Выделение ударного слога в слове. Способы формирования фонетических умений

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.

Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударно­го. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выде­ляя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. За­висит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъе­ма) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) - самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как гром­кость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В пред­ложении «Вот брат взял нож» ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах во/д и нож и гласный [а] после мягкого со­гласного в слове взял - [вз ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отли­чаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударно­сти выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными по­казателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции
всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: вы­пустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударе­ния различаются:

1. Разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и зам­ка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, му­ки и муки и т.п.

2. Некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу.

3. Разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходи­те и ходите.

Варианты слов различаются местом ударения:

Общенародный и профессиональный: добыча и добыча, ком­пас и компас, искра и искра, шасси и шасси",

Литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива",

Литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр",

Нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята",

Литературный и народно-поэтический: девица и девица, се­ребро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый",

Современный и устаревший: библиотека и библиотека, музы­ка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незна­чима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кру­жится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется не­подвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о кнгзге, книги,
книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыг­нуть) или окончании (очко, статья, молодой, нести).

В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встреча­ется очень редко: озеро - озёра, дерево - деревья, колос - колосья, бороться - борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ. рук, вод. Быва­ют и неслоговые основы: зло. сна. льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставле­ния этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не­условное ударение.

Подвижное ударение в русском языке бывает не только у суще­ствительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоиме­ний, числительных.

Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее \ потребительным, входят в основ­ной словарный фонд русского языка.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так. ударение про­изводного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга - книжка, медведь - медведица, береза - березовый, богатый - богач, голосовать - голосование, обледенеть - обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда - звездочка, избавить - избавле­ние, лошадь - лошадка - лошаденка, глухой - глухость - глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примы­
кают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бы­вают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напри­мер: на горе, от стола, ко мне, nod окном; сестра /и брат; сказал чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут при­нимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятель­ное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударе­ния и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают неко­торые фонетические признаки самостоятельного слова, заключаю­щиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безудар­ных местоимений произносятся гласные, не характерные для без­ударных слогов: те леса [т"эл"иса], ср.; телеса [т"ил"иса]; вор он [ворон], ср. ; ворон [ворън] и др.

Слабое ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обыч­ное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком ("), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (")

Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трех­сложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если смо­жешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что хо­лодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, от­куда мы вышли; письмо, которое прислали", простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей", некото­
рые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того чело­века; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит.

В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а ос­новное ударение - на втором. Такое ударение бывает у слов много­сложных. К ним относятся:

Некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самоле­тостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четы­рехклассный;

Многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

Слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-, послевоенный, сверхъестест­венный, окололитературный, межконтинентальный, внутрикле­точный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогер­манский.

Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющими­ся частями. Например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударе­ниями.

При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения - два первых побоч­ных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцен­траль, профтехобразование, мосгорисполком.

Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одно­го из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на по­следнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет по­
следний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде/ погруженная в глубокие размышления (А.С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком (/), фразовое - (//). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударени­ем, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объе­динении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложе­нии. Например, в предложении «Грачи улетели » новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое уда­рение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением како­го-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением.

I СЕМЕСТР

УРОК 25

Тема. Закрепление умения делить слова на слоги. Выделение ударного слога. Вырабатывание силы голоса. Игра в слова. Разучивание наизусть стихотворений

Цель: закрепить умения учащихся делить слова на слоги; учить выделять ударный слог в словах; правильно рассказывать выученное наизусть стихотворение; развивать акцентологические умения на подготовительном этапе к чтению, фонематический слух; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные рисунки; аудиозапись с физкультминуткой; звуковые схемы слов с ударением на 1-ом, 2-ом и 3-ем слогах.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Что же мы называем ударным слогом? (Слог, который произносим с большей силой голоса.)

III. Работа по теме урока

1. Упражнения на развитие навыков правильной постановки ударения в словах

1) Повторите слово с вопросительной интонацией и определите ударный слог.

2) Произнесите слог с большей силой голоса.

3) Произнесите слово, изменяя его так, чтобы ударение с первого слога перешло на второй.

2. Упражнение «отбивая ритм»

Учащиеся произносят слова с правильным ударением, отбивая ритм на ударном слоге в ладоши (или легонько стучат по парте).

