Что-то есть в нем от русских песен.


Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.


Какое настроение создаёт это стихотворение? Почему? Какие слова и выражения создают такое настроение? Зима мохнатый лес баюкает. С тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака. Метелица больно холодна. Воробышки, как детки сиротливые, прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней. Вьюга с ревом бешеным стучит по ставням и злится все сильней.






Изобразительные средства языка Эпитеты Мохнатый лес Глубокая тоска Воробышки игривые Детки сиротливыеС рёвом бешеным Пташки нежныеУ мёрзлого окна Седые облака Шелковым ковром Эмоционально окрашенные слова аукаетбаюкаетстозвоном сосняка метелицаворобышки детки пташки Олицетворение Зима аукает, баюкает Вьюга стучит, злится В улыбках солнца Красавица весна Седые облака





«Поет зима, аукает…»

Подготовила: Терентьева Е.П.

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 г.Сыктывкар


В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и сень – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «…»

Всей России встают черты…


Сергей Александрович Есенин 1895 - 1925







Какие слова и выражения создают такое настроение?

Какое настроение создаёт это стихотворение?

Почему?

Зима мохнатый лес баюкает.

С тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

Метелица больно холодна.

Воробышки, как детки сиротливые, прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.

Вьюга с ревом бешеным стучит по ставням и злится все сильней.



Синонимы

Метелица

Вьюга

Вихри

Воробышки

Детки

Пташки

Сравнение

Как детки сиротливые

Метафора

Метелица ковром шелковым стелется



Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Понагнулась,как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Сылки :

http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сергей Есенин «Поёт зима - аукает …», «Берёза».

В этом имени – слово « есень », Осень, ясень, осенний цвет, Что – то есть в нём От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что – то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты.. Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты…

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу. С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство. Серёжу любили все. Но, по словам самого поэта, больше всего его любила бабушка. Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому дала толчок его бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад. Серёжа подрос, его отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Есенина стала поэзия. Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы».

Сергей Есенин «Поёт зима - аукает…»

Олицетворение - поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

Метелица - метель, вьюга, буран.

«Воробышки игривые, Как детки сиротливые …»

Сергей Есенин « Берёза »

Бахрома - Кайма – Кисти - тесьма для обшивки чего – нибудь, ряд свободно свисающих нитей. отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

Белая берёза П од моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Используемые ресурсы: 1. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/749/65749763_1288005148_Sergey_Esenin_1925.jpg 2 . http://cvid.ru/pics/15047/d0b7d0b8d0bcd0b0.jpg 3. http:// hq-oboi.ru/photo/vspomnish_i_vzdrognesh_1280x1024.jpg 4. http:// horde.me/uploads/posts/50cec7abe55b18.84772116.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения"Поет зима,аукает..."

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" "Поет зима,аукает..." (С. Есенин)....

Урок чтения в 3 классе. С.Есенин "Поёт зима аукает..." с презентацией

Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…»)Цель: отработка у учащихся функционально-грамотного чтения; развитие у учащихся в процессе работы...

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
  2. развивать умение анализировать произведение
  3. воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 1. (Пословица)

Как вы ее понимаете?

(Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным.)

Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем на нашем уроке.

II. Погружение в урок

(Звучит музыка Вивальди «Зима»

Слайд 2.

Тихо в густом сосновом лесу. Все покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики украсились нежным пушистым инеем.

Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.

III. Сообщение темы урока

О зиме прекрасное стихотворение «Поет зима – аукает...» написал Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я познакомлю вас с этим произведением. Будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

Слайд 3. (Тема урока)

IV. Вступительная беседа

Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.

Слайд 4. (С.А. Есенин)

Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.

Слайд 5. (Дом С. Есенина)

Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.

Слайд 6. (Берег реки Оки)

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.

Слайд 7. (Рязанская природа)

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

V. Знакомство с произведением С. Есенина

1. Слушание стихотворения «Поет зима – аукает...». (Читает учитель)

2. Беседа после чтения. Понравилось вам стихотворение?

3. Словарная работа. Все ли слова понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

VI. Анализ произведения

1. Прочитайте первую строфу.

– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.

Эти слова взяты из жизни природы или человека? Докажите.

– «Мохнатый лес» – это какой лес?

– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)

(Составляется партитура чувств)

Слайд 8. (Партитура чувств)

– Как изображены облака?

– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?

– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?

2. Прочитайте вторую строфу.

– Как изображена метель?

Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?

Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)

– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)

– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?

3. Физкультминутка

Вы – мои воробышки игривые
Крылышки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите...
Ну-ка, пташки, хватит спать,
Надо прыгать и играть!

(Выполнение движений под музыку)

4. Прочитайте третью строфу.

– Почему они замерзли?

– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)

– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)

– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?

5. Прочитайте четвертую строфу.

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?

– Что им снится? Почему?

– Каков образ весны?

– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)

– Какую картину можно нарисовать?

6. Какова главная мысль этого произведения?

VII. Выразительное чтение

1. Мы с вами составили партитуру чувств. Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.

Чтение стихотворения учащимися: за лидером, индивидуально.

2. Какие слова, выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?

VIII. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью

1. К какому жанру относится данное произведение?

Слайд 9. (Жанры произведений)

Покажите на моделях. (Дети на листочке рисуют треугольник)

2. Какова его тема?

Слайд 10. (Тема чтения)

Покажите. (Треугольник закрашивают зеленым цветом)

4. Как называется это произведение? Напечатайте.

5. Сравните с моей моделью.

Слайд 11. (Образец модели обложки)

IX. Итог урока

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?

Вот вы и узнали, над чем заставило вас задуматься это стихотворение: надо чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

Недаром в начале урока звучала пословица: «Мало уметь читать, надо уметь думать»!