Предмет и метод статистики. Понятие статистики


Размещено на http://www.сайт/

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

1 Понятие статистики

2 Предмет статистики

3 Задачи статистики

4 Методы статистики

5 История статистики

6 Источники статистических данных

Цель: ознакомитьс понятием «статистика», а так же с предметом, методом и задачами статистики.

После изучения вы сможете : ориентироваться в основных статистических терминах: статистическая совокупность, статистический показатель.

Информационные источники:

1. Статистика: Учебник/Под ред. В.Г. Ионина. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Курс теории статистики: Учебник/Под ред. В.Н. Салина, Э.Ю. Чурикова. - М.: Финансы и Статистика, 2006.

3. Теория статистики: Учебник/Под ред. Г.П. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Теория статистики: Учебник/Под ред. Р.А Шмойловой М.: Финансы и Статистика,2007.

5. Галкина В.А. Статистика: Учебное пособие: М.: РГАЗУ,2002.

1 Понятие «статистика»

Понятие «статистика» ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719-1772), который первым начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой (лат. status - состояние, положение, от него ит. stato - государство и statista - знаток государства). Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.

Зарождение статистики было связано с потребностями государственного управления и понималось как государствоведение. Одновременно развивались методы статистики и как разновидность счета нашли применение при организации и анализе результатов хозяйственного учета (подворные переписи, монастырские записи и т.п.), изучении населения, а также в сельском хозяйстве, медицине, биологии, социально-экономических исследованиях. Вместе с методами получили развитие отдельные разделы статистики, например вероятностных методов и актуарных вычислений, возникновение некоторых разделов обязано азартным играм, а некоторых, в частности, страхованию.

Сегодня к статистике, ее методам и показателям, и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и др.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие каких-либо научно обоснованных решений, невозможна оперативная работа в любой области деятельности, включая образование и науку.

Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как первоисточника данных и, следовательно, метода познания, но и столь же мощного средства преобразования окружающего мира на основе объективных закономерностей.его развития.

Вместе с тем история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом ее использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, средства сокрытия правды.

2 Предмет статистики

статистика метод история

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных условиях места и времени. Статистика исследует количественное выражение закономерностей общественного развития методами обобщающих статистических показателей.

При определении предмета изучения существенно важным является соблюдение следующих пяти принципов-характеристик, какими являются: однородность массовых явлений (массовых данных); предварительный качественный их анализ; определение закономерностей; применение количественных методов и исчисление обобщающих показателей.

Статистика является самостоятельной дисциплиной и объектом практических занятий, если при определении ее предмета присутствуют все указанные пять принципов-характеристик, и не является таковой, если ее предмет изучения определяется по отдельно взятым признакам. При этом под массовыми понимают не любые, а строго определенные статистические совокупности данных, такие, которые допустимо обрабатывать с помощью статистических методов и на основе которых правомерно делать обобщения и выводы.

Статистические совокупности определяются на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений по существующим или специально разрабатываемым критериям однородности. Однородность явлений измеряется коэффициентами вариации и другими более сложными статистическими критериями. Однородными являются совокупности, коэффициент вариации которых не превышает 0,33.

Вели оценки, получаемые при увеличении объемов выборочных единиц одних и тех же статистических совокупностей, за пределами заранее допустимых отклонений не меняются, то такие совокупности признаются статистическими. В случаях когда оценки каждый раз меняются, такие совокупности не признаются статистическими и не могут рассматриваться как предмет статистики. Отдельно взятые данные в виде разрозненных цифр и фактов предметом статистики не являются. В этом разница между статистической и нестатистической (случайной или любой другой произвольной) совокупностью. Обычно статистические совокупности представляются 20 и более единицами наблюдаемого явления. Более полные совокупности встречаются реже и представляют предмет специально организуемых наблюдений, в особых случаях - предмет самостоятельно организуемых, в том числе государственных переписей или цензов (большие выборки и сплошные наблюдения).

Исследуя однородные совокупности с помощью статистических методов, можно установить наличие или отсутствие взаимосвязей между существенными признаками изучаемых явлений, определить устойчивые тенденции и закономерности их изменения в пространстве и времени.

