Стихотворение "читая гамлета" ахматова анна андреевна. Сочинение по стиховторению Анны Ахматовой "Читая Гамлета" - arinafartukh Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета»

Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей. Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским “Гамлетом” и собственным романом с Николаем Гумилевым, найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей, что она и отразила в своем произведении “Читая Гамлета” .

Гумилев несколько раз делал

Ахматовой Предложение и неизменно получал отказ, так как поэтесса не интересовалась замужеством, мечтая лишь о литературном поприще. В этом отношении она, словно Гамлет, одержима идеей увидеть призрака, и прекрасно осознает, что только поэзия может дать ей ответы на жизненно важные вопросы. Но на пути к заветным вершинам то и дело встает реальный и осязаемый человек, который также одержим мечтой завоевать сердце Ахматовой. Поэтому образ Гамлета имеет схожие черты и с Гумилевым. Поэтесса подчеркивает это, обращаясь к нему с фразой: “Только принцы такое всегда говорят”.

Но в сюжете, который написан

Самой жизнью, события развиваются по-иному. Гумилев пророчит Ахматовой монастырь, если она не согласиться выйти “замуж за дурака”, под которым он подразумевает самого себя. Эти слова поэтесса запомнит на всю свою жизнь и вернется к сказанному несколько позже, когда будет идти под венец с их автором. Но это произойдет еще через год, за который случится множество различных событий, включая и неудачные попытки самоубийства Гумилева. А пока Ахматова наслаждается собственной свободой и может открыто признаться навязчивому поклоннику, что не испытывает к нему ничего, кроме дружбы. “Я люблю тебя, как сорок ласковых сестер”, – отмечает поэтесса. При этом она позволяет себе некоторые вольности в общении с Гумилевым и дает ему ложные надежды, о чем впоследствии будет сожалеть. Ведь слова этого человека впоследствии окажутся пророческими. Ахматовой предстоит сделать непростой выбор: допустить гибель человека и, раскаиваясь в этом, уйти в монастырь, либо стать супругой человека, которого она считает своим братом. Второй вариант кажется ей менее страшным и трагическим, хотя Ахматова и предполагает, что создание семьи в ее случае является не самым разумным решением. Тем не менее, так же, как и Гамлету, ей придется отвечать на сложный вопрос о том, быть или не быть, не догадываясь о том, что любой из двух вариантов является ошибочным.

(No Ratings Yet)



  1. Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их...
  2. Те, кто лично не знал Анну Ахматову, были убеждены, что она меняет любовников чуть ли не каждую неделю. Для этого достаточно было познакомиться с творчеством поэтессе, в стихах которой фигурировали...
  3. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила...
  4. Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса...
  5. После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у...
  6. Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу...
  7. Говорят, что близкие люди способны чувствовать друг друга на расстоянии. Подобные взаимоотношения были у Анны Ахматовой с ее первым мужем, Николаем Гумилевым, которого она считала не столько супругом, сколько другом...
  8. Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек...
  9. Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева....
  10. Анна Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым в 1904 году, и 17-летний юноша не произвел на нее особого впечатления. Более того, будущая поэтесса очень холодно отнеслась к своему воздыхателю, хотя любила...
  11. В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова...
  12. В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие – от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей,...
  13. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  14. Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая...
  15. Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова...
  16. Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса...
  17. Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала определенную выгоду. Гумилев был на протяжении нескольких лет безнадежно влюблен...
  18. Круг знакомств Анны Ахматовой был весьма широк. В него входили не только ученые и литераторы, издатели и меценаты, но и художники, к которым поэтесса испытывала особую привязанность. В 1914 году...
  19. Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось,...
  20. У Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и...
  21. В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая...
  22. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Убедить ее сделать что-то по-другому было практически...
  23. После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же...
  24. Анну Ахматову нередко обвиняют в том, что ее творчество окрашено в пессимистические тона. Отчасти это действительно так, потому что у этого автора сложилась особая манера повествования, основанная на публичной демонстрации...
  25. Первая мировая война, в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова, которая именно в этот период осознала,...
  26. Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял...
  27. Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась...
  28. В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми в своем воображении поэтесса разыгрывала сцены ревности, любви, разлуки и...
Анализ стихотворения Ахматовой “Читая Гамлета

1 650 0

Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей. Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским «Гамлетом» и собственным романом с Николаем Гумилевым , найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей, что она и отразила в своем произведении .

