Фамилия Куликов: значение и история происхождения. Куликов — значение и происхождение фамилии Куликов в и история государственного управления электронная

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Развернуть ▼


Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки « » (квалификация «бакалавр»).
Учебник написан с позиций конкретно-исторического подхода, с учетом современного уровня развития исторической науки. В нем излагаются события и проблемы истории государственного управления в России с древнейших времен и до наших дней. Книга снабжена методическим аппаратом: каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки, библиографический список знакомит читателя с новейшей литературой по рассматриваемой теме.
Для студентов учреждений высшего образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Государственное управление на Руси (до конца XV в.)
§ 1. Образование Древнерусского государства. Государственный и общественный строй Древней Руси
§ 2. Первые государственные преобразования
§ 3. Распад Древнерусского государства. Государственное управление в русских землях до монгольского нашествия
§ 4. Государственное управление на Руси в период иноземного господства
Глава 2. Государственное управление в конце XV-XVII в
§ 5. Образование единого Российского государства и формирование общегосударственных органов управления
§ 6. Государственный аппарат России в XVI в
§ 7. Кризис российской государственности в период Смутного времени
§ 8. Государственное управление в России при первых Романовых
Глава 3. Государственное управление в XVIII в
§ 9. Установление абсолютизма в России
§ 10. Новые правительственные учреждения
§ 11. Российский абсолютизм после Петра I
§ 12. Высшие и центральные государственные органы Империи в 20 -90-х гг. XVIII в
§ 13. Местное и региональное управление
Глава 4. Государственный аппарат России в XIX в
§ 14. Российская монархия в 1-й половине XIX в
§ 15. Министерская система управления
§ 16. Государственный аппарат дореформенной России
§ 17. Российская государственность во 2-й половине XIX в
§ 18. Изменения в государственном аппарате в эпоху реформ и контрреформ
§ 19. Органы местного самоуправления
§ 20. Управление национальными окраинами в XIX в
Глава 5. Российская государственность в начале XX в
§ 21. Эволюция российской государственности в начале XX в
§ 22. Власть и общество
§ 23. Влияние Первой мировой войны на российскую государственность
§ 24. Падение монархии. Временное правительство и его учреждения
Глава 6. Создание Советского государства. Государственное управление в СССР в предвоенные и военные годы
§ 25. Возникновение Советского государства и формирование его аппарата
§ 26. Государственный аппарат РСФСР
§ 27. Антибольшевистские правительства
§ 28. Образование СССР. Развитие государственно-политической системы в 20-х гг. XX в
§ 29. Высший и центральный государственный аппарат
§ 30. Создание системы отраслевых промышленных наркоматов. Формирование административно-командной системы управления
§ 31. Политическая система СССР в 30-х гг. XX в
§ 32. Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны
Глава 7. Государственное управление в послевоенный период
§ 33. Общая характеристика советской государственности послевоенного периода
§ 34. Высший и местный государственный аппарат
§ 35. Органы управления экономической сферой
§ 36. Органы управления социально-культурной сферой
§ 37. Органы управления административно-политической сферой § 38. Изменения в государственно-политической системе СССР в годы перестройки
§ 39. Кризис и крах советской государственности. Распад СССР..
Глава 8. Государственно-политическое развитие Российской Федерации (1990- 2010-е гг.)
§ 40. Становление новой российской государственности
§ 41. Эволюция системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации (1993 - 2013 гг.)
Заключение
Список литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Институт экономики и предпринимательства

Контрольная работа

История государственного управления в России

Студента 4 курса

группа ДГ-41о

Петрова А.Н.

Нижний Тагил 2014

1. Система государственного управления в период образования русского централизованного государства

князь дворцовый вотчинный централизация

Высшие органы власти и управления. Великий князь.

Боярская дума. Преодоление политической раздробленности и созданию централизованных государств - закономерный процесс в развитии феодализма. В его основе лежали, прежде всего, социально-экономические факторы, такие как рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи и появление новых и укрепление старых городов-центров ремесла и торговли. В конце XIII-начале XIV в. на Руси появляются первые признаки возрождения разоренного ордынским нашествием хозяйства страны: восстанавливаются города, осваиваются новые территории, расширяются торговые связи между отдельными русскими землями. Постепенно начинают вызревать социально-экономические предпосылки для объединения княжеств Северо-Восточной Руси.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс всецело детерминировали социально-экономические факторы, на Руси его мощным катализатором выступил внешний фактор - необходимость объединения сил для свержения ордынского ига. Доминирование политических предпосылок определило особенности образования единого Российского государства:

оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений;

укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий;

формировавшееся единое государство с самого начала носило многонациональный характер. Центром объединения русских земель стала Москва. Процесс образования единого государства начинается на рубеже XIII-XIV вв. и завершается вначале XVI в. Он шел одновременно по трем направлениям:

объединение русских земель вокруг Москвы;

формирование общегосударственных органов управления;

борьба за свержение ордынского ига.