На основе неоднородных случайных совокупностей решать подобные задачи бесполезно. Следовательно, определение однородности изучаемых явлений и установление закономерных взаимосвязей между ними - две основополагающие задачи статистики, конструирующие методологическое содержание ее предмета и состав ее методов.

Без правильного решения этих задач нет смысла исчислять обобщающие показатели, делать статистические заключения и предположения.

3 Задачи статистики

Статистика как наиболее надежный источник данных решает широкий круг задач, связанных с обобщением изучаемых явлений и, следовательно, достоверным познанием окружающего мира. Кроме того, статистика позволяет разрабатывать стратегию поведения на основе прогноза закономерностей наблюдаемых явлений и, значит, активно участвовать не только в познании, но и в преобразовании окружающего мира.

В современном мире статистика решает целый ряд задач, определяемых ее ролью в науке и практике. Эти задачи условно можно разделить на две группы: методологические и практические. Так, с помощью статистической методологии определяются уровни, темпы и пропорции изменения массовых социально-экономических явлений; устанавливаются закономерности изменения этих явлений; характер и теснота связи; намечаются перспективы социально-экономического роста стран; проводятся разнообразные сопоставления уровней их развития, достижений и потерь в пространстве и времени.

Задачей статистики на современном этапе социально-экономического развития России является характеристика происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для решения этой задачи статистика собирает и систематизирует информацию о реформируемых процессах и объектах, обеспечивает информационные запросы управленческих структур, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных, активно участвует в развитии современного бизнеса, менеджмента и маркетинга.

Одновременно органы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации решают широкий круг статистических задач, среди которых важнейшие:

Совершенствование действующих и построение новых систем статистических классификаторов, регистров и показателей, отражающих ход и результаты совершаемых реформ с учетом опыта развития зарубежных и международных систем макроэкономического учета и статистики;

Разработка и реализация полномасштабной программы адаптации отечественных систем учета и статистики к международным стандартам, начиная с систем стандартных классификаций, показателей и регистров всех субъектов экономической деятельности, всех видов и форм собственности и кончая стандартными системами национальных счетов (СНС) и стандартными методами анализа финансовых рынков, изучения общественного мнения, а также методами ведения международного социального и экономического мониторинга;

Создание системы оперативного управления корпоративны ми и федеральными отечественными программами статистических работ, подготовка программ долгосрочного развития государственной статистики, включая программы функционального, научного, технического, компьютерного, информационного, кадрового и финансового обеспечения всех видов официальной статистической деятельности в России;

Разработка общероссийских классификаторов продукции, видов экономической деятельности, товаров, услуг и капиталов по видам деятельности, а также классификаторов природных ресурсов, занятий, профессий, национального богатства финансовых и нефинансовых активов России, включая золотовалютные запасы и имущество, принадлежащее России за рубежом, по стандартам, принятым в Европейском союзе, Всемирной торговой организации и других специализированных международных организациях;

Реорганизация методов сбора, обработки и распространение данных, замена регулярных (громоздких и дорогостоящих) сплошных обследований (переписей) выборочными обследованиями, разработка специальных методов статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства, строительства, торговли, транспорта и связи, а также субъектами теневой экономики и нерыночного хозяйства;

Создание базы данных и разработка российских сайтов и технологий доступа к сети Интернет с целью реализации программ и технологий распространения за рубежом и в международных организациях отечественной статистической информации;

Развитие методов изучения финансовых и нефинансовых активов статистики платежного баланса внешней торговли, таможенной статистики, статистики импорта и экспорта услуг, а также ввоза и вывоза капитала, в том числе нелегального ввоза и вывоза, включая статистику отмывания нелегальных доходов, их гармонизация с соответствующими международными системами учета и статистики;

Создание и развитие государственных и корпоративных систем статистического мониторинга социальной и экономической конъюнктуры в России, включая современные системы мониторинга рынков труда, капиталов и услуг, равно как и всех видов финансовых рынков;

Улучшение системы экономико-статистического образования в России, в том числе начального и среднего специального статистического образования, создание ознакомительных курсов по изучению и внедрению зарубежного и международного опыта организации статистических работ в практику отечественной статистики, формирование рынка отечественных статистических услуг, включая рынок консультативных, образовательных, информационных и компьютерных услуг, совершенствование и содействие более широкому и эффективному распространению отечественных статистических баз данных и баз знаний в зарубежных странах и международной практике.

