Основные виды деятельности в психологии. Деятельность это в психологии

(1 час)

План лекции (1 час)

1.Понятие о деятельности и ее виды.

2. Единство сознания и деятельности, ее связь движением

3.Интериоризация как предпосылка деятельности.

4.Формирующая роль деятельности.

5.Успех и неуспех в деятельности, притязания и достижения.

6.Основные компоненты деятельности: знания, умения, навыки и привычки.

1.Понятие о деятельности и ее виды.

Понятие деятельности в психологии.

Деятельность – есть внутреннее стремление человека к изменению самого себя и внешней реальности. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка.

Учение – это процесс систематического овладевания знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. Хорошо организованное обучение носит воспитывающих характер. В процессе обучения формируется личность человека: его направленность, волевые черты характера, способность.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются “человеческие сущностные силы”. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки.

Виды деятельности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда – создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящие значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Следующий вид деятельности – это игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.

Движения, действия, деятельность.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей Среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью.

Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек. Самыми простыми действиями являются предметные.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В психологии различают физические 2 (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Овладение умственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией . Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность. Психологическая характеристика деятельности. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области общественного производства. Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки выделялись отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда. Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.

Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизирует силы н достижение новых целей в работе, а в других – может вызвать самоуспокоение. Уровень притязания – оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности. В притязаниях выделяются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности. На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление.

Утомление – естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма.

Усталость – переживание человеком утомления. Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяют характер творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.

2.ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ЕЕ СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЕМ.

Принцип единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный Рубинштейном в статье «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934), выступает в «Основах общей психологии» (1940) в конкретизированном и расчлененном виде. Данный принцип предполагает раскрытие этого единства в аспекте функционирования и развития сознания через деятельность. Здесь нужно подчеркнуть его совершенно особенное содержание соотносительно с обычным генетическим пониманием развития, принятым в психологии. В традиционном понимании развитие рассматривалось как прохождение некоторых последовательных, т.е. следующих во времени одна за другой, стадий, носящих необратимый характер. Детерминация этих стадий связывалась иногда с действием имманентных – лишь внутренних – условий; тогда развитие понималось как созревание.

В других случаях, напротив, абсолютизировалась роль внешних условий, и тогда развитие сводилось к механистически понятой заданности извне – тренировке и т.д. Рубинштейн в своей классической формуле связи сознания и деятельности интерпретирует сущность развития через диалектику субъекта и объекта, а тем самым развитие сближается с функционированием: проявление сознания в деятельности есть одновременно (а не последовательно) развитие сознания через деятельность, его формирование.

Идея развития как становления совпадает с категорией субъекта, его саморазвития в результате активного изменения мира. Реализуя принцип развития в психологии познания и деятельности человека, Рубинштейн рассматривает стадиальность развития через понятия познания и поведения, вполне отвечающие общему генетическому подходу.

Принцип единства сознания и деятельности тоже выступает во множестве аспектов, выполняя как позитивные (методологические, теоретические, эмпирические), так и критические функции. Этот принцип задает систему расчленения и интеграции психологических проблем. Через него дается новое понимание предмета психологии и методологическое определение природы психического: психика как единство отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. Через тот же принцип раскрывается принадлежность сознания действующему субъекту, который относится к миру благодаря наличию у него сознания. Определение отражательной природы психического стало общепризнанным.

Однако квалификация психики как переживания, как определенного онтологического состояния не давалась ни до, ни после Рубинштейна. Существенность этого аспекта становится особенно очевидной в контексте последующего развития психологии: у некоторых авторов деятельность постепенно свелась к ее идеальным формам. Особенно ярко эта тенденция проявляется в философии и психологии, когда говорят о тождестве сознания и деятельности или, что то же, об общности их строения.

