступление в вуз.

Заключение

Сегодня мы разобрались, какие есть преимущества и недостатки у среднего профессионального образования. Таким образом, видно, что однозначного ответа на вопрос нет - каждый решает сам для себя, что для него лучше.

Тем не менее, если откинуть общепринятые стереотипы и хорошо заниматься, то можно заметить, что и данный вид образования довольно хорош, если уделять ему должное внимание.

эти два различных вида образования дают разные учебные заведения и получают в них разные образования

ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 25. Цели и структура профессионально-технического образования
Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, допускается получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими общего базового образования. Получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования может совмещаться с одновременным получением общего среднего образования, одновременным получением общего среднего образования и изучением отдельных учебных предметов (предметов) на повышенном уровне, получением среднего специального образования, интегрированного с профессионально-техническим.
В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.

Статья 26. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.
В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, могут создаваться структурные подразделения, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Глава 7
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 29. Цели и структура среднего специального образования
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.
Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:
среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;
среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.
Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Получение среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое с общим средним образование, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.
Вместе со средним специальным образованием может осуществляться профессиональная подготовка, а по специальностям, определяемым Министерством образования Республики Беларусь, - профессионально-техническое образование.

Статья 30. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования

К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), а также базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств, гимназии - колледжи искусств, лингвистические гимназии - колледжи, средние школы - училища олимпийского резерва, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи.
Базовая школа - колледж искусств, средняя школа - колледж искусств, гимназия - колледж искусств, лингвистическая гимназия - колледж, средняя школа - училище олимпийского резерва обеспечивают получение общего базового, общего среднего, среднего специального образования.
Техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования.
Колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием.
Высшие колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием, и по отдельным специальностям - высшего образования первой ступени.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профессионально-технического образования.
Обучение в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется в очной (дневной и вечерней) и заочной формах.