Проект богатство отданное людям как изготовляют газы. Богатства, отданные людям
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства )

В своё царство приглашает нас.

Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы )

Чему будет посвящен наш урок?

При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите?(показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы )

Что объединяет их? (Сельское хозяйство )

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы ) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия )

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный ). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт ).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учител ь ). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания )

Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам... (показ - лист бумаги, карандаши, стул )? (Деревом, лес. Лесные богатства )

Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без...(ВОДЫ )

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Как человек использует течение реки? (показ электростанции )

-(показ ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

О какой силе природы сказано: “... ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли )

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества )

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции . Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце ) - показ

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

Показ - Как человек стал использовать солнечный свет ?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака ).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза ).

Назовите группу. Растения.

Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка (двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31 ) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса ) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1 .

Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

Что такое природные богатства?

Что случится, если природные богатства исчезнут?

Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон ) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором . Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

В чем ценность этих растений? (лекарственные ).

Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и... (показ вырубок и пожара ).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины , от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат.... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество”

Введение

Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать в телепередачах, прочитать в газетах и журналах, в интернете. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к сегодняшнему дню приобрело планетарный характер. Сложившееся на Земле положение, ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Я своей работой хотела выяснить, какие проблемы экологии существуют у нас в селе, и как можно решить их.

Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек всё сам осознал и сделал шаг по охране природы.

Цель работы : побуждение к действиям, в которых проявляется гражданская позиция человека по отношению к окружающей среде; пропаганда бережного отношения людей к природным богатствам.

Задачи:

1. Выявить проблему загрязнения окружающей среды;

2.Найти пути решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Методы:

    Исследование

    Наблюдение

    Изучение литературы

Основная часть

Современный человек, особенно городской житель, на первый взгляд мало зависит от природы. Его окружают добротные отапливаемые дома, заводы и фабрики; транспорт движется по асфальтовым мостовым; реки закованы в гранит; мало зелени. Даже в сельской местности к жилью подступают распаханные поля, а лес порой голубеет лишь на горизонте... Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: строения и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергию, которую расходует человек (будь то мышечная или умственная энергия или энергия, приводящая в движение мощные машины), - все это люди черпают из закромов природы. Правда, в процессе труда первоначальный вид, состав и свойства многих природных тел и предметов порой меняются до неузнаваемости. Но и в измененном виде нетрудно установить, что они сделаны из растительного, животного или минерального сырья.

Природа – это отчасти наш дом. Также бессмысленно существование природы без человека. Она бы просто постоянно повторяла свои обороты: деревья бы росли, животные плодились и умирали, большие поедали меньших и т.д. Человек позволил ей развиваться в некоторых смыслах и обогащаться. Мы выводим новые растения, изобретаем разные удобрения и заботимся о некоторых животных. Люди нуждаются и в благоприятной среде жизни с чистой водой и воздухом; в местах отдыха с красивыми пейзажами, среди которых особенно хорошо восстанавливаются душевные и физические силы; в нетронутых просторах для охоты и туризма.

Ученые считают необходимым сохранять все дикие растения и животных как материал для введения в культуру и одомашнивания. Кроме того, инженеры находят в природе много такого, что они могут перенести в технику. Надо так использовать природу, чтобы она не теряла всех своих полезных и необходимых для человека качеств.

Важно то, что природа, окружающая нас, это то единственное, к чему мы не приложили руку при создании. Она фундамент того мира, который мы построили. Природа, как мать для ребенка. Она дала возможность выжить первым людям, дала им укрытия и еду. Именно благодаря природе, человек развивался и облагораживался. Его эволюция связана с тем, что его окружало и давало позывы к совершенствованию. [приложение 1]

А что такое «природа»?

«Природой» в самом расхожем смысле слова мы называем то в мире, что не является продуктом преобразовательной деятельности человека (а «дикой» природой – больше того: то, что даже не испытало его влияния). Так сказать, природа – это все то вокруг нас, что не от нас.

Есть, конечно, такая «природа» и в самом человеке – ведь не сам же он себя создал. Это способы его бытия в мире, присущие ему от рождения как виду (речь, руки и пр.) и как индивиду (что называется «характер», «натура»).

Природа стареет

Однако, как и наши матери, природа стареет с нашим взрослением и становлением. Она переносит на своей земле многие поколения. Сейчас уже она, естественно, сильно измотана. То, во что мы превратили эту основу жизни на земле, сложно назвать настоящим природным и экологически безопасным ресурсом.

