Эскадренный миноносец «Стерегущий. Хмурый полдень XXI век Какому кораблю японцы поставили памятник

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.


Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».
Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы – молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода.Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.
Последнюю отдали Родине честь:
Кингстоны открыли своими руками
С такою же волей железной, как здесь,
На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Миноносец "Стерегущий" - отечественный военный корабль типа "Сокол", который был заложен в Санкт-Петербурге в 1900 году. Первоначально назывался "Кулик". Летом 1902 года был спущен на воду в Порт-Артуре, получив известное наименование. На восток его доставили по железной дороге несколькими частями. Официально вступил в строй в августе 1903 года. Уже в феврале был уничтожен в неравном бою с превосходящими силами неприятеля во время Русско-японской войны. В той памятной битве "Стерегущий" вместе с миноносцем "Решительный" сражались против четырех японских военных кораблей. Они значительно превосходили русские суда по количеству экипажа, вооружению и водоизмещению.

В Порт-Артуре

В своей небольшой истории гибель миноносца "Стерегущий" осталась самым ярким событием. Ситуация развивалась стремительно. 26 февраля два корабля возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Фактически случайно они встретили четыре японских миноносца. Это были "Садзанами", "Акэбоно", "Усугумо" и "Синономэ". Со временем мощь противника усилилась, так как к ним присоединились крейсеры "Титосэ" и "Токива".

Командиры миноносцев "Стерегущий" и "Решительный" стремятся избежать сражения, но прорваться к Порт-Артуру удается только одному из них. "Стерегущий" оказывается окружен превосходящими силами противника, он вынужден принять неравный бой.

Неравный бой

Пока машина еще работала, миноносец "Стерегущий" рассчитывал в случае удачи прорваться в Порт-Артур. Но в 6 часов 40 минут японский снаряд разорвался в угольной яме, в результате чего были повреждены сразу два смежных котла.

Начал стремительно терять ход. На верхнюю палубу с докладом о произошедшем отправился кочегар Иван Хиринский. За ним поднялся еще и машинист Василий Новиков. В это время внизу оставались кочегар Алексей Осинин, кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Вдвоем они пытались устранить возникшее повреждение, но в это время разорвался еще один снаряд в районе кочегарки № 2. Взрывной волной ранило Осинина. Через пробоину сразу же хлынула вода, которая практически мгновенно залила все топки. Кочегары задраили за собой горловины, выбравшись на верхнюю палубу.

Там они стали свидетелями последних минут этого сражения.

Конец истории

Орудия замолкало одно за другим. К этому моменту уже были убиты командир Сергеев и мичман Кудревич, которые так и не покинули своих постов. Погиб лейтенант Головизнин, который распоряжался спуском на воду вельбота. Мощным взрывом снаряда за борт выбросило инженера-механика Анастасова.

Окончательно орудия "Стерегущего" смолкли в 7:10. На воде оставался только практически полностью разрушенный остов миноносца, на котором уже не было мачт и труб. Палуба и борт были сильно изуродованы, повсюду лежали трупы героических защитников судна.

После этого японские корабли прекратили огонь, собравшись возле флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, сделанные начальником отряда, дополнили картину произошедшего. "Синономе" и "Усугумо" получили незначительные повреждения. А вот два других японских судна едва оставались на плаву. В "Акебоно" попали 13 снарядов, а в "Саназами" - 8. На обоих кораблях было достаточно убитых и раненых.

В 8:10 японцы начали буксировку "Сазанами". К этому моменту подоспели два крейсера - "Новик" и "Баян", ими командовал адмирал Макаров. Японские корабли не стали принимать бой, было принято решение отступить. На борт они подняли четверых членов экипажа погибшего судна, которые остались в живых.

В 9:07 "Стерегущий" затонул. Как отмечено в документах того времени, направленных в Токио Морским генеральным штабом, это произошло в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Вот какова история гибели миноносца "Стерегущий".