4 Методы статистики

Статистика как область практической деятельности, самостоятельная отрасль научных знаний и базовая учебная дисциплина оперирует многочисленными методами сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений.

Совокупность разнообразных методов образует системное понятие «статистическая методология». В зависимости от характера изучаемых процессов, областей статистической работы и форм статистического исследования, назначение, содержание, взаимосвязь и эффективность статистических методов меняется и требует собственного предметного истолкования.

Общее правило применения статистических методов для анализа общественных явлений заключается в предварительном изучении условий их использования, т.е. определении сущности изучаемого явления, знании законов его развития и особенностей среды, в которой применяются конкретные решения.

Например, прежде чем ставить вопрос о статистическом изучении влияния отдельных факторов на рост производительности труда, необходимо предварительно уяснить понятие «производительность труда», определить состав факторов, влияющих на нее, установить характер влияния каждого отдельно взятого фактора. Решение этих вопросов требует не только статистических, но и экономических знаний, а также формального представления данных и формальных расчетов; их содержательного истолкования, выявления и объяснения причинно-следственных связей.

В этом состоит сущность использования статистических методов в современной науке и практике, их принципиальное отличие от применения формальных методов.

Познавательное значение статистических методов и в том, что они служат надежным и подчас единственным способом оценки закономерностей общественной жизни; с их помощью можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, исправить ошибки и представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

Статистические методы рассматриваются как методы анализа количественных данных. Статистические методы анализа нечисловой информации, анализа временных рядов и прогнозирования, а также эконометрического моделирования не входят в предмет статистики и интерпретируются как самостоятельные, используемые независимо от собственно статистических методов.

По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:

Методы, формируемые и применяемые при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности, анализ общественного мнения и т.д.);

Методы статистических группировок, применяемые при обработке данных (систематизация и классификация собранных данных, их форматизация и обработка, включая компьютерную, организация и ведение баз данных и баз значений);

Методы обобщения собранных и обработанных данных (определение показателей однородности данных путем исчисления абсолютных, относительных и средних величин, а также показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения обобщающих данных, включая двумерный и многомерный регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.).

Все статистические методы взаимосвязаны и представляют единую систему, применение которой гарантирует правильность и достоверность получаемых результатов. Существенно важно, что современные статистические методы используются не только для исчисления значений тех или иных показателей, но и для проверки достоверности их исчисления там, где статистические тесты отсутствуют или вызывают сомнение Области нетестовой проверки существенности, сходимости, точности и достоверности исчисляемых показателей самые обширные и многократно превосходят области тестовой проверки по тем или иным известным статистическим критериям. Нетестовая проверка - это нахождение значений одних и тех же искомых показателей двумя и более разными статистическими методами. Совпадают значения искомых показателей - принятые методы исчисления приемлемы, не совпадают - значит, примененные методы неприемлемы. Эффективными при этом считаются методы, требующие в ходе применения минимальных объемов информации и счета.

5 История статистики

Статистика имеет многовековую историю, связанную с человеческой деятельностью.

Первые заметки по учету земель и населения найдены в церковных книгах разных народов и совпадают по времени с возникновением религии. В античном мире был организован учет родившихся, составлялись земельные кадастры со сведениями о строениях, рабах, скоте, получаемых доходах. Древнегреческий философ Аристотель составил описание 157 городов и государств своего времени. Всеобщая перепись населения и его имущества была проведена в Англии в XI в. В Х-ХИ вв. в Древней Руси в целях налогообложения проводился сбор различных сведений. В XVIII в. был введен учет цен на хлеб, осуществлялась регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи населения.

Статистика как сумма знаний, необходимых купцам, политикам и военным, впервые предстала в работах немецкого ученого Г.Ахенваля (1719-1772).

С возникновением капитализма потребовалась обширная информация о государственном потенциале разных стран и народов (середина XVII в.), и статистика развивается не только как государствоведение (описательная статистика), но и как наука о приемах и методах счета системы различных социально-экономических показателей - политическая арифметика.

У.Петти (1623-1687) английский экономист рассматривал политическую арифметику как мощный метод выявления закономерностей и взаимосвязей массовых экономических явлений с помощью измерения числовых характеристик.