Работа выполняется вместе с учителем.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков

1. игра «поймай ударный слог»

1) Учитель называет слова, а учащиеся хлопают в ладоши тогда, когда ударный слог - первый.

2) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - второй.

3) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - третий.

2. Заучивание стихотворений и стихотворных фраз наизусть

Например:

Мы шли против ветра

Три киллометра.

Все предметы

Имеют свои приметы.

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Скворцы и синицы -

Веселые птицы.

Ученица Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

3. Работа над творческим заданием


Обведите только буквы и составьте из них слово. (Школа)

Определите в нем ударный слог.

VI. Итог урока

Чему вы учились на уроке?

На какой слог в слове может падать ударение?

Как определить ударный слог?

Какое стихотворение вы расскажете дома родителям?

теория сонорности О. Есперсена показала, что гласные, осо­бенно открытые, являются самыми звучными сегментами речи, а потому они составляют вершину слога, его ядро, в то время как согласные группируются вокруг гласного по мере убывания «со­норности» (звучности) и тем самым определяют границы слогов.

в теории мускульного напряжения, которую развивал вслед за французским лингвистом М. Граммоном, слог рассмат­ривается как дуга мускульного напряжения с гласной на вершине этой дуги. Эта теория помогает объяснить фонетическую природу согласных на стыке слогов: согласный сильнее там, где он примы­кает к гласному, особенно к ударному, и слабее на границе слога. Например, в английских словах an aim [эn "eim] и а пате [э "neim] последовательность сегментов одинакова, но характер произно­шения пограничного [n] меняется: в первом случае он сильный в начале и слабый в конце, а во втором - он слабый в начале и силь­ный в конце. Сильноконечный [n] во втором примере, примыкаю­щий к ударному гласному, втрое превышает слабоконечный [n] в первом примере по длительности: в а пате - 90 мс, в an aim - 30 мс. При этом на границе слогов происходит спад интенсивности.

Такой же спад интенсивности был обнаружен внутри двойных согласных на границе слогов (эти согласные называются геминаты (geminate), т. е. двойные): penknife ["pennaif]. Здесь граница прохо­дит внутри удвоенного звука [n] (его можно рассматривать как один двухвершинный звук с границей слога внутри); следовательно, в различении ядра и границы слога участвует акустический признак интенсивности, и эта теория может быть названа динамической теорией;


И наконец, теория громкости , который рас­сматривал слог с точки зрения восприятия как дугу громкости; действительно, собственное качество гласных обеспечивает звуча­ние речи, потому гласный и составляет обязательный элемент слога, его ядро, а количество слогов соответствует волнообразному нара­станию и затуханию звучности с гласным на пике каждой волны.

Специфика слогообразования в английском и русском языках

При сопоставлении английского слогосложения с русским, необходимо отметить, что в английском и русском языках существуют все типы слогов и ко­личество возможных структур (подтипов) слогов практически со­впадает: 19 в английском и 18 в русском, но из всех моделей каж­дый язык «выбирает» одну или несколько наиболее частотных. Так, для русского языка более характерны модели открытого типа сло­га (СГ), а для английского - модели закрытого типа слога (СГС, СГСС и др.).

Таким образом, за исключением моделей из четырех согласных в зачине в русском языке и из пяти согласных - в английском, мы имеем дело с полным совпадением фонологического инвентаря сло­гов в двух языках. Но частотность, а значит, и функциональная нагрузка различных моделей слогов не совпадают.

Таким образом, фонетическая форма слога в английском и рус­ском языках значительно отличается по следующим параметрам:

1) по наиболее частотному типу слога (СГ и СГС);

2) по характеру связи согласного с последующим гласным (силь­ное примыкание русского согласного к последующему гласному и слабое примыкание английского согласного в этой же позиции, влияние качества английских сильных (глухих) согласных на дли­тельность гласных в английском языке);

3) по способности некоторых согласных, а именно сонантов, в английском языке выполнять слогообразующую функцию в пози­ции после согласного;

4) по наличию редких типов слогов (ССССГ в русском и ГCCCCC в английском) и количеству допустимых сочетаний со­гласных, характерных только для одного из двух языков, в целом определяющих тенденцию к большей свободе сочетаний соглас­ных для русского языка в зачине и для английского языка - в коде (конце слога);

5) по противопоставлению тяжелых (сильных) и легких (сла­бых) слогов в английском языке, которые определяют характери­стику «ударный/безударный».

