Брюсов о вселенной. Поэтические отголоскивалерий брюсов

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов

Имя В. Я. Брюсова вам уже хорошо известно. Этот прекрасный поэт был одним из самых образованных людей своего времени. Он считал, что культурные ценности, накопленные человечеством за все время его существования, являются самым важным достоянием людей. Его очень беспокоила проблема сохранения культурных ценностей человечества. В 1900 году, в самом начале нового столетия, он пишет стихотворение, образно представляющее труд поколений, стремящихся не только преумножить достижения предков, но и вернуть себе то, чем эти предки владели.

Задумайтесь над тем, какой художественный образ в этом стихотворении центральный, как он концентрирует идейный смысл. Обратите внимание на сочетание метафор и символов в стихотворении.

«В глуби тайные вселенной…»

В глуби тайные вселенной,

В воды темные столетий

Мы бросаем с лодки бренной

Золотые сети.

И из прочных уз мы рады

Доставать морских чудовищ,

И растут в челне громады

Скопленных сокровищ.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему добываемые «сокровища» автор называет «чудовищами», как это соотносится с двумя первыми строками стихотворения.

2. Составьте ритмическую схему стихотворения. Установите связь логического ударения с ритмикой. Объясните интонационные паузы.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Николай Яковлевич Прокопович и отношения его к Гоголю П. В. Гербеля(Современник, 1858 г., февраль)Дорого русскому сердцу имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

ГУЛЯКОВСКИЙ Евгений Яковлевич (Род. в 1934 г.) Е. Гуляковский - геолог и свой путь в литературе начал с рассказов и киносценариев о людях этой романтической профессии.В научно-фантастических произведениях (первый рассказ был напечатан в 1964 г.) писателя привлекают

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

БРЮСОВ Валерий Яковлевич 1(13).XII.1873, Москва - 9.Х.1924, Москва Советская литературная энциклопедия (1962) вознесла Брюсова в певцы труда. Еще бы! «Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно и тотчас же начал сотрудничать с советской властью». Не то, что всякие там

Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил Михайлович

Из книги Том 1. Русская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

В.Я. Брюсов* IСначала несколько личных воспоминаний об этом замечательном человеке, память о котором я сохраню на всю мою жизнь.Как всякий русский интеллигентный человек, я очень хорошо знал Брюсова по его сочинениям. Ведь недаром же он занимал одно из самых первых мест в

Из книги Милосердная дорога автора Зоргенфрей Вильгельм Александрович

8. Валерий Брюсов Пусть протянул бессильно ноги я И тень моя сошла в Аид - Еще не раз библиология Мне труд пытливый посвятит. Зане я мир воспринял наново И силу пробовал пера Под псевдонимами Иванова, Васильева et

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873 – 9 октября 1924) Родился в купеческой семье как со стороны отца (Кузьма Андреевич Брюсов (1817–1891), крепостной крестьянин, заплатил немалую сумму за волю и держал торговлю пробками в Москве), так и со стороны матери (её отец, Александр

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Вячеслав Яковлевич Шишков 3 октября (21 сентября) 1873 – 6 марта 1945 Родился в обеспеченной купеческой семье. Получил образование в Вышневолоцком техническом училище. Во время практики работал в Новгородской и Вологодской губерниях. Большое влияние на духовный облик

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

II. Валерий Брюсов[**] (Строгий учитель и непослушный, но благодарный

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Валерий Яковлевич Брюсов Когда называют имя В. Я. Брюсова, то в первую очередь имеют в виду его поэзию. Не менее известен он и как переводчик зарубежных поэтов, как автор романов и новелл. При чтении произведений этого писателя всегда узнаешь что-нибудь новое и

Из книги Пантеон российских авторов автора Карамзин Николай Михайлович

Валерии Яковлевич Брюсов Сонет к форме Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Из книги автора

Из книги автора

Князь Хилков Андрей Яковлевич Ближний стольник и при шведском дворе резидент. Год рождения его и смерти нигде не показан; а известно только, что он умер в Швеции и что тело его привезено оттуда в Санкт-Петербург в 1718 году.Был министром российским при дворе Карла XII. Петр

Из книги автора

Валерий Брюсов Аделаида Герцык. Стихотворения. СПб., 1910 г. Ц. 75 коп. - Тэффи. Семь огней. Изд. «Шиповник». СПб., 1910 г. Ц. 1 р.Г-жа Герцык в искусстве ищет своего пути. Своеобразны ее ритмы, ее язык, ее образы. Ей больше нравится искать музыкальности стиха в его свободе, чем в

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, литературный критик, историк, драматург, переводчик, прозаик, основоположник русского символизма. Во второй половине 90-х годов девятнадцатого века, будучи молодым поэтом, Брюсов сблизился с поэтами-символистами, а в 1899 году объединил сторонников «нового искусства» в издательстве «Скорпион». В 1900 годы был издан сборник «Третья стража». Стихотворение «В глуби тайные вселенной» было создано в том же 1900 году, но оно не вошло в сборник.