Таким образом, раскрытие генезиса и структуры сознания как единства познания и переживания, как регулятора деятельности человека дало возможность представить разные качества психического – познавательные процессы в их единстве с переживанием (эмоции) и осуществлением отношений к миру (воля), а отношения к миру понять как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре и все эти многокачественные особенности психического рассмотреть как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельном отношении к миру.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок . Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности – ее условий и целей – изменяет ее характер и течение. Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, которые к ней побуждают. Мотивы и цели деятельности в отличие от таковых для отдельных действий обычно носят интегрированный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные мотивы и конечные цели. На различных этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные действия.

План:

    Понятие деятельности.

    Сущность, принципы.

    Строение и виды.

Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

    От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания , а также обучения.

    Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.

    Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.

    Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.


Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Основные виды деятельности

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Первичным видом деятельности человека считается труд . Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

В зависимости от цели, содержания и форм различают три основные разновидности деятельности: игру, учение и труд. Человеку независимо от возраста присущи все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному по цели, содержанию, форме и значению. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - обучение, а в зрелом - труд.

Игра и обучение свойственны и людям, и животным. Однако у животных основой этих видов деятельности являются инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.

Работа по природе и содержанию - общественно-историческое явление. В процессе труда возникла и развилась человек как сознательная социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что зачастую они связаны с языковой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является одновременно основным средством познания ею внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и тому подобное. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре исчезает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все свойства личности ребенка, в частности такие моральные качества, как коллективизм, дружба, общительность, правдивость, честность и т. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школе.

В школьном возрасте игра имеет сложный и целенаправленно характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм.

Привлечение детей к занятиям спортом, к интересным дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.

Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. К этому ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, который присущ XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

Воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);

Передачи, сообщение информации (рассказ, разъяснение, показ, демонстрация)

Контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и

Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и деятельность педагогическая, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижения других полезных результатов.

Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждое из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия разделяют на четыре основные группы:

Сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдение в процессе показа, слушание рассказа и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.п.);

Умственные учебные действия, которые необходимы для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного обработки, осмысления уже имеющихся знаний;

Комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или другому прием, выполняют ремонт, разборки и сборки механизмов, радиотехнических средств и тому подобное;

Мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного разными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.

В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но одновременно дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все более необходимой для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.

Успешное обучение детей в школе во многом зависит от осознания цели обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в интересе ними.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленность ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задание, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не по тому, как выполнил задание другой. Ученики, которые проявляют самостоятельность в учебе, лучше усваивают знания и успешно развиваются.

Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала.

Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.

Усвоения учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Учась, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не только объектом обучения, т.е. умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения.

ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.

При водя в движение имеющиеся у нее природные органы и силы, человек производит орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает ему форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Труд - это живое единство физического и психического. В процессе труда активизируются и оказываются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания прачки ее психические компоненты приобретают особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических свойств. Но есть психические свойства личности, общие для всех видов трудовой деятельности, хотя они И оказываются в каждом ее разновидности по-разному.

Первая и необходимое условие любой труда - наличие цели: создать некий продукт.

Характерная особенность труда в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподибних действий животных. Прежде чем что-то строить, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его выполнения до психики человека.

Работа требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают в течение обучения и предварительного обучения. Чтобы овладеть определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени нужно также для овладения производственными специальностями высокой квалификации.

Работа требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физической, и в умственной работе в течение всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда работа не захватывает по смыслу или способами выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают его к еще большему напряжению.

Успех работы человека зависит от ясности цели, которую он ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовым обязанностям, от соответствия его способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические свойства человека, как аккуратность и дисциплинированность.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникло огромное количество видов труда.

Разнообразие видов человеческого труда разделяют на труд физический и умственный. К физической труда * относятся различные виды производственной и технической деятельности. Предметом ее является материал, который дает природа и который обрабатывают с помощью различных орудий. Физический труд требует определенного использования физических сил человека, напряжение ее мышечной системы. Результатом такой работы является материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки, резьба и т.д.).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей.

