Главная мысль рассказа маленькое чудовище. Маленькое чудовище

Маленькое чудовище

Наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали, ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

Вдруг я слышу: что-то как плеснёт у самого борта, даже корабль на волне качнуло.

Смотрю: какое-то чудовище за бортом. То отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы, вода от его всплесков зелёным светом горит.

Кит! А какой, никак не разберу.

Всю ночь за кораблём плыл и вздыхал.

А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная - ни у одного зверя такой нет, глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду.

Это молодой кашалот.

Тут проснулся капитан, вышел на палубу.

Я спросил у него:

Что это он плывёт за нами?

Да верно, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. И видно, отстал от матери, от своего стада. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору.

Пока капитан рассказывал, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, потом исчез.

Экватор пошёл искать, - сказал капитан.

Тут даже и я вздохнул: найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

Педагогическая мастерская

Ивченко Ирина Викторовна, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ №21 г. Мурманска

Мир природы

в рассказе Геннадия Снегирёва

«Маленькое чудовище».

Урок в рамках методических дней для педагогов образовательных учреждений

Г. Мурманска
«Уроки педагогического мастерства»
2 класс, «Школа России».

Предмет : литературное чтение.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока : урок-путешествие.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока:

Формировать у детей умение видеть красоту природы в окружающем нас мире.

Задачи:

  • познакомить с творчеством Г. Снегирёва,
  • развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов; учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу,
  • находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли произведения,
  • воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование:

Ход урока.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

II. Актуализация знаний.

Нас ждёт интересное путешествие.

Внимание на слайд. (презентация)

Как вы думаете, куда мы отправимся? (предположения детей)

Проверим предположения.

Придвиньте к себе рабочий лист с заданиями.
- Прочитайте задание №1. (Соберите из букв название места путешествия).

Даны буквы: уЧоктак

(1 ученик выполняет задание у доски).

Проверяем. (Чукотка)

Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слово Чукотка?

Я приглашаю вас на край света.

Давайте посмотрим небольшой фильм об этом необыкновенном месте. (презентация)

Анадырский залив - самый большой на юге Чукотки. В него впадает несколько рек, а самая большая - Анадырь. Залив освобождается ото льда всего на 2 месяца.

Итак, куда мы отправимся в путешествие?

На чём можно путешествовать? Молодцы. Какое нам необходимо средство передвижения?

Почему выберем корабль? На уроке окружающего мира мы знакомились со строением корабля.

Вспомним некоторые его части. (презентация)

Продолжаем работать на рабочем листе.

Прочитайте задание №2. (Что необходимо взять с собой в путешествие?)

Как настоящие путешественники, мы должны взять только необходимые предметы. Обведите их в кружочек. Давайте проверим.

Я вижу, вы настоящие путешественники.

Итак, на этом корабле мы отправляемся по страницам удивительного произведения.

На рабочем листе выполняем задание №3 по вариантам.

1 вариант - Найдите границы слов, обозначьте их вертикальной чертой, назовите ИОФ писателя.

Проверка

Назовите имя? (Геннадий)

Назовите отчество? (Яковлевич)

Назовите фамилию? (Снегирёв)

Какое правило помогло справиться с заданием?

2 вариант - Название произведения найди в словах-перевёртышах. Давайте проверим.

Какое правило нам помогло выполнить задания?

А теперь, давайте определим жанр произведения. Поможет чистоговорка. (презентация)

Прочитайте чистоговорку, вставьте слова в рифму, подходящие по смыслу.

С каким жанром мы сегодня будем работать? (Рассказ.)

III. Определение темы и целей урока

Назовите тему урока? (рассказ Г. Я. Снегирёв «Маленькое чудовище»).
-Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Назовите первую цель урока.

1. Познакомиться…

Выставка книг. (презентация)

По обложкам книг предположите о чём писал Г.Я. Снегирёв? (о природе)

Геннадий Яковлевич – москвич, родился 1933 г.

Это писатель-путешественник. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, Камчатке, был рыбоводом, охотником.

Каждая строчка его произведений дарит читателю удивление, маленькое открытие.

- На многих языках, в нашей стране и за рубежом, читают дети его книги. И вам предстоит интересная встреча.