Таким образом, в слоге проявляются все характерные для дан­ного языка особенности произношения как сегментного (гласные и согласные, их связь), так и сверхсегментного состава (истори­ческая и позиционная долгота гласных в английском языке).

Слогоделение в английском и русском языках

Большая часть знаний о фонетике слога получена эксперимен­тальным путем. Так, например, установлено, что 78 % слогов в русском языке - открытые, что большинство слогов в англий­ском языке - закрытые, если за гласным следует сильный, т. е. глухой, согласный. Экспериментально были проверены средства слогоделения: установлена роль просодических признаков длитель­ности и интенсивности. Длительность согласного участвует в рас­познавании слов типа an aim [эп "eim] и а пате [э "neim] или фраз типа 1 saw them eat , I saw the meat , а в keep sticking и keeps ticking отмечается участие аспирации [t] (во втором случае) как акус­тический сигнал принадлежности s к первому слогу. Во фразах / scream, "I love it! " и Ice cream, I love it! ведущая роль также при­надлежит просодии, т. е. ударению и мелодике. Вместе с тем, не­смотря на эти примеры различения смысла слов, словосочетаний и предложений посредством слогоделения, эксперименты по вос­приятию выявили, что вероятность распознавания таких словосо­четаний вне контекста, т. е. при изолированном чтении, очень не­высока, около 30 %. В реальной беглой речи слушающий опирается на вербальный и невербальный контекст ситуации, который по­могает опознавать слова и уточнять, о чем идет речь в случаях типа: peace talks , pea stalks ; I saw the meat , 1 saw them eat ; an ice house , a nice house .


Кроме экспериментально установленных данных тип слогоде­ления, отраженный в орфоэпических словарях, зависит от фоно­логических взглядов составителя словаря. Так два принципа, отражены в словарях издательства Лонгман (Дж. Уэллса) (максимум со­гласных в ударном слоге): lady ["leid-i] и в словаре издательства Кембридж (Д. Джоунз) (максимум согласных в начале слога): ["lei-di].

Задача экспериментальной фонетики - проверять фонологи­ческие теории. Например, было установлено, что, судя по харак­теру интенсивности, который проявился в ее падении в конце долгих гласных, граница слога, как правило, проходит после дол­гого гласного (включая дифтонг, как тип долгого гласного), поэтому мы поддерживаем позицию редакторов Кембриджского словаря в том, что слогоделение в случае с долгими гласными должно быть представлено следующим образом: lady ["lei-di].

В обоих словарях совпадают:

Отнесение одиночного согласного на границе двух слогов к ударному краткому гласному, т. е. к первому слогу: pit-y, Kitt-y, bett-er;

деление сложных слов по морфологическому составу: hard­ware.

Можно ли считать, что, когда мы имеем дело с кратким глас­ным в закрытом слоге, универсальный принцип максимального начала слога не действует? Как было установлено эксперимен­тально, краткие ударные гласные действительно оказываются в закрытом слоге: city ["sit-i], но при этом смыкание органов речи относится к первому слогу, в то время как взрыв смычного согласного [t] - ко второму слогу, и он обретает необ­ходимое звучание с согласным в зачине. Следовательно, граница слога - внутри [t]: ["sit-ti].

Проверьте себя

1. Заполните пропуски, используя предложенные термины (не­которые термины повторяются). Поставьте их в нужном падеже.

фонологический, фонетический, ядро, пограничные элементы, глас­ный, гласные, согласные, кода, зачин, открытый, открытые, при­крытые, закрытые, неприкрытые, легкие, тяжелые, сонорность

Слог - минимальная единица произношения и восприятия на

(1)_______ уровне и минимальная группа фонем на (2)______

уровне ментальной репрезентации.

Слог состоит из ядра и пограничных элементов. Ядро слога -

это (3)______, его слогообразующий элемент, к ней примыкают

(4)______, которые не являются слогоносителями. Согласные в

начале слога образуют (5)______, согласные в конце слога назы­ваются (6)______.