В первой половине XIX в. формируется третье направление в развитии статистики - математическое. Его основателем считается бельгийский статистик А.Кеттле (1796-1874), назвавший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.

В России становление статистической науки связано с развитием описательного направления, которое было господствующим до 1730-х гг. В 1802 г. в стране формируется первое государственное статистическое объединение - статистический отдел Министерства внутренних дел России. Реформа 1861 г. привела к созданию в стране органов местного самоуправления - земств, в 1870-х гг. -губернских статистических бюро (в 27 губерниях России); в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

В начале XX в. начинает интенсивно развиваться математическая статистика, а затем эконометрика - наука, культивирующая применение статистики и математики в экономике и ее отраслях, а также в научных исследованиях (биометрия).

Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются статистические службы, концентрирующие эти работы и выполняющие их на регулярной основе. В России такие службы появляются в начале XIX в. и ныне в полном объеме представлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат) - методологическим и организационным центром координации всех статистических работ в стране.

Федеральная служба государственной статистики России представляет собой сеть, охватывающую комитеты государственной статистики в автономных областях, автономных округах и краях России и включающую районные (городские) комитеты государственной статистики.

Ведомственная статистика, а также статистика компаний и предприятий, объединений, ассоциаций - это первичное звено Росстата и рассматривается как крупная дополнительная организация в проведении важных статистических работ.

Представление национальной статистики России в международных публикациях и международной статистике, а также в отечественной статистике культивируется давно и стало нормой российской статистической жизни. На современном этапе особый интерес представляет внедрение международных стандартов ООН, ЕС, Международного валютного фонда, Мирового банка и различных международных статистических организаций (их более 450) в практику работы Росстата и других отечественных статистических служб, что повышает качество и эффективность работы. Адаптация к международным стандартам направлена на повышение уровня сравнимости экономико-статистических показателей, публикацию сопоставимых и полных данных как по отдельным странам, так и по мировой экономике в целом на регулярной основе.

6 Источники статистических данных

Источников статистических данных много, но они разрозненны и поэтому требуют обобщенного представления.

Различают первичные и производные источники данных.

Первичными источниками данных являются переписи (цензы) и материалы разнообразных текущих обследований, включая выборочные наблюдения и материалы изучения общественного мнения.

Производными источниками являются материалы, публикуемые в текущих и периодических изданиях (например, в газетах j «Финансовые известия», «Экономика и жизнь» и т.п.), характеризующих экономическое положение России, валютные курсы, колебания цен и т.д.

Наиболее распространенные производные источники статистических данных - статистические публикации. Различают текущие, ежегодные и разовые статистические публикации.

Примерами текущих публикаций в России служат ежемесячный журнал «Вопросы статистики», ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», а примером разовых публикаций - статистические сборники «Российская Федерация в... году» и «Статистический ежегодник России».

Эти издания содержат итоговые месячные, квартальные и годовые показатели, характеризующие развитие различных отраслей и экономики в целом, и дают сопоставимую во времени и пространстве максимально полную информацию о социально-экономическом положении России. Указанная информация - результат профессиональной деятельности широкого круга специально подготовленных работников и заслуживает, как никакая другая информация, общего доверия.

Важными источниками данных в России являются также монографии авторов, компаний и ассоциаций, которые содержат информацию о нестандартных и уникальных явлениях и дополняют данные отечественной государственной и ведомственной статистики.

Подобные документы

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Предмет и метод статистики как общественной науки. Основные задачи и виды группировок. Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Виды статистических показателей и величин.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Понятие статистики как науки, предмет и методы ее изучения, основные цели и задачи. Категории статистики и ее показатели, способы представления результатов. Сущность и классификация относительных и средних величин. Понятие ряда динамики и его анализ.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные категории статистики. Группировка - основа научной обработки данных статистики. Содержание сводки и статистическая совокупность. Построение вариационного, ранжированного и дискретного рядов распределения. Группировка предприятий по числу рабочих.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Статистика внешнеэкономических связей (ВЭС) как отрасль экономической статистики. Особенности статистики внешней торговли, предмет ее наблюдения и изучения. Товары и услуги, составляющие экспорт и импорт любой страны, - объект учета в статистике ВЭС.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Статистика как общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их особенностей и закономерностей развития. Понятия, предмет, задачи, система статистических показателей. Организация статистики в России.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Предмет и метод статистики. Сводка и группировка статистических данных. Функции статистических показателей. Статистические ряды, вариация и дисперсия. Преимущества выборочного наблюдения. Методы анализа корреляционных связей, экономические индексы.