Несколько раз делал предложение и неизменно получал отказ, так как поэтесса не интересовалась замужеством, мечтая лишь о литературном поприще. В этом отношении она, словно Гамлет, одержима идеей увидеть призрака, и прекрасно осознает, что только поэзия может дать ей ответы на жизненно важные вопросы. Но на пути к заветным вершинам то и дело встает реальный и осязаемый человек, который также одержим мечтой завоевать сердце Ахматовой. Поэтому образ Гамлета имеет схожие черты и с Гумилевым. Поэтесса подчеркивает это, обращаясь к нему с фразой: «Только принцы такое всегда говорят».

Но в сюжете, который написан самой жизнью, события развиваются по-иному. Гумилев пророчит Ахматовой монастырь, если она не согласиться выйти «замуж за дурака», под которым он подразумевает самого себя. Эти слова поэтесса запомнит на всю свою жизнь и вернется к сказанному несколько позже, когда будет идти под венец с их автором. Но это произойдет еще через год, за который случится множество различных событий, включая и неудачные попытки самоубийства Гумилева. А пока Ахматова наслаждается собственной свободой и может открыто признаться навязчивому поклоннику, что не испытывает к нему ничего, кроме дружбы. «Я люблю тебя, как сорок ласковых сестер», - отмечает поэтесса. При этом она позволяет себе некоторые вольности в общении с Гумилевым и дает ему ложные надежды, о чем впоследствии будет сожалеть. Ведь слова этого человека впоследствии окажутся пророческими. Ахматовой предстоит сделать непростой выбор: допустить гибель человека и, раскаиваясь в этом, уйти в монастырь, либо стать супругой человека, которого она считает своим братом. Второй вариант кажется ей менее страшным и трагическим, хотя Ахматова и предполагает, что создание семьи в ее случае является не самым разумным решением. Тем не менее, так же, как и Гамлету, ей придется отвечать на сложный вопрос о том, быть или не быть, не догадываясь о том, что любой из двух вариантов является ошибочным.

Гамлет - человек с расколотым сознанием, терзаемый непреодолимым расхождением между идеалом человека и человеком реальным. Эти слова - в другом месте - устами Лоренцо произносит и сам Шекспир: "Так надвое нам душу раскололи Дух доброты и злого своеволья". Гамлет предстает посланцем смерти и темной стороны этого мира, а Клавдий - его жизненной силой и здоровьем. Это может показаться парадоксом, но стоит задуматься над фразой "в роли короля Дании Гамлет был бы во сто крат опаснее Клавдия", и все становится на свои места. Дело даже не в мстительности, а в метафизической сущности того явления, которое усеивает сцену грудой трупов. Борцы со злом, умножающие его неисчислимо.

Для Достоевского Шекспир - поэт отчаяния, а Гамлет и гамлетизм - выражение мировой скорби, сознание своей ненужности, хандра полнейшей безнадежности с неутолимой жаждой какой-либо веры, каинская тоска, приливы желчи, муки во всем сомневающегося сердца… озлобленного и само на себя и на все, что оно кругом видело.

В XX веке на литературную арену выходит модернизм с кардинально иными творческими приемами и методами. Если в XIX веке в литературе преобладала социальная проблематика, то в XX веке на первый план вышел интерес к внутреннему миру человека и, как следствие, субъективизм. В соответствии с этим изменением приоритетов изменились формы бытования шекспировских реминисценций.

"Золотой век" русской литературы синонимичен эпохам раннего и высокого Возрождения. Это утверждение тем более очевидно, что как такового Возрождения в русской культуре вообще, и в литературе в частности, не существовало, а барокко, если и взяло на себя функции эпохи Возрождения, то ни как не в литературе, а, прежде всего в живописи, и архитектуре. При таком рассмотрении общего развития духа русской литературы снимается аберрация близости, Шекспир становится постсовременником Пушкина и Лермонтова и не так уж далеко отстает в семиотическом пространстве от Бальмонта и Белого. У Ахматовой в начале творчества этот темпоральный парадокс реализуется очень безобидно. В сборнике "Вечер", где налицо детскость сознания поэзии начала ХХ века, есть микроцикл "Читая "Гамлета", состоящий из двух стихотворений. "Гамлет" - текст, существующий в ближайшем окружении (по названию цикла и прямой цитации), а стихи Пушкина отдалены в эстетическом пространстве, поскольку интертекстуальная связь зашифрована не через цитату с атрибуцией, как в случае с Шекспиром, а через аллюзии.