В этом процессе обычно выделяют четыре этапа. Куликов, В.И. История государственного управления России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с. :

I этап - возвышение Москвы (первая половина XIV в.);

II этап - превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарскими завоевателями (вторая половина XIV-начало XV в.);

III этап - феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV в.);

IV этап -- завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (время правления Ивана III и Василия III).

В XIV-первой половине XV в. политический строй Московского княжества ничем не отличался от политической системы, сложившейся в большинстве земель северо-Восточной Руси. Московский князь обладал высшей судебной и административной властью, являлся верховным собственником всей земли. При нем, как и в других княжествах, существовала Боярская Дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы. Большую роль продолжал играть глава московского городского ополчения-тысяцкий. Это должность в Москве считалась наследственной и была упразднена при князе Дмитрии Ивановиче в 1373 году. Управление на местах было сосредоточено в руках кормленщиков. В составе Московского княжества время от времени образовывались уделы во главе со своими князьями, которыми, как правило, были братья или сыновья великого князя. В пределах своих владений они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю.

В процессе завершения объединения русских земель вокруг Москвы в системе управления Великим княжеством Московским происходят значительные перемены. Главное изменение касается статуса великого князя. Из верховного сюзерена, каковым он являлся в Северо-Восточной Руси удельного периода, великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся подданными великого князя. В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софии Палеолог. Этот брак способствовал дальнейшему укреплению княжеской власти. При дворе стал утверждаться заимствованный из Византии пышный и торжественный церемониал, который лишний раз должен был подчеркнуть новое положение великого князя, его огромное превосходство над княжеско-боярской аристократией. После присоединения Твери к Москве Иван III именует себя в официальных дипломатических документах «государем всея Руси», а иногда и «царем» (последний титул использовался в сношениях с Ливонским орденом и небольшими немецкими княжествами). С конца XV в. на печатях московского князя появляется двуглавый орел, по мнению большинства историков, также заимствованный из Византии (некоторые ученые -- Н.П. Лихачев, Н.А. Соболева, Г. Алеф и др.- отрицают византийское происхождение российского двуглавого орла, полагая, что он пришел на Русь из Священной Римской империи). В политическом лексиконе начинает употребляться термин «самодержец». Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в «Сказаниях о князьях Владимирских», в котором родословная московских государей выводилась от римского императора Августа, и в политико-религиозной доктрине «Москва-третий Рим», сформулированной старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем. В его посланиях Великому князю Василию III последний именуется «богоизбранным, боговенчанным, высокопрестольнейшим и вседержавным».

Однако власть великого князя еще не стала настолько сильной, чтобы превратиться в неограниченную монархию. И Иван III, и Василий III мирились с существованием в составе Российского государства небольших удельных княжеств, принадлежащих сыновьям и братьям.

Важнейшее место в системе государственного управления занимала Боярская Дума, выросшая из совета при князе. Члены Боярской Думы назначались («жаловались») великим князем. При этом он должен был считаться с системой местничества, т.е. давать думные чины в зависимости о знатности происхождения. Наиболее высокое место в местнической иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей -- Рюриковичи и Гедиминовичи. Сохраняли свои позиции и представители старомосковского боярства, многие десятилетия верно служившие московским князьям. Бояре занимали в государстве все важнейшие должности, как военные, так и гражданские.

В конце XV-начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появлялись специальные учреждения - «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. Вначале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы -- Тверской, новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования органов государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI века.

Об усилении власти великого князя и государственной централизации свидетельствовало принятие в 1497 г. Судебника - свода общерусских законов. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы. Впервые в общегосударственном масштабе ограничивалось право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню. Значительное место в Судебнике отводилось центральному и местному управлению, а также великокняжескому суду. Система центральных и местных органов государственной власти и управления в Русском централизованном государстве (XIV--начало XVI в.) выглядит следующим образом (рис. 1)

Рис. 1 Система органов государственной власти. Моисеев, В.В. История государственного управления России: учебное пособие / В.В. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 464 с.

2. Дворцово-вотчинная система управления

Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.

Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. Вначале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

3. Местные органы управления. Система кормлений

На рубеже XIII-XIV вв. Северо-Восточная Русь представляла собой конгломерат великих и удельных, больших и малых княжеств и земель, находившихся в номинальной зависимости от великого князя владимирского. По мере возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель последние теряли остатки былой самостоятельности и превращались в составные части нового государства. Административное устройство Великого княжества Московского периода собирания русских земель отразило всю сложность этого процесса.

