Есенин несказанное синее нежное анализ. Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…

Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряною бородой - тридцатилетний Есенин. Красивое его сердце спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха - гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

И теперь, когда все стихло, он также чуток ко всему, также внимателен, но без юношеской горячности,’ «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он и воспринимает жизнь более глубоко.

Это стихотворение - разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней, как к собеседнику:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное - обратиться в это время внутрь себя. Поговорить со своей душой.

Такие личности, как Есенин, могут еще и выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране.


По чужой и по нашей вине.

Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

О чем горевать тому, чья «душа - поле безбрежное - дышит запахом меда и роз» Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных переделок. Она стала еще прозрачней, как воздух после сильного грозового дождя.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Пора бы. «Москва кабацкая», хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичней, «взрослей», в них не простое смакование собственных чувств - в них анализ событий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Впрочем, молодость - есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными певнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и Родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Стихотворение С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями... » (Восприятие, истолкование, оценка)

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.


Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменил он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или, в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в этом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины: «береЗь да цветь», «родимая выть», что придает особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь...». Откуда берется это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь»? А берется это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши...

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями -- может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого. Вообще, фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством - («желтоволосый, с голубыми глазами»). Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 г., писал о своем впечатлении: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

вид для чтения

Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году -

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава...

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!

Анализ стихотворения Сергея Есенина Несказанное, синее, нежное

Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» в последний год жизни. Перед нами предстал умудренный опытом лирический герой. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Есенину на момент написания стиха было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком гораздо старше. Во второй строфе герой начинает делиться воспоминаниям. Становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Исправить ничего нельзя. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо - зелено.

«Несказанное, синее, нежное…» разговор с собственной душой. Лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как лучший друг, верный спутник. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. В начале XX столетия Россия пережила множество потрясений - войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. К тридцати годам поэт осознал, что убитое на питейные заведения время потрачено впустую. Впрочем, высказанное сожаление - минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Герой переживает сейчас лучшее время - есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить, не повторяя старых ошибок.

ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ...

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ

* * *
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

ЖИЗНЬ - ОБМАН С ЧАРУЮЩЕЙ ТОСКОЮ

Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь».

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.

Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь - стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык.
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

СВИЩЕТ ВЕТЕР, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕТЕР...

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.

О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

ГРУБЫМ ДАЕТСЯ РАДОСТЬ...

Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.

Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
………………………..
1923 год

ДО СВИДАНЬЯ, ДРУГ МОЙ...

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ...

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ...

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле…
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

ВЕЧЕРОМ СИНИМ, ВЕЧЕРОМ ЛУННЫМ...

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо...

Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи!

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя - 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) - русский поэт, представитель овокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма.

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

Первая публикация произведений Есенина состоялась в 1914 году в столичных журналах, а началом успешного дебюта стало стихотворение «Береза».

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.

Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать... И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности".

РЕСУРСЫ

Официальный сайт музея-заповедника С.А. Есенина

Сайт, посвященный творчеству С.А. Есенина. Полное академическое собрание сочинений С.А. Есенина. Всероссийская литературная премия имени Сергея Есенина. Есенинские музеи России.

На сайте:
Творчество
Алфавитный список произведений
Фотогалерея
Видео
Фонотека
Автобиографии
Воспоминания
Статьи

Для каждого русского человека имя Сергея Александровича Есенина неразрывно связано с понятием Родины. Поэт в своих стихотворениях воспевал тихую, неброскую, но такую милую сердцу природу средней полосы России. Для тех, кто хотя бы раз читал произведения Есенина, уже немыслимы воспоминания о России без образов белоствольных берез, бездонного синего неба, голубых рек и озер, золотых овсяных полей. Всем с детства знакомы такие стихотворения Есенина, как «Черемуха», «Поет зима - аукает…», « С добрым утром!» и другие. Великий русский актер Качалов, уезжая за границу на гастроли, всегда брал с собой томик стихов Есенина, чтобы вдалеке от родины сердцем быть рядом с ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - писал поэт.

Творчество Есенина уместилось всего в десять лет - от первого сборника его стихов «Радуница» до подготовленного перед смертью трехтомного собрания сочинений. За это время поэт пережил многое, ведь он оказался на переломе истории своей страны. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война заставили поэта искать правду о своем народе.

Стихотворение Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (1925) посвящено традиционной для поэта теме родины, к которой добавляются мотивы уходящей молодости. Подходя к своему тридцатилетию, Есенин решает остановиться и посмотреть на пройденный путь, подвести итоги своей творческой деятельности, определить свое место в общественной жизни страны.

В композиции стихотворения выделяются два плана: жизнь страны и состояние души лирического героя. Они тесно связаны между собой, сливаясь в единую, целостную картину произведения.

Первые строки стихотворения пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине: «Несказанное, синее, нежное…» Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами.

