Введение в историю древнего мира. Урок «Введение в историю Древнего мира Исторические источники знаний

Дата: 02.09.17

Предмет: История Древнего мира

Класс: 5

Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна

Тема: Вводный урок

Тип урока: ОНЗ

Цел ь: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи:

Образовательные: создать у учащихся представления об истории как науке; рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Древнего мира.

ПОНЯТИЯ:

История, наука, папирус, исторические источники, археолог.

ДАТЫ:

Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

овладение знаниями о быте, культуре и традициях первобытных людей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Средства обучения: Учебник « История Древнего мира », А.А. Вигасин, Г.И. Годер и С.Свенцицкая, 5 класс, М., «Просвещение» 2016 год; карта, иллюстративный материал.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети.

Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний.

Теперь представьтесь вы. Расскажите что-нибудь о себе. Например, «Меня зовут …, я родился … Я увлекаюсь…».

Хорошо. Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается полноценное изучение исторической науки. Ребята, может, кто-нибудь из вас может предположить, что такое история?

Хорошо. Вспомните наше с вами знакомство. Вы начали свой рассказ с даты своего рождения. Даты вашего рождения – это и есть начало вашей истории.

Прочитайте на доске, что же такое история.

Запишите это определение к себе в тетради.

Обратите внимание на первое слово в предложении. Что оно означает? Выскажите предположения.

Верно. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них вы познакомитесь в школе.

Обратите внимание на доску. Ваша задача: подчеркнуть те словосочетания, которые относятся к истории как науке:

(Рис.1)

Изучает строение человека;

Изучает прошлое людей;

Изучает цифры и числа;

Изучает мир животных.

Хорошо. Ребята, как вы считаете, а зачем нужна история?

Ис­то­рия удо­вле­тво­ря­ет по­треб­ность че­ло­ве­ка в са­мо­по­зна­нии и са­мо­со­зна­нии. Для того чтобы по­нять себя, че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо знать свое про­шлое, по­ни­мать, как жили его пред­ки.

Отцом истории называют Геродота (показываю на портрет Геродота). Как вы думаете, почему его так называют?

Дело в том, что Геродот одним из первых начал описывать события, происходившие в его эпоху.

Представляются

Высказывают свои мнения

Читают: «История - это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом»

Записывают

Высказывают предположения: наука – это знания…

Слушают

Подчёркивают словосочетание «Изучает прошлое людей»

Высказывают свои предположения

Слушают речь учителя

Высказывают предположения

3. Открытие нового знания

Откройте учебники на с. 6. Прочитайте первый абзац.

Хорошо. Подумайте и вы: как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?

Прочитайте второй абзац и ещё раз ответьте на свой вопрос.

Запишите слово «Папирус» к себе в тетради и найдите его определение в учебнике на с.6.

Древние книги, надписи, рукописи – всё это исторические источники. Запишите понятие «Исторические источники» к себе в тетради.

Хорошо. Прочитайте следующий абзац.

Скажите, а пирамиды, памятники архитектуры могут считаться историческими источниками? Почему?

Ребята, а вы знаете, кто такие археологи?

Прочитайте следующий абзац и ответьте на вопрос: чем занимаются археологи и чем их работа помогает исторической науке?

Читают: «Откуда мы знаем как жили наши предки»

Высказывают предположения

Читают второй абзац

Отвечают на вопрос: мы это узнаём из древних книг и надписей.

Записывают

Записывают: исторические источники – это всё, что было создано человеком и может рассказать о жизни людей в прошлом.

Читают следующий абзац

Отвечают: да, могут, ведь созданы человеком и могут рассказать о жизни людей в прошлом.

Отвечают

Читают, отвечают на вопрос

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Заполним с вами таблицу «Исторические источники» у доски. Я диктую слова, а вы записываете их под нужными пунктами:

Книги;

Пирамиды;

Пословицы;

Рукописи;

Памятники;

Поговорки

Исторические источники

Выполняют работу у доски:

Исторические источники

Письменные Вещественные Устные

Книги Пирамиды Пословицы

Рукописи Памятники Поговорки

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

1. История – наука о …

А) прошлом планеты Земля;

Б) прошлом человечества;

В) будущем человека;

Г) развитии природы.

2. Археология изучает:

А) устное народное творчество;

Б) вещественные памятники;

В) памятники природы;

Г) письменные памятники.

3. К вещественным историческим источникам относятся:

А) древние рукописи;

Б) осколки посуды;

В) надписи на стенах зданий

Г) развалины домов и храмов;

Д) письма;

Е) кости людей и животных.