В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы и яв­ляющихся отправной точкой для принятия различных управлен­ческих решений.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний , которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих , под статистикой понимают конкретные данные информативного характера , представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих прин­ципах и методах статистического исследования социально-эконо­мических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и сис­тему категорий статистической науки, рассматривает методы сбо­ра, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. об­щую методологию статистического исследования массовых обще­ственных процессов.

Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и ана­лизирует синтетические показатели, включая такие макроэкономи­ческие показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), ва­ловой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаи­мосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рас­сматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

Отрасли экономической статистики - статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабаты­вают и изучают статистические показатели развития соответствую­щих отраслей.


Социально-демографическая статистика фор­мирует и анализирует систему показателей, комплексно характери­зующих различные стороны социальных условий и образа жизни на­селения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статис­тических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Между наукой статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теорети­ческие положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые яв­ления подвержены влиянию случайностей), анализа элементов ры­ночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджмен­те, прогнозировании.

Предметомстатистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними.

Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каждый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товаро­оборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой за­кономерности. Главная задача статистики заключается в выявле­нии этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

Под закономерностью понимают повторяемость, последова­тельность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Каждое единичное явление рассматривается стати­стикой как особый, частный случай изучаемой закономерности. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как измене­ние уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупно­сти, выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел - объективный за­кон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Таким образом, в качестве определяющих характеристик ста­тистики можно выделить следующие.

1. Изучаются не отдельные факты, а массовые общественные процессы и явления на основе расчета различных статистических показателей (например, численность экономически активного населения, объем произведенной продукции, величина реальных доходов населения и т.д.).

2. Рассматриваются процессы и явления в динамике (к при­меру, изменение уровня жизни населения, уровня безработицы, темпы экономического роста и т. д.).

3. Статистическое исследование изучает количественную
сторону массовых общественных явлений и дает оценку явлени­ям, происходящим в обществе в конкретном месте и на опреде­ленный момент времени.

4. Характеризуется структура (внутренние стороны) общест­венных и массовых явлений.

5. Выявляются причинно-следственные связи между явле­ниями с помощью специальной методологии.

Для исследования социально-экономических явлений стати­стика использует собственную методологию, то есть систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количе­ственных закономерностей, проявляющихся в структуре, дина­мике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Использование конкретных методов обусловливается поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. Статистические ме­тоды используются комплексно (системно).

Основные методы статистики:

а) диалектический метод познания заключается в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии,
взаимосвязи и причинной обусловленности. Диалектика является частью философии, данный метод применяется для познания ре­ального мира. В соответствии с ним статистика использует диа­лектические категории: количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массо­вое, индивидуальное и общее;

б) метод массового статистического наблюдения обеспечи­вает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

в) метод группировки и сводки материала позволяет выде­лять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

г) табличный и графический методы используются при представлении результатов и итогов статистического исследова­ния явлений и объектов.

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Английская школа политических арифметиков , которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое . Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 - 1874 гг.) - основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 - 1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;



4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Предмет и метод статистики

Статистика изучает,прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Задача статистического исследования - получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени.

Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел , который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 - 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным.

Объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками . Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д.

При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п.

Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак.

Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода.

Метод статистики – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы:

1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации - данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.

2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов , образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц . Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных.

3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей : абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации.

Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Термин " статистика " имеет латинское происхождение - слова stato (государство) и status (политическое состояние) в 1746 г. дали название новой науке. Известный немецкий ученый Готфрид Ахенваль, преподавший в Геттингемском университете курс "Государствоведение", решил изменить его название на "Статистику". Это определило дальнейшую судьбу новой науки, которой первоначально отводилась роль сбора сведений о государстве и описания его достопримечательностей.

В настоящее время термин " статистика " употребляется в нескольких значениях. Обычно под статистикой подразумевается совокупность количественных сведений о тех или иных сторонах социально-экономической жизни общества.