Акустически важен характер перехода от согласного к гласно­му, например для проявления твердости/мягкости согласных в русском языке. Характер согласного, следующего за гласным, опреде­ляет длительность гласного в английском языке.

Слоги бывают (7)______, если оканчиваются на гласный (Г,

СГ), и (8)______, если оканчиваются на согласный (СГС, СГСС),

(9)______, если начинаются с согласного (СГ, СГС), и (10)______, если начинаются с гласного (Г, ГС).

Слог - универсальная для всех языков единица, где слогообра­зующие - это (11)______. Базовой формой слога можно считать

(12)______слог: сочетание «согласный + гласный» (СГ). Также

универсален принцип (13)______, или звучности, организующий

все звуки речи по степени открытости и связанной с ней слого­образующей функцией.

2. Русский и английский языки имеют много общего в фоноло­гическом инвентаре слоговых моделей, но отличаются по некоторым существенным фонетическим характеристикам. Назовите их.

3. Назовите основные теории слога, с помощью которых можно объяснить строение слога и слогоделение в английском и русском языках. Приведите примеры.

Практические задания

1. Определите количество слогов и найдите их границы в следую­щих словах. Английские слова запишите в транскрипции. Обозначьте слогораздел дефисом. Объясните свое решение.

catfish melt carpet nature

eagle metal announced mileage

funny proper syllable mile

2. Напишите, из каких элементов состоят следующие слоги. За­пишите их структуру с помощью обозначений С и Г. Определите тип слога.

mean oaths

east sixths

fifths strew

7

Topic: The Accentual Structure of English Words

The Outline

(2 часа)

1. The nature of word stress.

2. Types of word stress.

3. Functions of English word stress.

5. Sentence stress.

6. Особенности слогораздела и места ударения в английском языке (доклад). Плоткин английского языка. – М., 1989, 239 с. (с. 197-199).

Обязательная литература

1.Соколова фонетика английского языка. – М., 1996

2.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

2.Зиндер фонетика. – Л., 1979

3. Лебедева фразовой акцентуации английского языка. – М., 2000

5.Торсуев акцентологии современного английского языка. – М., 1966

6. Трубецкой фонологии. – М., 2000.

7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

Понятие и природа ударения

В наиболее общем плане ударение можно определить как боль­шую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отноше­нию к остальным. В зависимости от того, в какой единице - слове или фразе - реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. Под словесным ударением традиционно понимается большая степень выделенности одного или нескольких слогов в слове по сравнению с осталь­ными слогами. Фразовое ударение есть большая степень выделен­ности одного или нескольких слов во фразе по сравнению с ос­тальными словами.

В западной лингвистической традиции различение этих двух понятий последовательно не проводится, что имеет определенные основания: даже тогда, когда мы произносим отдельное слово, на него накладывается просодическая сетка, присущая фразе, т. е. в ударном слоге слова происходит определенное мелодическое из­менение - повышение уровня, восходящее или нисходящее дви­жение (тон). Мелодическое изменение может служить средством достижения как словесного, так и фразового ударения.

Тем не менее в последнее время и в западной литературе все чаще встречается разделение ударения на лексическое (потенци­альное) (stress) и акцент (accent) - ударение, воспринимаемое за счет мелодического изменения в ударном слоге слова, являю­щегося составной частью фразы. Дж. Уэллс, например, пишет, что реализация лексического ударения как акцента зависит от интона­ции, которая, в свою очередь, определяется тем смыслом, кото­рый хочет выразить говорящий.

"К сожалению, полного соответствия между противопоставлениями stress- accent, с одной стороны, и словесное - фразовое ударение - с другой, не суще­ствует, что приводит к путанице и неопределенности понятия ударения во многих работах зарубежных и отечественных лингвистов.

Природа ударения может изучаться с различных точек зрения - артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической).

С артикуляторной точки зрения ударение связано со значитель­ным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокраще­ние мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок.

Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активно­сти органов речи на акустическом уровне приводят к росту интен­сивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на мо­нотоне звук [о:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше.