Сформулируйте следующие цели урока.

На доске:

3.Проанализировать…..

Как понимаете название рассказа? Что значит чудовище? Какое чудовище можно встретить в морских глубинах?

Сейчас, послушаем рассказ и проверим, оправдаются ли наши предположения?

- Следите за чтецом по тексту и карандашом подчеркните непонятные слова.

IV. Первичное восприятие текста.

Звучит запись рассказа в исполнении профессионального чтеца. (презентация)

V. Проверка первичного восприятия текста учащимися.

Оправдались наши предположения?

Что вас удивило?

Что было самым интересным?

В этом рассказе нам встретились слова: кувалда, кашалот, экватор. Найдите эти слова в задании №4 на рабочем листе . Прочитайте задание (соедините стрелочкой слово с его значением).

Проверка по слайду. (презентация)

Прочитайте значение слова кувалда, кашалот, экватор.

VI. Физминутка

А теперь, давайте отдохнём, чтобы продолжить путешествие.

“Кораблик”

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд)
-Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)
-Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
-Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
-Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)
-Ищем ракушки в песке (Наклоны)
-И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

-Чтоб побольше их собрать, -
-Надо чаще приседать. (Приседания)

VII.Работа над содержанием текста.

Прочитаем рассказ по частям.

Где шёл корабль?

Какое это время суток?

Прочитайте, какая была погода? Какое должно быть море в такую погоду?

Как понимаете смысл слова «пробирался»?

Почему корабль пробирался малым ходом?

Как вы понимаете выражение «ледяные поля»?

Почему капитан вёл судно осторожно?

Что узнали самое важное из первой части? Как можно озаглавить? (Тяжёлые льды.)

Предлагаю вам сделать фотографию, которую оставим себе на память о путешествии. Внимание на доску. Чего не хватает на фотографии?

Дополните фотографию, покажите тяжёлые льды.

Вторую часть читает__________.

Прочитайте, почему корабль качнуло?

Кого увидел Г. Снегирёв? (какое-то чудовище)

Прочитайте, как вело себя чудовище? Кто это был?

Что узнали самое главное в этой части?

Из трёх предложенных названий выберите верное. (презентация)

Как назовём 2 часть? (Встреча с китом.)

Кого надо добавить на фотографии?

Соберите пазл с изображением кита.

А мы работаем на рабочем листе . Прочитайте задание №5. (Соедини точки отрезками по порядку).

Посмотрим, что у вас получиться? Покажите свои рисунки. (получится изображение кита)

Следующую часть читает_________________________.

Какой вопрос по содержанию этой части вы могли бы задать своим товарищам? (как выглядит кит?)

Выберите слова, описывающие голову. С чем сравнивает её автор?

Сколько ноздрей у кита?

Что выпускает кит?

Почему пар?

Когда кит всплывает на поверхность воды из лёгких он выбрасывает тёплый влажный воздух. Это не вода, как ошибочно считают многие, а пар с капельками воды.

Что надо добавить на фотографии? (фонтан)

Нарисуйте фонтан на нашей фотографии цветными мелками.

Как по-другому назвал кита Г. Снегирёв? (молодой кашалот)

Как назовём 3 часть?(Молодой кашалот.)

Послушайте интересные сведения о кашалотах.

(Раздать хорошо читающим детям)

Мои помощники подготовили следующие сведения:

1. Кашалот – самый крупный среди зубатых китов. Длина детеныша около 4-х метров, вес около 1 тонны.

2. В течение 10 – 11 месяцев мать кормит детеныша молоком. Как раз в этот период у детёныша появляются зубы, и он может, есть другую пищу (кальмара или головоногих моллюсков).

3. Это стадное животное, живёт б ольшими группами 100 или 1000 голов. В природе нет врагов, если не считать касатки.

Посмотрите, какая у нас получилась фотография.

Заключительную часть читает______________________.

Как называют разговор двух лиц? (диалог)

Вспомните, кто спрашивает? А кто отвечает?

Подготовим эту часть для чтения по ролям.

Прочитайте 1 предложение.

Кому принадлежат слова первого предложения? (Автору).

Поставьте букву А.

Прочитайте 2 предложение. А это чьи слова? (Автора.) Ставим букву А.