Сошлемся на знаменитую книгу двух гениальных писателей И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев": " Статистика знает все. Точно учтено количество пахотной земли… Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги… Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько этот средний гражданин выпивает в среднем водки, с примерным указанием потребляемой закуски. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок…"

В приведенной цитате как нельзя более верно охарактеризована самая распространенная область применения термина " статистика " - это цифровые данные, некая информационная база , состоящая из количественных показателей.

Статистикой называют также статистический учет, который представляет собой практическую деятельность по сбору, сводке, обработке, анализу и публикации информации о явлениях общественной жизни.

И наконец, статистика - это особая наука, которая имеет свой предмет и метод исследования. Она занимается выявлением закономерностей в развитии массовых явлений. Главный критерий, которому должно соответствовать явление, чтобы к нему можно было применить статистические методы , - массовость.

1.2.1. Предмет статистики

Предметом изучения статистики как общественной науки является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной. Всегда необходимо помнить, что статистика изучает не просто количество, а количество определенного качества в конкретных условиях места и времени.

Почему статистика изучает лишь массовые явления? Потому, что только рассматривая совокупность единичных фактов, можно выявить закономерности, взаимосвязи, структуру явления. Огромное значение при этом имеет закон больших чисел. Под этим названием выступают несколько предельных теорем, общая идея которых сводится к следующему: закономерность в развитии явления проявляется лишь при большом числе наблюдений. Отделить закономерность от случайности очень трудно, если рассматривать лишь единичный факт или малое их количество. При рассмотрении множества единичных фактов случайные отклонения взаимопогашаются, так как они в каждом индивидуальном случае могут происходить как в одну, так и в другую сторону, и тогда становится видна закономерность развития явления, которую можно описать некой математической функцией.

Поясним сказанное на примере. Всем известно, что женщины живут дольше мужчин - это установленная статистическая закономерность. Но вы вправе возразить: "Мой дедушка прожил на 20 лет больше бабушки!" Ситуация с вашей семьей - это единичный факт. Для совокупности живущих людей в целом выполняется правило - женщины живут дольше мужчин, и чем большим количеством наблюдений мы будем располагать, тем очевиднее станет этот факт. Или, например, существует статистическая закономерность по поводу пола рождающихся детей - доля мальчиков в общем числе родившихся детей больше. И опять-таки, известны случаи, когда в семье рождались одни девочки и ни одного мальчика. Но для совокупности живущих людей в целом - мальчиков рождается все равно больше, и чем большее число новорожденных мы будем рассматривать, тем четче проявляется эта тенденция. Итак, чтобы установить статистические закономерности, надо исследовать множество единичных фактов.

Теория статистики - это наука о наиболее общих принципах и правилах сбора, обработки и анализа сведений о массовых процессах и явлениях в жизни общества.

Статистика изучает общественные явления, поэтому статистические методы используются практически во всех областях, где явления носят массовый характер. В связи с этим есть статистика культуры и искусства, медицинская статистика, уголовно-правовая статистика, статистика образования, статистика отдыха и туризма, статистика сельского хозяйства, статистика торговли, статистика предприятий и организаций, статистика труда, статистика уровня жизни населения, статистика потребления, статистика социального обеспечения и социальной защиты населения, статистика рынка жилья, статистика науки и инноваций, статистика государственного бюджета, банковская статистика, биржевая статистика, статистика ценных бумаг, статистика цен и инфляции, статистика процентных ставок, статистика валютных курсов, статистика инвестиций, статистика внешнеэкономической деятельности и т.д. Перечисленные сферы социально-экономической жизни общества являются объектами изучения отраслевых статистик, а теория статистики является их методологической основой.

Статистика рассматривает количественные характеристики массовых общественных явлений, такие, как размеры явлений, их соотношения, средние уровни и др. Но количественные характеристики анализируются в неразрывной связи с качественной определенностью явления. Важнейшим требованием к информации, пригодной для статистического анализа, является качественная однородность тех единичных фактов, которые образуют статистическую совокупность. Например, анализируемая количественная информация должна относиться к предприятиям конкретной отрасли, находящимся на определенной территории, сведения должны охватывать один и тот же отрезок времени и т.д.