В языках мира в основном представлены два способа выделения слога: силовое (динамическое) и музыкальное (тональное) ударе­ние. Силовое ударение достигается более интенсивным произнесе­нием ударного слога, чему сопутствует его удлинение и наличие нередуцированного гласного. Такой вид ударения наблюдается в тюркских и большинстве индоевропейских языков. Музыкальное ударение проявляется в том, что ударный слог выделяется интона­ционно (например, повышением основного тона). Разные интонации ударного слога исполь­зуются в китайском, вьетнамском языках. Очень редко наблюдает­ся количественное ударение, т. е. удлинение ударного слога без его усиления, например в индонезийском языке.

До сих пор не существует общепринятого понимания того, ка­кой акустический параметр играет ведущую роль в восприятии словесного ударения в английском языке. Человеческое ухо устро­ено таким образом, что без специально поставленной задачи мы не различаем, за счет чего тот или иной слог воспринимается как выделенный. Нам кажется, что он более громкий. Однако это не всегда верно. Доказано, что ударным считается не только слог, произнесенный с большей силой, но и тот, который имеет боль­шую длительность.

Экспериментальные исследования показали, что ударные сло­ги в русском языке стабильно имеют большую относительную дли­тельность.

Несмотря на то, что физиологическая природа ударения универсальна, сила речевого выдоха у говорящих на различных языках различна. Эксперименты пока­зывают, что сила экспирации у славян слабее, чем у носителей германских язы­ков, а у русских - сильнее, чем у поляков, чехов и украинцев. Русские воспринимают как ударные те слоги немецких слов, кото­рые содержат долгий гласный.

В тех языках, где ударный и безударный слоги противопостав­лены по признаку наличия/отсутствия редукции, важным, очевид­но, будет являться и качество звука. Поскольку в русском языке полный гласный может встречаться только под ударением, рус­ские, изучающие английский язык, допускают ошибки в произ­несении слов с нередуцированным безударным гласным, перенося ударение на него.

В классических работах российских фонетистов приоритет в формировании словесного ударения в английском языке отдается силовому компоненту - интенсивности. справедливо отмечает, что высотные различия между слогами слова не прису­щи акцентно-ритмической структуре слова как таковой. Слог мо­жет быть воспринят как выделенный и без участия голосового тона, например, при монотонном произнесении или произнесении ше­потом. Однако при произнесении слова высотные различия неиз­бежно присутствуют вследствие артикуляторного навыка интона­ционно оформлять предложение.

Признание одного из компонентов ударения ведущим не отри­цает значимости других. А. Гимсон отмечает, что громкость сама по себе не является надежным средством определения положения ударения в английском языке. Слова типа "import и im"port, не раз­личающиеся по сегментному составу, при произнесении на одном уровне без увеличения длительности ударного слога едва ли мож­но различить на основании только параметра громкости.

В настоящее время признается, что английское ударение пред­ставляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с дру­гом компонентов - динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Удар­ный слог едва ли может оказаться одновременно и самым гром­ким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого.

Второстепенными показателями ударности слога в англий­ском языке считаются наличие в нем нередуцированного гласно­го, твердого приступа, аспирированного взрывного согласного.

Типы словесного ударения

1. По расположению в слове. Словесное ударение может рассмат­риваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения - типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков.

Если ударный слог во всех словах языка занимает неизменное положение по отношению к другим слогам, т. е. является первым, вторым, последним и т. п., то ударение называется связанным или фиксированным (bound ). Например, в финском, венгерском, чеш­ском языках ударение, как правило, падает на первый слог; в ту­рецком, армянском и французском, а также в тюркских и иран­ских языках - на последний слог.

Сравнительно небольшое количество языков характеризуется свободным положением ударения, т. е. ударение может падать на любой слог слова. К таким языкам относятся английский, голланд­ский, греческий, итальянский, русский, румынский, испанский и ряд других (ср. английские " extract и ex " tract , русские промысел, столица, самовар)..

Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных слово­формах. В случае неподвижного ударения его положение сохраня­ется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: важный - важно - важничать - важность - важностью - о важности", "wonder - "wondrous - "wonderful - "wonderfully.

Подвижное ударение меняет свое положение в различных фор­мах слова и его производных: поле - поля - полевой", "diplomat - diplomacy - ,diplo"matic.

Подвижность английского ударения выражается и в смене ме­ста главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными при­ставками под влиянием ритма фразы, например: The de " vice is user - , friendly , но This is a " user - friendly device .

