Дом в рассказе антоновские яблоки бунин. Антоновские яблоки - Langue et littérature russes

25.11.2017

Представляю вам краткое содержание известного рассказа Ивана Бунина «Антоновские яблоки». Может быть использовано в читательском дневнике.

Повествование строится от первого лица и на основе воспоминаний автора о прошлом, его ностальгии по безвозвратно ушедшим временам деревенской жизни. В произведении нет сюжета как такового.

Итак, перейдем к краткому содержанию рассказа

В 1-й главе читатель видит описание прекрасных садов антоновских яблок, как люди (нанятые рабочие – мещане) собирают их и грузят на телеги, чтобы отправить в город. А часть яблок продают местным. Например, мальчишкам. Продажа идет бойко и весело, «с шуточками, прибауточками» и даже с игрой на гармонике.

Есть и любители поживится яблочками бесплатно – воры проникают в сад ночью. Тогда Николай (имя автора в рассказе) пугает их выстрелами из ружья. Мещане обращаются к Николаю не только по имени, но и просто – барчук.

Мы вспоминаем вместе с писателем запах этих яблок и свежескошенной травы, смотрим на звезды в ночных далях, куда Бунин вглядывался часами после душевных разговоров со сторожами, охраняющими сады. Описание сельской природы занимает внушительную часть рассказа.

2-я глава

Во второй главе приводится описание урожайного года в зажиточной деревне Выселки, которая славилась не только материальным благополучием крестьян, но и стариками-долгожителями. Это и есть главный признак богатой деревни – что старики живут там подолгу. Автор подробно рассказывает о кирпичных дворах, крепких избах и другом богатстве – пчелах, жеребцах, полушубках, холстах и т.д. Описание заканчивается мыслью, что быть мужиком совсем неплохо – особенно если есть здоровая и красивая жена и сытные обеды с бараниной у тестя.

Далее писатель вспоминает свою тетушку, Анну Герасимовну, которая жила в прекрасной старой, но крепкой усадьбе. Усадьба славилась пением соловьев в саду, горлинками и, опять-таки, яблоками. Дома стоял яблочный аромат, перемешанный с ароматами деревьев и липового цвета. Крепостного права автор не знал, но в укладе теткиной жизни оно очень ощущалось. Во дворе была огромная людская – в которой жили крепостные, и пока идешь к дому, все встреченные слуги кланяются. Тетушка была гостеприимна и хлебосольна. В ее доме все было аккуратно, чисто, но и богато – зеркала в золотых витых рамах, столы с инкрустациями.

3-я глава

В 3-й главе автор знакомит нас главным развлечением помещиков в ту пору – охотой. Он вспоминает своего шурина — Арсения Семеновича, который впоследствии застрелился. У него была богатая усадьба с огромным поместьем. Писатель сожалеет, что теперь уж не таких больших усадеб, а если есть, то нет там жизни – дворовых, собак, лошадей и самого главного – помещика-охотника.

С конца сентября становилось холодно и ветрено, в саду осыпались все листья и наступала пора охоты. В доме Арсения Семёновича собиралось много людей – было шумно, весело, они обильно трапезничали и много пили. И шумная ватага едет в окрестные леса охотиться. Темнеет рано, а собак собрать сразу всех трудно, поэтому вся компания охотников заваливалась на ночлег к кому-нибудь из ближних помещиков. Иногда совсем малознакомому. И бывало, что оставались они там жить на несколько дней. Вот такие гостеприимные нравы были в то время.

Иногда Николай (наш повествователь) просыпал на охоту и оставался на весь день «лениться» в доме – долго нежиться в постели, читать книги и размышлять.

4-я глава

В ней автор описывает упадок, произошедший в помещичьей жизни. Метафорой увядания и запустения опять же служат яблоки – «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Мы узнаем, что «перемерли старики в Выселках», застрелился Арсений Семеныч, да и Анна Герасимовна умерла.

Крупных помещиков почти не осталось, поэтому наступили времена мелкопомещичьей жизни. Но и она автору нравится: «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», пишет он.

Он описывает свои прогулки в седле с собакой по полям поздней осенью, уютные вечера у печки, когда можно «сумерничать» — вести беседы в полутьме. В людской девки рубят капусту и поют, а можно поехать на несколько дней погостить к соседу.

Писатель подробно описывает день мелкопоместного помещика – охота после утреннего чая из самовара, наблюдение за молотьбой пшеницы на риге.

А совсем скоро наступит зима и время для зимней охоты. Мелкопоместные съезжаются вместе, «пьют на последние деньги» и пропадают целыми днями в снежных полях. А вечером раздаются звуки гитары. Заканчивается рассказ отрывком из лиричной песни о зимнем ветре, который отворял ворота да заметал дорогу белым снегом.

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

Оборудование: текста рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки", записи на доске (тему урока, эпиграф урока, таблица)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Форма урока: урок-беседа.

Ход урока

1. Орг момент

Приветствие.

2. Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока "Чудная власть прошлого в рассказе Бунина "Антоновские яблоки". Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе "Антоновские яблоки", который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".

- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет ?

Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

3. Композиция рассказа

- Как организовано произведение?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях ("Воздух так чист, точно его совсем нет:" Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч, таким образом читатель вовлекается в действие ("распахнешь бывало окно, в прохладный сад, наполненным лиловым туманом: ").

- Этот рассказ - воспоминание, а что именно вспоминает герой рассказчик ?

Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например: праздничный день в 1 главе, описание охоты в 3 главе, чтение книг в 3 главе. Всё что относится к прошлому: барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат, - все имеет мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава - это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим как меняется герой-рассказчик и его настроение.

(пояснение таблицы)

Часть рассказа Образ природы Изображение мира людей Настроение героя-рассказчика Возраст героя Образ-символ Вывод
1 Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева" Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете" подросток Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
2 Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало) Молодой человек Образ смертной старухи с могильным камнем
3 Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) Чтение книг, любование стариной журналы Человек в зрелом возрасте Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества
4 Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, "большой, весь золотой, подсохший и поредевший". И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей - всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот - символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые "...ещё со времён дедушки славились богатством", и стариков и старух, которые "жили... очень подолгу", и большой камень около крыльца, который хозяйка "сама купила себе на могилу", и "овины и риги, крытые впричёску". И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он - символ нового времени, новой жизни, которая "всё громче и сердитее" проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в "тёмно-синюю глубину" неба, "переполненную созвездиями", и думает: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная антоновка - к весёлому году", с добрых предзнаменований, с описания урожайного года - осени, которая была порой престольных праздников, когда народ "прибран, доволен", когда "вид деревни совсем не тот, что в другую пору". Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что "запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы", говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, "наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства". И далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!" И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом..." Видит он, как "сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной"; замечает он и "свежие, пышно-зелёные озими". Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, "как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге", раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок", звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум молотьбы", и "однообразный крик и свист погонщика" сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все "с грустной, безнадёжной удалью".

5. Пространство рассказа

Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?

С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба - это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир - часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово "вспоминается". В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

6. Время в рассказе

Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро - день - вечер - ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: "съезжаются мелкопоместные друг к другу" и "по целым дням пропадают в снежных полях". И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: "А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля". И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним - ноябрь, за осенью - зима.

7. Работа с текстом

Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа "Антоновские яблоки". Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома "В шалаше устроена постель (2 абзац)" Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: "Красивые и грубые дикарские костюмы:".

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны - основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе - другая усадьба, но нет домовитости ("И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:")

В 4 главе - мелкопоместная нищенская жизнь, ("Вот вижу я себя снова в другой деревне", "Мелкопоместный встает рано:")

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе - август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада - создается ощущение проницаемости сада "воздух так чист", запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе - холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе - сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе - ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет - синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав - яркая, живая, летняя, в последних главах - природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

3 тема: психологическая.

В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки ("К ночи в погоду становится: ") ребенок бежит по саду

Во 2 главе подросток вспоминает "Мне порою казалось заманчивым быть мужиком", он и не ребенок,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.

В 3 главе "Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:" Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.

В 4 главе - совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.

Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце - скука и однообразность.

Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.

1 глава - "холодно и росисто";

2 глава - "прочно"

3 глава- "сладкая усталость"

4 глава - "грустная безнадежная удаль"

Лейтмотив "Антоновских яблок" проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава - запах зеленых яблок

2 глава - много яблок, уют от запаха яблок

3 глава - одно яблоко, но вкусное

4 глава - исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

8. Опрос

Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:

1). Главная черта импрессионизма в рассказе "Антоновские яблоки" (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)

2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)

3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)

4). В каком году написано это произведение? (1900)

5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)

9. Подведение итогов

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете". И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

10. Домашнее задание

2). Письменно ответить на вопрос: "В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина "Антоновские яблоки".

Бунин Иван Алексеевич

Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин

Антоновские яблоки

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, -- непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение -- никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

Вали, ешь досыта, -- делать нечего! На сливанье все мед пьют.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут -- особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке -- посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни коло шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", -- косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка -- плисовая, занавеска длинная, а понева -черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым "прозументом"...

Хозяйственная бабочка! -- говорит о ней мещанин, покачивая головою. -- Переводятся теперь и такие...

А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах -- весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него "из милости", он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда "тронет" на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду -- костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги -- два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони -- и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

Это вы, барчук? -- тихо окликает кто-то из темноты.

Я. А вы не спите еще, Николай?

Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет...

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...

А где у вас ружье, Николай?

А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

Ух, здорово! -- скажет мещанин. -- Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли...

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

"Ядреная антоновка -- к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит" и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.

"Антоновские яблоки" - одно из поэтичных произведений И. Бунина

И.А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так знать и любить природу, как умеет И.А. Бунин, мало кто умеет» - так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, так восхищали читателей и критиков, что в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию за сборник стихотворений «Листопад».