Территория Московского княжества состояла из уездов, волостей и станов. Четкого разграничения этих понятий не существовало. Волостью первоначально называлась вся территория того или иного княжества, позднее этот термин стал применяться для обозначения небольшого сельского округа, возникшего на основе крестьянской общины. Несколько волостей, тяготевших к какому-либо центру, составляли уезд. Большие самостоятельные княжества после их присоединения к Москве становились отдельными уездами или разделились на несколько уездов. Станами, появившимися не ранее XIV в., обычно именовались волости, расположенные рядом с уездным городом. Иногда, относительно крупные станы делились на волости, а волости, наоборот, - на станы. Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Наместники управляли городами и подгородными станами; волостель управлял волостями. Власть наместников и волостелей распространялась на различные стороны местной жизни: они являлись судьями, правителями, сборщиками доходов князей, за исключением доходов сугубо дворцового происхождения и дани; сверх того, наместники были военными начальниками города и уезда. Наместниками великого князя являлись бояре, а волостелями - служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И те и другие не получали жалованье из казны, а по старому обычаю содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (т.е. поборы в пользу наместников и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее в целях централизации местного управления и увеличения доходов государства были установлены нормы «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и волостелями в свою пользу. Корма вносились не отдельными лицами, а различными общностями - крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т.д. Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.). Корм состоял:

* из «въезжего корма», выдаваемого при въезде наместника на кормление (чем-то напоминает «подъемные» деньги при переселении, назначении на должность и т. п.);

* периодического: на Рождество, Пасху, Петров день. Очень похоже на раздачу премий и вручение наград к праздникам в советское время;

* пошлин торговых (с иногородних купцов, торговых людей).

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лицами. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможенные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин. Наместники и волостели осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Им помогали тиуны, ведавшие хозяйством, судьи, доводчики (лица, осуществляющие вызов в суд) и др. Все эти должностные лица являлись, как правило, дворовыми слугами наместников и волостелей. Система кормлений порождала произвол и злоупотребления местных властей, использовавших пребывание на «кормовых» должностях для личного обогащения. Поэтому с XV в. московские князья стали регламентировать кормления. Размеры кормов определялись в специальных кормленных (выдавались кормленщикам) и уставных (выдавались населению города или уезда) грамотах. Срок пребывания в должности кормленщика ограничивался 1-3 годами. В конце XV-начале XVI в. натуральные корма переводятся денежные, а сбор самих кормов передается выборным от населения. В городах появляются назначаемые князем из поместного служивого дворянства городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от земельного, финансового и даже судебного управления. Стоит также отметить, что местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве несколько изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.

Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других отраслях управления, причем в пределах не только города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации. Отдельно стоит осветить роль церкви в политической системе рассматриваемого периода. В начале периода русская православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничающую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Монголо-татары не собирались обращать Русь в свою веру. Они предпочли управлять ею через привычное для народа православие. Очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви ничуть не меньшие, чем они имели от русских князей. Однако по мере подъема движения за освобождение русского народа лучшие силы православной церкви становились на путь борьбы с монголо-татарами. Рядовые монахи и руководители церкви вставали в ряды бойцов за освобождение России. Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церковь в Московском государстве получила иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов - городских торговых, таможенных, судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже добиваться приоритета над ним. Однако к концу периода русским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных имуществ церковь признала верховенство светской власти. Противоречивым было и отношение церкви к централизации Русского государства. Существовали силы, которые препятствовали этому процессу, но были и горячие сторонники укрепления единства Руси. В организационном отношении церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская церковь самовольно стала автокефальной, т.е. самостоятельной по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

Заключение

Формирование русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности важное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению монархических, единовластных начал в лице князей. Важными причинами зарождения и развития новой государственной формы - единого Русского государства явились экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.

Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось, прежде всего, на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

Список используемой литературы

1. Карамзин Н.М. История Государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: ОЛМА медиа групп, 2013. - 448 с.

2. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории / В.О. Ключевский. - М.: АЙРИС-пресс, 2007. - 239 с.

3. Куликов В.И. История государственного управления России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

4. Моисеев, В.В. История государственного управления России: учебное пособие / В.В. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 464 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды. Завершение объединения русских земель. Создание новой системы управления. Появление титула "царя" и государственного герба. Возвышение власти великого князя московского. Последствия монголо–татарского ига.

    реферат , добавлен 26.03.2017

    Различные подходы к истории государственного управления в России. Образование древнерусского государства: причины и особенности. Государственное управление в Древней Руси при Владимире Святом и Ярославе Мудром. Структура государственной власти в 16 веке.

    шпаргалка , добавлен 10.02.2011

    Исследование динамики реформ государственного управления КНР. Шаги на пути к перестройке политической системы Китая. Восстановление волостного звена органов власти и управления. Создание социалистической рыночной экономики. Реформа аппарата Госсовета.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Особенности государственного управления в период новой экономической политики. Анализ политической системы 20-х годов. Перестройка чрезвычайного управления в период послевоенного кризиса: реорганизация Советов, органов юстиции, хозяйственного управления.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Общая характеристика периода смутного времени и его роль в истории России. Особенности государственного управления в этот период. Исследование политики семьи Романовых. Выявление эффективности государственного и регионального управления в XVII веке.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Система высших органов государственной власти: великий князь, рада, вальный сейм. Особенности местной системы самоуправления и органы управления в городах с Магдебургским правом. Устройство и органы судебной системы Великого княжества Литовского.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Вопрос о реформе Государственного совета в условиях первой революции в России, введение выборных элементов. Система органов управления на белорусских землях в 1907-1914 годах, проведение земской реформы. Февральская революция и свержение самодержавия.