Литосфера, гидросфера и атмосфера по нашей воле отравлены химикатами и реактивами. Однако, мы не задумываемся, что все это распространяется и на плоды, которые дают деревья, выросшие в этой земле и политые отравленной водой. Тем самым мы производим новый оборот. Мы выращиваем и отравляем сами себя продуктами питания и «питьевой» водой. Все нынешние заболевания связаны именно с потреблением некачественных продуктов. Еще древние люди говорили, что лекарства должны быть едой, а еда – лекарствами. Зная это, мы ничего не предпринимаем. Мы продолжаем потреблять порошковое молоко, чаи отвратительных сортов, «ядовитые» овощи и многие другие продукты, не несущие никакой пользы организму. Природа лишь возвращает нам то, чем мы ее «кормим».

С развитием цивилизации растут и запросы каждого человека к разнообразию пищи, удобству одежды, благоустройству жилищ. И обществу нужно все больше различных природных богатств. Их добыча и последующее превращение в продукты питания и предметы потребления - главная цель производства. Для того чтобы извлекать из природы эти богатства, люди создали мощные производительные силы и «наступают» на природу, оснащенные современной техникой. Сложные и разнообразные машины обрабатывают поля и убирают урожай, бурят скважины глубиной более 7 км и вгрызаются в пласты горных пород; электропилы валят лес, а древесину вывозят воздушной трелевкой; целые флотилии сейнеров во главе с плавучими заводами ловят рыбу, обнаруженную в глубинах океана радиолокаторами. И нескончаемым потоком - на кораблях и в поездах, на автомашинах и самолетах, по трубопроводам и линиям электропередач - продукты питания и строительные материалы, сырье и энергия, пройдя переработку на фабриках и заводах, текут в города и поселки к людям.

Человечество использует большие площади для размещения жилых и производственных построек, под различные пути сообщения и водохранилища.

Влияют на состояние природы и различные «побочные явления», сопутствующие производству. Например, при добыче полезных ископаемых из шахт и карьеров на поверхность Земли поднимается много пустой породы, в два с лишним раза превосходящей объем добываемого угля, а при добыче руд на ее долю приходится 3/5 объема. Пустые породы часто идут «в отвал». Кроме того, люди засоряют природу различными отходами производства, промышленными и бытовыми стоками, шлаками. Так, при сжигании угля 22% его веса остается в виде золы. Велики отходы металлургии и химии, многих отраслей пищевой промышленности.

Таким образом, человечество немало уже извлекло из природы, заняло большие площади Земли под свои нужды, многое изменило. Естественно, возникают вопросы: хватает ли сейчас богатств природы и хватит ли их в будущем? Сможет ли человечество развиваться и идти по пути прогресса или оно должно будет свертывать производство и сокращать свою численность? Каково будущее природы нашей планеты? Эти вопросы многие века волнуют всех, кто думает о будущем человечества. [ приложение 2 ]

Загрязнение окружающей среды наносит вред здоровью всех живых существ. Дым от лесных пожаров, выбросы промышленных предприятий, транспорт наносят природе урон.

Некоторые люди выбрасывают мусор в реки или на улицах устраивают мусорные свалки. Отходы и ядовитые сбросы, попав в воду, наносят вред рыбам и водным животным, а также становятся причиной заболеваний как животных, так и людей. Автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух. Природная среда серьезно заражена, ликвидировать загрязнение очень трудно. Чтобы сохранить окружающую нас природу в чистоте, правительство принимает законы, препятствующие ее загрязнению. Но наша жизнь и жизнь живущих на планете может измениться к лучшему. Если каждый из нас будет с вниманием и любовью относиться ко всему живому.

Факты о воде, которую нам подарила природа

Несмотря на простую химическую формулу, вода - вещество с очень необычными свойствами. Она таит в себе множество загадок, которые порой не под силу разгадать даже ученым.

При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.

Проблемы, связанные с водой.

Вода - универсальный растворитель. Её состав не исчерпывается формулой Н(2)О. В ней содержатся все элементы Периодической системы, а также газы, соли и органические вещества. Все другие жидкости, которые мы пьем, употребляем с пищей или используем в быту и промышленности - начиная от соков, пива, вина, духов, лекарств и кончая лаками, бензином являются водными растворами различной концентрации. Вода – хороший растворитель. Поэтому практически все, с чем она контактировала, отражается на её составе. К сожалению, природная система очистки воды работает медленнее, чем происходит её загрязнение, естественные фильтры для воды не справляются.