Прочитайте 3 предложение, кому принадлежат эти слова? (Капитану).

Какую букву поставим? (К)

Дочитайте про себя текст и сделайте разметку для чтения по ролям.

Прочитаем по ролям.

Молодцы ребята, хорошо озвучили 4 часть.

В этой части мы получаем ответы на все вопросы.

Работаем в паре.

Задайте вопросы по содержанию последней части своему товарищу по парте, используя слова:

Почему ...1вариант (Почему китёнок всю ночь плыл за кораблём?)

Куда …2вариант (Куда поплыл китёнок?) Давайте проверим.

В какое время года кашалоты уходят к экватору? А почему? (холодно и недостаточно пищи)

Экватор – это воображаемая линия, которая пересекает поверхность Земли.

Давайте соберем слово экватор на воображаемой линии нашей фотографии. (1 ученик составляет слово из букв у доски)

Вот сюда, к экватору, поплыл кит в поисках мамы.

Назовите эту часть вопросительным предложением. (Найдёт ли китёнок свою маму?)

«Мама-самый родной человек на свете. Своей жизнью мы обязаны ей, единственной, самой нежной, доброй. (презентация)

Связь матери и ребёнка (и у животного, и у людей) это невидимая, но очень крепкая нить, которая соединяет любящие сердца на всю жизнь.

Где бы не находился ребёнок, мать всегда ощущает тягу к малышу. Эта связь не имеет границ и её невозможно разрушить.

Прочитайте вопрос, которым заканчивается рассказ?

Поднимите руку, кто думает, что кит найдет свою маму. А кто думает, что кит не найдёт маму?

VIII. Итог и рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу.

Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в самом его начале.

На доске вы видите острова: о.Грусти, о.Удачи, о.Тревоги, о.Радости.

Из конвертика достаньте картинку с изображением кашалота.

Прикрепи её к острову, название которого соответствует вашему настроению.

Посмотрите на доску, кого у экватора встретит наш герой?

Даже, если он не найдёт маму, он повстречает своих друзей, с которыми ему будет легче жить.

Бобрёнок

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.
Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу - хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.
Дома он долго чистился и сушился, потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.

После еды бобренок собрал все палочки и листики, подгреб их под себя и уснул.
Послушал я, как бобренок во сне сопит. «Вот, - думаю, - какой спокойный зверек - можно его одного оставить, ничего не случится!»
Запер бобренка в избе и пошел в лес.
Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой, открыл дверь и…
Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!
По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобренок ее со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобренка, который подгрыз мой стол.

Маленькое чудовище

Наш корабль шел в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали, ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжелые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вел корабль осторожно, чтобы не врезаться в льды.
Вдруг я слышу, что-то как плеснет у самого борта, даже корабль на волне качнуло.
Смотрю - какое-то чудовище за бортом. То отплывет, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы, вода от его всплесков зеленым светом горит.
Кит! А какой - никак не разберу.


Всю ночь за кораблем плыл и вздыхал.
А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная - ни у одного зверя такой нет, глаза крошечные, а ноздря всего одна. Из воды ее высунет, фонтан пара выпустит, вздохнет тяжело и опять уйдет под воду.
Это молодой кашалот.
Тут проснулся капитан, вышел на палубу.
Я спросил у него:
- Что это он плывет за нами?
- Да, верно, принял наше судно за кита. Молодой еще, молоко на губах не обсохло. И, видно, отстал от матери, от своего стада. Все кашалоты, как только начинаются осенние штормы, уходят к экватору.
Пока капитан рассказывал, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его еще долго был виден между льдами, потом исчез.
- Экватор пошел искать, - сказал капитан.
Тут даже и я вздохнул: найдет ли это маленькое чудовище свою маму?

Сборник рассказов "Маленькое чудовище" родился в путешествиях. Геннадий Яковлевич Снегирев исколесил всю страну: от Черного моря до Белого, от пустыни до тундры. Обитатели дикой природы стали главными героями произведений писателя.