2. По степени выделенности слога. Слоги в слове обладают раз­личной степенью выделенности. Словесное ударение определяет облик слова: ударный слог, подчиняя себе безударные, как бы связывает все слоги в единое целое. Соотношение слогов слова, определяемое по степеням сло­весного ударения, называют акцентно-ритмической структурой слова, например, "- (mother }, - "- (police ).

В английском языке принято выделять главное (primary, strong, main, principal) и второстепенное (secondary, half-strong, medium) ударение. Представители американской фонетической школы Б. Блок (B. Bloch), Г. Трейгер (G. Trager), (Н. А. Gleason) выделяют большее количество степеней ударности. Они говорят о главном (primary, loud), второстепенном (secondary, reduced loud) и третичном (tertiary, medial) ударении.

Третичное ударение обладает приблизительно той же степенью выделенности, что и второстепенное, но отличается от последне­го своим расположением в слове. Оно занимает положение за глав-ноударным слогом, в то время как второстепенное ударение пред­шествует основному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суф­фиксами -аrу, - о r у, - опу предпоследний слог получает ослабленное ударение: dictionary , territory , ceremony . Существует точка зрения, что в английских словах типа "blackboard или "realize, где не происходит редукции гласного в последнем сло­ге, мы тоже имеем дело с третичным ударением.

Таким образом, по мнению американских дескриптивистов в английском языке можно выделить четыре значимые степени ударения, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) главное ударение, маркированное изменением направления голосового тона;

2) второстепенное ударение, маркированное повышением уров­ня произнесения слога и/или громкости;

3) третичное ударение, не предполагающее мелодического из­менения и воспринимаемое за счет полного качества гласного;

4) слабое ударение (отсутствие ударения), не предполагающее мелодического изменения и характеризующееся редукцией глас­ного.

Однако, наиболее целесообразной и распространненной в методике преподавания английского языка как иностранного является британская концепция трехфазного словесного ударения, согласно которой принято выделять три значимые степени ударения: главное, второстепенное и слабое ударения.

Функции словесного ударения

Словесное ударение является средством формирования слова. Оно придает звуковой форме законченность и способствует рас­познаваемости слова в потоке речи. Эту функцию обычно назы­вают конститутивной (словообразовательной, словоформирующей). Как мы уже упомянули, ударением обладают даже односложные слова, поскольку качественные характеристики ударного слога от­личаются от качественных характеристик безударного. В много­сложных словах ударение задает специфическую модель взаимоот­ношения между слогами, подчиняя безударные слоги ударным и объединяя их в единое целое. Слог, несущий ударение, составляет ядро, «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

Главное ударение в английском языке обладает различительной функцией. Оно способно различать:

1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях an "overflow - to, over"flow; an "accent - to ac"cent, где существитель­ные имеют ударение на первом слоге, а глаголы - на последнем;

2) лексическое значение слов, например be"low и "billow;

3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное + существительное», например a "blue­bottle (василёк} - a "blue "bottle (бутылка голубого цвета); a "hot dog (вид пищи) - a "hot "dog (перегревшаяся собака);

4) сложное существительное и фразовый глагол: a "walkout - to "walk "out; a "pushover - to "push "over.

В сложном слове ударение падает на первый компонент, в сво­бодном словосочетании и фразовом глаголе - на оба компонента.

Проверьте себя

Для подготовки к лабораторно-практическому занятию студентам предлагается список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе занятия, которые могут быть использованы учащимися в качестве материала для самоконтроля.

1. Какое наиболее общее определение понятия ударения Вы знаете?

2. Какие термины употребляются в отечественной и зарубежной фонетике для разграничения понятий ударения, реализующегося в слове и фразе? В чем заключается практическая трудность разгра­ничения этих видов ударения?

3. Какова природа ударения с артикуляторной, акустической и перцептивной точек зрения?

4. Каковы основные способы выделения ударного слога в язы­ках мира?

5. Каким образом достигается выделенность ударного слога в английском языке?

6. Какое ударение называют фиксированным? свободным? Оха­рактеризуйте английский язык с точки зрения положения ударе­ния в слове; подтвердите свой вывод примерами.

