Реформы александра 1 краткое описание. Преобразования Александра I


  1. Каковы были причины, ход и итоги Отечественной войны 1812г?

  2. Ответ оформить в текстовом документе и отправить по электронному адресу cherno [email protected]

Россия в первой половине XIX в. Политическая власть и реформы
После смерти Павла 1 на престол вступилАлександр 1 (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр 1 с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла 1, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки -Екатерины 2 Великой . Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр 1 легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра 1 были представители молодого поколения дворянской знати: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М. Сперанский.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Первые годы своего правления Александр 1 начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре 1 коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден "Комитет министров".

Параллельно был создан Сенат - высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. - высший законосовещательный орган при императоре - Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М. Сперанский (1772-1839). По поручению Александра 1 он подготовил план государственных преобразований (1809 г.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия , которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр 1 провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.

В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

Реформы Александра 1


Годы правления: 1801-1825.

Александр 1 – сын императора Павла 1 и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2 . Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.


1 этап преобразований


Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.


2 этап реформ


Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началасьОтечественная война . После изгнания войск Наполеона, усилился авторитет Александра 1.


Послевоенные реформы


В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Смерть Александра 1 произошла от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге . За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права , а также проведена реформа высших органов власти.

Отечественная война 1812 года (кратко)


Причиной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Франция присоединила герцогство Ольденбургское, и Наполеон посчитал оскорбительным требование Александра о выводе французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Военное столкновение двух великих держав становилось неизбежностью.

12 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. Располагая армией около 240 тыс. человек, русские войска вынуждены были отступать перед французской армадой. 3 августа под Смоленском соединились 1-я и 2-я русские армии, и было дано сражение. Наполеону не удалось одержать полной победы. В августе главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, он имел огромную популярность у народа и в армии. Кутузов решил дать сражение в районе села Бородино. Была выбрана удачная позиция для войск. Правый фланг защищала река Колочь, левый защитили земляными укреплениями - флешами, их обороняли войска П.И. Багратиона. В центре встали войска генерала Н.Н. Раевского и артиллерия. Их позиции закрывал Шевардинский редут.

Наполеон намеревался прорвать русское построение с левого фланга, а затем направить все усилия в центр и прижать армию Кутузова к реке. На флеши Багратиона он направил огонь 400 орудий. Французы предприняли 8 атак, начавшихся в 5 часов утра, понеся в них огромные потери. Лишь к 4 часам дня французам удалось продвинуться в центре, временно захватив батареи Раевского. В разгар сражения отчаянный рейд в тыл французов совершили уланы 1-го кавалерийского корпуса Ф.П. Уварова и казаки атамана М.И. Платова. Это сдержало атакующий порыв французов. Наполеон не решился ввести в бой старую гвардию и потерять костяк армии вдали от Франции.

Сражение закончилось поздно вечером. Войска понесли огромные потери: французы - 58 тыс. человек, русские - 44 тыс.

Наполеон считал себя победителем в этом сражении , но впоследствии признался: "Под Москвой русские завоевали право быть непобедимыми". В Бородинской битве русская армия одержала великую моральную и политическую победу над европейским диктатором.

1 сентября 1812 г. на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву. Отступление было необходимо для сохранения армии и дальнейшей борьбы за независимость Отечества.

Наполеон вошел в Москву 2 сентября и пробыл там до 7 октября 1812 г., ожидая мирных предложений. За это время большая часть города погибла в результате пожаров. Попытки Бонапарта заключить мир с Александром I не имели успеха.

Кутузов остановился на калужском направлении в селе Тарутино (80 км к югу от Москвы), прикрыв Калугу с большими запасами фуража и Тулу с ее арсеналами. В Тарутинском лагере русская армия пополняла резервы и получала снаряжение. Тем временем разгорелась партизанская война. Крестьянские отряды Герасима Курина, Федора Потапова, Василисы Кожиной громили продотряды французов. Действовали специальные армейские отряды Д.В. Давыдова и А.Н. Сеславина.

