Слова. Преподобный Паисий Святогорец Слова

Православие и современность. Электронная библиотека


Блаженной памяти старец Паисий Святогорец


Слова. Том II


Духовное пробужение

© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта

© Москва. 2001

TOC \o "2-3" \n \h \z \u Предисловие переводчика

Предисловие

Введение (из слов Старца)

"Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать "депутатом" от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого".

Бог укажет выход

"Проклят творяй дело Господне с небрежением"

Будем помогать людям духовно

Часть первая. Ответственность любви

Глава первая. Равнодушное поколение

Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному

Сегодня люди вращаются вокруг самих себя

Мы ответственны

Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно

Оправдания неведению нет

Глава вторая. О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры

Народ стараются усыпить

Пример говорит сам за себя

Бог терпит нас

Защищение праведного

Противостояние сквернословам

Глава третья "Вся чиста чистым"

Духовный человек "огнь поядаяй есть"

Не будем создавать соблазнов сами

Как любят некоторые создавать соблазны

Предание грехов огласке

Глава четвертая. О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью

Работа над самими собой

Добро должно делаться по-доброму

Поведение с рассуждением

Духовная искренность отличается любовью

"Буква закона убивает"

Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога

Нам нужно приобрести орган духовного чувства

Божественное просвещение - это все

Часть вторая. О подвижничестве и благоговении

Глава первая. "Подвиг добрый"

Борьба за освящение души

Что помогает духовно преуспеть

Духовное чтение

"Истинные поклонницы…"

Спасение нашей души

Глава вторая. О том, как действует диавол

Диавол старается вывести подвижника из строя

Диавол делает нам обезболивающий укол

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы

Крыло [человеческой] воли

Глава третья. О пользе, происходящей от доброго общения

Братские отношения

О духовном родстве

Осмотрительность в общении

Материнская любовь

Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог

Что такое благоговение

О том, что благоговение передается

О благоговении внешнем

"Не дадите святая псом"

Благоговение во всем

О том, какое благоговение было раньше

Благоговение к иконам

В приношение Богу должно отдавать наиболее чистое

Глава пятая. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород

Люди забывают о тех, кто страдает

Критерий любви

Дающий приемлет божественную радость

Сребролюбец собирает для других

Доброе расположение - это все

Милостыня весьма помогает усопшим

Милостыня "втайне"

"Сие творя углие огнено собираеши на главу его"

Часть третья. О духовной отваге

Глава первая. О знамениях времен

Антихрист

Земной царь евреев

Печать 666

Новые удостоверения личности

Коварный способ введения печати

Печать равна отречению

Толкования пророчеств

Глава вторая. О том, что жертва доставляет человеку радость

В нашу эпоху жертвенность является редкостью

Мой собственный покой рождается от доставления покоя другому

Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас

Те, кто умирают геройски, не умирают

Тот, кто не берет в расчет себя, приемлет божественную силу

Вся жизнь монаха является жертвой

Глава третья. О том, что отвага рождается от доверия Богу

В отваге нет варварства

Какая отвага была в старину

Естественный страх является тормозом

Смерть боится того, кто не боится смерти

Значение дерзновения велико

Дисциплина

Бог смотрит на расположение человека и помогает ему

Будем противостоять опасностям духовно

Глава четвертая. О том, что для человека верующего мученичество является торжеством

Для того, чтобы положение исправилось, некоторым нужно будет пасть в бою

Тот, кто решился на смерть, ничего не боится

Отступление от веры смывается мученичеством

Мученичество и смирение

Какая отвага была у святых

Монах и мученичество

Часть четвертая. Зависимость от неба

Глава первая. О том, что Бог промышляет о человеке

"Ищите прежде Царствия Божия"

Человек часто пытается устроить все без Бога

Предисловие переводчика

Предисловие

Введение (из слов Старца)

Бог укажет выход

"Проклят творяй дело Господне с небрежением"

Будем помогать людям духовно

Часть первая. Ответственность любви

Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному

Сегодня люди вращаются вокруг самих себя

Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно

Оправдания неведению нет

Глава вторая. О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры

Народ стараются усыпить

Пример говорит сам за себя

Бог терпит нас

Противостояние сквернословам

Глава третья "Вся чиста чистым"

