И.А.Крылов. Сравнительный анализ с басней К

Басня Ивана Андреевича Крылова "Квартет". Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Мораль и анализ басни "Квартет".

На первый взгляд совершенно абстрактные образы в виде Мартышки, козла, Осла и Мишки были приурочены к вполне реальным событиям. Автор таким образом высказал своё недовольство по поводу общественной деятельности четырех чиновников из разных департаментов. Но это дела давно минувших дней. А удивительно то, что и по прошествию стольких лет басня не потеряла своей актуальности.Как оказалось, годы прошли, а менталитет людей поменялся не сильно. Мы и сейчас часто встречаем таких представителей рода человеческого, которые берутся не за своё дело. Причем веря всем сердцем, что они способны с ним справиться без малейшей подготовки. Ну словно наши герои. Для них почему то стало откровением, что музыкальных инструментов не достаточно для создания музыкального коллектива. Нужен ещё и опыт игры на них. Конечно, можно поспорить, о том, что инициатива присутствующая у героем басни, в конце концов приведёт их к успеху. Ведь всем известно, что задумка может удастся лишь в том случае, если начать её реализовывать. Те же кто останавливается на этапе планирования, в принципе не могут придти к логическому финалу. Поэтому, если наложить ситуацию на современное общества, то в ней можно увидеть и положительные моменты. А именно инициативных людей, которые не боятся новых задач и экспериментов. Именно такие люди и добиваются успеха в современном обществе, чего и хочется пожелать подрастающему поколению.

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Потом, когда мы уже научились читать самостоятельно, стали изучать литературу, в школе учили произведения известных авторов.

Что для человека значит книга?

Книги - это кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.

Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».

Об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Квартет» была создана неслучайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть квартет, но им это никак не удается. Поводом к написанию послужило желание автора осмеять государственный орган России, то есть Государственный Совет. Он был создан на год раньше, чем вышла басня Крылова «Квартет». Состоял Совет из четырех департаментов. В их главе находились вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Квартет»

Итак, мы уже выяснили, что в басне есть четыре персонажа, которых Крылов представил так: под Мартышкой он подразумевал Мордвинова, под Ослом - Завадовского, под Медведем - Аракчеева, под Козлом - Лопухина. Они не могли договориться между собой и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Квартет» представляет нам такую же картину. У зверей нет способностей, чтобы заниматься музыкой, однако они решили во что бы то ни стало «пленять искусством свет». Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на деле собой ничего не представляют. От перемены местами ничего не меняется, и их также преследует неудача. Моралью этой басни являются слова соловья, которого звери позвали на подмогу. Он сказал, что для того чтобы заниматься каким-либо делом, нужно в первую очередь иметь какие-то знания и умения. А они (звери) в музыканты никак не годятся.

Басня Крылова «Квартет», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…»

В этих словах и заключается мораль.

Как себя не преподноси, сколько не нахваливай, если нужных навыков нет, дело спориться не будет. Козел, Осел, Медведь и Мартышка из басни «Квартет» И. А. Крылова очередное тому подтверждение.

Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни Крылова «Квартет»

Мораль из басни «Квартет» автор доносит до юного читателя в конце произведения словами Соловья, что любое умение – результат долгой кропотливой работы (обучения), а не отражение самооценки и хвастовства того, кто решился это самое умение продемонстрировать.

Анализ басни «Квартет»

С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.

И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло. Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей. Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.

Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех». Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.

Крылатые выражения из басни «Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» – употребляется в басне «Квартет», как укор плохо работающему коллективу, кода тот не может достигнуть поставленной цели из-за отсутствия у его членов согласия, понимания общих и индивидуальных задач, профессионализма и единства.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Мораль басни "Квартет"

Чтоб музыкантом быть надобно уменье - эта мораль и мудрость являются истинными не только для музыки или другому творчеству.

Чтобы добиться успехов в любом начинании, необходимо обладать определенными способностями и врожденным талантом.

Никакие внешние данные - красивая одежда, украшения, дорогие инструменты и технические уловки не спасут, если не уметь сочинять музыку, играть на различных музыкальных инструментах, а также строить дома, шить, вязать и др.

А главное - талант, имеющийся от природы - это совсем не единственное, что является условием успеха, и неверно то, что некоторые полагают, что кроме таланта им больше ничего не понадобиться.

На самом деле - чтобы создать что-то необыкновенное, быть самым лучшим и достичь успеха, надо непрерывно над собой работать и прикладывать все силы и старание.

По одной версии, в басне "Квартет" Крылова (1811) высмеивается открытый в 1810-м году Государственный совет, который был разделен на четыре департамента, что сильно затрудняло его работу, поскольку председатель каждого из них полагал, что он должен быть "главным лицом" во всём учреждении, есть также версия и о том, что Крылов высмеял заседания "Беседы любителей русского слова", но она с точки зрения хронологии не отвечает реальности, хотя внешне может показаться и правдоподобной. Это говорит о том, что в басне Крылова "Квартет", анализ которой мы проведем, автору удалось подметить некие общечеловеческие черты, которые, после ее появления, стали "узнаваться" в событиях действительности, даже не имеющих отношения к ней.

Выбор "музыкантов", которые "затеяли сыграть квартет", показывает, что эта "затея" обречена изначально, однако сами "исполнители" ничуть не сомневаются в своих способностях, они уверены, что им по силам "пленять своим искусством свет". Уже здесь автор показывает, что их беда не в неумении, а в самоуверенности, отсутствии самокритичности, которые не дают возможности правильно оценить ситуацию и отказаться от заведомо невыполнимого дела. Аллегорические образа Мартышки, Осла, Козла, Медведя воплощают черты характера, далёкие от способности понять себя и своё поведение, верно оценить их и сделать правильные выводы. О поверхностном отношении "музыкантов" к действительности говорит то, каким образом они пытаются разрешить возникшую проблему: они стараются так расположиться, чтобы зазвучала музыка, не понимая, что причина здесь не в том, как они сидят, а в них самих, в отсутствии у них музыкальных способностей и умения. Примечательно, что в своём невежестве они искренно полагают, что их "искусство" способно заставить плясать "лес и горы", то есть они претендуют не просто на признание, а, похоже, на триумф, что также характеризует их способности и уровень самооценки.

Появление Соловья (аллегория "певца от Бога", личности, избранной Искусством), заставляет их обратиться к нему с просьбой о помощи, но просят они его "Скажи лишь, как нам сесть!", потому что полностью уверены, что всё остальное для успешного выступления у них есть. Однако Соловей объясняет им: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней..." В этих словах выражена мораль басни "Квартет" Крылова, авторская позиция, которая заключается в осуждении не неумения как такового, а тех, кто, умением этим не обладая, полагает, что они могут добиться успеха там, где даже профессионал не всегда может преуспеть; автор осуждает претензию, не подкреплённую трудом и талантом, делающую смешным того, кто пробует отыскать причины своих неудач во внешних факторах, не давая себе труда подумать о том, в чем же он сам недоработал. Как видим, автор выражает в морали общечеловеческий, народный взгляд на успех и его цену.