Покинув в октябре Москву, Наполеон пытался пройти к Калуге и перезимовать в не разоренной войной провинции. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление по разоренной смоленской дороге, гонимая морозами и голодом. Преследуя отступающих французов, русские войска частями уничтожали их соединения. Окончательный разгром армии Наполеона произошел в сражении у р. Березины 14-16 ноября. Из России смогли уйти лишь 30 тыс. французских солдат. 25 декабря Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

В 1813-1814 г. состоялся заграничный поход русской армии за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении, крупнейшей стала «битва народов» под Лейпцигом. Парижский договор 18 мая 1814 г. лишил Наполеона престола и вернул Францию к границам 1793 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

1.1 Учреждение министров

1.2 Указ о вольных хлебопашцах

2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

2.2 Министерская реформа, реформа Сената

2.3 Меры в области просвещения

2.4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

2.6 Послевоенные реформы

3. Кончина Александра I и оценка его царствования

Заключение

Список литературы

Введение

В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.

Вот такова была обстановка в стране. И когда в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей --Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

Александр 1 -- одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, -- для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом».

Итак, целью работы является исследование характера реформ Александра I. Задачей: изучение предпосылок, характера и итогов реформ Александра I

1 . Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

Начать внутренние реформы Александр I желал с издания письменной «декларации прав» и преобразования Сената в орган, который поддерживал бы эти права. Идея такого органа нравилась придворной олигархии. Последний екатерининский фаворит Платон Зубов предложил превратить Сената в независимый законодательный корпус, формируемый из высших чиновников и представителей высшего дворянства. Державин предлагал составлять Сенат из лиц, избираемых в своей среде чиновниками первых четырех классов. Однако Негласный комитет отверг эти проекты, как не имеющие ничего общего с народным представительством.

А. Р. Воронцов предлагал одновременно с коронацией Александра I издать «жалованную грамоту народу», по образцу жалованных грамот Екатерины городам и дворянству, но с распространением на весь народ гарантий свободы граждан, которые во многом повторяли бы английский Habeas corpus act. Воронцов и известный адмирал Мордвинов («либерал, но со взглядами английского тори») советовали также лишить дворян монополии владения недвижимостями и распространить право обладать ими на купцов, мещан и казенных крестьян. Но Негласный комитет Александра I решил, что «при данном состоянии страны» такая грамота несвоевременна. Это ярко иллюстрировало осторожность молодых друзей Александра, которых их враги называли якобинской шайкой. «Старый бюрократ» Воронцов оказался либеральнее их.

«Либерал» Мордвинов считал, что лучшим средством ограничить самодержавную власть будет создание в России независимой аристократии. Для этого, по его мнению, надо было продать или раздать дворянству значительную часть казенных земель. Освобождение крестьян, по его мнению, могло свершиться только по желанию дворянства, а не «царским произволом». Мордвинов стремился создать такой экономический строй, при котором дворянство признало бы невыгодным подневольный труд крепостных и само отказалось бы от него. Он предлагал дать право владеть недвижимостями разночинцам, надеясь, что они создадут фермы с наемным трудом, которые, станут эффективнее крепостного хозяйства и побудят помещиков упразднить крепостничество.

Зубов шёл дальше. Стремясь восстановить старый, более льготный для народа и исторически верный юридический взгляд о крепости крестьян земле, а не лицу помещика , он предлагал запретить продажу крепостных без земли. (Александр действительно запретил Академии наук принимать объявления о такой продаже). Зубов также советовал, чтобы Александр I запретил помещикам владеть дворовыми - людьми, которых дворянство по своему произволу оторвало от земельных участков и обратило в личную домашнюю прислугу. Однако Новосильцев в Негласном комитете категорически выступил против этого, считая нужным «не торопиться» с мерами против крепостничества, чтобы «не раздражать помещиков». Крайне нерешительным оказался и якобинец Лагарп, который советовал «прежде всего распространить в России просвещение». Чарторыйский, напротив, настаивал, что крепостное право есть такая гадость, в борьбе с которой не следует ничего опасаться. Кочубей указывал Александру I, что по мордвиновскому проекту государственные крестьяне получат важное право владеть недвижимостями, а помещичьи крестьяне окажутся обойденными. Строганов убеждал не бояться дворянства, которое политически слабо и не умело защитить себя в царствование Павла. Зато крестьянские надежды, по его мнению, было опасно не оправдать.