    реферат , добавлен 06.04.2010

    Система межкняжеских отношений как начало становления государства. Процесс централизации вокруг Москвы и его особенности. Этапы создания централизованного российского государства. Роль православной церкви в становлении российской государственности.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Образование древнерусского государства. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси. Органы управления и власти. Кризис российской государственности в период Смутного времени. Государственный аппарат Российской империи.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Новая экономическая политика, ее проявление в системе государственного управления. Политический кризис России в начале 1920-х годов: условия для перехода к НЭПу. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Формирование культа личности Сталина.

Архив фамилий Куликов. Происхождение фамилии Куликов. Откуда фамилия появилась Куликов? Какое имеет значение фамилия Куликов. История происхождения фамилии Куликов? Какую информацию хранит фамилия о предках Куликов?

Значение и происхождение фамилии Куликов.

Куликов. Значение 1.

Она наиболее распространена на территории Поволжья (в Ульяновской, Нижегородской области, в республике Татарстан и республике Удмуртия).

Основой фамилии Куликов послужило мирское имя Кулик. Мирское имя Кулик ведет свое начало аналогичного названия небольшой болотной птицы с длинными ногами. До введения на Руси христианства наречение ребенка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространенной традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя ее частью. Давая младенцу такое имя, как Кулик, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребенка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделен избранный представитель животного мира.

По другой версии, фамилия Куликов происходит от прозвища Кулик, которое могли дать длинноногому человеку (по внешнему сходству с птицей куликом).

Фамилия Куликов весьма древняя. Так, в «Ономастиконе» академика С. Б. Веселовского встречаются родственные именования: Кулик Коток, крестьянин Семеновского погоста (1495 г.); крестьянин Степан Куликов (1539 г.); Матвей Иванов сын Куликов, поручитель по боярам (1571 г.); новгородские помещики Куликовы (конец XV в). Среди известных представителей фамилии - Николай Иванович Куликов (1815-1891), русский актер и драматический писатель; Иван Семенович Куликов (1875-1941), русский художник, академик живописи, ученик И. Е. Репина; Виктор Георгиевич Куликов (р. 1921), советский и российский военный и государственный деятель, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.

Куликов. Значение 2.

Обладатель фамилии Куликов по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Скорее всего, основой фамилии Куликов послужило мирское имя. Такое имя присоединялось родителями ребенка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь.

Наличие второго, мирского, имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Ее целью было сокрытие главного, церковного имени от «нечисти» и «злых духов».

Мирские имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные и даже в документах могли выступать в качестве официальных имен. Так, еще в летописях встречаются записи типа «родился у великого князя Всеволода сын Федор, а прозван бысть Ярослав» (1190), или, например, упоминается сын новгородского священника «Максим, а мирское имя Станимир» (1310).

Так, фамилия Куликов могла восходить к мирскому имени Кулик, которое, в свою очередь, образовано от нарицательного «кулик». Так называется болотная птица.

В связи с околоводным образом жизни эти птицы имеют характерные длинные ноги для перемещения по мелководьям или топкому грунту, длинный чувствительный клюв для поиска корма в мягком грунте и крупные глаза для ночной активности.

Однако нельзя исключить версию о том, что исследуемая фамилия могла произойти от переносного значения прозвища Кулик. Так, в говорах Куликом нередко называли простоватого, недогадливого человека. В других диалектах Кулик – «человек с длинным носом» (вероятно, из-за сходства с птицей кулик).

В документальных источниках зафиксированы прозвища и имя Кулик: Кулик Иван, думный боярин, 1456; Кулик Василь, 1555, Рязань; Кулишка Трофим, крестьянин, 1567; Мостык и Кулик, братья Земцовы, 1584 и другие.

Уже в XV–XVI веках на Руси начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов/-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Кулик, со временем получили фамилию Куликовы.

Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, удерживалась вплоть до XVII в. и привела к тому, что фамилии, образованные от мирских имен, составили значительную часть от общего числа русских фамилий.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Куликов в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований и может немало рассказать о жизни и быте наших далеких предков.

Куликов. Значение 3.

Еврейская фамилия Куликов (есть и нееврейская) является русифицированной (с помощью окончания «-ов») формой фамилии Кулик.

Существует две версии происхождения фамилии Кулик.