7. Какова градация степеней ударения в английском языке?

8. Чем второстепенное ударение отличается от третичного?

9. Каковы основные тенденции постановки словесного ударе­ния в английском языке?

10. Какие функции выполняет словесное ударение в англий­ском языке?

11. В чем проявляется различительная функция словесного уда­рения?

Практические задания

На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается комплекс упражнений для практического закрепления теоретических положений.

1. Назовите тенденции, определившие место ударения в следую­щих словах:

Despe"ration, "boxful, ac "centual, a, ccommo"dation, "bracket, a"ccumulator, "comedy, re"act, pro "priety,represen "tation, "doubletalk, "session,seven"teen, "nursery school,re"mold,over"value, con "duct, "smoking room

2. Проставьте ударение в следующих словах и обоснуйте свое решение:

AIDS patient, answering machine, air-sea, air-sea rescue, apple-green,

аirsick, agriculture, aquaculture, allergy, allergic, asocial, all-round, all-round athlete

3. Попытайтесь вывести правила постановки ударения в много­сложных глаголах, исходя из влияния фонетического фактора и основываясь на приведенных ниже примерах. Начните формули­ровку правила со слов: «Если последний слог содержит...».

determine entertain

develop remember

abandon represent

astonish appoint

prohibit connect

4. Проставьте ударение в подчеркнутых словах, обоснуйте свое решение:

а) The lack of proper housing made the post-war governments work out a programme of rapid apartment building.

б) Every new apartment building has underground parking.

в) The insurance was invalid for the invalid.

r) You will need a permit to fish here.

д) The bighorn can hardly be seen in European zoos.

е) The horseman was blowing a big horn.

ж) Another word for a strikebreaker is a blackleg.

з) Have you ever seen an all-white dog with a black leg?

Лабораторно-практическое занятие № 8, 9

Topic: The Concept of Intonation

The Outline

(4 hours)

1. Intonation, it’s definition. Intonation and prosody.

2. Main approaches to intonation in the UK and USA.

3. Functions of intonation.

4. Graphical representation of intonation in the line of text and on the staves.

ponents of intonation (pitch, loudness, tempo and pauses, timber).

6. Functional aspect of intonation (доклад ). Roach P. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, 2007, 283 с. (c. 183-201).

Обязательная литература

2.Соколова фонетика английского языка. – М., 2004

3.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1. Антипова система английской речи. – М., 1984.

2. Блохина характеристики речи и методы их анализа. – М., 1980.

3.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

4. Зиндер фонетика. – Л., 1979

5. Николаева интонация славянских языков. – М., 1977.

6. Цеплитис речевой интонации. – Рига, 1974.

7. К проблеме взаимосвязи гармонии и интонации в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. – Уфа, 1973.

8. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

9. Wells J. C. English Intonation. – Cambridge University Press, 2011

На лабораторно-практических занятиях разбираются теорети­ческие вопросы, а также обсуждаются выводы, к которым студенты пришли в результате выполнения практического за­дания.

При подготовке к лабораторно-практическому занятию рекомендуется использовать следующий допол­нительный материал по учебнику, Шевченко современного английского языка. Теоретический курс. – М., 2005.

Просодия. Компоненты просодии

Речевой поток состоит не только из сегментных единиц - зву­ков, составляющих линейную последовательность. В любом его отрезке присутствуют и другие средства, которые принято назы­вать сверхсегментными или просодическими (от греческого слова prosodia - ударение, припев). Эти средства характеризуют не от­дельные звуки речи, а звуковую последовательность. Наименьшей такой последовательностью является слог, к последовательностям большей протяженности относятся слово, словосочетание, син­тагма (синтагма - минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов), фраза, сверхфразовое единство (сверхфразовое единство - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки) и текст.

Сверхсегментные средства речи можно изучать с точки зрения их физических (акустических) свойств, а также с перцептивной точки зрения, т. е. в зависимости от воспринимаемых человече­ским ухом качеств.

Базовыми сверхсегментными средствами речи на уровне вос­приятия являются высотные характеристики (изменение направ­ления голосового тона, уровень и диапазон произнесения), сила (громкость) и долгота. На акустическом уровне им соответствуют частота основ­ного тона, интенсивность и длительность речевого сигнала.