Оценивает учащихся

Выполняют самостоятельно

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Итак, ребята, давайте проверим, насколько внимательными вы были на уроке.

Что такое история?

Как называют людей, которые занимаются раскопками останков древних людей, их жилищ и орудий труда?

- История – это наука о прошедших событиях.

Этих людей называют археологами.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности.

С какой темой вы сегодня познакомились?

Кто оценил себя за весь урок « на высоте », можете поставить себе на полях карандашом « 5 »

Кто оценил себя « чуть ниже» - « 4 »

«Посередине» - « 3 »

Урок окончен.

Участвуют в рефлексии.

Осуществляют самооценку.





1. История- наша общая память. Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт. Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в годах наша страна воевала с гитлеровской Германией. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории. История-это память всего человечества о своем прошлом.


2. Что изучает история? Представьте, что найдены окаменевшие кости древнего зверя, который жил на земле целых пятьдесят тысяч лет назад, - мамонта. Заинтересует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей. Однако, если кости мамонта найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгорелые, значит зверь стал добычей первобытных охотников. А это важно для ученых - историков. Ведь такая находка рассказывает о прошлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древность, не любое прошлое, а только то, что связано с людьми. Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то с трех миллионов лет назад по вчерашний день.


3. Для чего нужна история. Невежды иногда спрашивают: "Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?" Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире. Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников. Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными вымыслами, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от заблуждений, не обижая при этом заблуждающихся людей. История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.


4. История сражается за правду и справедливость. В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их жестокого владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же? Дело в том, что таким правителям нужны очень послушные рабочие, учители, солдаты. Владыки мечтают, чтобы люди, словно механические роботы, послушно выполняли любые повеления, верили любой лжи. А настоящий ученый-историк говорит правду. Он честно отвечает на вопросы и ненавидит обман. Запомните: история не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее.


1. О ваших принадлежностях. Рабочий на заводе, крестьянин в поле, инженер в лаборатории и космонавт на звездном корабле пользуются разными инструментами, приборами. Ваш труд учеба. Здесь тоже не обойтись без нужных инструментов. На столе должно быть только то, что потребуется на уроке истории и ничего лишнего: -учебник и рабочая тетрадь по истории, -ручка и карандаши разных цветов, -дневник -учебник -хрестоматия (если это нужно) -контурные карты..


1. О ваших принадлежностях. Для юного историка очень важно, чтобы в тетради был полный порядок. Она должна быть обернута и подписана так, как скажет учитель. Работу в тетради начинайте с даты. Не забывайте о полях. Никаких ненужных рисунков и посторонних записей не делайте. В конце тетради можете оставить 1-2 странички для словарика незнакомых слов и пометок. Никогда не вырывайте листов из тетради! Для этого у прилежного ученика есть черновик. Запомните: история, как и всякое познание, не терпит неаккуратности.


2. Берегите время. Собираясь в школу, проверьте, все ли на месте, не забыли ли вы чего-нибудь. Ведь если вы будете просить друг у друга забытую вещь на уроке, возникнет шум и потеряется драгоценное время. Каждую минуту надо беречь. Отвечайте обязательно с дневником и тетрадью. Без разрешения учителя не подсказывайте и не дополняйте ответ товарища. Не надо никому мешать непрошеной подсказкой. Учитесь слушать других и говорить. Ваш ответ должен быть четким. Если стоите у карты или таблицы, становитесь к ним правым боком. Показывая что-то указкой, держите ее в правой руке, чтобы спиной не заслонять то, что показываете. Запомните: каждую сбереженную вами минуту учитель использует, чтобы рассказать и показать что-то интересное.


3. О четкой и правильной речи. Нередко школьники жалуются: Об этом я знаю, а вот рассказать не умею. Очень плохо! Свою речь надо строить так, чтобы рассказ был не только безошибочным, но и увлекательным, чтобы вас слушали с интересом. Уже давным-давно люди поняли, как важно правильно говорить, и даже создали целую науку о произнесении речей. А есть ли правила речи для юного историка? Это не секрет, вот они: -Говорите просто и понятно. Если вы узнали где-то новое слово, но не поняли, что оно означает, спросите у учителя. Не употребляйте слов, не зная их смысла. -Говорите кратко. Не засоряйте своего сообщения лишними словами, которые мешают вас понять. Подчеркивайте интонацией самое главное, на что слушатели должны обратить внимание. -Говорите связно. Каждое предложение в вашей речи должно быть связано с тем, что вы сказали раньше, и с тем, что вы скажете потом. Не перескакивайте с одного вопроса на другой, не торопитесь. Но и не затягивайте ответ. -Говорите точно. Всегда называйте людей по именам, города - по названиям. Старайтесь не пользоваться вместо них словами он и этот, чтобы не возникло путаницы.