Не будем создавать соблазнов сами

Как любят некоторые создавать соблазны

Предание грехов огласке

Глава четвертая. О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью

Добро должно делаться по-доброму

Поведение с рассуждением

Духовная искренность отличается любовью

Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога

Нам нужно приобрести орган духовного чувства

Божественное просвещение - это все

Часть вторая. О подвижничестве и благоговении

Борьба за освящение души

Что помогает духовно преуспеть

Духовное чтение

Спасение нашей души

Глава вторая. О том, как действует диавол

Диавол делает нам обезболивающий укол

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы

Крыло [человеческой] воли

Глава третья. О пользе, происходящей от доброго общения

О духовном родстве

Осмотрительность в общении

Материнская любовь

Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог

О том, что благоговение передается

О благоговении внешнем

Благоговение во всем

О том, какое благоговение было раньше

Благоговение к иконам

В приношение Богу должно отдавать наиболее чистое

Глава пятая. О том, что даяние содержит в себе божественный кислород

Критерий любви

Дающий приемлет божественную радость

Сребролюбец собирает для других

Доброе расположение - это все

Милостыня весьма помогает усопшим

"Сие творя углие огнено собираеши на главу его"

Часть третья. О духовной отваге

Антихрист

Земной царь евреев

Печать 666

Новые удостоверения личности

Коварный способ введения печати

Печать равна отречению

Толкования пророчеств

Глава вторая. О том, что жертва доставляет человеку радость

Мой собственный покой рождается от доставления покоя другому

Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас

Те, кто умирают геройски, не умирают

Тот, кто не берет в расчет себя, приемлет божественную силу

Вся жизнь монаха является жертвой

Глава третья. О том, что отвага рождается от доверия Богу

Какая отвага была в старину

Естественный страх является тормозом

Смерть боится того, кто не боится смерти

Значение дерзновения велико

Дисциплина

Бог смотрит на расположение человека и помогает ему

Глава четвертая. О том, что для человека верующего мученичество является торжеством

Тот, кто решился на смерть, ничего не боится

Отступление от веры смывается мученичеством

Мученичество и смирение

Какая отвага была у святых

Монах и мученичество

Часть четвертая. Зависимость от неба

"Ищите прежде Царствия Божия"

Человек часто пытается устроить все без Бога

Благословения чудесного Божественного промысла

Вверение себя божественному промыслу

Божии благодеяния пробивают брешь в сердце

Глава вторая. О вере в Бога и доверии Ему

Сила веры

Матерью доверия Богу является вера

Вера и любовь

"Без Мене не можете творити ничесоже"

Придет время, когда уверуют все

Глава третья. О том, что Бог помогает там, где не хватает человеческих сил

Бог печется обо всем для нашего блага

Благодать Божия привлекается смирением

Помощь в начале духовной борьбы

Божественные силы всемогущи

Благое расположение

Часть пятая. О духовном оружии

Необходимо много молитвы

Прошения в молитве

Помощь, оказываемая посредством молитвы

Достоинство имеет качество молитвы

Молитва с болью

Божественное утешение

Опасность бесчувствия

Состояние боевой готовности

Глава вторая. О том, что монастыри - это крепости Церкви

Бесшумная проповедь монаха

Монах и возрождение мира

Наша духовная скромность изменяет других

Монастыри имеют духовное предназначение

Духовное состояние - духовная крепость

Молитва, правильная жизнь, личный пример

Монашество находится в опасности

После себя мы должны оставить наследие

Глава третья. О глубочайшем смысле жизни

Мы должны осознать добро необходимостью

Поможем миру в покаянии

Покаяние содействует исчезновению зла

Мы благодарим всех, кто с уважением к слову старца прочитал нижеследующие поучения перед их изданием и выразил в связи с этим свои замечания, а также тех, кто своими словами о том, что учение старца обращено ко всей полноте Церкви, воодушевлял нас продолжать начатое дело.