Однако эти убеждения не поколебали ни Александра I, ни Новосильцева. Проект Зубова не был принят. Но Александр одобрил идею Мордвинова дать недворянам право покупать ненаселенные земли. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и государственным крестьянам было дано право приобретать земельные недвижимости. С другой стороны, помещикам в 1802 было дозволено вести заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей. (Позже, в 1812 и крестьянам разрешили торговать от собственного имени, с уплатой требуемых пошлин.) Однако крепостное право Александр I решил упразднять лишь медленно и постепенно, и никаких практических путей к этому Комитет не наметил.

Вопросов развития торговли, промышленности и земледелия Комитет почти не касался. Зато он занялся вопросом преобразования центральных органов управления, которое было крайне необходимым, ибо Екатерина II, переустроив местные учреждения и упразднив почти все коллегии, не успела преобразовать органов центральных. Это создавало сильную путаницу в делах, отчасти поэтому правительство Александра I не имело точных сведений о состоянии страны. 10 февраля 1802 Чарторыйский представил Александру I доклад, где указывал на необходимость строгого разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Он советовал чётко разграничить компетенции Непременного совета и Сената. Сенат, по Чарторыйскому, должен был ведать лишь спорные дела, административные и судебные, а Непременный совет следовало преобразовать в совещательное учреждение для рассмотрения важных дел и проектов законов. Чарторыйский предлагал Александру I поставить во главе каждого из отдельных ведомств высшей администрации единоличного министра, ибо в созданных Петром I коллегиях ни у кого нет личной ответственности ни за что. Таким образом, именно Чарторыйскому принадлежал почин одной из главнейших реформ Александра I - учреждения министерств.

1.1 Учреждение министерств (1802)

Комитет единогласно одобрил идею создания министерств. Манифестом 8 сентября 1802 были учреждены министерства: иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие оставшимся еще в то время коллегиям, и совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе Александра I к ним было добавлено еще министерство коммерции. В петровских коллегиях дела решались по большинству голосов их членов. Министерства же основывались на принципе единоначалия их главы, который и отвечал перед царём за работу своего ведомства. В этом и состояло главное отличие министерств от коллегий. Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять «комитет министров», в котором часто присутствовал и сам государь. Все министры присутствовали в Сенате. В некоторых министерствах члены Негласного комитета заняли должности министров или товарищей министра (так, граф Кочубей стал министром внутренних дел, а граф Строганов - его товарищем). Учреждение министерств стало единственной, вполне самостоятельной и доведенной до конца работой Негласного комитета Александра I.

1.2 Указ о вольных хлебопашцах (1803)

Александр I всё же предпринял некоторые робкие шаги, призванные показать его сочувствие мысли об освобождении крестьян. 20 февраля 1803 был издан указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который давал дворянам право на известных условиях освобождать своих крепостных с обеспечением их собственной землей. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством, после чего крестьяне входили в особое сословие свободных хлебопашцев, которые уже не считались ни частновладельческими, ни государственными крестьянами. Александр I надеялось, что таким путем добровольного освобождения поселян помещиками постепенно совершится упразднение крепостного права. Но лишь очень немногие дворяне воспользовались этим способом отпуска крестьян на волю. Во все царствование Александра I в свободные хлебопашцы было зачислено менее 50 тыс. человек. Александр I также прекратил дальнейшую раздачу помещикам населенных имений. Положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., была облегчена их участь.

2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев -- приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

2.2 Министерская реформа, реформа Сената

реформа государственный политика просвещение

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.

Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

2 .3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет -- в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало -- ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

2 .4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля -- М.М. Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. -- статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М. Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М. Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

Деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М. Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза -- евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры -- это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

2 .6 Послевоенные реформы

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную сериюреформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России,для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем неменее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

3. Кончина Александра I и оценка его царствования

Последние годы своей жизни император Александр проводил большей частью в постоянных разъездах по самым отдаленным углам России или же почти в полном уединении в Царском Селе. В это время главным предметом его забот был вопрос греческий. Восстание греков против турок, вызванное в 1821 г. Александром Ипсиланти, состоявшим на русской службе, и возмущение в Морее и на островах Архипелага вызвали протест со стороны императора Александра. Но султан не верил искренности такого протеста, а турки в Константинополе перебили многих христиан. Тогда русский посол, бар. Строганов, оставил Константинополь. Война была неминуема, но, задержанная европейскими дипломатами, разразилась лишь после смерти государя. Император Александр умер 19 ноября 1825 в Таганроге, куда сопровождал супругу свою императрицу Елизавету Алексеевну для поправления ее здоровья.

В отношении императора Александра к греческому вопросу довольно ярко сказались особенности той третьей стадии развития, какую переживала созданная им политическая система в последнее десятилетие его царствования. Система эта первоначально выросла на почве отвлеченного либерализма; последний сменился политическим альтруизмом, который в свою очередь преобразовался в религиозный консерватизм.

Подводя итог 25-летнего правления Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Заключение

Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

Список литературы

1. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова - М.: Просвещение, 1998. - 609 с.

2. История России: народ и власть. - СПб.: Лань, 2002. - 799 с.

3. История царствования императора Александра I и Россия вего время. Богданович М. И.. СПб., 1869-71. Т. 1-6. - 564 с.

4. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Шильдер Н. К. СПб., 1904-05. Т. 1-4. - 609 с.

5. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. СПб., 1912. Т.1-2. - 656 с.

6. Российское законодательство X -XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. - 1387 с.

7. Хрестоматия по истории государства и права России. Титов Ю. П. - М.: Прогресс, 2004. - 980 с.

8. www.wikipedia.org.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2005

    Предпосылки и основные причины крестьянской реформы 1861 года, содержание изменений правового положения крестьянства. Сущность земской и городской реформ. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Особенности судебной реформы 1864 года.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.

    доклад , добавлен 05.03.2010

    Изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления в 1889-1904 годах. Вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах в 1904-1905 гг. Оценка результатов проведенных реформ.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных экономических системах. Проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений. Анализ земельной реформы в России

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

    Административные реформы Великобритании, Франции, Германии и США. Общие черты административных реформ западных стран. Подготовка административной реформы в современной России. Перспективы современных административных реформ в ведущих странах мира.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Определение законов государственных и гражданских. Обзор устройства державной власти, судебного и законодательного порядка. Права подданных и разделение сословий. Осуществление реформ и причины неудач проектов М.М. Сперанского. Преобразование финансов.

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

    Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — с
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.