Особенной любовью поэта пользовалась природа русской деревни. Бунина вообще можно назвать певцом русской деревни. Он на протяжении всего творчества возвращался к описаниям русской деревни, создавал картины деревенской патриархальной жизни, уходящей в прошлое. Во многом этому способствовали детские воспоминания автора. Детство Бунина прошло среди красот русской природы, в орловском имении. Красота лесов, полей, лугов... Он навсегда запомнил запах скошенной травы, луговых цветов. Память о красоте родного края помогала ему при создании произведений.

В рассказе «Антоновские яблоки» он вновь обращается к теме жизни русской деревни, затрагивает проблему обедневших дворянских родов, событий, которые он сам наблюдал в детстве. Этот рассказ – наиболее лиричный и красивый из всех рассказов поэта о природе. В нем Бунин сумел передать не только красоты природы, описал жизнь деревни, но и сумел передать дух той жизни, мы можем услышать звуки и запахи этих мест.

Язык рассказа настолько легкий, поэтичный, что рассказ часто называют стихотворением в прозе. Уже с первых строк читатель погружается в атмосферу солнечных дней ранней осени, вдыхает запахи яблок, созревающих в садах, слышит разговор людей, скрип телег. «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».
«Антоновские яблоки» Бунина – это гимн поэта своей Родине, той жизни, которая уже ушла в прошлое, но осталась в памяти писателя как самое лучшее, чистое, духовное время. За время всего своего творчества он не изменил России и не раз ещё обращался к теме русской деревни и патриархальным устоям русской усадьбы.

Биография И.А. Бунина
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве "Знание" вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице "Националь", стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений ("Грасский дневник", статья "Памяти Бунина"). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти - в 1956 году (пять томов в Библиотеке "Огонек").

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».

Главные герои

Рассказчик – «молодой барчук» , в рассказе речь ведется от его лица, он вспоминает эпизоды из прошлого, ностальгирует.

Анна Герасимовна – тетка рассказчика.

Арсений Семеныч – помещик, с которым рассказчик ездил на охоту.

Глава I

Рассказчик вспоминает раннюю погожую осень, август, «подсохший и поредевший сад» , «запах антоновских яблок» . Из сада дорога ведет к большому шалашу, «около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством» . По праздникам тут устраивали ярмарки, куда сходились деревенские и толпились тут до самого вечера.

Поздней ночью рассказчик приходит в сад. Взяв у мещанина Николая ружье, он стреляет, а затем долго всматривается в «темно-синюю глубину неба» и возвращается по аллее домой. «Как хорошо жить на свете!»

Глава II

Если уродилась антоновка, то и хлеб уродился. Рассказчик вспоминает, что Выселки испокон веку славились «богатством»: «старики и старухи жили в Выселках очень подолгу» . Приводит в пример Панкрата – мужик помнил еще односельчанина Платона Аполлоныча, а значит самому Панкрату было «не меньше ста» .

«У богатых мужиков - избы были в две-три связи». Тут разводили пчел, «на гумнах темнели густые и тучные конопляники» , в амбарчиках хранили всякое добро. Рассказчику «порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком» .

Еще на его памяти «склад средней дворянской жизни» имел «много общего со складом богатой мужицкой жизни» . Такой «была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати» . У нее крепостное право чувствовалось уже во дворе. Тут было множество невысоких надворных построек из дубовых бревен.

«Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками» , а дом - толстой соломенной крышей. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок». Под разговоры про старину подавали у тетки угощения, яблоки разных сортов – антоновские, «бель-барыня» , боровинка, «плодовитка» .

Глава III

«За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота».

Рассказчик вспоминает, как собирался с другими охотниками в усадьбе Арсения Семеныча. Как то «черный борзой, любимец Арсения Семеныча» начал «пожирать с блюда остатки зайца под соусом» . Вышедший из кабинета Арсений Семеныч выстрелил из револьвера и, смеясь и играя глазами, сказал: «Жалко, что промахнулся!» .

Рассказчик вспоминает, как ехал с «шумной ватагой Арсения Семеныча» , охотился. После охоты они останавливались ночевать в усадьбе у «какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика» .

Но «когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен» . После прогулки по саду рассказчик шел в библиотеку, где хранились дедовские книги. Среди них – романы, «журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина» и другие. Он с грустью вспоминал, как бабушка играла на клавикордах, читала «Евгения Онегина» .

Глава IV

«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».

«Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!»

Рассказчик приезжает снова в деревню глубокой осенью. «Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!» «Мелкопоместный встает рано». Проснувшись, идет работать. «Часто он поглядывает в поле… Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…»

Зимой же «опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях» – охотятся.

Заключение

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин соотносит разорение и постепенное исчезновение дворянских гнезд с неизбежностью смены времен года, начиная с ранней осени и заканчивая зимой. Однако рассказчик воспринимает эти перемены как нечто естественное, вспоминая о прошлом со светлой грустью, ностальгией.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1566.