4. Правила рассуждений. Когда вы поставили перед собой цель и начали работу, не отвлекайтесь и доведите ее до конца. Во-первых, хорошенько запоминайте все, что вы прочли в книгах или услышали на уроке. Записывайте самое главное, собирайте иллюстрации и, с разрешения учителя, помещайте в тетради. Постоянно ищите и накапливайте новые знания. Во-вторых, делайте выводы. У юного историка должно быть собственное мнение обо всем, что он узнал. В-третьих, не держите свои выводы в секрете. Обсуждайте их с товарищами, рассказывайте о своих мыслях. Спорьте с тем, кто, по вашему мнению, не прав. Ведь старая пословица говорит, что в спорах рождается истина. Только даже в самых горячих спорах будьте вежливы и не обижайте собеседника!


1. Перелистайте учебник и просмотрите, из каких разделов и рассказов он составлен. Обратите внимание, на какие части разделен каждый рассказ. 2. Чем этот учебник отличается от других учебников, которыми вы пользуетесь в школе и дома? А чем он похож на них? 5. Вопросы и задания.


2. Устная история в первобытные времена. Но первобытные люди не умели писать. Объяснить молодежи историю предков можно было лишь устно. Дети древних охотников заучивали наизусть длинные песни, обучались танцам, рассматривали рисунки на стенах пещер. Первобытные люди считали, что Землю создали боги, что боги заселили сушу зверями, а воды - рыбами. А потом будто бы от животных, рыб и птиц произошли люди. В охотничьих танцах юноши подражали повадкам зверей, которых считали своими предками. В песнях пели о давних подвигах богатырей, охотников и воинов, о славных предводителях. Это были интересные и увлекательные рассказы. Некоторые из древних сказаний и легенд дошли наших дней и очень дороги современному человеку. Устные истории со временем забывали, искажали. Правдивые воспоминания сменялись выдумками о богах, чудовищах. Поэтому запомните: первобытные сказания нельзя назвать настоящим историческим знанием.




3. История, записанная в древности. Прошли тысячелетия. Были изобретены буквы, появилась письменность. Самые важные события стали записывать, чтобы они не забывались. Народы стали лучше помнить собственное прошлое. Отцом исторической науки называют древнего греческого писателя Геродота. Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: История. Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали собирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений. Геродота. Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для женщин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали родителям в их труде. Лишь богатые и образованные люди писали и читали исторические сочинения.




4. Исторические знания в новые времена. Положение изменилось, когда люди научились печатать книги тысячами штук на станках. Книги стали намного дешевле, их начали покупать не очень богатые люди. Первыми серьезными историческими сочинениями в нашей стране, вышедшими в печатном виде, были труды М.В.Ломоносова.М.В.Ломоносова Много столетий спустя изобрели железные дороги, пароходы, электростанции. Управлять сложной техникой могут только грамотные и образованные люди. Поэтому в разных странах возникли школы, институты и университеты. Там изучали не только технику, математику, химию, но и историю, литературу, искусство. Ученые совершали важные открытия, писали большие исторические сочинения. Правительства различных государств не жалели денег на изучение прошлого, они понимали, как нужна история. В это время в России жили и работали такие выдающиеся историки, как Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М.Соловьев Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М.Соловьев и многие другие.




5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. К сожалению, в нашей стране судьба науки оказалась тяжелой. В октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков. Её возглавлял В.И.Ленин. Началась война. Родину постигли голод и разруха. Многие историки, опасаясь за свою жизнь, уехали за границу. Потом во главе партии большевиков и нашего государства оказался И.В.Сталин. Он считал, что может обращаться с наукой, как заблагорассудится. Сталин давал историкам указания и распоряжения, как им надо работать. Чаще всего это приводило к заблуждениям и ошибкам. А тех, кто осмеливался возражать и отстаивать истину, наказывали, отправляли тюрьмы. Ленин и Сталин. Старинный плакат Ленин и Сталин. Старинный плакат


5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. Любая книга, написанная историком, должна была восхвалять мудрость партии и ее вождей - Ленина и Сталина. Советская историческая наука переживала труднейшие годы. Тяжелый удар по историческому знанию нанесла Великая Отечественная война (). Профессоры, студенты, учителя оставили любимое дело и с оружием в руках защищали Родину. Многие героически погибли в боях. В 1956 г. после смерти Сталина его дела были осуждены. Ученые получили свободу и вернулись к любимой работе. Но еще целых тридцать лет историческое знание не могло развиваться в полную силу. Над многими очень важными вопросами ученым не разрешали работать. Тысячи документов были недоступны ученым. Конечно, и в это время историки трудились, не покладая рук, однако сделали вдесятеро меньше, чем могли бы. Обложка учебника, изданного в 1959 г.