По первой версии, фамилия Кулик относится к так называемым «топонимическим» фамилиям, то есть к фамилиям, образованным от названия города или местечка, в котором проживали первые носители этой фамилии. Причем чаще всего фамилия присваивалась человеку не тогда, когда он проживал в этом месте, а тогда, когда он переезжал на новое местожительство. За человеком закреплялось некое прозвище, потому что на вопрос «Откуда он?» часто отвечали, например: «Да он из Вильно. Он – виленский (или – Вильнер)». Таким образом, сформировалось большинство топонимических фамилий.

Фамилия Кулик произошла от названия местечка Кулики на границе Белоруссии и Литвы, в Берестовицком районе Гродненской области.

Возможен и другой вариант происхождения этой фамилии – от названия болотной птицы «кулик». В Польше и Белоруссии известен целый ряд подобных еврейских фамилий, образованных произвольным образом от польских и белорусских слов, чаще всего связанных с природой: Дрозд – «дрозд», Вержба – «верба», Пшепюрка – «перепёлка», Квятек - «цветочек». По-видимому, эти фамилии были созданы как искусственные, с помощью богатого воображения чиновников, ответственных за «офамиливание» евреев, или самих еврейских получателей фамилии.

Фамилия Куликов на территории Российской империи встречалась в городах Гродно, Васильков, Херсон.


Тема 1 . Теоретические основы государственного управления

  1. Признаки и функции государства
  2. Понятие государственного управления. Основные отличительные черты.
  3. Общая характеристика государственного аппарата. Классификация государственных органов.

Литература:


  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. 2000
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 1999
  3. Гайворонская Я.В., Самусенко Т.М. Теория государства и права. Ч.1. Владивосток. 1999
  4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 1999
  5. Куликов В.И. История государственного управления в России. М. 2001
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2000
  7. Основы политической науки. / Под ред. В.П. Пугачева. Часть I. М. 1994
  8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.1999
  9. Теория государства и права. // Под ред. Марченко М.Н. М.: Зерцало, 1998.
  10. Чиркин В.Е. Государствоведение. М. 1997
  11. Чиркин В.Е. Государственное управление. М. 2001
1. Изучая первый вопрос, необходимо остановиться на ключевых признаках, которые позволяют отличить государство от организации власти и управления в первобытном обществе. Примером могут служить такие признаки как: наличие публичной власти; территориальная организация власти и населения и т.д. Необходима развернутая характеристика этих признаков. Говоря о функциях государства, важно разделить их на две основные группы: внутренние и внешние.

2. Рассматривая понятие государственного управления, следует сосредоточить внимание на его понимании в широком и более узком значении. Отметить различия таких трактовок государственного управления. Важно охарактеризовать составляющие элементы государственного управления, сферы жизни общества, которое оно охватывает.

3. Проводя классификацию органов, составляющих государственный аппарат, необходимо показать принципы, на основе которых производится разделения этих органов. Важно выделить два основных варианта классификации: по главным направлениям деятельности государственного аппарата (законодательные, исполнительные, судебные органы) и по месту государственных органов в системе государственного аппарата (высшие, центральные и местные).

Тема 2. Система управления в период становления русской государственности (VII-XII вв.)

1. Структура управления на этапе разложения родоплеменного строя.

2. Формирование государственности у восточных славян.

3. Княжеско-дружинная система управления в Киевской Руси, ее эволюция. Возникновение дворцово-вотчинной системы управления.

4. Крестьянское общинное самоуправление и городские собрания горожан.

Их взаимодействия с княжеской властью.

Источник:


  1. Хрестоматия по истории России. Т.1. М. 1994
  2. Хрестоматия по истории государства и права России
  3. Российское законодательство Х-ХХ вв. (тексты и комментарии) в 9 т. Т. 1. / Под ред. О.И. Чистякова. М. 1984
Литература:

  1. Горский А.А. Древнерусская дружина. М. 1989
  2. Горский А.А. Русь в конце Х начале XII в.// Отечественная история. 1992. № 4.
  3. Ключевский В.О. Терминология русской истории. Лекции IX-X. // Собр. Соч. в 9 тт. Т. 6. М. 1989.
  4. Ключевский В.О. О Русской истории. Лекции IX-X. / Под ред. В.И. Буганова. М. 1993.
  5. Лубченков Ю.М., Клокова Г.В. Древняя Русь. Т. 1. М. 1998
  6. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2-3
  7. Пресняков А.Е. Княжье право в Древней Руси. М. 1993.
  8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М. 1996; СПБ. 1997.
  9. Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х – первой половине XIII вв. М. 1977
  10. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л. 1980
  11. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси.
1. Отвечая на первый вопрос, необходимо осветить основные черты такой специфической формы управления славянскими племенными союзами, которая сформировалась на стадии разложения родоплеменного строя, как «военная демократия». Важно рассмотреть структурные элементы, составляющие данную форму правления.

2. Второй вопрос связан с процессом образования древнерусского государства и предполагает освещение предпосылок, хода и результатов этого процесса.

