Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов. Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые Произведение сороковые

Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем. Однако именно в 1941 году Давид Самойлов начал печатать свои первые стихи, посвященные фронтовым событиям, которые

Впоследствии вошли в его дебютный сборник под названием «Ближние страны».

Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками

И хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.

Все имущество поэта составляет «табак в кисете» да «мундштук наборный», которым автор очень гордится. Сам он «худой, веселый и задорный», словно бы и нет войны. Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, безудержной лихостью и даже некоторым позерством. Впрочем, все это присуще молодости. И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы. Но возраст все же берет свое, к постоянному гулу шпал и самолетов, рокоту артиллерии и виду погорельцем привыкаешь так же быстро, как и простым радостям мирной жизни, которые на войне кажутся

недосягаемыми. Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» – в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией.

(4 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Потомков ропот восхищенный, Блаженной славы Парфенон! Из старого поэта. производит глубокое. Из книги отзывов Заходите, пожалуйста. Это Стол поэта. Кушетка...
  2. Великое произведение горького, которое стало известным на весь мир, было создано в 1902 году. Мыслями о человеческом бытие страдали многие...
  3. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям...
  4. Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в...

Д.Самойлов «Сороковые» (подготовка к ЕГЭ) Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г. Реж «Сороковые» Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Д.Самойлов

  • Д. Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са-марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.
Задания
  • 1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует олицетворение.
  • 2. Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).
3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) звукопись
  • 2) инверсия
  • 3) сравнение
  • 4) повтор
  • 5) гипербола
4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
  • 4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
  • 5. Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?
Сочинения
  • 1. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения?
  • 2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?
Материалы к сочинению № 1
  • Мы видим общую картину сурового военного време-ни, беды, горя. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс-ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания. Кар-тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра-зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого-рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны.
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.
  • Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.
Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.
  • Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.
Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре-красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо-го слилась с судьбой страны.
  • Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре-красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо-го слилась с судьбой страны.
Материалы к сочинению № 2
  • 941 поэт и писатель ушли на фронт и 417 не вернулись назад. Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
  • Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Поэты-фронтовики
  • А.Сурков
  • К.Симонов
  • П.Коган
  • М.Кульчицкий
  • Д.Самойлов
  • Ю.Друнина
  • С.Орлов
  • Э.Асадов
  • С.Гудзенко
  • Б.Окуджава
  • М.Джалиль
Интернет-источники
  • http://festival.1september.ru/articles/647527/
  • http://fs1.ppt4web.ru/images/54691/108945/640/img5.jpg
  • http://www.playcast.ru/uploads/2017/05/04/22494027.png
  • http://www.mdou14lip.ru/files/images/pozdravliaem/455.gif
  • http://s40.radikal.ru/i090/1105/4d/60602197f277.jpg
  • http://agencyvolnyostrov.ru/autothumbs.php?img=/images/vystavki/xaldey_5a_480_341.jpg

Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».

Урок литературы в 6 классе

Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи : 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка д/з.

О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

С чьим стихотворением мы познакомились?

Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.

3.Подготовка к выразительному чтению . Самостоятельное чтение молча.

4.Чтение вслух . Учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?

6. Словарная работа .

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)

7.Анализ стихотворения . Беседа:

О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

Как изображает поэт войну?

Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)

8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

Что нового вы узнали из статьи?

10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)

12. Чтение мини-сочинений .

IY . Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения «Сороковые» - Самойлов Д.

Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

История создания

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Тема

Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны. В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни - юности.

Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком.

Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

метафору («Война гуляет по России…»),

анафору (4, 5, 6 строфы),

лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).
Автор создает картину хроники, употребляя подряд
одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.

Осенью 1912 года Иван Алексеевич Бунин сказал корреспонденту «Московской газеты»: «...мною задумана и даже начата одна повесть, где темой служит любовь, страсть. Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом».

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни - естественен и закономерен.