В гг. нашу Родину разделили на части. Страну сделали отсталой и нищей. Остановились заводы. Опустели поля. Ослабла и уменьшилась армия. Школы и науку привели в полный упадок - в том числе ухудшилось изучение истории. Как видите те из вас, кто захотят стать историками, изберут для себя интереснейшую, но и труднейшую профессию. Перед вами - непочатый край работы. Быть может, вы сможете восстановить могучее Отечество в былых границах и вернуть ему прежнее величие. Возможно, именно вы станете основателями новой отечественной науки, науки 21-го века, в том числе - истории! Старинный плакат




Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только восстанавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начинается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками. Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников. Запомните: историческим источником называется все, что создано нашими предками и что может рассказать их жизни. Найденный в земле старинный меч, древняя рукопись, старая монета, документальный фильм - все это исторические источники. Историки изучают их и как бы переносятся в прошлое. Ученые разделили исторические источники на группы: 1. Каковы исторические источники?


Исторические источники Археологические- это вещи которые обнаружены под водой, землей Письменные – летописи, письма, документы, книги. Устные – сказания, пословицы, устаревшие слова Зрительные – это рисунки., карты, фотографии, слайды, кино- видеофильмы. Звукозаписи- грампластинки, магнитофонные записи,




Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие - вручную. Но все сберегают память о прошлом. Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения? Старинная рукопись. Наскальный рисунок древняя посуда и оружие


2. Музеи и архивы. В столицах разных государств есть большие музеи. Много их в Москве. В каждой области есть областной краеведческий музей. Словом "музей" в древности обозначали место, где будто бы жили богини искусства - музы. Там собирали лучшие картины и украшения, статуи и вазы. Позднее в музеях стали хранить различные старинные вещи. Самый известный музей нашей страны – Эрмитаж в Петербурге. Всемирно известен французский музей Лувр. Запомните: музеи - это места, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их. Есть литературные музеи, где хранится память о каком-либо знаменитом писателе или поэте, например, А.С. Пушкине. В музее техники можно увидеть станки, машины, приборы и автомобили. В музее оружия собрано вооружение разных стран и народов. Все вещи, хранящиеся в музейных залах, очень ценны для ученых. В зале одного из краеведческих музеев нашей страны.


2. Музеи и архивы. Музейные вещи называют экспонатами. Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией. Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях - архивах. Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились. Выставка в Лувре Музейные экспонаты


3. Личные коллекции. Многие ребята устраивают "домашние музеи", собирают коллекции старинных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование - очень полезное дело, но и здесь есть свои правила: 1. Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь. 2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных. 3. Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим. Собиратель - это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.


4. Вопросы и задания. 1. Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?? 2. Расскажите о работе музеев и архивов. Посетите областной краеведческий музей и подготовьте рассказ о том, что вы увидели. 3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в вашей школе? Если музей еще не создан, каким бы вы хотели его видеть? 4. Для чего собирают личные коллекции?


1. Археология Археология - исследование ископаемых древностей. Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников. Слово археология состоит из двух греческих слов: "архэ" и "логос". (По словарику в конце учебника или по "Словарю-справочнику по Всемирной истории для школьников" узнайте, что они означают.) Запомните: археологией называется историческое знание о найденных под землей и под водой следах человеческой жизни. Уже очень давно люди заметили, что в земле иногда обнаруживаются странные каменные остроконечники, ржавые ножи, бусины. Находки объясняли просто: говорили, по божьей воле эти вещи высыпались из грозовых туч. На самом деле, конечно, эти предметы сделаны руками предков. Но как же древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?