Мы желаем, чтобы молитвами блаженнопочившего старца Паисия, который, по свидетельству многих, день и ночь следит за нами и помогает нам своей божественной любовью, его слова, собранные в настоящем томе, вселяли в нас добрую обеспокоенность, дабы мы с любочестием подвизались, а зло отступило, и на земле воцарился мир Божий. Аминь.

Успение Пресвятой Богородицы, 1999

Игумения обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами во Христе

– Геронда, а почему Вы уходите из каливы и идёте в лес?

– Где там найдёшь безмолвие, в каливе! Один оттуда стучит, другой отсюда. На одном склоне я нашёл хорошее место. Если буду здоров, то устрою там молитвенный дзот, радар. Место очень хорошее, для лета – то что нужно, с деревьями… Смогу и на ногах стоять. Если я могу исполнять свои монашеские обязанности, то это моя радость, моя пища! Приезжайте как-нибудь!..

Введение (из слов старца)

«Для того чтобы пройти в Совет Божий, надо стать „депутатом“ от Бога, а не устроителем тёплых местечек для себя самого»

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ – как пчёлы. Если ударишь по улью, то пчёлы вылетают наружу, начинают гудеть «ву-у-у…» и, взбудораженные, кружат вокруг улья. Потом они возьмут направление в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный – возвратятся в улей, если южный – улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть ещё люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведёт всё в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы как этнос пережили столько гроз и не погибли. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не погибнем и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила. Тяжёлых лет будет немного. Лишь одна гроза.

Я говорю вам это не для того, чтобы вы испугались, а для того, чтобы вы знали, где мы находимся. Для нас это очень благоприятная возможность, торжество – трудности, мученичество. Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная благодать. И если войдёт в нас добрая обеспокоенность (о том, где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди.

Бог укажет выход

Наилучшим образом устроит всё Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание, поскольку часто, торопясь распутать клубки, люди запутывают их ещё больше. Бог распутывает с терпением. То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмёт Бог метлу! В 1830 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Ивирон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли – кто со святыми мощами, кто для того чтобы помочь восстанию. Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря и снаружи было полным-полно вооружённых турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: «Матерь Божия! Что же это такое будет?» Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берёт Она из его руки метлу и говорит: «Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету». И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала. То, что не по правде, Бог выбросит вон, как из глаза слезой выбрасывает соринку. Работает диавол, но и Бог работает и зло обращает на пользу, так чтобы из него получилось добро. Разобьют, например, кафель, а Бог делает из обломков прекрасную мозаику. Поэтому не расстраивайтесь нисколько, ибо над всем и над всеми Бог, Который управляет всем и посадит каждого на скамью подсудимых дать ответ за содеянное, в соответствии с чем каждый и воздаяние от Него получит. Будут вознаграждены те, кто в чём-то поможет добру, и будет наказан тот, кто делает зло. Бог в конце концов расставит всё по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой.

Сегодня стараются разрушить веру и, для того чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны за это разрушение мы все: не только те, кто вынимает камни и разрушает, но и мы, видящие, как разрушается вера, и не прилагающие усилий к тому, чтобы её укрепить. Толкающий ближнего на зло даст за это ответ Богу. Но даст ответ и тот, кто в это время находился рядом: ведь и он видел, как кто-то делал зло своему ближнему, и не противодействовал этому. Народ легко верит человеку, умеющему убеждать.

– Люди, геронда, как звери…

– Я на зверей не жалуюсь. Видишь ли, животные не могут сделать большого зла, потому что у них нет разума, тогда как человек, далеко ушедший от Бога, становится хуже величайшего зверя! Большое зло делает. Сильный уксус делается из прокисшего вина. Другие, искусственные виды уксуса не так сильны… Страшнее, когда диавол вступит в союз с развращённым человеком, тогда он делает другим двойное зло, как и плотской помысел, когда вступит в союз с плотью, делает плоти большее зло. Для того чтобы диавол сотрудничал с таким человеком, он должен рассчитывать на него, этот человек должен сам предпочитать зло, иметь его в себе.