В этом произведении автор поднял тему проблемы сохранения культурных ценностей человечества . В стихотворении образно представлен труд поколений, которые стремятся вернуть себе то, чем владели их предки, и преумножить это достояние. Центральный образ в стихотворении - морские чудовища, именно они концентрируют идейный смысл произведения.

Стихотворение «В глуби тайные вселенной» выполнено в традициях символизма, одного из крупнейших течений в искусстве, характеризующегося использованием символики, намеков, загадочности и таинственности. Энергия слова и особенная интуиция, которую ощущает автор, вкладывается в строки его творения.

Художественное средство в этом произведении - символ – чудовище, доставаемое со дна морского. Оно закреплено в элементе художественной речи и в своем образе опирается на многозначное поэтическое слово. Поэзия становится формой мышления, она начинает играть смыслом. Автор использует символ, который несет в себе тайны человечества, и в то же время поэтическую неоднозначность.

Хотя стихотворение состоит всего из двух строф, его содержательность от размера не пострадала. В первой части автор описывает, как человечество бросает с «лодки бренной» золотые сети в «темные воды столетий» . Сети являются символом использования истории, опыта, знаний для извлечения из океана столетий «сокровищ» . Во второй строфе мы уже наблюдаем, что в лодке, в которой находится человеческий род, растет количество этих «сокровищ» - достояний предков, образуя целую громаду.

Основное назначение троп в стихотворении – метафор – создать этот переносный смысл используемых символов: глуби вселенной, воды столетий, бросаем золотые сети, морские чудовища, достаем из прочных уз, громады сокровищ растут .

Звучание самого стихотворения имеет большое значение для выражения символов. В построении стиха автор обратился к двухсложному стихотворному размеру хорей , с использованием перекрестной рифмы по положению в строфе и женской рифмы по слоговому объему, когда ударение падает на предпоследнем слоге каждой строки.

Стихотворение «В глуби тайные вселенной» можно отнести к гражданской лирике. Брюсов в традиционном лирическом стихотворном жанре задекларировал направление символизма. Оно определяло стиль эпохи, во времена которой автор работал над своими произведениями. Творение поэта пропитано духом таинственности и мистики.

Начало русского символизма считается началом Серебряного века русской поэзии. И хотя это течение зародилось в Европе, именно в России оно достигло наивысшего расцвета. Русский поэт-символист Валерий Брюсов привнес в него нечто абсолютно новое, оригинальное звучание, частое использование метафор и аллегорий. Поэт был творцом, воспевающим художественные и духовные личные ценности.

Поэтические образы как-будто поднимаются над реальностью, воплощаются автором в музыкальной форме. Своим талантом Брюсов обнажил в этих образах вечные соответствия и взаимосвязи мира, которые отражаются в нашем сознании, этим проливают свет на тайны, ведущие нас к Истине.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова

© А.Б.Филимонов, Б.П.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

В конце XIX – начале XX вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу, вдохновляла и Валерия Яковлевича Брюсова.

Являясь одним из главных представителей символизма, В.Я. Брюсов еще на заре своего творческого пути, обращаясь к ученым, заявил: «Я буду соратником ваших космических споров».

Свое обещание Брюсов реализовал в ряде «научных» стихотворений. Наиболее известное из них «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны

Миры, где пять материков…

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь.

Поэтическим откликом на идеи многомерных геометрий Лобачевского и Римана явилось брюсовское стихотворение «Мир N измерений», где поэт пытался дополнить сухие математические выводы фантастическими домыслами о населении иных измерений.

Но живут, живут в измереньях

Вихри волн, циклоны мысли, те,

Кем смешны мы с нашим детским зреньем,

С нашим шагом по одной черте!