Из экипажа "Стерегущего" выжили четыре человека. Это были кочегар Хиринский, минно-машинный квартирмейстер и исполняющий обязанности боцмана Юрьев, трюмный машинист Новиков и кочегар первой статьи Осинин. Когда они вернулись на родину, то были награждены знаками отличия военного ордена четвертой степени, которые в обиходе называли Георгиевскими крестами.

Технические характеристики

Миноносец был построен на Невском заводе. При этом он относился к классу эскадренных. Был спущен на воду в 1902 году на Невском заводе, а уже в 1904 году выведен из состава отечественного флота.

Длина судна составляла около 58 метров, а ширина - приблизительно 5 с половиной. Среди основных характеристик миноносца "Стерегущий" нужно отметить водоизмещение, которое составляло 259 тонн.

Осадка корабля - 3 с половиной метра, скорость - до 26 с половиной узлов, мощность - 3800 лошадиных сил.

Вооружение

На миноносце были минно-торпедное вооружение и артиллерия. В частности, это были два торпедных аппарата.

Всего на "Стерегущем" было установлено четыре артиллерийских орудия. Только одно из них было 75-миллиметровым, а еще три - 47-миллиметровыми. Таким было вооружение миноносца "Стерегущий".

Экипаж корабля состоял из 48 матросов и 4 офицеров.

Лейтенант Сергеев

До 1904 года капитаном корабля был лейтенант по фамилии Кузьмин-Караваев, про которого не сохранилось практически никакой информации. А вот уже во время Русско-японской войны бразды правления в свои руки взял Александр Семенович Сергеев, также имевший звание лейтенанта.

На момент гибели Сергееву было сорок лет. Известно, что в 1863 году он появился на свет в городе Курск, хотя изначально многими считалось, что будущий офицер родился в селе Стаканово. Его родители были дворянами.

Сергеев рос в семье, состоящей из четырех сыновей чиновника, входившего в местное губернское правление, Семена Александровича. Мать - Ольга Ивановна Баранцева. Александр был самым младшим ребенком.

Его крестили в Михайловской церкви Курска. Повзрослев, он начал обучаться в местном реальном училище, а после поступил в Петербургский морской кадетский корпус. Он его окончил в 1884 году в звании мичмана.

В 1890 году он продолжил свою карьеру в Кронштадте, оказавшись в минно-офицерских классах. Там его отправили служить на который в то время считался флагманом русской Средиземноморской эскадры. Там Сергеев и дослужился до звания лейтенанта. Всего он провел на этом судне около трех с половиной лет.

В 1893 году офицера наградили французским орденом Почетного Легиона Кавалерийского креста во время дружественного визита на "Императоре Николае I" во главе Средиземноморской эскадры во Францию.

После этого Сергеев преимущественно служил на Балтийском море. В частности, командовал малыми минными кораблями, являвшимися миноносками номерных миноносцев. Они входили в состав Петербургского отряда.

В Порт-Артур он был переведен непосредственно перед началом Русско-японской войны в первых числах 1904 года. На Тихом океане ему поручили командование эскадренным миноносцем "Стерегущий" 1904 года.

Смерть на капитанском мостике

Столкнулся с японскими кораблями Сергеев, когда возвращался из разведки, в которую отправился по приказу генерала Макарова. Миноносец был незамедлительно атакован японскими кораблями.

Сергеев выдержал около часа неравного боя, после этого приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль. Сам он к тому времени уже был серьезно ранен.

Считается, что эта версия в действительности является легендой. По некоторым данным командир миноносца "Стерегущий" лейтенант Сергеев был убит в самом начале сражения. После этого командование на себя принял предыдущий командир Головизнин. При этом кингстоны никто не открывал - так как они отсутствовали на корабле подобного типа, их не предусматривали проектом.

По распространенной версии корабль затонул из-за весьма значительных повреждений, полученных во время боя.

Память о Сергееве

При этом информация о подвиге миноносца "Стерегущий" и его командира Сергеева быстро распространилась. В 1905 году был даже заложен эсминец "Лейтенант Сергеев", который с 1908 года входил в состав военно-морских сил России, базируясь на Дальнем Востоке. Со временем он был переведен во флотилию Северного Ледовитого океана, до 1924 года находился среди кораблей Красного флота.