1. Археология Археологические памятники. Иногда малообразованные люди считают, что археологов интересуют золото и драгоценности. Совершенно неверно! Научная ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана - из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах. Часто для археолога черепок глиняного кувшина дороже слитков золота. Археологи ищут знания, а не богатства. Ученые исследуют развалины городов и крепостей, поселков и отдельных домов, ищут остатки храмов, башен, изучают могилы, пещеры, мастерские ремесленников, шахты и рудники, каналы и дороги, клады. Все это - археологические источники, или археологические памятники прошлого. Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили. К примеру, сибиряки разрывали древние могилы - курганы, чтобы добыть драгоценности, переплавить и продать их. Все остальное считали ненужным хламом, безжалостно ломали и выбрасывали. По приказу императора Петра Первого прекратили разгром и грабеж древних памятников. Начались первые научные раскопки.


1. Археология Археологические памятники в любом культурном обществе - всенародное богатство. Они охраняются законом. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление. Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения. Археологические находки. Как вы считаете, что здесь изображено? Археологические находки. Как вы считаете, что здесь изображено?




Правила разведок и раскопок. 1. Археология Чтобы узнать, где проводить раскопки, надо сначала провести разведку и отыскать археологические памятники. Внимательные и опытные археологи отправляются в походы вдоль рек и к озерам, наблюдают и беседуют с местными жителями. Когда археологические памятники обнаружены, составляется карта- план будущих раскопок. Разведчик-археолог должен быть выносливым и умелым, отлично знать компас, фотоаппарат, карту. Археологам иногда помогают летчики. Часто с большой высоты проводится аэрофотосъемка. На фотографиях видны темные полосы на месте древних разрушенных стен, каналов или дорог. А ведь с поверхности земли ничего не просматривается! По аэрофотографиям водолазы ищут затонувшие корабли и поселения на дне морей и озер. Раскопки ведут осторожно, землю снимают лопатами, стараясь рыть тонкими слоями - не больше 5 сантиметров. Когда появляются первые находки, археологи берут специальные ножи и кисточки и осторожно расчищают вещи. Их работа очень аккуратна и точна. Все найденное тут же бережно упаковывают. Иногда даже просеивают землю, чтобы не пропала ни одна мелкая находка.




2. Этнография. Чтобы лучше знать прошлое, историки обращаются помощью к разным отраслям знания - "помощницам". Одной из таких отраслей является этнография. (При помощи словарика в конце учебника переведите это слово.) Запомните: этнография описывает жизнь, быт и обычаи разных народов. Ученые выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней. Представитель народа маори, живущего в Новой Зеландии. Рисунок этнографа


2. Этнография. Некоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки. Выдающийся русский этнограф прошлого века Н.Н.Миклухо- Маклай всю жизнь посвятил изучению папуасских племен. "Добрым белым человеком с Луны" прозвали его папуасы. Он написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны. Н. Н. Миклухо-Маклай () 2. Антропология. Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились. Изучая окаменелые кости наших древнейших предков, ученые выясняют, как происходило очеловечивание. Запомните: историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас, называется антропологией. Восстановленный М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу облик первобытного мальчика, умершего много тысяч лет назад


2. Антропология. Останки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученый М.М.Герасимов долго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов. Кости мужчин отличаются от костей женщин, скелет европейца отличается от скелета азиата, череп юноши отличается от черепа старика. И опытному антропологу сразу видны эти различия. По зубам можно установить, чем питался древний человек, по костям рук и ног - чем болел и когда умер. Череп подсказывает, какими были исчезнувшие глаза, губы, волосы. Постепенно антропологи восстанавливают полные портреты предков. Так выглядела женщина, жившая на территории нашей страны три с половиной тысячи лет назад. Восстановлено учеными-антропологами


3. Нумизматика. Две тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги. На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называются монетами. Деньги - важнейший исторический источник. Их изучает особая наука - нумизматика. Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий. Если историки установят, что в какое-то время изготовлено много монет, значит можно предположить, тогда люди жили хорошо и вели оживленную торговлю. Если же монеты, наоборот, припрятывали в укромных местах, значит, наступали тяжкие времена. Древние монеты, обнаруженные вблизи современного города Белгорода-Днестровского




4. Геральдика. В древнюю пору у многих знатных людей имелись гербы - особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называется геральдика Герб и флаг нашей страны в 1900 г.




Урок 1. Введение в историю Древнего мира
Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловского Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой


  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

  • От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.

  • Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

  • Для лучшего понимания и запоминания расположения географических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.
Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы



  1. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.


    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

    1. Рассказ учителя .
Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?


    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному .

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)
Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?


  1. Рассказ учителя .
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.


  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).
Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.



  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом организует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»


    1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.