3. Отвечая на третий вопрос, важно учитывать, что древнерусское государство сочетало в себе институциональные черты предгосударственного этапа и раннефеодального строя. Поэтому при анализе княжеской власти необходимо обратиться к юридическому памятнику - «Русской правде». На основе ее изучения дать характеристику в целом правовой системе Руси рассматриваемого периода. Кроме того, опираясь на «Повесть временных лет» и рекомендуемую литературу следует проанализировать состав княжеской дружины.

4. Рассматривая данный вопрос, важно отметить особенности местного самоуправления как в сельской местности, так и в городах. Здесь необходимо показать основные принципы функционирования институтов местного самоуправления Древней Руси (мир-вервь; вече), их структуру и взаимодействие с княжеской властью.

Тема 3. Государственное управление в эпоху феодальной раздробленности и образования единого централизованного государства (XIII-XVII вв).

1. Система государственного управления в период ордынского ига. Отличительные черты в управлении Великим Московским княжеством

2. Развитие системы управления централизованным Московским государством в первой половине XVI века.

3. Опричное управление: причины, сущность, последствия.

4. Возрождение системы управления государством после Смуты и ее дальнейшая эволюция в XVII в.

Источник:


  1. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. М. 1962
  2. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 3. М. 1985

Литература:


  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новгород. 1991
  2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л. 1988
  3. Бушуев С.Б. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. М. 1994
  4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М. 1992
  5. Зимин А.А. Россия накануне нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М. 1972
  6. Зимин А.А. Витязь на распутье. М. 1991
  7. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М. 1964
  8. история России с древнейших до конца XVII века. М. 1996
  9. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989
  10. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. М. 1994
  11. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М. 1991
  12. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М. 1983
  13. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб. 1992
  14. Тихомиров М.Н. Российское государство ХV-XII вв. М. 1979
  15. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XV-XVII вв. М. 1978.
1. Изучая систему управления в эпоху ордынского ига, важно помнить, что Русь сохранила свою государственность и административно-управленческую структуру. Отвечая на первый вопрос, необходимо обратить особое внимание на отличительные черты великокняжеской власти в московском княжестве, которые определялись особенностями колонизации и, в целом, своеобразным укладом жизни края. Следует дать характеристику государственному строю московского княжества, роли и места церкви и бояр. Важно осветить процесс собирания земель вокруг Москвы и охарактеризовать управление присоединенными территориями.

2. Второй вопрос связан с процессами изменения органов центрального и местного государственного управления. Здесь необходимо показать суть «земской реформы», процесс создания приказов, их роли в управлении государством. Важно сосредоточить внимание на роли Земского собора как сословно-представительного органа в системе государственного управления.

3. Отвечая на данный вопрос, важно установит причины введения такой чрезвычайной системы управления государством как опричнина. Как введение опричнины отразилось на власти царя, Земских соборов и других центральных органов. Важно попытаться проанализировать то, каким образом опричнина повлияла на процесс централизации государства.

4. Четвертый вопрос требует изложения процесса восстановления системы государственного управления после периода смутного времени. Здесь важно акцентировать внимание на том, какие изменения в системе государственного управления произошли по сравнению с предыдущим периодом, и с чем это было связано?

Тема 4. Государственное управление в период утверждения и развития абсолютизма в России

Занятие 1

1. Преобразование системы высших и центральных органов государственного управления в первой четверти XVIII в.

2. Реформирование местного управления в период правления Петра I.

3. Государственное управление в годы дворцовых переворотов

Источник:

1. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.4. М. 1986

2. Хрестоматия по истории СССР. XVIII век. М. 1963

3. . Гл. IX

Литература:

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л. 1989

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М. 1989

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений. М.1984

Павленко Н.И. Петр Великий. М. 1990

Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. М. 1985

Солоневич И.Л. Народная монархия. М. 1991

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М. 1987


  1. Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на основные факторы, которые повлияли на процесс реформирование государственного управления. Важно отметить изменение полномочий и статуса монарха. Необходимо проследить процесс замены высших и центральных государственных органов (Боярской думы, приказов…) на структуры с более четкими принципами организации и определенными сферами компетенции (Сенат, коллегии….). Особо следует акцентировать внимание на бюрократизации государственного управления и ее отличительных особенностях.
  2. Говоря об изменениях в системе местного управления в период петровских преобразований, необходимо остановиться на фискальном характере реформы административно-территориального деления страны и системы управления на местах. Стоит отметить и не совсем успешные попытки усиления местного самоуправления, проанализировав при этом соотношение сословного и бюрократического элементов в управлении губерниями и провинциями.
  3. Ответ на третий вопрос предполагает раскрытие причин появление новых высших органов управления страной в период дворцовых переворотов, усиления полицейской регламентации государственного управления. Важно показать, в чем проявлялась нестабильность центральных государственных учреждений. Необходимо осветить процесс дальнейшей централизации и бюрократизации местного управления.