Писатель Геннадий Яковлевич Снегирёв много видел и рассказал об этом в своих книгах. Он много видел потому, что часто и подолгу ездил на поездах, пароходах, оленях, ходил пешком. А главное - потому, что он умеет видеть вокруг всё чудесное. Так уж он устроен!
А что это значит - чудесное?
Некоторые люди уверены, что ничего чудесного нет. Им, этим людям, кажется, будто они всё на свете знают и всё в жизни обыкновенно. Разве какая-то варежка, или трава, или даже простая лягушка могут кому-нибудь показаться чудесными?
Прочти эту книжку, и ты убедишься, что ничего обыкновенного нет: весь мир интересен, чудесен!

Читать книгу "Маленькое чудовище" онлайн

Скворец

Ходил я в лес гулять. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат.

Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело.

Я ногой по ёлке ударил - целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег стряхивать, смотрю - идёт девочка. Снег ей по колено. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.

Девочка, что ты ищешь?

Девочка вздрогнула, посмотрела на меня:

Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки снега набралось. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.

На обратном пути смотрю - опять эта девочка идёт впереди меня по тропинке тихо-тихо и плачет. Я её догнал.

Отчего, - говорю, - ты плачешь? Может, я помогу.

Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:

Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!

Чего ж ты раньше молчала?

Боялась, - говорит, - что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.

Стали мы вместе с девочкой Борьку искать. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу - девочка кричит: "Нашла, нашла!"

Подбегаю я к ней - стоит она около ёлки и показывает наверх:

Вот он! Замёрз, бедный.

А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.

Девочка его зовёт:

Боря, иди ко мне, хороший!

А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я на ёлку полез, чтоб его поймать.

Только до скворца долез, хотел схватить, а скворец к девочке на плечо перелетел. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.

А то, - говорит, - пока донесу до дому, замёрзнет.

Пошли мы домой. Темно уже стало, огоньки в домах зажглись, ещё немного осталось дойти. Я спрашиваю у девочки:

А давно у тебя скворец живёт?

А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.

Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.

До свиданья, - только мне сказала.

Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь.

А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

Верблюжья варежка

Вязала мне мама варежки, тёплые, из овечьей шерсти.

Одна варежка уже готова была, а вторую мама до половины только связала - на остальное не хватило шерсти. На улице холодно, весь двор снегом замело, гулять меня без варежек не пускают - боятся, что отморожу руки. Сижу я у окна, смотрю, как синицы на берёзе прыгают, ссорятся: наверное, жучка не поделили.

Мама сказала:

Подожди до завтра: утром пойду к тёте Даше пойду, попрошу шерсти.

Хорошо ей говорить "до завтра", когда я сегодня гулять хочу! Вон со двора к нам дядя Федя, сторож, идёт без варежек. А меня не пускают.

Вошёл дядя Федя, снег веником отряхнул и говорит:

Мария Ивановна, там дрова на верблюдах привезли. Будете брать? Хорошие дрова, берёзовые.

Мама оделась и пошла с дядей Федей дрова смотреть, а я из окошка выглядываю, хочу верблюдов увидать, когда они с дровами выезжать будут.

С одной подводы дрова выгрузили, верблюда вывели и привязали у забора. Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что-то всё время жуёт - наверное, хочет плюнуть.

Смотрю я на него, а сам думаю: "Вот у мамы шерсти на варежки не хватает - хорошо бы верблюда остричь, только немножко, чтобы он не замёрз".

Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашёл, в верхнем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошёл к верблюду, погладил бок. Верблюд ничего, только косится подозрительно и всё жуёт.

Залез я на оглоблю, а с оглобли сел верхом между горбами.

Повернулся верблюд посмотреть, кто там копошится, а мне страшно: вдруг плюнет или сбросит на землю. Высоко ведь!

Достал я потихоньку ножницы и стал передний горб обстригать, не весь, а самую макушку, где шерсти больше.

Настриг целый карман, начал со второго горба стричь, чтобы горбы были ровные. А верблюд ко мне повернулся, шею вытянул и нюхает валенок.

Испугался я сильно: думал, ногу укусит, а он только полизал валенок и опять жуёт.

Подравнял я второй горб, спустился на землю и побежал скорей в дом. Отрезал кусок хлеба, посолил и отнёс верблюду - за то, что он мне дал шерсти. Верблюд сначала соль слизал, а потом съел хлеб.

В это время мама пришла, дрова выгрузили, второго верблюда вывели, моего отвязали, и все уехали.