Существенными проблемами воды, связанными с гидрологическим циклом, являются повышенная жесткость, кислотность, посторонний запах, мутность и повышенное содержание железа.

Большое значение в качество воды вносит антропогенный (человеческий) фактор. Ведь вода растворяет и остатки промышленных отходов, мусора, пестицидов, гербицидов, нитратов и других удобрений и вредных веществ, которые попадают на землю из-за нашей жизнедеятельности.

Решение проблем.

Пить воду было бы опасно, если бы та же деятельность человека не создала и фильтры для воды, которые позволяют делать действительно качественную очистку воды.

Русские писатели об экологии

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился с этой темой ещё в XIX веке. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира.

Михаил Михайлович Пришвин [приложение 3]

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни.

Тема природы в лирике Ф. Тютчева [приложение 4]

«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,- писал Н. А. Некрасов, высоко оценивая тютчевскую лирику природы и называя талант поэта «первостепенным поэтическим талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, весенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осенний вечер» - своеобразное лирическое раздумье, вызванное красотой засыпающей природы. В нем природа предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинственную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создающая ощущение покоя и гармонии. Только «зловещий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холодный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней языком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гроза»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно провозглашая пробуждение весенней природы. Нагнетением дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах - Тютчев вводит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики - сопоставление явлений природы с человеческими переживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь - с северным летом, веяние весны среди осени - с воспоминанием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созерцание моря было для Тютчева действительно волнительным. Яркое тому свидетельство - стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тютчев также посвятил морю. Поэта покоряет своенравие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку,- любоваться многообразными проявлениями жизни природы».

Русская поэзия

Она всегда сочитала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. Стихи о природе в творчестве русских поэтов тонко передают крестьянский быт и натуру русского человека.

Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.

Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. Так врят ли можно обойти стороной не взглянув, как меняется облик леса от лета к осени, когда с верхушки до оснований деревья осыпывает осенняя позолота листьев, врят ли не заметишь, как преображается пейзаж берегов реки, очищаясь от зимнего сна к весеннему теплу, когда с треском ломается лед и вдоль берега проплывают подтаявшие льдины. А как преображается природа летом, цветут сады, растут травы и благоухают цветы, наполняя воздух пряностями.

Вывод

Сейчас уже поздно говорить о восстановлении ее нормального состояния – слишком большой урон нанесен ей на протяжении многих веков. К тому же один здравомыслящий человек не способен в одиночку исправить взгляды всего нынешнего менталитета. Люди продолжают сорить на улицах, ради повышения своих доходов строить промышленные предприятия, которые помимо природы отравляют еще и население, проживающее неподалеку. Стоит отметить тот факт, что доказано – многие производители не потребляют свою продукцию, потому что знают, что пользы в ней отсутствует.
Практически все природные ресурсы уже исчерпаны, поэтому глупо рассчитывать, что в нынешних супермаркетах можно найти здоровую пищу. Лишь в деревнях и селах есть возможность питаться не красивыми, а полезными помидорами и яблоками. Стремление к красоте должно быть разумным иначе оно погубит нас самих так же, как и природу, которая не способна защищаться.

Человек тоже часть природы. Это не значит, что люди могут делать в природе что угодно. Надо внимательно относиться к ней: помогать животным и птицам, заботиться о растениях, беречь воду, землю и воздух. Многие люди предпочитают свободное время проводить на природе. Туризм и разростание больших городов способны разрушить среду обитания животных и растений. Природные ресурсы являются невозобновимыми и могут истощиться.

Я решила изобразить природу, в виде рисунка. [ приложение 8]. На моём рисунке изображены 2 планеты. Слева планета представлена такой, какой она была много лет назад, а справа планета – в настоящее время. Так на какой планете мы хотели бы жить? Я думаю, что все таки, та которая слева. Эта планета: чистая, красивая и яркая.

Цените качество, потому что его сейчас уже практически невозможно найти. Цените природу , иначе от нее скоро останется лишь неживое воспоминание.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Михаил Михайлович Пришвин

Приложение 4

Тютчев Фёдор Иванович

Приложение 5

Сергей Александрович Есенин

Приложение 6

Александр Сергеевич Пушкин

Приложение 7

Иван Андреевич Крылов

Главная идея проекта «Богатства, отданные людям» – рассказать о человеке духовно богатом, чья судьба вызывает уважение и восхищение. Этот человек жил ранее или живёт сейчас; ему хорошо знакомы законы добра, ему присуще настоящее, человеческое величие. Он щедро отдаёт свои богатства людям, что можно заметить по его делам, помыслам, поступкам.