Занятие 2


  1. Идеи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II в области государственного управления
  2. Реорганизация высшего и центрального управления в период правления Екатерины II
  3. Становление городского государственного и общественного управления во второй половине XVIII в.
  4. Реформы Екатерины Великой в сфере сословного управления (дворянского, церковного, крестьянского, казачьего).

Источники:


  1. Записки императрицы Екатерины II. М. 1989
  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999. Гл. XI
  3. Политическая история России. Хрестоматия. М. 1996
Литература:

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – в первой половине XIX века. М. 1994
  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений.М. 1984
  3. Каменский А.Б. Под сенью Екатерины...: Вторая половина XVIII в. СПБ. 1992
  4. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М. 1994
  5. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. М. 1986
  6. Российская государственность: исторический аспект. М. 1995

Тема 5. Российское государственное управление в первой половине XIX века.


  1. Условия и проекты развития государственного управления
  2. Реорганизация высших органов управления России
  3. Система центральных учреждений. Министерская реформа.
  4. Местное управление в первой половине XIX в.
Источник:

2. Политическая история России. Хрестоматия. М. 1996.

3. Сперанский М.М. Проекты и записки. М. 1961


  1. Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Нижний Новгород. 1994
5. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999.

Литература:

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. М. 1990.

Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX вв. Л. 1989

Троицкий М.М. Третье отделение при Николае I. Л. 1990

Тема 6. Государственное управление в эпоху реформ и контрреформ (вторая половина XIX века).

1. Высшие органы государственного управления

2. Развитие министерской системы центрального управления

3. Органы местного самоуправления. Расширение функций и изменение их структуры.

4. Управление национальными окраинами Российской империи во второй половине XIX века.

Источник:

1. Российское законодательство Х-ХХ вв. М. 1986

2. Политическая история России. Хрестоматия. М. 1996

3. Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Нижний Новгород. 1994

4. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999. Гл.XII

Литература:

Вселенский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов. 1969

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М. 1990.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. М. 1983

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М. 1970.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М. 1978

История государственного управления в России. М. 1997

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М. 1993.

Тема 7. Государственное управление в условиях политических перемен

1. Изменения в высшем звене государственного управления. Создание Государственной Думы: основные принципы ее функционирования и роль в политической жизни страны.

2. Система органов центрального управления

3. Влияние первой мировой войны на российскую государственность

4. Временное правительство и Советы. Кризисы системы «двоевластия»: причины и итоги.

Источники:


  1. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1-3. М. 1994
  2. Милюков П.Н. Воспоминания государственного деятеля. М. 1990
3. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Документы. М. 1990

4. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. М. 1984-1994

5. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999

Литература:

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М. 1989

Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. СПб. 1996

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март-апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. №2.

Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция. СПб. 1991

Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: общественные исполнительные комитеты. М. 1992

Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. №1.

Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917 гг.): Механизм функционирования. М. 1996

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. М. 1983

Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX-начале ХХ в. // Свободная мысль. 1993. №8.

Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. №6.

Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 г. Международный семинар историков // Отечественная история. 1999.№4.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М. 1997

Старцев В.И. Революция и власть. Петроградский Совет и Временное правительство в марте -= апреле 1917 г. М. 1978

Флоринский М.Ф. Кризис государственного управления в России в годы первой мировой войны (Совет министров в 1914-1917 гг.). Л. 1988

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М. 1996

Тема 8. Становление советской системы государственного управления в период Гражданской войны (1917-1920 гг.)


  1. Создание РСФСР. Конституция 1918 г.
  2. Высшие и центральные органы управления
  3. Организация советской власти на местах
  4. Антибольшевистские правительства: история создания, формы организации, итоги деятельности.

Источники:


  1. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М. 1995
  2. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. №6-12; 1991. №1-12.
  3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999
Литература:

Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск – Москва. 1997

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. М. 1987.

Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М. 1970

Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. 1917-1932. М. 1966

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М. 1990

Портнов В.П. ВЧК. 1917-1922. М. 1987.

Тема 9. Государственное управление СССР в 20-30-х гг. ХХ века.

1. Образование СССР. Конституция 1924 г.

2. Изменения в высшем и центральном звеньях советского государственного управления. Влияние политических и экономических факторов (20-е – первая половина 30-х гг.).

3. Установление административно-командной системы управления. Ее характерные черты и правовые основы.

4. Становление советской номенклатуры

Источники:

  1. Декларация об образовании СССР. Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. // Съезды советов в документах. 1917-1936. В 3 т. Т. 3. М. 1960.
  2. Основной закон (Конституция) СССР 1924 г. // Съезды советов в документах. 1917-1936. В 3 т. Т. 3. М. 1960.
  3. Конституция (Основной закон) СССР. 5 декабря 1936 г. // Съезды советов в документах. 1917-1936. В 3 т. Т. 3. М. 1960.
  4. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991: Историко-биографический справочник / Авт.-сост. В.И. Ивкин. М. 1999
  5. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999
Литература:

Административно-командная система управления. Проблемы и факты. Сборник научных трудов.

Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск – Москва. 1997

Верт Н. История Советского государства. М. 1992

Вселенский М. Номенклатура // Новый мир. 1990. № 6

Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2.

Джузеппе Боффа. История Советского Союза. М.: «Международные отношения», 1990. Т.1.

Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. 1917-1932. М. 1966.

История советской Конституции. М 1957

История государственного управления в России. / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М. 1997

Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М. 1986

Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. №7.

Попов Г.Х. Блеск и нищета административно-командной системы. М. 1990

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизм политической власти в 1930-е годы. М. 1996

Тема 10. Государственное управление в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).


  1. Специфика условий функционирования системы государственного управления в 1941-1945 гг.
  2. Чрезвычайные и конституционные органы государственного управления в годы войны
  3. Изменения в системе республиканских органов управления
  4. Управление экономикой в условиях военного времени.

Источники:

Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991: Историко-биографический справочник / Авт.-сост. В.И. Ивкин. М. 1999

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. 1995

Комаров Н.Я. Государственный Комитет Обороны постановляет…Документы. Воспоминания. Комментарии. М. 1990

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999

Литература:

Архипов Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М. 1981

Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь. 1995

Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов. 1996

Исаев И.А. История государства и права России. М.: «Юрист», 1994

История государственного управления в России. / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М. 1997

Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М. 1986

Лихоманов М.И. Партийное руководство эвакуацией в период Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Л. 1985

Тема 11. Реформы государственного управления (сер. 50-х – сер 60-х гг. ХХ века): характер и методы проведения, противоречивость результатов.

1. Специфические черты послевоенной системы государственного управления (сер. 40-х – начала 50-х гг.)

2. Преобразования в структуре и механизме государственной власти после смерти И.В. Сталина. Реорганизация репрессивно-карательных органов, организационных форм и методов партийного руководства.

3. Реформы в сфере управления экономикой и социальным развитием (образование, культура, наука) в период правления Н.С. Хрущева.

4. Изменения в психологии советской бюрократии (1953-1964 гг.).

Источники:

Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991: Историко-биографический справочник / Авт.-сост. В.И. Ивкин. М. 1999

Политбюро, оргбюро, секретариат ЦК РКП (б) – ВКП (б) – КПСС. Справочник. М. 1990

Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Хрестоматия. Челябинск. 1995

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999

Литература:

Барсуков Н.А. Оборотная сторона «оттепели» (историко-документальный очерк). // Кентавр. 1993. № 4

Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М. 1995

Денисов Ю.П. Аграрная политика Хрущева. Итоги и уроки. // Общественные науки и современность. 1996. №1.

Зубкова Е. Реформы Хрущева: культура политического действия. // Свободная мысль. 1993. № 9

Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской «сверхпрограммы» (сентябрь 1953 – начало 60-х гг.). // Отечественная история. 1998. № 4

Исаев И.А. История государства и права России. М.: «Юрист», 1994

История государственного управления в России. / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М. 1997

Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М. 1986

Лейбович О.Л. Реформа и модернизация в 1953-1964 гг. Пермь. 1993

Н.С. Хрущев. Материалы к биографии. М. 1989.

Очерки экономических реформ. - М., 1993

Прибытков В. Аппарат. СПБ. 1995

Свет и тени «великого десятилетия» Н.С. Хрущева и его время. Л. 1989

Сироткин В. Номенклатура в историческом разрезе // Через тернии. М. 1990

Стрекопытов С.П. Государственное руководство наукой в СССР. 1936-1958 гг.

Темирбаев К.М., Украинцев В.В. Очерки истории советской культуры. М. 1980

Тема 12. Система государственного управления в СССР

(сер. 60-х – сер.80-х гг.) и ее кризис

1. Ревизия реформ Н.С. Хрущева в партийно-государственном механизме.

Особенности партийно-государственной элиты (70-е –80-е гг.).

2. Изменения в центральном звене управления. Реформа А.Н. Косыгина.

3. Реформирование местных советских органов. Противоречивость результатов.

4. Попытки преобразований в государственно-партийной и экономической

Системах Ю.В. Андропова

Тема 13. Государственное управление в период перестройки (1985-1991 гг.).

1. Изменения в государственно-политической системе СССР. Конституционная реформа государственного управления.

2. Разрушение системы партийно-советского руководства.

3. Попытки совершенствования механизма управления народным хозяйством.

Тема 14. Становление современной системы государственного и

Муниципального управления России.

1. Государственное управление в переходный период (1991-1993 гг.)

2. Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Формирование современного российского федерализма

3. Высшие институты власти и управления по Конституции РФ 1993 г.

4. Становление современного института государственной службы РФ

5. Переход от советской системы местного управления к местному