Мама меня дома бранить стала:

Что же ты делаешь? Ты же простынешь без шапки!

А я правда шапку забыл надеть. Вынул я из кармана шерсть и маме показал - целая куча, совсем как овечья, только рыжая.

Мама удивилась, когда я ей рассказал, что это мне дал верблюд.

Из этой шерсти мама напряла ниток. Целый клубок получился, варежку довязать хватило и ещё осталось. И теперь я хожу гулять в новых варежках. Левая - обыкновенная, а правая - верблюжья. Она до половины рыжая, и когда я смотрю на неё, то вспоминаю верблюда.

Морская свинка

За нашим садом - забор. Кто там живёт, не знал я раньше. Совсем недавно узнал. Ловил я в траве кузнечиков, смотрю - глаз из дырки в заборе на меня смотрит.

Кто ты? - спрашиваю.

А глаз молчит и всё смотрит, за мной подглядывает. Смотрел, смотрел, а потом говорит:

А у меня морская свинка есть!

Интересно мне стало: простую свинку я знаю, а морскую никогда не видел.

У меня, - говорю, - ёжик был живой. А почему свинка морская?

Не знаю, - говорит. - Наверное, она в море раньше жила. Я её в корыто сажал, а она воды боится, вырвалась и убежала под стол!

Захотелось мне морскую свинку посмотреть.

А как, - говорю, - тебя зовут?

Серёжа. А тебя как?

Подружились мы с ним.

Побежал Серёжа за морской свинкой, я в дырку за ним смотрю. Долго его не было. Вышел Серёжа из дома, в руках несёт какую-то рыжую крысу.

Вот, - говорит, - она не хотела идти, у ней дети скоро будут: не любит, чтобы её за живот трогали, рычит!

А где же у неё пятачок?

Серёжа удивляется:

Какой пятачок?

Как какой? У всех свиней на носу пятачок есть!

Нет, когда мы её покупали, у неё пятачка не было.

Стал я Серёжу расспрашивать, чем он кормит свинку.

Она, - говорит, - любит морковку, но молоко тоже пьёт.

Не успел мне Серёжа всё рассказать, его позвали домой.

На другой день я гулял возле забора и смотрел в дырку: думал, Серёжа выйдет, свинку вынесет. А он так и не вышел. Дождь капал, и, наверное, мама его не пустила. Стал я гулять по саду, смотрю - под деревом что-то рыжее лежит в траве.

Подошёл я поближе, а это Серёжина морская свинка. Обрадовался я, только не пойму, как она к нам в сад попала. Стал я забор осматривать, а там внизу дыра. Свинка, наверное, через эту дырку пролезла. Взял я её в руки, она не кусается, только нюхает пальцы и вздыхает. Промокла вся. Принёс я свинку домой. Искал, искал морковку, так и не нашёл. Кочерыжку от капусты ей дал, она кочерыжку съела и под кроватью на коврике уснула.

Я сижу на полу, смотрю на неё и думаю: "А что, если Серёжа узнает, у кого свинка живёт? Нет, не узнает: я её на улицу выносить не буду!"

Вышел я на крыльцо, слышу - где-то близко тарахтит машина. Подошёл к забору, в дырку заглянул, а это у Серёжи во дворе стоит грузовая машина, на неё грузят вещи. Серёжа под крыльцом шарит палкой - наверное, ищет морскую свинку. Серёжина мама в машину подушки положила и говорит:

Серёжа! Скорей надевай пальто, сейчас поедем!

Серёжа заплакал:

Нет, не поеду, пока не найду свинку! У неё дети скоро будут, она, наверное, под домом спряталась!

Жалко мне Серёжу стало, позвал я его к забору.

Серёжа, - говорю, - кого ты ищешь?

Подошёл Серёжа, а сам всё плачет:

Свинка моя пропала, а тут ещё уезжать надо!

Я ему говорю:

Свинка твоя у меня, она к нам в сад забежала. Я тебе её сейчас вынесу.

Ой, - говорит, - как хорошо! А я-то думал: куда она делась?

Принёс я ему свинку и подсунул под забор.

Серёжу мама зовёт, машина уже гудит.

Схватил Серёжа свинку и говорит мне:

Знаешь что? Я тебе обязательно, когда она детей родит, маленькую свинку дам. До свиданья!