Наши солнца, звезды, все в пространстве,

Вся безграничность, где и свет бескрыл,

Лишь фестон в том праздничном убранстве,

Чем их мир свой гордый облик скрыл.

Не менее важное место заняла у Брюсова тема человека как завоевателя природы, неутомимого труженика и вдохновенного созидателя. Героизированный образ человека-строителя лег в основу одического стихотворения «Хвала человеку» (1906). Забота о судьбе человека на Земле и во вселенной с тех пор уже не покидала поэта. Более того, она получила у Брюсова характерную для него конструктивную форму, приводила его к своего рода планетарным рационализаторским предложениям. «Человечество, - писал Брюсов, - пока тратит свою жизнь, как беспечный юноша: лучшее доказательство юности земли! Как много очередных задач перед человечеством, всем понятных, простейших, не говоря о более сложных! Должно оросить на земле пустыни, осушить болота, утеплить холодные страны, прорыть каналы: площадь полезной почвы удесятерилась бы!... А что сделано человечеством, чтобы занять достойное положение в семье обитателей нашей солнечной системы?». Легко понять, как далеко от декадентского индивидуализма уводили Брюсова мысли такого рода.

В 1895-99 В.Я. Брюсов трудился над сравнительно небольшим произведением - романом «Гора Звезды». Он задумывался как приключенческий с элементами мистики и фантастики. Рукопись романа «Гора Звезды» осталась в столе (он был впервые опубликован в 1975 г.). Вместо него Брюсов опубликовал другие строки, вполне вписывавшиеся в стереотип, формировавшийся усилиями тогдашней интеллигенцией:

Я жду, что наконец увижу шар блестящий,

Как точка малая, затерянный в огнях,

Путем намеченным к иной земле летящий,

Чтоб братство воссоздать в разрозненных мирах.

В рассказе «Ночное путешествие» (1913) герой вместе с самим Дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. В космическом пространстве происходит действие и неоконченной пьесы «Мир семи поколений» (написана в 1923 г., впервые опубликована в 1973 г.). Сюжет разворачивается на обитаемой комете, приближающейся к Земле, жители которой оказались перед дилеммой: должна ли менее развитая цивилизация жертвовать собой ради более совершенной.

В зрелый период творчества Брюсова его страстное и взволнованно отношение к научному познанию и техническому прогрессу в настоящем и мечта о безмерных завоеваниях науки в будущем отразились в его поэзии еще ярче и последовательнее. Достаточно сослаться хотя бы на те стихотворения Брюсова, в которых он прославляет авиацию или, подымаясь до подлинного лиризма, выражает надежду на сближение с гипотетическими обитателями соседних планет (Кому то, 1908; Сын Земли. 1913, Детские упования, 1914; и др.).

В наше время, когда человеческому гению удалось проложить первые пути в космическое пространство, нельзя не вспомнить, с какой увлеченностью, с какой упорной и горячей верой задумывался Брюсов об установлении связи «маленькой Земли» с другими далекими мирами, ее «сестрами» во вселенной:

И, сын земли, единый из бессчетных,

Я в бесконечное бросаю стих,-

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесет,

Но, если те любили и скорбели,

Но, если те мечтали в свой черед

И жадной мыслью погружались в тайны,

Следя лучи, горящие вдали, -

Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

«Возможны ли вообще межпланетные сношения? - писал Брюсов. Во всяком случае в них, в идее, нет ничего, противоречащего данным науки. Может быть, "путешествия" с Земли на другую планету маловероятны в силу того, что потребовали бы слишком много времени (что создает слишком много технических затруднений: необходимость везти огромный запас кислорода, пищи, воды). Зато беспроволочный телеграф открывает широкие перспективы для "переговоров". Если бы человечество, вместо войн, посвятило свои силы такому делу, может быть, приемниками исключительной силы нам уже удалось бы уловить "сигналы" иных миров. Что до сих пор в этом направлении нами сделано так мало, - ставит нас на низкую ступень развития среди обитателей вселенной. Впрочем, и жители других планет до сих пор не сумели определенным образом заявить о себе - Земле: это, до некоторой степени, оправдывает нас». Этот отрывок, свидетельствуя о направлении интересов Брюсова, дает представление и о самом стиле брюсовского мышления, не имеющего аналогий среди поэтов его круга.

Последним научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть «Первая междупланетная экспедиция», где рассказывается о полете на Марс. Над этой повестью писатель работал в 1920–21 гг., а опубликована она была только в 1976 г.