В 1910 году его отец построил каменную церковь в деревне Стаканово, которая сегодня находится на территории Курской области. Она появилась в память о двух сыновьях Семена Александровича, которые погибли на Русской-японской войне.

Подробные обстоятельства произошедшего на миноносце можно узнать из исторического романа "Порт-Артур", который впервые увидел свет в 1940 году. Некоторые сцены произведения посвящены как раз Сергееву.

Награды

Лейтенант Александр Семенович Сергеев не раз был отмечен высокими наградами.

Помимо ордена Почетного легиона, он в 1895 году получил третьей степени. Это самый младший по старшинству орден в иерархии государственных наград. Интересно, что чаще всего им награждали чиновников, но иногда он доставался также и военным.

В 1896 году Сергеев был удостоен серебряной медали в память о царствовании императора России Александра III. Известно, что последнюю значительную награду ему вручили в 1898 году. Это был орден святой Анны третьей степени. Он был самым младшим в иерархии отечественных орденов до 1831 года, когда появился орден святого Станислава.

Памятник "Стерегущему"

К 1911 году было завершено строительство памятника геройской гибели миноносца. Он стал последним в Санкт-Петербурге, сооруженным до революции, а также единственным на территории всего города, выполненного в стиле модерн.

Скульптором стал Константин Васильевич Изенберг. А важные для монумента расчеты по прочности фундамента выполнял профессор Соколовский. Скульптурная композиция была отлита в мастерской, специализирующейся на художественной бронзе. Работами руководил мастер Гаврилов.

Памятник "Стерегущему" представляет собой часть корпуса корабля и двух матросов, которые стремительно открывают кингстоны. Это иллюстрирует распространенную в то время легенду о том, что корабль затопили сами русские матросы, поняв, что положение безнадежное. Это было сделано, чтобы он только не достался врагу.

Торжественное открытие

На суд публике памятник впервые был представлен в апреле 1911 года. На открытии присутствовал император Николай II. Он появился на Каменноостровском проспекте в Александровском парке.

Через месяц журнал "Искры" напечатал у себя фотографии с торжественной церемонии открытия памятника.

Открытый кингстон сильно вредил самому монументу. В середине 30-х годов через него подавалась вода, которая фактически разрушила памятник. Такая же ситуация сохранилась в период с 1947 по 1971 год.

В результате в 60-е годы непосредственно у пьедестала были установлены бетонные чаши, которые должны были собирать дождевую воду. Но это никак не повлияло на ситуацию. Коренным образом удалось решить вопрос только после того, как в 1970 году Ленгорисполком принял решение о демонтаже всей системы.

Примечательно, что в 1954 году была проведена масштабная реставрация памятника, работами руководил сын скульптора Владимир Изенберг. Например, удалось восстановить мемориальную доску, на которой перечислялись все члены экипажа.

Отражение в культуре

Не может не впечатлить геройская гибель "Стерегущего", который, как все подозревали, потонул не добровольно. Со временем она стала регулярно упоминаться в историях прочих советских и российских кораблей.

В Курске, где родился Сергеев, школа № 18 названа в его честь. Даже гимн этого среднего учебного заведения называется «Песня о "Стерегущем"».

Также композиция "Гибель Стерегущего" есть в репертуаре певицы, исполнительницы жанра кантри-фолк, Жанны Бичевской.

В результате песня Бической стала настолько популярной, что миноносец в своем романе "Крейсер" упоминает Валентин Пикуль. Также упоминание о нем можно встретить и в романе "Господа офицеры!".

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Пылкий, даже бесшабашный, он азартно играл в карты, нередко проигрывая все до последней копейки. Если влюблялся, то - безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить. Таким был Сергей Исаевич Уточкин - пионер русской авиации.

Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…

Вряд ли кто-то всерьёз задумывался о том, почему в европейском фольклоре смерть обычно приходит с косой. Как ни странно, но ответить на этот вопрос может специалист по военной истории Средневековья, описав грозное оружие простолюдинов, созданное из обычной крестьянской косы.