Сел Серёжа в машину, мама его плащом укрыла, потому что дождь пошёл.

Свинку Серёжа тоже плащом укрыл. Когда машина уезжала, Серёжа мне рукой махал и кричал что-то, я не разобрал - наверное, про свинку.

Чудесная лодка

Мне надоело жить в городе, и весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею. Михеев домик стоял на самом берегу речки Северки.

Чуть свет Михей уплывал на лодке рыбачить. В Северке водились огромные щуки. Всю рыбу они держали в страхе: попадались плотвички прямо из щучьей пасти - на боках чешуя ободрана, как будто оцарапали гребёнкой.

Каждый год Михей грозился поехать в город за щучьими блёснами, да никак не мог собраться.

Но однажды Михей вернулся с реки сердитый, без рыбы. Он молча затащил лодку в лопухи, велел мне не пускать соседских ребят и уехал в город за блёснами.

Я сел у окна и стал смотреть, как по лодке бегает трясогузка.

Потом трясогузка улетела и к лодке подошли соседские ребята: Витя и его сестра Таня. Витя осмотрел лодку и стал тащить её к воде. Таня сосала палец и смотрела на Витю. Витя закричал на неё, и они вместе спихнули лодку в воду.

Тогда я вышел из домика и сказал, что брать лодку нельзя.

Почему? - спросил Витя.

Я сам не знал почему.

Потому, - сказал я, - что лодка эта чудесная!

Таня вынула палец изо рта.

А чем она чудесная?

Мы только до поворота доедем и обратно, - сказал Витя.

До речного поворота было далеко, и, пока ребята плыли туда и обратно, я всё придумывал что-нибудь чудесное и удивительное.

Прошёл час. Ребята вернулись обратно, а я так ничего и не придумал.

Ну, - спросил Витя, - чем же она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села и течёт!

Да, чем она чудесная? - спросила Таня.

А вы разве ничего не заметили? - сказал я, а сам старался поскорей что-нибудь придумать.

Нет, ничего не заметили, - сказал Витя ехидно.

Конечно, ничего! - сказала сердито Таня.

Так, значит, ничего и не заметили? - спросил я громко, а сам хотел уже удрать от ребят.

Витя замолчал и стал вспоминать. Таня сморщила нос и тоже стала вспоминать.

Видели следы цапли на песке, - робко сказала Таня.

Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, - сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка...

Разве всё это не чудесно? - спросил я.

Витя подумал и сказал:

Чудесно!

Таня засмеялась и закричала:

Ещё как чудесно!

Ука

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю - пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живёт, я её всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло ещё, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: "Ук!" Подождёт немножко и опять: "Ук!"

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет. Темно скоро будет. Пора домой. Только немного прошёл - и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

"Ага, - думаю, - значит, здесь!" Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец на кочке, совсем рядом, откликнулось: "Ук!" - и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю - лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко!

Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце. Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял - и домой. В окнах у нас уже свет зажгли, наверно, сели ужинать.

Пришёл я домой, дедушка меня спрашивает:

Куда ходил?

Ловил укалку.

Он не понимает.

Что, - говорит, - за укалка такая?

Полез я в карман, чтоб её показать, а карман пустой, только немножко мокрый. "У, - думаю, - противная Ука! Хотел её дедушке показать, а она убежала!"

Дедушка, - говорю, - ну, знаешь, Ука такая - она вечером всегда на болоте кричит, с красным животом.

Дедушка не понимает.

Садись, - говорит, - ешь да спать ложись, завтра разберёмся.

Встал я утром и весь день ходил, всё про Уку думал: вернулась она на болото или нет?

Вечером пошёл я опять на то же место, где поймал Уку. Долго стоял, всё слушал: не закричит ли.

"Ук!" - где-то сзади крикнула. Я её искал, искал, так и не нашёл. Подойдёшь поближе - молчит. Отойдёшь - опять начинает кричать. Наверное, она спряталась под кочку.

Надоело мне её искать, пошёл я домой.

Зато теперь-то я знаю, кто на болоте вечером так громко укает. Не цапля это, а маленькая Ука с красным животиком.