Этот рассказ о Константине Эдуардовиче Циолковском, первом в мире теоретике космонавтики и обычном школьном учителе. Он много знал, многого достиг, и все что имел, отдавал людям. Именно благодаря большому вкладу Циолковского в космос стал реальностью.

Жизнь Циолковского была трудной. В десятилетнем возрасте он узнал о страшной болезни скарлатине и мир для него стал почти не слышим, он почти полностью лишился слуха. Но эта беда не сломила его. Он всю жизнь трудился для людей, стал учёным с мировым именем.

В то же время Циолковский был простым школьным учителем. Он учил детей математике, физике, химии. Как мог преподавать человек, который постоянно пользовался собственным изобретением – слуховой трубой? Для истинного учителя нет преград. Циолковский много знал, а знания – это большое богатство. И он отдавал это богатство людям. Просто по-другому не мог. Ему важно было быть нужным.

Чтобы дети, его ученики, учились лучше, Константин Эдуардович прибегал к различным хитростям. Очень любил простые, наглядные опыты, показывал целые физические «спектакли». За добросовестный учительский труд Константин Эдуардович был награжден орденами святого Станислава и святой Анны.

Десятки учеников Циолковского стали учителями. Его собственные дети тоже овладели знаниями и дарили их детям. Его отец также был учителем. Сложилась целая семейная учительская династия.

Как успевал всё сделать вовремя этот великий человек, ведь он работал не только учителем, но и на мировую науку? Именно наука — ключевое дело всей его жизни. Есть такие люди, величие души которых поражает. Любовь к людям – это особенный вид любви. Изменить мир, сделать его лучше могут люди, обладающие красотой и удивительной силой души, даже если они соприкасаются с непреодолимыми препятствиями, барьерами. «Любовь к людям – это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», — писал А.М.Горький.

Жизнь Циолковского – пример благородного служения человека людям.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БОГАТСТВА, ОТДАННЫЕ ЛЮДЯМ» Подготовил ученик 3 «В» класса МБОУ «СОШ 10» г. Когалым Дануца Евгений

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР 1 Центр существует с 1 июля 2011 года. Он возник в результате слияния двух муниципальных бюджетных учреждений: « Краеведческий музей » и «Музей изобразительных искусств» .

Открытое экспозиционное пространство раскрывает неповторимую картину Севера: переливающееся северное сияние, богатства природы; как символы движения человека-покорителя северных территорий: струг Ермака и настоящий железнодорожный вагон и палатка нефтяников первопроходцев.

История Когалыма Появление города связано с открытием Повховского, Ватьёганского и Тевлинско-Русскинского нефтяных месторождений в Западной Сибири в 1971 году. В 1975 году в районе поселка высадились строители железной дороги Сургут - Коротчаево, а 31 августа 1976 года посёлок получил свое официальное наименование - Когалымский Первый поезд-№524-Москва-Новый Уренгой 8марта 1976 – первый десант строителей железной дороги

В марте 1976 года сооружен первый палаточный городок. В 1 палатке – 8-10 мест, отапливались буржуйками - печь, по 2 часа дежурили около неё люди.

в 1978 году была добыта первая тонна нефти В 1999 году предприятия «ЛУКОЙЛа» добыли в Западной Сибири первый миллиард тонн нефти.

Коренное население КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ НАШЕГО КРАЯ – ХАНТЫ. Чум – жилье хантов делилось на 2 зоны- мужскую и женскую. Центр – общая Изба-крыша есть, но нет потолка, мебель – нары-кровать, стол, но стульев нет.

Ханты занимаются оленеводством. Оленей используют и в качестве ездовых, и для изготовления одежды из шкуры оленей, и для употребления в пищу мяса оленей Сани хантов – грузовые и ездовые Кисы – обувь хантов. Малица – шуба хантов.

Виртуальная реальность Зал «Транс-форс» приглашает посетителей музея совершить увлекательное и познавательное виртуальное путешествие.

Аттракцион 5D кинотеатр - это аттракцион нового поколения. В 5Д зритель наслаждается новейшими стереофильмами, при этом он находится в креслах, расположенных на динамической платформе. Благодаря такому приёму 5Д-технология позволяет зрителю погрузиться в сюжет фильма и ощутить реальное физическое присутствие.