Особенности реформ "Александре J
  1. Дворцовьшпереворот1801 г. и свержение - Павла Л Его причины и последствия- 3:ДеятеАЬНостьНеглаєного комитета
1801 - 1805 гг. Указ "О вольных хлебопашцах
  1. Подготовка реформ М. М. Сперанским 1809 - 78X1 гг. и их провал
  2. "Записка-о древней и новой России"
И, Карамзина
6: Первые конституционные акты Александри и - Подготовка Констнтуции Российской имтрии 7. П. Аракчеев\и."аракчеевщина". \ м [ Гм Военные поселения _ _
  1. Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.
Основные реформы, осуществленные при Александре I:
  • Указ "О вольных хлебопашцах";
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.
Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.
  1. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.
  2. Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - "молодые друзья” Александра I:
  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.
Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.
Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой бьши большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ "О вольных хлебопашцах" 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен.
Другими реформами Негласного комитета стали:
  • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России бьши созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, бьши даны широкие права университетам.
В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.
  1. В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государсгвоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии "конституционного" внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвинуты следующие предложения:
  • при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;
  • для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);
  • Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;
  • разделить все население России на три сословия - дворяне, "среднее состояние” (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), "рабочий люд" (крепостные, прислуга);
  • наделить избирательным правом только дворян и представителей "среднего состояния";
  • ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;
  • Сенат - высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате "народную мудрость";
  • Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;
  • связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы "мостом" между ними и императором;
  • на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.
Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:
  • в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;
  • в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.
Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.
  1. Переломным моментом в ходе реформ стала "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. "Записка" Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной "Записке о древней и новой России" Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.
В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены.
В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.
  1. После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направлениях:
  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.
В рамках первого направления:
  • Александром I была дарована Конституция Царству Польскому в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - "Устав образования Бессарабской области".
В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи"- содержал следующие основные положения:
  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за императором, но законы должны бьши быть обязательно утверждены сеймом; ,
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 - 12 наместнинеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).
Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу.
Первым шагом по реализации данных предложений была частичная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.
  • в 1816 г. императором было издано "Положение об эстляндских крестьянах", согласно которому крестьяне на территории Эст- ляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.
Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) бьши личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.
  1. В 1820-е гг. в окружении Александра 1 взяло верх консервативно-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название "аракчеевщина". Именно в этот период бьши окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений.
Военные поселения стали попыткой соединить в одном лиие и в одном образе жизни крестьянина и солдата:
  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на "самофинансирование";
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время бьши заменены особыми общностями - военными поселениями;
  • военные поселения бьши разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.
Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:
  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

Введение

1.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

2.3 Битва за Москву

Заключение

Список литературы

Введение

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

Второй вопрос работы посвящен Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 г. подло, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении 1939 г., фашистская Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков. Это был один из самых героических и самых трагических периодов нашей истории. Героический, потому что наш народ внес решающий вклад в спасение человечества от коричневой чумы - фашизма, в защиту мировой цивилизации. Трагический, потому что победа над фашистской Германией досталась дорогой ценой, миллионами жизней наших соотечественников. По последним данным, в нашей стране погибло 26 млн. 452 тыс. человек, в основном мирные жители. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства были также подчинены решению основной задачи - разбить врага.

Народ защищал свою страну, не щадя жизни. В начале войны захватчики оккупировали часть нашей территории. Государству пришлось решать задачу по эвакуации наших заводов на восток, по налаживанию их работы. Проводилась грандиозная работа по переводу экономики на военные рельсы. В тылу врага действовали партизаны. Страна находилась в тяжелом экономическом положении. Были введены карточки. Нашествие фашистских войск нанесло громадный урон экономике оккупированных районов страны. Государство принимало титанические усилия по восстановлению экономики освобожденных регионов. Значительную роль в решении этой задачи сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Молниеносный план разгрома СССР, зашифрованный под названием «План Барбаросса», рассчитанный на ликвидацию нашей страны в течение 6-8 недель, провалился. Изнурительная, почти четырехлетняя война закончилась в мае 1945 г. капитуляцией фашистской Германии.

Итак, цель работы – исследование характера реформ Александра I и основных этапов Великой Отечественной войны. Задачи: изучить предпосылки, характер, итоги реформ Александра I, а также рассмотреть причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны, битву под Москвой, ее историческое значение.

1. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые «молодые друзья» Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев - приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

20 февраля 1803 года Александром I был подписан указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землей. За получение воли и земли крестьяне должны были платить помещику выкуп и выполнять различные повинности. Правда, серьезных последствий эти указы не имели.

1.2 Министерская реформа, реформа Сената

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и «молодые друзья», что выражало политическое единство дворянских кругов.

Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

1.3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты - с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет - в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало - ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

1.4 М.М.Сперанский и его план государственных преобразований

Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля - М.М.Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. - статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М.Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М.Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

Деятельность М.М.Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М.Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М.Сперанского были составлены «Полное собрание законов Российской империи» в 45-ти томах, «Свод законов Российской империи» в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

1.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его «министерством затемнения». Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры - это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

2. Великая Отечественная война: причины поражения Красной армии в первые месяцы войны. Битва под Москвой, ее историческое значение

2.1 Начало Великой Отечественной войны и ее периодизация

PAGE_BREAK--

22 июня 1941 года, собрав колоссальную армию вторжения - 190 дивизий (5,5 млн. человек), гитлеровская Германия и ее союзники обрушились без объявления войны на Советский Союз. К активному участию в агрессии против СССР были привлечены Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия и Хорватия, в которых к этому времени уже были созданы профашистские режимы. В агрессии участвовали также Италия и Испания. С Германией сотрудничали Португалия, Турция и так называемая «вишистская Франция» - марионеточный прогитлеровский режим, контролировавший часть территории Франции, оккупированную гитлеровцами. Все эти страны предоставляли свое ресурсы фашистской Германии для ведения войны. Нападением Германии на СССР для всего советского народа началась страшная и кровопролитная война, получившая название Великой Отечественной.

Великая Отечественная война стала решающим событием начавшейся 1 сентября 1939 года второй мировой войны. Германия и ее союзники понимали, что для завоевания мирового господства им важно было покончить с СССР. Успех «молниеносной войны» в Западной Европе, в результате которой к июню 1941 года 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция - были завоеваны фашистскими агрессорами, а их население подвергалось террору, демократические силы и «неполноценные расы» - постепенному тотальному уничтожению. Опасность фашистского вторжения нависла над Англией. Боевые действия перекинулись через Средиземноморье в Северную Африку. Германское командование вынашивало планы захвата Ближнего Востока, Индии, а после разгрома Англии и СССР - уже и вторжения на Американский континент.

В этих условиях еще в июле 1940 года руководство фашистской Германии приступило к разработке плана агрессивной войны против СССР, получившего кодовое название «план Барбаросса». Он предусматривал нанесение поражения СССР в быстротечной кампании, при этом основные силы Красной Армии предполагалось полностью уничтожить западнее линии Днепр - Западная Двина, не допустив их отхода в глубь страны. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград, Киев, Донбасс и выйти на линию Астрахань - Волга - Архангельск.

Справедливая и освободительная борьба советского народа против фашистского агрессора в Великой Отечественной войне длилась более четырех лет. В ее ходе обычно выделяют три основных периода, имеющих свои резко выраженные особенности. Первый период - от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немецко-фашистских сил под Сталинградом. Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромные потери, была вынуждена оставить значительные территории, и вела тяжелые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров.

Второй период - от поражения немецко-фашистских войск под Сталинградом (конец ноября 1942 года) до конца 1943 года. В это время происходит коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза. Третий период (1944-1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившееся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией. На завершающем этапе этого периода войны войска Советской Армии, разгромив японских агрессоров на Востоке, вместе с союзниками освободили народы Азии от оккупации их силами милитаристской Японии, что стало окончанием всей второй мировой войны.

2.2 Стратегическая оборона Красной Армии

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. Еще затемно с немецких аэродромов поднялись армады боевых самолетов, пересекли границу на широком фронте от Балтийского до Черного морей и устремились на восток. Одна часть этой крылатой армады своей целью имела удаленные от границы советские военно-морские базы, города и железнодорожные узлы. Другая ее часть была нацелена на аэродромы пограничных округов, на районы сосредоточения войск Красной Армии, их штабы, склады, узлы связи и дороги.

Попытки врага нанести внезапный удар по базам Балтийского и Черноморского флотов были сорваны частями противовоздушной обороны. Поэтому в этот начальный период вторжения на базы флотов значительного ущерба им нанести не удалось.

Однако внезапность удара, на которую гитлеровское командование делало свою основную ставку, все же поставила войска Красной Армии в труднейшее положение. Особенно тяжелый урон нанесла обороняющимся войскам вражеская авиация: в первый день войны было уничтожено около 1200 советских самолетов, причем подавляющее большинство из них сгорело на аэродромах, так и не поднявшись в воздух.