Синий цвет - основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений:

Тих мой край после бурь, после гроз…

Параллелизм - отличительная черта лирики Есенина. Мир природы и мир человека в его стихотворениях едины. Бури и грозы, пронесшиеся над страной, олицетворяют собой войны и революции, нищету и разорение. В образе «тройки коней оголтелой» воплотились все эти страшные события. Топот копыт, пыль дорог, «дьявольский свист» - вечные спутники несчастий и тревог:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.

Но эти годы прошли, и в стране на смену грому войны и молниям революций пришли тишина и умиротворение. Успокоилась и душа поэта, улеглись его переживания о судьбе родины:

И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

В стихотворении появились образы из раннего периода творчества Есенина. Запах меда и роз символизирует собой красоту, гармонию, безмятежность и спокойствие мирной жизни.

Радостное настроение во второй части стихотворения сменяется тихой грустью, разочарованием, потому что поэт стремится разобраться в случившемся, обрести истину:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Есенин понимает, что страна прошла великий путь, но он сожалеет о том, что мог бы больше сделать для своей родины, чем удалось ему сделать на самом деле. В жизни поэта были ошибки и обиды, но он никого не винит, только себя:

Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Легкомысленной и безрассудной, по мысли поэта, была его молодость. Он принимает все как есть, его душа светла и чиста, в ней нет места злобе и ненависти. Поэт не держит зла на тех, кто в прошлом причинял ему много страданий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Отношение Есенина к Советской власти было сложным и противоречивым. Поэт мечтал о России как о стране сказочно счастливой, крестьянской, патриархальной. Ему виделись мужицкий рай, земля всеобщего благоденствия. Но революция не сделала родину Есенина счастливой. Она принесла голод, разруху, страдания. Надежды на народное счастье развеялись как дым.

Каждому человеку свойственно делать ошибки, промахи, особенно в молодости. Поэтому в последнем четверостишье Есенин пишет:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

«Дуб молодой» сравнивается с молодым человеком, неопытным, не знающим жизни, подвергающимся испытаниям и ударам судьбы. Так же, как и дуб, который гнется под сильным ветром, так и человек многое делает неправильно. Но в финале стихотворения Есенин с благодарностью вспоминает свою молодость. Самая прекрасная пора в жизни человека, пора надежд и мечтаний, любви и счастья оставила самые сильные впечатления в душе поэта. Бесшабашность, молодецкая удаль, «буйство глаз и половодье чувств» воплотились в красочном образе «золотой сорвиголовы».

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что судьба страны и судьба человека неразрывно связаны. В годы тяжелых испытаний каждый человек должен быть вместе со своим народом. Необходимо приложить все силы, чтобы страна преодолела невзгоды и с честью прошла уготованный путь.

Лирика Есенина народна, подкупает своей искренностью, красотой и естественностью художественных образов, а главное - всепоглощающим чувством любви к родине.

“Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня. Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота”.
(Андрей Белый)

После нескольких произведений, относящихся к прозе, мы снова обратимся к поэзии. Литературным заданием на эти выходные дни и следующую неделю будет стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное...” , текст которого приведён ниже.

В связи с нашими литературными чтениями хочу обратиться к подписчикам с просьбой. Наверняка у многих из вас или есть свои дети, которые учатся в школе, или есть дети хороших знакомых. Найдите способ привлечь их к нашей литературной работе. Пусть их знакомство с литературой будет более осмысленным и творческим, чем это предусмотрено “реформой образования”.

У нас нет никаких “правильных” и “неправильных” взглядов. Мы вместе читаем достаточно короткие произведения, неважно, будь то проза или поэзия, и вместе думаем над прочитанным. Делимся впечатлениями и отзывами. Сначала читатели пишут свои отзывы в комментариях, а потом автор блога пишет свои размышления, а читатели могут сопоставить свои мысли с написанным, и о чём-то подумать ещё раз.

Многие произведения, которые мы разбираем, относятся к “детской литературе”, которую проходят в той же школе. Также мы можем взять какие-то произведения из сегодняшней школьной программы, если они подходят под наши цели.

Напомню, что в своё время репетитор по русскому языку и литературе учила меня писать сочинения как раз тем способом, что заставляла делать это каждую неделю – пусть немного, хоть по страничке, но постоянно. Я об этом писал в одной из статей блога “Разбирая почту (часть 1): Как научиться думать и излагать свои мысли” (статья была опубликована осенью 2016 года, её можно найти в архивах блога здесь на КОНТе).

Здесь есть отличная возможность для школьников (да и студентов филологических институтов) значительно повысить как свой уровень владения русским языком, так и умение думать и излагать свои мысли. Будет жаль, если эта возможность пройдёт мимо тех, кто в ней нуждается.

Итак, читаем стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное…” и делимся в комментариях своими размышлениями. Через неделю вернёмся к этому стихотворению и прочитаем его вместе ещё раз.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли, дальнее эхо ли,-
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа! Мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

© Сергей Есенин, 1925 г.