Однако качественная определенность явления важна не только для формирования однородных статистических совокупностей. При анализе взаимосвязи явлений исследуемые признаки сначала должны рассматриваться с их качественной стороны: возможно ли теоретически существование связи между ними или нет, поскольку числовые данные могут подобраться таким образом, что чисто математически связь подтвердится, а на самом деле она отсутствует. Предположим, собранные количественные данные, характеризующие рост человека и размер окон его квартиры, случайным образом оказались такими, что рассчитанный показатель связи показал ее наличие, хотя на самом деле связи нет и в принципе быть не может. Поэтому всегда при проведении статистического анализа рассматривают качественную сторону явлений.

Итак, статистика анализирует не "бездушные" цифры, а массивы данных, имеющих качественную определенность.

1.2.2. Метод и задачи статистики

Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения - второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований - будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, - меняется лишь объект исследования, но предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

  • получение обобщающих характеристик исследуемой статистической совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации, другие расчетные показатели;
  • выявление связи между признаками;
  • изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;
  • исследование изменений в структуре явлений;
  • моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

1.2.3. Основные термины

К основным терминам статистики, которыми наиболее часто оперируют, относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак и варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность.

Статистическая совокупность - это множество единиц массового социально-экономического явления, однородных с точки зрения их качественной сути и объединенных на основе общих признаков, изучение которых является целью статистического исследования. Например, это может быть совокупность предприятий, совокупность коммерческих банков, бирж, совокупность служащих в страховых компаниях и т.д.

Главное требование к построению статистической совокупности - это однородность по тем признакам, которые заложены в основу ее формирования. Например, если изучается рентабельность малых предприятий промышленности России, то в совокупности не должно быть иных предприятий, а также предприятий с очень низкой или крайне высокой рентабельностью, представляющих собой единичные случаи.

Статистическая совокупность, однородная по одному признаку, может быть разнородной по другим. Например, предприятия могут различаться своей принадлежностью к различным подотраслям промышленности, территориям, размером производственных фондов и т. п. В качестве объемной характеристики статистической совокупности выступает численность ее единиц (обозначается через N или n), например, число банков, число страховых компаний, численность работающих и т.д.

Единица статистической совокупности - это единичный случай проявления массового общественного явления, входящий в качестве отдельного элемента в статистическую совокупность и несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей исследуемой совокупности может быть малое предприятие промышленности России. При этом одно и то же малое предприятие может быть единицей и других совокупностей - совокупности малых предприятий Москвы или совокупности всех промышленных предприятий.

Признак - это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности.

Признаки бывают количественными, атрибутивными и альтернативными. К количественным признакам можно отнести рентабельность, прибыль, объем производственных фондов, число работающих и т.д., иными словами, те признаки, которые имеют количественное выражение. Значения атрибутивных признаков имеют не количественное, а качественное выражение: образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное), форма собственности (государственная, муниципальная, частная). К альтернативным относятся признаки, которые могут принимать только два значения: пол (мужской, женский), отношение объекта к факту страхования (застрахован, не застрахован) и т.д. Другой тип альтернативных признаков получается, когда задается некоторое значение количественного признака и совокупность единиц разбивается на две группы: единицы, имеющие значение признака меньше заданного, и единицы, имеющие значение признака больше или равное заданному. Например, при изучении коммерческих банков признак "уставный капитал" можно сделать альтернативным: размер уставного капитала 10 млрд руб. и выше, менее 10 млрд руб. (по принципу "да - нет").

Варианты - значения, которые может принимать признак.

Вариация - изменение значений признака при переходе от одной единицы наблюдения к другой. Если бы не было вариации значений признака, не было бы статистики, именно изучение вариации - одна из основных целей статистического исследования.

Статистический показатель - это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени. Статистические показатели могут быть индивидуальными (например, прибыль предприятия "Сибирь" в 2006 г. составила 120 млн руб.), итоговыми (общая прибыль по исследуемой совокупности предприятий в 2006 г. равна 1430 млн руб.), аналитическими или расчетными (например, средние или относительные величины).

Система статистических показателей - совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования.

Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать явление общественной жизни с разных сторон, дать ему комплексную оценку. Например, система показателей банков региона включает следующие основные показатели: количество банковских учреждений в регионе; среднее количество филиалов, созданных одним банком; абсолютную величину банковских активов; уровень инфляции; величину реальных активов; объем кредитных вложений; доля кредитов в активах и др.

Статистическая закономерность - это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности. Так, увеличение прибыли в результате роста затрат на рекламу свойственно большинству предприятий; с ростом чистых активов увеличивается объем кредитных вложений у большинства коммерческих банков и т.д.

Именно для того, чтобы установить закономерность в развитии явления, требуется большое количество наблюдений в соответствии с действием закона больших чисел (массовое наблюдение). На формирование значений показателя у отдельной единицы наблюдения оказывают влияние закономерные и случайные факторы. Однотипные причины, действующие на все единицы наблюдения, создают закономерность, причины, воздействующие не на все единицы наблюдения, образуют случайность.

Реферат

Предмет, метод и задачи статистики

1. Статистика - общественная наука

2. Предмет и метод статистики

3. Задачи статистики

4. Организация статистики в России

1. Статистика - общественная наука

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их качественных особенностей и закономерностей развития. Слово «статистика» происходит от латинского «статус», что означает положение, состояние явлений.

Изучение процессов происходящих в области экономики и других сторон общественной жизни, невозможно без количественных характеристик. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд государства ещё в глубокой древности. Вначале эти сведения относились к численности населения и имущества и использовались в военных целях и при обложении налогами. По мере степени развития производительных сил простые учётные операции усложнились и стали включать в себя элементы анализа тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно возникла отрасль знаний, получившая в последствии термин «статистика».

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

Первое направление - возникшая в Германии описательная школа государство ведения, представители которой (Конринг, Ахенваль, Шлецер и др.) считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства в целом или части территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Второе направление, возникшее в Англии, известно под именем «политической арифметики». Виднейшим представителем этого направления был В. Петти. Последователи этого направления считали, что основной задачей статистики является выявление на основе большого числа наблюдений закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Именно от «политической арифметики» ведёт своё начало современная статистика как общественная наука в нынешнем состоянии.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, а в России - труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трёх значениях:

Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью, сбор, обработку, анализ и публикацию массовых, данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учёт»);

Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

Статистикой называется отрасль знаний, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика, имеет свой предмет исследования. Таковым является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Таким образом, можно сказать, что предметом изучения современной науки «статистика» являются различные общественные социально-экономические и эколого-экономические явления, исследования которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей. Изучаемые статистикой явления, как правило, состоят из множества отдельных элементов и фактов. Эти множества единиц с отличающимися (варьирующими) признаками составляют так называемые статистические совокупности: совокупность населения, совокупность родившихся, совокупность предприятий, совокупность произведённой продукции, совокупность тех или иных животных, совокупность тех или иных реципиентов окружающей среды подвергшихся загрязнению и т.д. Поэтому можно сказать, что различного рода статистические (массовые) совокупности и являются предметом статистики.

Свой предмет статистика изучает при помощи определённых категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

1. Статистическая совокупность - это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.д. Совокупности могут быть однородными и разнородными .

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть, однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путём проведениякачественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Единица совокупности - это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.

3. Признак - это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

* признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

* признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии - характером труда: учитель, столяр, швея мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» - неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, каждое лицо может состоять в браке или нет, продукция может быть годной или бракованной и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нём изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация - это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря - от одной единицы совокупности к другой . Обычно под вариацией мы понимаем обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Если изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причём носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

4. Статистический показатель - это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объёмными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчётными (средние величины). Они могут быть плановыми, отчётными и прогностическими (т.е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные - это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени.

Задачами статистики в этом направлении являются:

а) правильное определение содержания статистического показателя (валового национального продукта, национального дохода, производительности труда и т.п.);

б) разработка методологии подсчёта и расчёта статистического показателя.

5. Система статистических показателей - это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определённая система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому принципу образуют систему и статистические показатели.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона - макро уровень; предприятий, фирм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. - микро уровень.

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

* они носят исторический характер - меняются условия жизни населения, общества, меняются и системы статистических показателей;

* методология расчёта статистических показателей непрерывно совершенствуется.