Какие самые распространённые билеты в наши дни? Вариантов масса: концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, казначейский и ещё много-много разных. Какие-то из них продаются за деньги, другие выдаются по службе или учёбе, третьи - вручаются самой судьбой.

Когда мы говорим о троглодитах, перед глазами сразу встаёт картинка - обросшее шерстью звероподобное существо с низким лбом, нависающими надбровными дугами и массивной дубиной в ру… то есть лапе. А между тем потомки троглодитов, точнее трогодитов, живут и сегодня. И лица у них вполне человеческие…

«Некрасова я знал хорошо, а лучше бы и не знал. Тяжёлый был человек, хотя и не без дарования, если бы не карты, вино, женщины, поджоги и убийства. Без этого и творить не мог. Придёт, бывало, в клуб, метнёт фальшивую талию, выиграет и сейчас же бежит. - Не могу, говорит, у меня вино, карты, женщины. И всё это меня дожидается». Этот отрывочек из пародии Аркадия Бухова, напечатанной в 1928 году, гораздо ближе к истине, чем увесистые тома панегириков, посвящённые Николаю Алексеевичу Некрасову.

Романы Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Таинственный остров» - книги всем известные и всеми читаемые. Один из главных героев этих произведений - загадочный капитан Немо, инженер, изобретатель, учёный-океанолог, создатель фантастического подводного корабля «Наутилус». А вот интересно, были ли прототипы у данного литературного персонажа? Постараемся ответить на этот вопрос.

Результатом грандиозного эксперимента, проводившегося в университете Тускеджи на протяжении сорока лет, стал шок. И дело вовсе не в громких научных открытиях - их не было вовсе. Тускеджийский эксперимент вписал одну из самых позорных страниц в историю Соединённых Штатов Америки.

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новиков Василий Николаевич , родился в 1879 году в деревне Андроново, Охотинского уезда, Пермской губернии. В 1896 году его семья переезжает в д. Еловка, Томского уезда, Томской губернии. В 1902 г. призван на службу в Порт - Артур, после окончания учебы назначен трюмным машинистом 2-ой. статьи миноносца "Стерегущий" . Новиков один из четырех матросов оставшихся в живых после боя миноносца с четыремя боевыми кораблями японцев 26 февраля (10 марта) 1904 г. По распространенной в то время легенде открыл кингстоны для затопления миноносца, чтобы не допустить захват поверженного корабля врагом.

Награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183 , 16 мая в день открытия памятника "Стерегущему" был всемилостивйше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36 .

После войны вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.


Новиков с земляками из Кузнецкого уезда Томской губернии, фото Порт - Артур 1904 г.


Василий Николаевич с семьей. д. Еловка 1918 г. Фотографии из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

1. Миноносец "Стерегущий".

"Стерегущий" принадлежал к серийным миноносцам типа "Сокол". Заложенный на Невском заводе в Петербурге, после разборки он был доставлен в Порт-Артур, где, уже окончательно собранный, 9 июня 1902 года был спущен на воду. При водоизмещении 259 тонн он имел длину 58 метров, ширину 5,7 метра и осадку 2,5 метра. Восемь котлов Ярроу и две главные машины мощностью 3800 л.с. давали возможность "Стерегущему" развивать скорость до 26,5 узлов (хотя на момент гибели из-за плохого технического состояния он мог давать только 20 узлов). Вооружение миноносцев типа "Сокол" состояло из 75-мм орудия, трёх 47-мм пушек и двух минных (торпедных) аппаратов. В этом они значительно уступали японским миноносцам, которые, как правило, имели на вооружении по 76-мм орудию и пять 57-мм пушек при таком же числе минных аппаратов. Экипаж "Стерегущего" состоял из 4 офицеров и 49 нижних чинов.

2. Афонин Н.Н. "Стерегущий", Санкт-Петебург - "Гангут" №4, 1992 г.