Частота основного тона соответствует частоте колебания голо­совых связок. При производстве звука, составной частью которого является голос (гласные, звонкие согласные, сонанты), голосо­вые связки вибрируют не только всей своей массой, но и отдель­ными частями. Эта вибрация порождает образование множества звуковых волн различной частоты, которые и создают звук. Самая низкая частотная составляющая соответствует колебанию тела го­лосовых связок. Эту частоту и называют частотой основного тона,

ЧОТ (fundamental frequency). Частоту основного тона измеряют в количестве колебаний голосовых связок в секунду (герцах) или в полутонах, представляющих собой наименьший частотный интер­вал, воспринимаемый человеческим ухом.

Акустический коррелят громкости - интенсивность, или зву­ковая мощность, - определяется величиной звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапа­зон интенсивности звуков, воспринимаемый человеческим ухом, очень велик. Интенсивность голоса певца превышает интенсивность шепота в 1000 раз. Поэтому для измерения интенсивности приме­няют логарифмические единицы - децибелы. Очень слабые зву­ки, не различимые человеческим ухом, акустически принимают за 0 дБ. Остальные звуки характеризуются тем, во сколько раз они превышают этот условный уровень.

Под длительностью речевого сигнала понимают количество вре­мени, затраченное на его произнесение. Длительность измеряется в милисекундах.

Описанные акустические характеристики являются лишь непо­средственными коррелятами того, что слышит человеческое ухо. Иными словами, слыша повышение или понижение мелодиче­ского уровня, мы воспринимаем его как результат непосредствен­ного изменения ЧОТ. На самом деле эффект мелодического изме­нения достигается путем сложного взаимодействия высоты, силы, долготы и даже тембра звука. Подобно этому эффект громкости возникает на основе взаимодействия силы с высотой и долготой.

Сверхсегментные средства формируют направление изменения голосового тона, уровень и диапазон фразы, ее громкость, темп, противопоставление ударных и безударных элементов, ритм, т. е. то, что принято называть просодией фразы.

К просодии фразы относят также и паузу, которая представля­ет собой отсутствие речевого сигнала. Часто элементом просодии считают и тембр (качество голоса). Качество голоса зависит от спектральных характеристик, тесно связанных с просодическими, и в первую очередь с уровневыми показателями (ЧОТ). Просодический тембр (качество голоса) принад­лежит не звуку, а фразе или ее отрезку и определяется в терминах «шепот», «хриплость», «фальцет» и т. д.

Просодия является строительным материалом звучащей речи, выполняя функции ее целостного формообразова­ния и разделения на сегменты. Характеризуя просодию речевой единицы, мы оперируем абсолютными показателями ЧОТ, ин­тенсивности и длительности, ничего не говорящими о смыслоразличительных возможностях этой единицы. В самом деле, ничего во фразе не меняется в зависимости от того, произнесена она высо­ким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Один из виднейших исследователей в области экспериментальной фонетики и психологии речи называл просодию «кан­вой, по которой вышиваются интонации и слова».

Просодия - это комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, вре­менных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фра­за, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию орга­низации и сегментации потока речи.

Сверхсегментные просодические средства служат материалом для образования трех взаимозависимых и взаимодействующих функ­циональных систем: интонации, ударения и ритма. Интонация яв­ляется системой единиц, обладающих планом содержания, а сле­довательно, смыслоразличительной функцией. Ударение выполняет функцию выделения одних слогов (словесное ударение) или слов (фразовое ударение) по отношению к другим. Ритм накладывает на синтагму, фразу, сверхфразовое единство и текст структурную сетку, организуя их.

Одно и то же просодическое средство может одновременно являться строительным элементом всех трех систем. Так, измене­ние направления тона в последнем значимом слове фразы выде­ляет его среди других слов (ударение), передает значение коммуникативного типа, или целеустановки (интонация), а повторяе­мость аналогичных тональных изменений создает ритмический эффект.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.

Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.

Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:

Прочитайте слова так, как требует знак ударения.

Какое слово – забавное, смешное, необычное?

Какое слово – знакомое, привычное?

В каком слове ударный слог легче всего тянется?

Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.

В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

  1. Произношу слово, выделяя ударный слог.
  2. Называю ударный слог.
  3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....