МАСТЕР-КЛАССЫ В КОГАЛЫМСКОМ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ Каждый день в музее проводятся мастер-классы по разным направлениям деятельности: живопись, аппликация, скульптура. 8 февраля в музейно-выставочном центре прошли два мастер-класса: открытка «Счастье» - поделка из солёного теста и открытка с объёмными элементами к 23 февраля.

22 апреля проходил интересный и практически волшебный мастер-класс по твистингу. Дети и взрослые производили игрушки из воздуха. Многие из нас были в цирке и заворожено наблюдали, как клоун в считанные секунды на наших глазах превращает длинные узкие шарики в удивительных, добрых зверюшек. Мелькают руки, крутят, крутят и... але-оп! А теперь представилась возможность это сделать самому. Взрослые прямо на глазах своих крох в течение нескольких минут, создавали настоящее чудо! Но и дети не отставали от взрослых – своими руками делали воздушную игрушку. Мастер-класс доставил участникам и окружающим немало удовольствия.

Коллекция: Изобразительное искусство КАРТИНА. «БАБЬЕ ЛЕТО» КАРТИНА. «ДАРЫ ЛЕСА»

Изобразительное искусство КАРТИНА. «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ С ЦЕРКОВЬЮ» КАРТИНА. «БУДНИ»

Музей является сегодня научно-просветительским и культурно-коммуникационным центром для разных категорий населения и замечательным местом для проведения семейного отдыха.

Слайд 2

Цель проекта: - Изучение биографии Французова Бориса Федоровича, его достижений в области живописи. Задачи: - Познакомиться с биографией Французова Б.Ф, прославившего г.Камешково. - Создать презентацию о жизни ученого. - Познакомить одноклассников с жизнью и творчеством художника.

Слайд 3

Почему я выбрал эту тему? Я и все мои родные родом из города Камешково. Как-то мама рассказала мне о выдающимся Камешковском художнике, Французове Борисе Фёдоровиче. Мне стало очень интересно, как жил, что и чем рисовал мой земляк.

Слайд 4

«Мир, в котором мы живём, – прекрасен. Прекрасно всё: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времён года – всё, всё.. Но самое прекрасное и загадочное – свет, который везде, и в нас тоже». Французов.Б.Ф

Слайд 5

Историческая справка

Французов Борис Федорович родился 5 февраля 1940 г. в пос. Камешково (ныне город Камешково). В 1942 после гибели отца на фронте и смерти матери остался сиротой. Детство провел в деревне Зауречье Камешковского района у родителей отца.

Слайд 6

В 1959 году окончил художественную Профтехшколу в поселке Мстера Вязниковсккого района, с 1963 по 1964 занимался в изостудии ДК ВТЗ под руководством В. Я. Юкина, в 1970 окончил Московское высшее художественно-промышленное училище. В 1950-60е работал художником-оформителем на предприятиях гг. Камешково и Владимира, учителем рисования и черчения в Камешковской восмилетней школе (1963 – 1964гг.). С 1970 жил во Владимире. В 1971г. сталя членом Союза художников СССР.

Слайд 7

В 1970-1992гг. участник многочисленных выставок, в том числе зарубежных и международных. В 1986г. получил звание заслуженный художник РСФСР. Награды и премии: 1985г. - Лауреат Владимирской областной комсомольской премии им. Г. Фейгина, 1986г. - Гран-при и медаль на выставке графики в Таллине (Триеннале – 7), 1987г. - премия на выставке европейской графики в Любляне (Бьеннале – 17), 1989г. - Варне, 1989г. - диплом Академии художеств СССР.

Слайд 8

Французов работал в технике офорта, линогравюры, акварели.

Слайд 9

Стержень его творчества - человек и природа родной земли. Французов Б.Ф. "Вековуха". 1986. Офорт

Слайд 10

Наряду с пейзажами создавал натюрморты, обращался к портрету, получил широкую известность как мастер экслибриса.

Слайд 11

При владимирском фонде культуры создан фонд его имени. Работы Французова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, других художественных галереях России и зарубежных собраниях. 12 марта 1993г. умер от тяжёлой болезни сердца.

Слайд 12

Картинная галерея Французова Б.Ф

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Термины 1.Скульптура- вид изобразительного искусства: создание объёмных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т.п.) путём лепки, высекания, резания или отливки; ваяние. 2.Офорт- вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. 3. Линогравюра - Вид гравюры - получение изображения с плоской печатной формы из линолеума или других пластических материалов.

Слайд 23

Этапы работы: Изучение биографии художника, его работ.