25 февраля 1904 года, через месяц после начала войны с Японией, новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров назначил миноносцы "Стерегущий" и однотипный ему "Решительный" в разведку к островам Эллиот. Старшим отряда был капитан 2 ранга Ф.Э.Боссе, командир "Решительного". "Стерегущим" командовал лейтенант А.С.Сергеев, принявший миноносец за неделю до получения задания. Около 19 часов оба миноносца вышли из Порт-Артура в море. Через два часа с головного "Решительного" заметили отблески прожектора японского корабля, стоявшего у входа в залив Талиенван. Решив атаковать неприятеля, Боссе приказал увеличить ход, но едва скорость превысила 16 узлов, как из труб миноносцев стали вырываться языки пламени. Эти факелы заметили японские миноносцы, стоявшие под берегом. Они попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой и уменьшив ход до малого, укрылись в тени острова Южный Саншантао. Этот маневр увенчался успехом - японцы потеряли наши корабли из виду и прошли мимо.
Потеряв много времени на отрыв от неприятеля, наш отряд уже не успевал до восхода Луны к главной цели операции - островам Эллиот, где, как предполагалось, японцы устроили временную базу для своих миноносцев. К тому же момент внезапности был утерян и, посовещавшись, оба командира решили возвращаться в Порт-Артур. Через три часа, когда в утреннем тумане уже обозначились очертания горы Ляотешань, с русских миноносцев заметили силуэты четырёх кораблей. Это были японские миноносцы "Усугумо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Они пришли на рейд Порт-Артура прошлой ночью с целью атаковать находившиеся там русские корабли. Но рейд оказался пуст. Тогда японцы сбросили в воду светящиеся буйки. В темноте они должны были имитировать огни неприятельских кораблей, вводя в заблуждение русских артиллеристов, которые зачастую открывали по ним огонь. И в этот раз, осветив буйки, береговые батареи произвели несколько выстрелов. Считая задачу "вызвать напрасный расход неприятельских снарядов" выполненной, японские миноносцы около 6 ч утра направились на юг на соединение с главными силами адмирала X. Того, который рассчитывал подойти к Порт-Артуру на рассвете.
Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили, "Решительный", а вслед за ним и "Стерегущий" резко повернули в открытое море: Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс, пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, "Решительный" и "Стерегущий", развивая предельную скорость, устремились к Порт-Артуру. Увеличив ход и повернув вправо, японский отряд попытался сблизиться с русскими кораблями. Сохраняя еще некоторое преимущество в скорости, "Рёшительный", а за ним и "Стерегущий" предприняли отчаянную попытку обойти строй японских кораблей с фланга. Но и этот маневр был разгадан! Повернув еще на восемь румбов, японские "истребители" легли на параллельный курс, имея головным "Акебоно", и открыли огонь.
Если "Решительный", находившийся впереди "Акебоно", успешно отбивался от него, то шедший вторым "Стерегущий" оказался на траверзе сразу двух миноносцев - "Акебоно" и "Сазанами" - и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских миноносца. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.
Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем" . Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой. Пробив борт "Акебоно", русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя, но вскоре вернулся в строй, заняв место между "Синономе" и "Усугумо". Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.
Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант A. C. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.
В 7 ч 10 мин орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и "Сазанами" направился к "Стерегущему"...
Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам "Баян" и "Новик" готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур "Решительный" сообщил о бедственном положении "Стерегущего". Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на "Новик", уже разворачивавшийся для выхода из гавани...