А. Ахматова 1. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь, Или замуж за дурака…"… 2. И как будто по ошибке Я сказала "Ты", Озарила тень улыбки Милые черты. От подобных оговорок Каждый вспыхнет взор, Я люблю тебя как сорок Ласковых сестер.У. Шекспир Гамлет (Офелии): Затворись в обители, говорю тебе… А если тебе непременно надо замуж, выходи за глупого… Гамлет (об Офелии"): Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев, И вся любовь их - не чета моей. А. С. Пушкин Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю!

Ситуация стихотворения А. С. Пушкина "Ты и Вы" дается с точки зрения женщины, причем сюжеты обоих стихотворений полностью совпадают и состоят из фаз: обмолвка - радость - растерянность - признание в любви. Но финальные стихи у Пушкина "И говорю ей: "Как Вы милы", / И мыслю: "Как тебя люблю"" сохраняют мифологическую оппозицию мужского и женского, тогда как у Ахматовой телесная суть мироздания табуирована. Любовь "сестры" - любовь только духовная, пусть и гиперболизированная числительным. "Комплекс Электры" (обратная сторона "Эдипова комплекса") реализуется в стремлении одного поэта стать равным другому (отношения брата и сестры - это не то, что отношения отца и дочери).

Но одна из масок Пушкина, которая существует в сознании ранней Ахматовой, - всего лишь Гамлет, который пытается определиться в своем телесном существовании к Офелии.

Разрыв на этом текстуальном (сюжетном) уровне превращается далее в идею необходимости "собирания мира", понимание невозможности телесной соединимости сублимируется в утопическую решимость соединить "двух столетий позвонки".

Возможность появления эффекта большей временной и физической приближенности Гамлета по сравнению с культурным концептом Пушкина заложена, опять-таки, в тексте Шекспира. По отношению к языку Гамлет предстает перед нами авангардистом, отрицающим, сознательно уничтожающим прежнюю знаковую, семиотическую систему: "…Я с памятной доски сотру все знаки / Чувствительности, все слова из книг, / Все образы, всех былей отпечатки, / Что с детства наблюденье занесло, / И лишь твоим единственным веленьем/Весь том, всю книгу мозга испишу…" [Шекспир 1994, Т.8.: 37].

Особенно показательны в этом плане шекспировские реминисценции в поэзии М.И. Цветаевой. В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" поэтесса пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью:

Своей Королеве встаю на защиту -

Я, Ваша бессмертная страсть.

"Офелия - в защиту королевы" [Цветаева1994: 171]

Неслучайно в стихотворении "Офелия - в защиту королевы" рядом с образом Офелии возникает образ Федры (практически в то же время, что и стихи гамлетовского цикла, написана и поэма "Федра"):

Принц Гамлет! Довольно царицыны недра

Порочить... Не девственным - суд

Над страстью. Тяжелее виновная - Федра:

О ней и поныне поют.

"Офелия - в защиту королевы" [Цветаева 1994: 171]

В мировой литературе Федра стала воплощением необоримой греховной страсти, которая заканчивается только смертью.

По мнению лирической героини стихотворения, чуждый страстям, "девственник" и "женоненавистник" Гамлет не имеет права "судить воспаленную кровь", потому что сам не испытывал сильных чувств. Он не просто рассудочен, он настолько далеко ушел от мира людей, что ему стали непонятны их чувства и стремления ("вздорную нежить предпочетший" - говорит о нем цветаевская Офелия). Это неоднократно подчеркивается в стихотворениях "Офелия - Гамлету" и "Офелия - в защиту королевы". Вот одна из цитат.

Гамлетом - перетянутым - натуго,

В нимбе разуверенья и знанья,

Бледный - до последнего атома...