Хитрый бурундук

Построил я себе в тайге чум. Это не домик и не лесной шалашик, а просто длинные палки вместе сложены. На палках лежит кора, а на коре брёвнышки, чтобы куски коры не сдуло ветром.

Стал я замечать, что кто-то в чуме оставляет кедровые орешки.

Я никак не мог догадаться, кто же без меня в моём чуме орешки ест. Даже страшно стало.

Но вот раз подул холодный ветер, нагнал тучи, и днём стало от непогоды совсем темно.

Залез я поскорее в чум, смотрю, а место моё уже занято.

В самом тёмном углу сидит бурундук. У бурундука за каждой щекой по мешочку с орехами.

Толстые такие щёки, глаза щёлочками. Смотрит он на меня, боится орешки на землю выплюнуть: думает, что я их украду.

Терпел бурундук, терпел, да и выплюнул все орешки. И сразу щёки у него похудели.

Я насчитал на земле семнадцать орешков.

Бурундук сначала боялся, а потом увидел, что я спокойно сижу, и стал рассовывать орешки по щелям и под брёвнышки.

Когда бурундук убежал, посмотрел я - всюду орешки напиханы, крупные, жёлтые. Видно, бурундук в моём чуме устроил кладовую.

Какой хитрый этот бурундук! В лесу белки да сойки все орешки у него растащат. А бурундук знает, что в мой чум ни одна сойка-воровка не полезет, вот и притащил ко мне свои запасы. И я уже не удивлялся, если находил в чуме орешки. Я знал, что со мной живёт хитрый бурундук.

Бобрёнок

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.

Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.

После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб под себя и уснул.

Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. "Вот, - думаю, - какой спокойный зверёк - можно его одного оставить, ничего не случится!"

Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и...

Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!

По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол.

Ночные колокольчики

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как стоит неподвижно и прислушивается к лесной тишине.

Однажды я подошёл к оленихе с оленёнком, но они почуяли меня и убежали в красные осенние травы. Я узнал это по следам. Вот-вот они были: следы в болоте на моих глазах наполнялись водой.

Слышал, как трубят олени по ночам. Где-нибудь далеко протрубит олень, а по реке доносит эхом, и кажется - совсем рядом.

Наконец в горах я набрёл на оленью тропу. Олени протоптали её к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени приходили ночью лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Ночью светила луна и был мороз. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона.

Как будто звенели стеклянные колокольчики. По тропе мимо меня шёл олень.

Я так и не рассмотрел оленя, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза выросли тонкие ледяные стебельки.

Они росли прямо из земли. Олень разбивал их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.

Маленькое чудовище

Наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали, ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться в льды.

Вдруг я слышу: что-то как плеснёт у самого борта, даже корабль на волне качнуло.

Смотрю: какое-то чудовище за бортом. То отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы, вода от его всплесков зелёным светом горит.

Кит! А какой, никак не разберу.

Всю ночь за кораблём плыл и вздыхал.

А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная ни у одного зверя такой нет, глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду.

Это молодой кашалот.

Тут проснулся капитан, вышел на палубу.

Я спросил у него:

Что это он плывёт за нами?

Да верно, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. И видно, отстал от матери, от своего стада. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору.

Пока капитан рассказывал, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, потом исчез.

Экватор пошёл искать, - сказал капитан.

Тут даже и я вздохнул: найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

Белёк

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

Стой! Стой! Кто-то за бортом! - закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк - детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

Осьминожек

Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины. А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу бабочка.

Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянах бегают ёжики.

"Хорошо бы, - думаю, - ёжика поймать! Только где его в северном море поймаешь?"

И завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

Посадил я осьминожка в банку от варенья, а банку поставил на стол.

Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый и осьминожек серый. Солнце его осветит - жёлтым станет, он так маскируется.

Однажды я читал книгу. Сначала тихо сидел, а потом стал быстро перелистывать страницы.

Осьминожек вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Он испугался, когда страницы замелькали.

А ёжик разве так умеет? Он только колется и фыркает.

Постелил я как-то под банку зелёный платок - и осьминожек стал зелёным.

Один раз я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким быть - белым или чёрным? А потом разозлился и покраснел.