Остановившись недалеко от "Стерегущего", "Сазанами" спустил вельбот, и мичман Хирата Ямазаки с пятью матросами получил приказ подготовить русский миноносец к буксировке. В 7 ч 25 мин вельбот подошел к "Стерегущему", и Ямазаки с матросом 1-й статьи Абе вскарабкались на искореженный полубак. Подняв на миноносце японский флаг, они обошли корабль. "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, - писал в своем донесений Ямазаки, - в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя". В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию" .
Каково же было его удивление, когда среди этого искореженного, залитого кровью металла и мертвых тел японские матросы наткнулись на двух живых защитников "Стерегущего" - легко раненного кочегара А. Осинина и трюмного машиниста В. Новикова. Вместе с ранее подобранными из воды Ф. Юрьевым и И. Хиринским только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды "Стерегущего" погибли в этом бою. Переправив обоих пленных на "Сазанами", японцы приготовились к буксировке. Осмотрев миноносец и выбросив за борт все горючие предметы, Ямазаки распорядился закрепить поданные с "Сазанами" буксиры у правого носового рыма "Стерегущего", а сам опробовал руль, но из-за перебитых штуртросов он не действовал, что значительно усложняло буксировку. Тем не менее в 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и "Сазанами", постепенно увеличивая скорость, потащил "Стерегущий" в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт. Однако буксировка наполовину затопленного миноносца, да еще на волнении, оказалась делом далеко не простым - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на "Сазанами", который вернулся к "Стерегущему" и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура "Новик" и "Баян" с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение "Стерегущего" водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера "Читосе" приказ: бросить захваченный миноносец и расстрелять его!
Командир "Сазанами" приказал мичману Ямазаки покинуть "Стерегущий". Спустив японский флаг и прихватив в виде трофеев компас и найденные на миноносце бинокли, японцы спустились в подошедший вельбот, на котором, несмотря на его сильные повреждения, благополучно добрались до "Сазанами". Причем, как только они перебрались на корабль, вельбот тут же у борта затонул. Сам же миноносец повернул к крейсеру "Токива", чтобы передать пленных, а также раненых и убитых моряков. Добить израненный русский корабль начальник отряда поручил "Усугумо", который и направился к "Стерегущему". Однако в это же самое время корабли подошедшего 4-го боевого отряда, подняв стеньговые флаги, приготовились открыть огонь по русским крейсерам. "Усугумо" мог очутиться между сражающимися сторонами. Оценив обстановку, М. Цуция отменил свой приказ и направил "Усугумо" к флагманскому броненосцу "Микаса", где и доложил адмиралу X. Того о событиях этой ночи.
Оставленный "Стерегущий" еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио "Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.
В 10 ч 45 мин "Сазанами" подошел к борту "Токива", и четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!" Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой, женой командира "Стерегущего", на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото говорилось: "Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда". Далее прилагались сведения, собранные японцами в результате опроса моряков со "Стерегущего". Один из них, минно-машинный квартирмейстер Федор Юрьев, исполнявший обязанности боцмана и находившийся все время на верхней палубе у машинного телеграфа, вспоминал, что видел командира, "лежащего на палубе миноносца, от раны под коленом он казался почти мертв". Так как бой был "в самом разгаре", TO, по словам Юрьева, "никто из нас не мог подоспеть ему на помощь". Три других участника боя утверждали, что их командир, будучи раненым, был убит попавшим ему в голову осколком снаряда. Тело его осталось на миноносце . В заключение вдове в весьма учтивых выражениях высказывались "самые глубокие соболезнования" и сожаления, что она лишилась своего "славного супруга, погибшего за Отечество".