(Год тысяча который - издания?)

Офелия в стихотворении Цветаевой как бы предсказывает, что Гамлет вспомнит о человеческих чувствах, только после ее смерти:

В час, когда над ручьевой хроникой

Гамлетом - перетянутым - встанете...

"Офелия - Гамлету" [Цветаева 1994: 170]

В этом смысле непосредственным лирическим продолжением выглядит стихотворение "Диалог Гамлета с совестью". Именно в нем сбывается предсказание Офелии, и Гамлет задумывается о своих чувствах к ней.

В стихотворении обыгрывается знаменитая фраза Гамлета:

Ее любил я. Сорок тысяч братьев

Всем множеством своей любви со мной

Не уравнялись бы...

"Гамлет" перевод М. Лозинского [Шекспир 1993: 272]

Цветаева не решает вопрос, любил Гамлет Офелию или нет. Сам лирический герой остается в сомнениях по поводу собственных чувств. По мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности.

В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя:

На дне она, где ил.

(недоуменно)

"Диалог Гамлета с совестью" [Цветаева 1994: 199]

Если обратить внимание на саму форму стихотворения, то можно заметить, что она напоминает драматическую. Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ссылка на это дается уже в самом названии - "Диалог Гамлета с совестью". В стихотворении есть и еще один признак драмы - авторская ремарка к словам персонажа.

Стихотворения М. Цветаевой отражают авторский взгляд на "Гамлета", отношение к персонажам трагедии. При этом поэтесса создает совершенно отличные от шекспировских образы и сюжеты - своего рода альтернативную шекспириану. В зависимости от восприятия Цветаевой трансформируются образы Гамлета, Офелии, королевы Гертруды. Офелии приписываются несуществующие и даже невозможные в контексте пьесы Шекспира диалоги с Гамлетом, а рефлексия Гамлета направляется не на эпохальные проблемы, а на личные чувства и переживания. Более всего соотносится с шекспировским первоисточником последнее стихотворение. Оно наиболее логично бы вписалось в сюжетную канву.

«Читая Гамлета» Анна Ахматова

У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета»

Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей. Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским «Гамлетом» и собственным романом с Николаем Гумилевым, найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей.

Гумилев несколько раз делал Ахматовой предложение и неизменно получал отказ, так как поэтесса не интересовалась замужеством, мечтая лишь о литературном поприще. В этом отношении она, словно Гамлет, одержима идеей увидеть призрака, и прекрасно осознает, что только поэзия может дать ей ответы на жизненно важные вопросы. Но на пути к заветным вершинам то и дело встает реальный и осязаемый человек, который также одержим мечтой завоевать сердце Ахматовой. Поэтому образ Гамлета имеет схожие черты и с Гумилевым. Поэтесса подчеркивает это, обращаясь к нему с фразой: «Только принцы такое всегда говорят».

Но в сюжете, который написан самой жизнью, события развиваются по-иному. Гумилев пророчит Ахматовой монастырь, если она не согласиться выйти «замуж за дурака», под которым он подразумевает самого себя. Эти слова поэтесса запомнит на всю свою жизнь и вернется к сказанному несколько позже, когда будет идти под венец с их автором. Но это произойдет еще через год, за который случится множество различных событий, включая и неудачные попытки самоубийства Гумилева. А пока Ахматова наслаждается собственной свободой и может открыто признаться навязчивому поклоннику, что не испытывает к нему ничего, кроме дружбы . «Я люблю тебя, как сорок ласковых сестер», — отмечает поэтесса. При этом она позволяет себе некоторые вольности в общении с Гумилевым и дает ему ложные надежды, о чем впоследствии будет сожалеть. Ведь слова этого человека впоследствии окажутся пророческими. Ахматовой предстоит сделать непростой выбор: допустить гибель человека и, раскаиваясь в этом, уйти в монастырь, либо стать супругой человека, которого она считает своим братом. Второй вариант кажется ей менее страшным и трагическим, хотя Ахматова и предполагает, что создание семьи в ее случае является не самым разумным решением. Тем не менее, так же, как и Гамлету, ей придется отвечать на сложный вопрос о том, быть или не быть, не догадываясь о том, что любой из двух вариантов является ошибочным.