В первые несколько дней войны врагу удалось прорваться достаточно далеко в глубь страны по трем основным стратегическим направлениям - на Ленинград, Москву и Киев. На каждом из этих направлений концентрировались усилия одной из трех группировок немецких армий вторжения - «Север», «Центр», «Юг». Это позволило гитлеровским войскам на всех этих трех главных направлениях нанести мощные удары по обороняющимся частям Красной Армии, разбить их и полностью захватить стратегическую инициативу. За 3 недели войны противнику удалось вывести из строя 28 советских дивизий, а свыше 70 дивизий потеряли более 50% своего состава - в людях, вооружении, боевой технике.

К началу июля 1941 года немецко-фашистские войска захватили Литву, большую часть Латвии, западную часть Белоруссии и часть западных областей Украины, наращивая свое наступление все дальше и дальше. Для Советского государства сложилось исключительно тяжелое и опасное положение. Обороняясь от превосходящих сил противника, войска Красной Армии по-прежнему отступали, теряя в ожесточенных боях людей, вооружение, технику. Значительные силы обороняющихся советских армий попали в окружение и были пленены.

И, тем не менее, войска Красной Армии продолжали ожесточенно сопротивляться. К концу июля 1941 года противник, потеряв в сражениях почти половину своих танков и самолетов, большое количество живой силы, был вынужден на направлении главного удара к востоку от Смоленска перейти к обороне. Эта небольшая передышка позволила эвакуировать на восток промышленные предприятия, отмобилизовать резервы в глубине страны и приступить к началу первоочередных мероприятий по перестройке экономики страны на военный лад. В конце лета - начале осени 1941 года в значительной мере по вине Сталина войска Красной Армии постигла, однако, вторая после трагических июньских дней катастрофа, на этот раз на Левобережье Днепра при героической обороне Киева. Окруженные противником войска киевской группировки потеряли только взятыми в плен до 670 тысяч солдат и офицеров. Приказ об их отводе поступил очень поздно, когда судьба Киева была уже решена и кольцо вражеского окружения давно и полностью замкнулось.

Вскоре последовала трагедия под Брянском и Вязьмой - третье крупнейшее поражение Красной Армии в 1941 году. Надо отдать должное героизму советских солдат: они сражались до тех пор, пока были хотя бы малейшие возможности противостоять врагу, помогая ценой своих жизней организовать оборону Москвы на Можайском оборонительном рубеже. Однако вырваться из окружения и избежать плена 663 тысячам солдат и офицеров не удалось.

2.3 Битва за Москву

К осени 1941 года врагу удалось блокировать Ленинград с суши, полностью оккупировать Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и выйти на подступы к Москве. Над столицей Советского государства нависла угроза захвата войсками гитлеровских захватчиков. В жестоких оборонительных боях в Подмосковье и под Тулой в октябре-ноябре 1941 года немецко-фашистские войска были обескровлены и утратили свой наступательный порыв. Битва под Москвой стала первым крупным поражением гитлеровских войск. Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.

Оборонительные операции советских войск на дальних подступах к Москве начались 30 сентября. Ценой больших потерь в людях и технике врагу удалось принудить советских солдат к отступлению и сильно потеснить наши войска. Опасность, нависшая над Москвой, усилилась с прорывом немецко-фашистских поиск под Каширой, к Серпухову, Туле и Калинину. 4 октября Гитлер заявил по радио, что Красная Армия разбита и уже никогда не восстановит свои силы.

Однако на подступах к Москве все атаки противника отбивались с невиданной стойкостью и упорством. В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. В столице формировались полки и дивизии народного ополчения. Более 450 тысяч москвичей и жителей Подмосковья вышли на строительство укреплений и защитных рубежей.