Подвиг "Стерегущего" не мог пройти незамеченным и на родине, но здесь он получил самый неожиданный резонанс. Одно из первых сообщений о бое и гибели "Стерегущего" появилось в газете "Новое время" (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: со ссылкой на корреспондента английской "Таймс" (он, в свою очередь, ссылался на слова "японского донесения") сообщалось, что когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на "Стерегущем" два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только "не сдались врагу, но вырвали у него добычу"; открыв кингстоны, они "наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах". Попав на газетные полосы, это сообщение обошло всю Россию. В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка в память о гибели "Стерегущего" и двух матросов-героев, на которой изображались миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига, а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:

"Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской,
Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда
О тех, кому могилою - глубокая вода,
Герои безыменные, не нужно вам имён:
Вы гордость нашей Родины, краса её знамён."

Одновременно в большом количестве разошлись по стране репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшей момент открытия двумя матросами иллюминатора на гибнущем "Стерегущем". В ногах у матросов был изображен маховик от кингстона. Скульптор К. Изенберг использовал эту композицию. Созданная им модель памятника "Двум неизвестным морякам-героям" в августе 1908 года удостоилась "высочайшего одобрения" царем, и 22 июня следующего года со скульптором был заключен контракт на сооружение памятника. Причем в виде платы за выполнение всех работ Изенбергу с разрешения Совета министров отпускался со складов Морского министерства медный лом на сумму 60 тыс. рублей.
Однако в распоряжении Исторической части Морского генерального штаба не оказалось ни одного документа, в котором содержалось бы упоминание о "подвиге двух неизвестных матросов", открывших кингстоны. Исследование, проведенное и. о. начальника Исторической части МГШ старшим лейтенантом Е. Н. Квашниным-Самариным, установило, что первое сообщение о бое "Стерегущего" было составлено капитаном 2 ранга Г. Г. Селецким со слов В. Н. Новикова и A. A. Осинина и адресовано французскому консулу в Кобе, заинтересовавшемуся подробностями боя во время посещения им лагеря для военнопленных в Мацуяме.
Из сохранившейся в делах Архива Исторической части МГШ копии этого сообщения следовало, что "...видя неминуемую гибель миноносца, машинист Василий Новиков, оставшийся в живых и помогавший раненому и умирающему сигнальщику Василию Кружкову уничтожить сигнальные книги, бросается в машинное отделение и открывает клинкеты и кингстоны, чтобы имевший большую течь от массы подводных пробоин миноносец скорее затонул; затем он с двумя ранеными берет снаряды, заворачивает их не только в кормовые, но и в сигнальные флаги и бросает их за борт... Когда миноносец заметно стал погружаться, то подошедшие шлюпки поспешили снять раненых, которым и была подана медицинская помощь в самом непродолжительном времени" .
Узнав о строительстве памятника двум "неизвестным героям", Е. Н. Квашнин-Самарин попытался приостановить его открытие. "Грустно видеть, - писал он, - в великой России кто-то на авось пропагандирует постановку памятника несуществовавшим морским героям, когда вся история нашего флота... полна настоящими подвигами", и далее настаивал на исключении из надписи, проектируемой на памятник, "рассказа о потоплении "Стерегущего" двумя неизвестными матросами", считая, что кингстоны открыл В. Н. Новиков. Так как версия о двух неизвестных матросах была уже доложена императору Николаю 11, то начальник Морского генерального штаба вице-адмирал A. A. Эбергард, чтобы обосновать изменение надписи, затребовал собрать все сведения, "какие только возможно". Учитывая, что версия о неизвестных героях попала в газеты со ссылкой на "японское донесение", по просьбе МГШ морской агент (атташе) в Японии и Китае A. H. Воскресенский 27 августа 1910 года направил в Историческую часть подлинную справку о деле "Стерегущего", выданную по его просьбе Морским министерством в Токио, и сделанный им перевод. Этот документ представлял собой копии донесений начальника 3-го отряда "истребителей" капитана 2 ранга М. Цуция, командира миноносца "Сазанами" капитан-лейтенанта Ц. Кондо и мичмана X. Ямазаки, но никакого упоминания "о двух неизвестных" в них не было...
Внимательно ознакомившись с показаниями оставшихся в живых моряков со "Стерегущего", члены Исторической части обратили внимание на многочисленные встречающиеся в них противоречия "и даже явную несообразность". Так, письмо В, Н. Новикова, датированное 26 июня 1907 года, еще больше запутывало дело. Из него следовало, что Новиков уже в ходе буксировки спустился в машинное отделение, открыл кингстоны, а затем, поднявшись на верхнюю палубу, порвал сигнальные книги и бросил их за борт. "Миноносец начал тонуть, а оставшаяся на нем прислуга стала бросаться в воду", после чего он, Новиков, "тоже кинулся за борт" и тут "уже ничего не помнит". Показания A. A. Осокина в целом подтверждали слова Новикова: "Василий Новиков пошел, открыл кингстоны в машине, пошла сильно вода, стали ожидать с чистой совестью смерти, так что могли - сделали, в это время подошла японская шлюпка и все втроем (?) спустились в шлюпку". В показаниях Ф. Юрьева вообще ничего не говорилось о потоплении миноносца. "Как утонул миноносец, не знаю, не ведаю", - значилось в его письме от 10 мая 1906 года. Несмотря на многочисленные противоречия, эти показания сходились в одном - в них также ничего не говорилось о "неизвестных матросах". Таким образом, хотя члены Исторической части склонялись к мнению, "что придавать показаниям оставшихся в живых нижних чинов команды миноносца "Стерегущий" значение исторически верных документов едва ли представляется достаточно обоснованным", версия его затопления двумя неизвестными матросами была еще менее правдоподобна. "Палубные горловины, - говорилось в одном из документов, подготовленных Исторической частью, - которые задраили за собой два неизвестных матроса, могли быть открыты и с верхней палубы и, сомнительно, чтобы японцы, прибывшие на миноносец и пробывшие на нем около 40 минут во время его буксировки, успевшие выбросить с него горючие материалы, не открыли бы при этом с палубы этих горловин и не обнаружили бы двух людей, если таковые были бы в затопленном до половины машинном отделении" .
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, "есть выдумка" и "как выдумка она не может быть увековечена в памятнике", Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на "высочайшее имя", где спрашивал, "надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца "Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"?". "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"", - такова была резолюция Николая II. 26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник "Стерегущему" открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса "Стерегущего" получили награды. 10 мая 1913 года по "высочайшему повелению" памятник передали городу Петербургу "при описи и особом акте", а гипсовую модель памятника - Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью "СТЕРЕГУЩИЙ" украшает один из красивейших проспектов города на Неве.