Но я его больше не злил. И когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

Скворец
Верблюжья варежка
Морская свинка
Чудесная лодка
Ука
Хитрый бурундук
Бобрёнок
Ночные колокольчики
Маленькое чудовище
Белёк
Осьминожек

Москва "Детская литература" 1975 год. Рисунки Н.Чарушина

Я узнал, что во мне сидит маленькое чудовище уже двенадцать лет. Но осознал я это только сейчас. Раньше я даже не подозревал о его существовании. Каждое утро я вставал с кровати и первым делом шел кормить свое маленькое чудовище. Я его кормил, а оно медленно убивало меня, незаметно, маскируясь и пуская пыль в глаза. Потом я умывался, завтракал, и опять мое маленькое чудовище хотело есть, и оно получало то, что хотело. По дороге на работу еще раза три я его кормил. На работе несколько раз в час, потом столько же дома, вечером. И только ночью, во сне, мое маленькое чудовище оставляло меня, с нетерпением дожидаясь утра. И с новым днем все повторялось опять: оно хотело есть, и я кормил его.

Даже сейчас, когда я пишу эти строки, мое маленькое чудовище хочет есть. И мне придется его покормить. Если я этого не сделаю, оно будет постоянно напоминать о себе и все мои мысли заполняться только его голодом.

Когда я не знал о своем маленьком чудовище, я кормил его бессознательно. Я даже не осознавал, что это вообще кормление, просто делал привычные вещи. А я убивал себя, убивал медленно и методично изо дня в день на протяжении двенадцати лет. Но теперь я знаю, что во мне сидит мое маленькое чудовище и постоянно хочет есть.

Есть ли у меня шанс избавиться от него? Может, оно умрет, если я не буду кормить его? Почему же мне тогда не попробовать? Нет, нужно попробовать, обязательно попробовать.

Зазвонил будильник, шесть часов, пора вставать. Я на автомате иду на кухню, чтобы покормить свое маленькое чудовище. Стоп! Не надо его кормить, пусть подыхает от голода. Умываюсь, завтракаю на скорую руку и выбегаю из дома, даже раньше, чем обычно, только чтобы не думать о маленьком чудовище. В машине я забываюсь, и рука сама тянется к карману куртки, чтобы покормить мое маленькое чудовище. Это происходит неосознанно, потому что я всегда кормлю его по дороге на работу. Но нет, пусть голодает, пусть мучается и наконец сдохнет от голода!

Еще только восемь, а мне уже хочется, чтобы этот день побыстрее закончился, потому что маленькое чудовище хочет есть и все мои мысли только о его голоде. Оно взывает ко мне с мольбами, уговорами и хитростями: «Покорми меня последний раз, самый последний, и больше не корми, пожалуйста».

Настроения нет, я раздражителен и вспыльчив. Все утро я срываю зло на подчиненных. Голод моего маленького чудовища становится невыносим, я не могу сосредоточится на работе. И вот после чашки кофе я совершаю ошибку - я решаю покормить его последний раз, самый последний. Блаженство и удовольствие накрывают с головой. Но эти чувства не от кормления, просто мое маленькое чудовище больше не хочет есть, и я могу заняться своими делами. Я решаю оставить борьбу с маленьким чудовищем до лучших времен, когда будет поспокойней, например в отпуске.

Но жизнь спокойней не становится, мое маленькое чудовище делает все для того, чтобы я не мог передохнуть ни минуты, подумать и все осмыслить. Жизнь только набирает обороты, а проблемы увеличиваются в геометрической прогрессии.

Время идет, мой организм медленно разрушается, маленькое чудовище все так же хочет есть, и я все так же кормлю его.

Может, мне попробовать обмануть его? Подменить его еду, создать видимость кормления, а самому постепенно перестать давать ему то, что питает его. Но маленькое чудовище не провести. Такие уловки с ним не пройдут. Оно скорее заставит думать, что его еда нужна тебе самому, а не ему, вот на это маленькое чудовище способно. И у него хорошо получается. И ничего тебе не поможет, никакие уловки и лекарства, пока ты сам не осознаешь, кто сидит у тебя внутри и что оно с тобой делает.

Я этого пока не осознал, поэтому прикуриваю очередную сигарету и кормлю свое маленькое никотиновое чудовище. Я искренне надеюсь, что у меня хватит сил избавиться от него раз и навсегда.