К концу октября первое наступление гитлеровской группировки на Москву было остановлено. 7 ноября в Москве на Красной площади, несмотря на близость фронта, состоялся парад войск. Он оказал огромное влияние на подъем морального духа Красной Армии, всего народа. С Красной площади войска двигались на фронт.

Второе наступление группы армий «Центр» на Москву началось 15-18 ноября. Вновь Подмосковье стало ареной ожесточенных боев. На отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один из таких примеров - бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков на Волоколамском направлении.

Самоотверженно действовали артиллеристы, летчики, силы ПВО, пехотинцы и народные ополченцы. Под Москвой летчик-истребитель В.Талалихин совершил первый в истории ночной воздушный таран, летчик А.Катрич - первый высотный таран. Расчет зенитной пушки сержанта Г.Шадунца вступил в 28 километрах от столицы в единоборство с 23 танками и уничтожил 6 из них. Тула стала щитом на пути танкового корпуса Гудериана и остановила его.

Героическая оборона Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепления из Сибири и под руководством генерала армии Г.К.Жукова 5-6 декабря начать контрнаступление войск Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Для измотанного в беспрерывных боях и использовавшего свои последние резервы противника удар оказался неожиданным. Враг не выдержал ряда сильных ударов и, бросая технику и вооружение, неся огромные потери, стал поспешно отходить. С середины декабря контрнаступление советских войск охватило огромный фронт - свыше тысячи километров. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населенных пунктов, в том числе областных центров - Калинина и Калуги. Немцы были отброшены от Москвы на 100-350 километров. Германия потерпела первое серьезное поражение во второй мировой войне. Тем самым был развеян миф о непобедимости немецких войск. Гитлеровская стратегия «молниеносной войны» («блицкриг») потерпела полный крах.

В битве под Москвой немецкие войска потеряли около 500000 человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15000 автомашин и много другой техники. Чувствительным оказался и моральный урон, нанесенный врагу, - гитлеровские военные трибуналы осудили около 62000 солдат и офицеров за дезертирство, самовольное оставление позиций и неповиновение приказам старших офицеров. С занимаемых постов были сняты 35 высших чинов германской армии.

Заключение

Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты - с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения. Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Происходившие на нем ожесточенные сражения притягивали к себе крупные силы фашистской Германии и ее союзников - здесь воевало более 70% сухопутных сил агрессора. Именно на европейском континенте, на Восточном фронте, а не на периферии (1941-1943 годы - сражения союзников в Восточной и Северной Африке, 1943 год - высадка союзных войск в Италии, 1941-1945 годы - сражения с Японией на Тихом океане) решались судьбы стран и народов, втянутых в боевые действия второй мировой войны.

Именно Советский Союз, его сражающаяся армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству.

Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс. Как бы ни оценивать ныне роль социально-экономической и политической системы социализма в нашей стране тех лет, следует признать, что она выдержала тяжелейшие испытания военных лет и проявила все свои положительные качества в противоборстве с сильным и коварным врагом. С другой стороны, многие изъяны административно-бюрократических методов управления страной, столь отчетливо проявившиеся особенно в начальный, самый тяжелый период Великой Отечественной войны, оказались очевидными не только для многих коммунистов и трудящихся, но и для руководства, попытавшегося направить в официальное русло пробудившийся в народных массах искренний патриотизм.

Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и верой в неизбежную победу над врагом. Нельзя в данном случае принижать и роль Коммунистической партии, ставшей для рядовых коммунистов, для всего народа организатором и вдохновителем побед над фашизмом. Именно вера всего советского народа в неизбежный крах замыслов вероломного агрессора стала решающей силой, обеспечившей победу Советского Союза в самой страшной и кровопролитной войне всех времен и народов.

Список литературы

Верст Н. История советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс, 1992. – 480 с.

История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова – М.: Просвещение, 1998. – 609 с.

История России: народ и власть. – СПб.: Лань, 2002. – 799 с.

Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. – М.: Юнити, 2002. – 365 с.

Российское законодательство X –XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. – 1387 с.

Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Прогресс, 2004. – 980 с.