Когда человечество впервые проникло в космос, то написанные 40–50 лет назад стихи Брюсова гораздо в большей степени, чем поэтические отклики иных наших современников, оказались адекватны чувствам и мыслям, обуревавшим современное человечество. Наперекор страданиям и гибели утверждает он величие Человека, мысль и дело которого не знают преград. И в стихах поэта, сжигаемого ненасытной страстью к познанию мира, к творчеству, жизни - один из несомненных истоков нашего сегодняшнего движения:

Над поколением пропела

Свой вызов пламенная медь,

Давая знак, что косность тела

Нам должно волей одолеть.

Наш век вновь в Дедала поверил,

Его суровый лик вознес

И мертвым циркулем измерил

Возможность невозможных грез.

Пусть торжествуя, вихрь могучий

Взрезают крылья корабля,

А там, внизу, в прорывах тучи,

Синеет и скользит Земля.

Космос в поэзии Валерия Брюсова

Южный Крест

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега

Холм ледяной, поставил гибкий шест.

В полярной тьме не Сириус, не Вега, -

Как знак любви, сверкает Южный Крест.

Вот дунул ветер, поднял вихри снега;

Запел унылый гимн безлюдных мест...

Но для мечты есть в скорбной песне нега,

И тени белые - как сонм невест.

Да, я - один, во льдах пустых затерян,

Мой путь в снегах обманчив и неверен,

Мне призраки пророчат гибель вновь.

Но Южный Крест, мерцающий в тумане,

Залог, что я - не завершил скитаний,

Что впереди - последняя любовь!

Вечерний Пан

Вечерний Пан исполнен мира,

Не позовёт, не прошумит.

Задумчив, на лесной поляне,

Следит, как вечер из потира

Льёт по небу живую кровь,

Как берега белеют вновь

В молочно-голубом тумане,

И ждёт, когда луч Алтаира

В померкшей сини заблестит.

Вечерний Пан вникает в звуки,

Встающие во мгле кругом:

В далёкий скрип пустой телеги,

В журчанье речки у излуки

И в кваканье ночных прудов.

Один, в безлюдии святом,

Он, в сладком онеменьи неги,

Косматые вздымает руки,

Благословляя царство снов.

Солнцеворот

Была зима; лежали плотно

Снега над взрытостью полей.

Над зыбкой глубиной болотной

Скользили, выводя изгибы,

Полозья ровные саней.

Была зима; и спали рыбы

Под твёрдым, неподвижным льдом.

И даже вихри не смогли бы,

В зерне замёрзшем и холодном,

Жизнь пробудить своим бичом!

Час пробил. Чудом очерёдным,

Сквозь смерть, о мае вспомнил год.

Над миром белым и бесплодным

"Опять пришел солнцеворот!"

И под землёю зерна, чуя

Грядущей жизни благодать,

Очнулись, нежась и тоскуя,

И вновь готов безвестный колос

Расти, цвести и умирать!

Балтика. Ещё закат

Свой круг рисуя всё ясней,

Над морем Солнце опускалось,

А в море полоса огней,

Ему ответных, уменьшалась.

Где чары сумрака и сна

Уже дышали над востоком,

Всходила мёртвая луна

Каким-то жаждущим упрёком...

Но вдоль по тучам, как убор,

Сверкали радужные пятна,

И в нежно-голубой простор

Лился румянец предзакатный.

Когда стоишь ты в звёздном свете,

Смотря на небо, не забудь,

Что эти звёзды, блёстки эти

И те, что слиты в Млечный Путь -

Все это - солнца огневые,

Как наше солнце, и кругом

Плывут шары земель, - такие,

Как шар земной, где мы живём.

В просторном океане неба,

Как в жизни нашей, - тот же круг:

Там тот же бодрый труд для хлеба,

Та ж радость песен и наук!

Детские упования

Снова ночь и небо, и надменно

Красный Марс блистает надо мной.

Раб земли, окованный и пленный,

Что томиться грёзой неземной?

Не свершиться детским упованьям!

Не увидишь, умилённый, ты, -

Новый луч над вечным мирозданьем:

Наш корабль в просторах пустоты!

Не свершишь ты первого полёта,

Не прочтёшь и на столбцах газет,

Что безвестный, ныне славный, кто-то,

Как Колумб, увидел новый свет.