  1. Фронтальная беседа с классом по вопросам .

  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

  • Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

  • Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

      1. Переход к новой теме
    Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

    • Как жили древнейшие люди?

      1. Изучение новой темы
    План

        1. Облик далеких предков.

        2. Первое орудие труда.

        3. Охота и овладение огнем.
    На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое

    стадо, палка-копалка, рубило.


          1. Рассказ учителя .
    Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

          1. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

    • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

    • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)

    • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

          1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника .
    Задание : рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михайловского) и опишите облик древнейших людей.

          1. Беседа по вопросам .

    • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

    • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

    • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
    (Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

    • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

          1. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).
    Задание : выяснить, как охотились древнейшие люди.

          1. Работа с новыми терминами.
    Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

          1. Рассказ учителя .
    Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

          1. Работа с художественной литературой .
    Зачитать отрывок из книги Д"Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительными источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги.

    «.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.


    • Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

    • Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.
    Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

    Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...»


    1. Закрепление изученного материала

      1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

      2. Впишите недостающие слова.

    • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

    • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

    • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

    • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

    1. Подведение итогов урока
    Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайловского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

    Дополнительный материал

    В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна).

    Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1 ООО см 3 (у австралопитеков он равен 600-650 см 3 ). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы помнились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению

    они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

    Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

    Энциклопедический словарь юного историка.

    М., 1994. С. 386-387.
    Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

    Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

    Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).

    Ход урока


      1. Организационный момент

      2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
    «Древнейшие люди»

    1 . Подготовка устного ответа по карточке № 2.

    Примерный ответ учащегося

    Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

    но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.


    1. Творческая работа (2 ученика).
    Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

    1. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
    ...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

    • Что давал огонь первобытным людям?

    • Как они его сохраняли?

    • Почему потеря огня считалась несчастьем?

    1. Работа с классом. Проверка знания терминов.

    • Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

      1. Переход к изучению новой темы
    Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

    • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

      1. Изучение новой темы
    План

        1. Жизнь в суровых климатических условиях.

        2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

        3. Родовая община.

  • страница 1

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

    Задачи урока :

    образовательные :

    Создать у учащихся представления об истории как науке;

    Познакомить учащихся с лентой времени;

    Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

    развивающая :

    Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

    воспитательная :

    Формирование мотивации к изучению истории.

    Оборудование:

    Компьютер;

    Мультимедийная доска или проектор;

    Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вводный урок по истории Древнего мира

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

    Задачи урока :

    образовательные :

    Создать у учащихся представления об истории как науке;

    Познакомить учащихся с лентой времени;

    Рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

    развивающая :

    Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

    воспитательная :

    Формирование мотивации к изучению истории.

    Оборудование:

    Компьютер;

    Мультимедийная доска или проектор;

    Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

    Глобус.

    План урока.

    I. Изучение нового материала.

    1. Что такое история.

    2. О чем рассказывает история Древнего мира.

    3. Исторические источники.

    4. Как устроен учебник.

    II. Закрепление изученного.

    Ход урока

    I. Изучение нового материала

    Слайд 1 (тема урока ). Презентация

    Слайд 2 (цели и задачи урока )

    1. Что такое история

    Урок начинается с вводного слова учителя:

    Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

    На основании сказанного учитель подводит итог:

    История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

    Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.

    История делится на всемирную и отечественную.

    Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

    Учитель обобщает ответы:

    Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

    Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

    Слайды 3-6

    Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

    Запись в тетрадь:

    История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

    Слайд 7

    Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

    Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

    Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

    Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

    2. О чем рассказывает история Древнего мира

    Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

    Примерные ответы: давний, старый.

    Запись в тетради : История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

    История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

    3. Исторические источники

    Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

    Слайд 8-11

    Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

    Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

    Вопрос: как люди находят исторические источники?

    Слайд 12

    Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

    Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

    Слайд 13

    Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

    Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток) . Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

    4. Как устроен учебник

    Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

    II. Закрепление изученного на уроке

    Задания:

    1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

    I. Организационный момент И. Изучение новой темы

    План

      Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

    На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

    источник, история, Всеобщая история.

      1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

      1. Рассказ учителя .

    Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

    Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

      1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

        Беседа по прочитанному .

      Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

    Как называется наука, изучающая вещественные памятники

    истории? (Это наука археология.)

    Как работает археологическая экспедиция?

      Рассказ учителя .

    Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

    Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

    По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

    Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

      Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

    Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

    Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

    История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

      1. Закрепление изученного материала

      Что нового вы сегодня узнали на уроке?

      Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

      Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

      Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

      Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

      1. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.