Между тем в деле "Стерегущего" так и не было ясности. Версия с открытием кингстонов В. Н. Новиковым также вызывала определенные сомнения. Два раза Историческая часть приглашала представителя Морского технического комитета с чертежами миноносца, пытаясь разобраться с системой трубопроводов и забортных отверстий. Результатом стал вывод, сделанный членами Исторической части при подготовке к выходу в свет официального издания по истории войны, где говорилось: "Необходимо заметить, что разновременные показания упомянутых 4 живых свидетелей боя настолько сбивчивы и разноречивы в подробностях, что считать их достоверными нет достаточных оснований. Вода вливалась в пробоины, и внутренность миноносца была затоплена водою по показаниям как наших матросов, так и японского офицера, буксировавшего "Стерегущий". Поэтому сомнительно, чтобы можно было в это время пробить трубу холодильника (конденсатора - авт.), так как кингстонов затопления на миноносце в машинном отделении не было" .
В заключение нам остается только предоставить слово Евдокиму Николаевичу Квашнину-Самарину, писавшему в далеком 1910 году: "Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг,Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 ФЕВРАЛЯ 1904 ГОДА В БОРЬБЕ С СИЛЬНЕЙШИМ ВРАГОМ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ "СТЕРЕГУЩИЙ", ПОТЕРЯВ КОМАНДИРА, ВСЕХ ОФИЦЕРОВ, 45 ИЗ 49 МАТРОСОВ, ПОСЛЕ ЧАСОВОГО, ДО ПОСЛЕДНЕГО СНАРЯДА БОЯ, ПОШЕЛ КО ДНУ, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!"

ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 58.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 38.
Георгий Гаврилович Селецкий - капитан 2 ранга, командир парохода Добровольного флота "Екатеринослав", который 24 января 1904 года у острова Цусима был захвачен японским броненосцем береговой обороны "Сайен" и отведен в Фузан. Став одним из первых военнопленных русско-японской войны, Селецкий позднее написал свои воспоминания "646 дней в плену у японцев", вышедшие в свет в 1910 году.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 5.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1,д. 5925, л. 18.
Русско-японская война 1904-1905 гг.: Работа Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе. Кн. 1. СПб., 1912. С. 465-466.

3. Деловой сайт Приморья. Конкурент.ru №9 от 9.03.04. Гибель миноносца "Стерегущий": Легенды и быль.

100 лет назад, в марте 1904 г., в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями погиб миноносец русского флота "Стерегущий". Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: "Тем, кто больше жизни чтил Родину". .....