Творческая деятельность. Любая физическая и умственная работа при определенных общественных условиях может стать творческой деятельностью.

В разных видах труда творчество имеет определенные особенности, обусловленные содержанием и характером деятельности, ее обстоятельствами и индивидуальными чертами работника. В то же время всем видам творческой деятельности свойственны общие черты.

Творческая деятельность обусловлена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником различных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или иной отрасли, создать новое орудие, сконструировать новую машину, осуществить определенный научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину и тому подобное.

Для осуществления творческого замысла нужна подготовительная работа - обдумывание его содержания, выяснения деталей, путей его реализации и сбор необходимых материалов. Такая подготовительная работа свойственна творчества конструктора-изобретателя, ученого, писателя, художника. Она часто бывает долговременной.

После подготовительной работы происходит реализация творческого замысла, которая так же может длиться разное время в зависимости от содержания задачи, его сложности, подготовки личности и условий творческого труда.

Осуществление творческого замысла - большая и напряженная работа, которая требует участия и подъем всех сил человека, максимальной сосредоточенности его сознания на предмете творчества. Эта сосредоточенность бывает настолько высокой, что работник, захвачен задачей, не замечает, что происходит вокруг него. Сосредоточенность требует участия познавательных и волевых сил человека.

Систематическая упорный и напряженный труд является определяющим условием успеха творчества. При этом условии чаще всего возникают такие моменты творческого подъема, которые называют вдохновением и при наличии которых особенно успешно находят новые способы решения задач, возникают новые и продуктивные идеи, создают центральные образы художественных произведений и тому подобное. Для вдохновения характерно напряжением всех сил работника и эмоциональное увлечение предметом творчества и продуктивной работе над ним. Вдохновение возникает не в начале работы, а во время нее как некий ее следствие. Отсюда следует, что для успешного достижения цели надо систематически и регулярно работать, а не ждать, когда придет вдохновение. По словам П. Чайковского, вдохновение - это такой гость, не любит посещать лениво. Оно возникает в процессе упорной работы.

На творческой деятельности сказываются ощущение новизны дела, потребности в ней современности. Происходят мобилизация духовных сил и неосознанная, интуитивная появление новых образов, способов действий в решении проблемы.

Успешность творческого труда зависит от того, насколько человек владеет приемами и техникой работы, как она относится к результатам работы. Творческим работникам свойственно критическое, требовательное отношение к своим произведениям. Оно, в частности, характерно для выдающихся поэтов, писателей. О. де Бальзак двенадцать и более раз переделывал свои произведения, часто до неузнаваемости менял, корректируя их. То же можно сказать о инженеров, ученых.

Контрольные вопросы:

Что такое деятельность?

Какова микроструктура деятельности?

Охарактеризуйте макроструктуру деятельности.

Какое значение потребности и мотива в деятельности?

Что является целью человеческой деятельности?

Раскройте основные виды деятельности человека.

Какие движения используют в деятельности?

Что такое действие?

Что такое предметные действия?

Что такое умственные действия?

Каким е процесс формирования знаний, навыков и умений?

Что такое знание?

Что такое навыки и умения?

В чем проявляется перенос навыков?

В чем заключается интерорецепция?

Раскройте игру как вид деятельности.

Охарактеризуйте учебную деятельность.

В чем проявляется труд как вид деятельности?

В чем отличие умственного и физического труда?

Каким образом деятельность влияет на психику человека?

Литература:

Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Брушлинский AB Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. Психологи. -1984.- №5.

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Волков AM, Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии. -1981. - №6.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

Конопкин OA Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б.Ф., Сурков Б.Н., антиципации в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.

Подольский А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального

обучения // Вопр. психологии. -1985. - №5.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Тут и включаются в работу . Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Цели

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают и . В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Виды деятельности

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы ( , внимание, воображение, память, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

· Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.

· Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.

· Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

Виды деятельности

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на:

§ перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

§ мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

§ мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки - это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.