Что ж, покорствуй! Но душа не хочет

Расставаться с потаённым сном

И, рыдая, радостно пророчит

О великом имени земном.

О, ужель, как дикий краснокожий,

Удивится пришлецам Земля?

И придёт крестить любимец божий

Наши воды, горы и поля?

Нет! но мы, своим владея светом,

Мы, кто стяг на полюс донесли,

Мы должны нести другим планетам

Благовестье маленькой Земли!

Я - сын Земли, дитя планеты малой,

Затерянной в пространстве мировом,

Под бременем веков давно устало

Мечтающей бесплодно об ином.

Я - сын Земли, где дни и годы кратки,

Где сладостна зелёная весна,

Где тягостны безумных душ загадки,

Где сны любви баюкает Луна.

Мы были узники на нашем шаре скромном,

И сколько раз, в бессчётной смене лет,

Упорный взор Земли в пространстве тёмном

Следил с тоской движение планет.

И сын Земли, единый из бессчётных,

Я в Бесконечное бросаю стих, -

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесёт,

Но, если те любили и скорбели,

Но, если те мечтали в свой черёд

И жадной мыслью погружались в тайны,

Следя лучи, горящие вдали, -

Мой страстный вздох, домчавшийся

Вы, властелины Марса иль Венеры,

Вы, духи света иль, быть может, тьмы,-

Вы, как и я, храните символ веры:

Завет о том, что будем вместе мы!

Поэтическая коллекция сайта

«Моя астрономия»

/PAGE/Lesson/Brusov.rtf

Урок литературы в 8 классе

Учитель Н.Н.Бочкова.

Тема: Основа литературы- национальная традиция

(Валерий Брюсов «В глуби тайные вселенной…»)

Задачи: ТДЦ(триединая дидактическая цель):

А) воспитательная:

Воспитывать любовь к родной литературе, художественному слову как предмету искусства, любовь к культурному наследию предков, воспитывать гражданское чувство ответственности за сохранение и преумножение этого богатства

Б) обучающая:

Формировать умения лингвистического анализа художественного текста, выявления его художественных возможностей, закрепить понятие литературной традиции, ее особенности на примере стихотворения В.Я.Брюсова.

В) развивающая:

Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, их творческие способности, развивать образное мышление и способы его отображения в разных видах деятельности (в частности, рисование), эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока : урок-исследование, аналитическое чтение

Технологии урока : вариативная технология обучения, аналитическое чтение как творческая деятельность

Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование наглядного материала

I. Организационный момент , психологический настрой учащихся, целеполагание

Вступительное слово учителя. Постановка задач.

Настрой учащихся на урок

Портрет В.Я.Брюсова, (возможна небольшая презентация о поэте Серебряного века, подготовленная учащимися)

2. Проговор в парах.

Акцентирует внимание на литературоведческих понятиях: литературная традиция, образ, символ, виды двухсложных размеров стиха

Работа со словариком и проговор в парах литературоведческих терминов, понятий.

3. Входной контроль

Устный опрос по словарику терминов и по вопросам учителя (отвечают по одному представителю от группы (ряда).

Основные вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое литературный процесс.

2.Назовите факторы, с которыми тесно связан литературный процесс в России (фольклор и духовная литература)

3. Как русская национальная традиция повлияла на литературный процесс?

По результатам ответов и в зависимости от ощущения прочности своих знаний по заявленной теме учитель предлагает занять место в той или иной группе

Устные ответы на вопросы.

Взаимооценка ответов с краткими комментариями

Выбор своей группы (один из 3-х уровней)

4. Анализ художественного текста

Вводное слово о В.Брюсове. Затем учитель предлагает обратиться к тексту стихотворения (накануне оно было задано наизусть). Аналитическое чтение, в ходе которого ученики должны ответить на вопросы, выдвинутые для обсуждения:

1.Объясните, почему добываемые «сокровища» автор называет «чудовищами»? - 3 группа

2.Какой художественный образ в стихотворении можно считать центральным? Как он концентрирует идейный смысл?-2 группа

3. Как сочетаются метафоры и символы в стихотворении? Составьте его ритмическую схему. Установите связь логического ударения с ритмикой. Объясните интонационные паузы.-1 группа

Восприятие учащимися художественного текста.

Работа в группах разной степени сложности. Ответы руководителей групп. Комментарии оппонентов из других групп.

Запись тезисов всеми учениками.

Взаимооценка.